Порядковый подход к анализу полезности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядковый подход к анализу полезности



Будучи менее «жестким», порядковый подход предполагает, что потребитель может лишь ранжировать полезность и выбирать наборы благ по их индивидуальной предпочтительности.

В работах крупнейших представителей данного направления -В. Парето, Е. Слуцкого, Р. Аллена и особенно Дж. Хикса — были сфор­мулированы основные предположения (аксиомы) порядкового под­хода.

1. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравни­
вать и ранжировать (упорядочивать) возможные наборы благ, причем
результатом сравнения может быть только предпочтение (>) или без­
различие (~). Например, А > В означает, что набор А для потребителя
лучше набора В; запись А ~ В означает потребительскую равноценность
наборов.

2. Предположение о транзитивности выбора. Транзитивность
выбора состоит в том, что если А > В и В > С, то А > С, или если А ~ В
кВ~С,тА~С,
или если А > В и В ~ С, то А > С.

3. Предположение о ненасыщаемости. Качество благ при сравне­
нии корзин есть величина заданная, потребитель выбирает набор по
количественному признаку. Если количество каждого товара набора А
равно соответствующему количеству набора В, то А ~ В. Если набор А
имеет количественное превосходство хотя бы по одной товарной по­
зиции, то А > В.

В дальнейшем мы будем рассматривать потребительский выбор
с позиций порядкового подхода.          ,

Первый этап исследования потребительского выбора состоит в анализе потребительских предпочтений, или желания потребителя выбрать тот или иной набор благ. Для простоты мы будем рассматри­вать потребительские наборы, состоящие всего лишь из двух благ, на­пример, если набор (потребительская корзина) А состоит из 10 кг муки и 2 кг соли, то это обозначается Л(10, 5) или, в общем виде, А(х, у).

56


На рисунке 3.2а графически изображена функция полезности потре­бителя. Предположим, что мы хотим достигнуть уровня полезности U `. Чтобы определить все наборы благ, соответствующие данной по­лезности, «рассечем» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U `. Получившаяся на плоскости в координатах х, у (рис. 3.26) кривая называется линией уровня, или изоклиналью. Какому-либо дру­гому уровню полезности соответствует другая линия уровня, причем чем правее и выше она располагается, тем больше уровень полезности. Согласно аксиоме о сравнимости потребитель способен ранжи­ровать полезности либо считать разные наборы благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель в своем вы­боре проявляет «безразличие». В связи с этим в теории потребления линия уровня называется кривой безразличия.

Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет собой наборы благ (х, у), равноценных между собой с точки зрения по­требителя.

Картой безразличия называется полная совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя (рис. 3.26). Карта безраз­личия полностью отражает все его индивидуальные предпочтения. Когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рациональ­но, он выбирает максимальную полезность.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1. Кривые безразличия (для нормальных, полноценных товаров) имеют отрицательный наклон. Это свойство следует из определения функции полезности о максимальной полезности, извлекаемой из по­требления блага, а также из аксиомы о ненасыщаемости.

57


2. Как уже отмечалось, кривая безразличия, лежащая правее и вь
ше какой-либо другой кривой, содержит более предпочтительные н;
боры. Это вытекает из аксиомы о ненасыщаемости и свойства 1. JIi
нии уровня на рис. 3.26 расположены по возрастанию полезности,
а следовательно, предпочтительности.

3. Кривые безразличия не пересекаются, через каждую точку мс
жет быть проведена только одна кривая безразличия. Если данное cboi
ство не выполняется, то тогда нарушается аксиома транзитивности.

4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точ»
в пространстве потребительских благ. Это вытекает из аксиомы о ерш
нимости..

5. Кривые безразличия, как правило, выпуклы к началу коорд!
нат. Другими словами, наклон кривой безразличия уменьшается г
мере роста потребления какого-либо блага. Это свойство объясняете
действием закона убывающей предельной полезности.

Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтен! потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называет! предельной нормой замещения.

Предельная норма замещения благом х блага у (MRS } предста: ляет собой объем блага у, от которого должен отказаться потребител чтобы увеличить потребление блага х на единицу при неизменно уровне полезности.

MRS = -Dy: Dx при U = const (рис. З.За). Геометрически, при м лых Ar, MRS равен наклону касательной к кривой безразличия в л! бой точке, например в точке А. По мере увеличения потребления бла х (т.е. насыщения), величина MRS убывает, а касательная становит< все более пологой.


На рисунке 3.36, в показаны карты безразличия, характерные для абсолютно взаимозаменяемых товаров, когда MRS = const, и для абсо­лютно взаимодополняемых товаров, когда MRS = 0.

Связь MRS с предельной полезностью определяется соотношением MUX: MUy = -D У: DХ = MRSxy

Известны примеры, когда кривые безразличия имеют положи­тельный наклон. В таких случаях принято говорить, что одно из благ, входящих в потребительскую корзину, приносит потребителю отри­цательную полезность, т.е. по сути является «антиблагом».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.)