![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предложение монополиста в долгосрочном периодеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и дол госрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль. Решение монополиста об изменении масштабов производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса. 203 Проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизация издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так Как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки, (рис. 9.3). При увеличении рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC 2, которые значительно превышают их минимальные значения при объеме выпуска, равного q *. Если спрос позволяет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки (MR = MC2Q), то это позволит монополисту увеличить суммарное предложение до 2Q*, построив два равно эффективных завода с выпуском, равным Q*. Это будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmn. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня Р Q до уровня Р2 Q., суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения, что потребует обеспечения равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.
В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. Из всего сказанного следует, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может и уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения нет. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.4а), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 9.46). Поэтому для монопольного рынка кривой предложе ния, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом пред ложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершенно конкурентных фирм является заданность цен как критерия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует. 9.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗМА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ Экономические последствия монополии Несмотря на то что рынок в условиях монополии — равновесный, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производ- 205
ства, что свидетельствует о неэффек-тивном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокрашению общественного благосостояния. Допустим, функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС (рис. 9.5). В этом случае монопольный выпуск составит QM против кон-курентного QK при соответствующих ценах Рм и Рк. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительско-го излишка, равная площади прямоугольника (А), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади сегмента (С). Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А — С), что даст величину потерь, рав-ную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспре-делении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Поэтому даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения,; полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.29 (0.007 с.) |