Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядковый подход к анализу полезности
Будучи менее «жестким», порядковый подход предполагает, что потребитель может лишь ранжировать полезность и выбирать наборы благ по их индивидуальной предпочтительности. В работах крупнейших представителей данного направления -В. Парето, Е. Слуцкого, Р. Аллена и особенно Дж. Хикса — были сформулированы основные предположения (аксиомы) порядкового подхода. 1. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравни 2. Предположение о транзитивности выбора. Транзитивность 3. Предположение о ненасыщаемости. Качество благ при сравне В дальнейшем мы будем рассматривать потребительский выбор Первый этап исследования потребительского выбора состоит в анализе потребительских предпочтений, или желания потребителя выбрать тот или иной набор благ. Для простоты мы будем рассматривать потребительские наборы, состоящие всего лишь из двух благ, например, если набор (потребительская корзина) А состоит из 10 кг муки и 2 кг соли, то это обозначается Л(10, 5) или, в общем виде, А(х, у). 56 На рисунке 3.2а графически изображена функция полезности потребителя. Предположим, что мы хотим достигнуть уровня полезности U `. Чтобы определить все наборы благ, соответствующие данной полезности, «рассечем» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U `. Получившаяся на плоскости в координатах х, у (рис. 3.26) кривая называется линией уровня, или изоклиналью. Какому-либо другому уровню полезности соответствует другая линия уровня, причем чем правее и выше она располагается, тем больше уровень полезности. Согласно аксиоме о сравнимости потребитель способен ранжировать полезности либо считать разные наборы благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель в своем выборе проявляет «безразличие». В связи с этим в теории потребления линия уровня называется кривой безразличия.
Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет собой наборы благ (х, у), равноценных между собой с точки зрения потребителя. Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рис. 3.26). Карта безразличия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рационально, он выбирает максимальную полезность. Кривые безразличия обладают следующими свойствами. 1. Кривые безразличия (для нормальных, полноценных товаров) имеют отрицательный наклон. Это свойство следует из определения функции полезности о максимальной полезности, извлекаемой из потребления блага, а также из аксиомы о ненасыщаемости. 57 2. Как уже отмечалось, кривая безразличия, лежащая правее и вь 3. Кривые безразличия не пересекаются, через каждую точку мс 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точ» 5. Кривые безразличия, как правило, выпуклы к началу коорд! Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтен! потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называет! предельной нормой замещения. Предельная норма замещения благом х блага у (MRS } предста: ляет собой объем блага у, от которого должен отказаться потребител чтобы увеличить потребление блага х на единицу при неизменно уровне полезности.
MRS = -Dy: Dx при U = const (рис. З.За). Геометрически, при м лых Ar, MRS равен наклону касательной к кривой безразличия в л! бой точке, например в точке А. По мере увеличения потребления бла х (т.е. насыщения), величина MRS убывает, а касательная становит< все более пологой. На рисунке 3.36, в показаны карты безразличия, характерные для абсолютно взаимозаменяемых товаров, когда MRS = const, и для абсолютно взаимодополняемых товаров, когда MRS = 0. Связь MRS с предельной полезностью определяется соотношением MUX: MUy = -D У: DХ = MRSxy Известны примеры, когда кривые безразличия имеют положительный наклон. В таких случаях принято говорить, что одно из благ, входящих в потребительскую корзину, приносит потребителю отрицательную полезность, т.е. по сути является «антиблагом».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.) |