Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предложение монополиста в долгосрочном периодеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и дол госрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль. Решение монополиста об изменении масштабов производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса. 203 Проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизация издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так Как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки, (рис. 9.3). При увеличении рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC 2, которые значительно превышают их минимальные значения при объеме выпуска, равного q *. Если спрос позволяет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки (MR = MC2Q), то это позволит монополисту увеличить суммарное предложение до 2Q*, построив два равно эффективных завода с выпуском, равным Q*. Это будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmn. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня Р Q до уровня Р2 Q., суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения, что потребует обеспечения равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.
В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. Из всего сказанного следует, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может и уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения нет. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.4а), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 9.46). Поэтому для монопольного рынка кривой предложе ния, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом пред ложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершенно конкурентных фирм является заданность цен как критерия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует. 9.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗМА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ Экономические последствия монополии Несмотря на то что рынок в условиях монополии — равновесный, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производ- 205 ства, что свидетельствует о неэффек-тивном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокрашению общественного благосостояния. Допустим, функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС (рис. 9.5). В этом случае монопольный выпуск составит QM против кон-курентного QK при соответствующих ценах Рм и Рк. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительско-го излишка, равная площади прямоугольника (А), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади сегмента (С). Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А — С), что даст величину потерь, рав-ную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспре-делении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Поэтому даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения,; полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.007 с.) |