Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и механизм рыночного равновесия концепция рыночного равновесия
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен появления трудов великих греков Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется прежде всего количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. 27 Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека. Обеим теориям свойственны сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и в известном смысле логически неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некий компромисс, точнее, синтез этих двух направлений, который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов — производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине XIX в., среди которых особое место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов: (1) покупатели, представляющие рыночный спрос, и (2) продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересованы в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеют серьезных стимулов к изменениям. Это возможно, прежде всего, при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен. А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.
Понятие рыночного спроса Количество покупаемого товара называется объемом спроса. Спрос выражает не просто потребность, а именно платежеспособную потребность покупателя, поэтому он может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Цена спроса относитель- 28 но фиксированного объема блага обычно называется резервируемой ценой покупателя. Рыночный спрос — это максимальная совокупность товаров и услуг, которые потребитель желает приобрести в единицу времени при данных экономических условиях. Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й товар (Q d i) от всех определяющих его факторов. К таким факторам, например, относятся: Pi — цена данного товара; Pj, Р n — цены заменяющих или дополняющих товаров; I— доход покупателя в единицу времени; W — накопленное богатство; Т — вкусы и предпочтения покупателя; Е — ожидания покупателя (в том числе — инфляционные); К — культурно-психологические факторы. Следовательно, функция спроса может быть представлена в общем виде: =f(Pi, Pj, Pn, I, W, T, E, R). Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены Р i объем спроса Q d i уменьшается (не возрастает). Функция спроса от цены Q d i = Q d i (Pi), отражающая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса (рис. 2.1), либо аналитически, например в виде линейной зависимости Q d i = а – bPi, где a, b — константы.Зависимость типа Р i= Р(Q d i) называется обратной функцией спро са. Она отражает зависимость максимальной цены, которую готов заплатить покупатель, от объема приобретаемого товара.
На рисунке 2.2 показано отличие изменения объема спроса от изменения самого спроса. Если цена P i, скажем, снизится, то объем спроса увеличится с Q 1 до Q 2, так как на изменение последнего действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А—С вдоль линии спроса. В случае если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товары-заменители и т.п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D 1 до D 2, что соответствует перемещению А—В и росту спроса до уровня Qз • В области, расположенной -выше линии спроса, покупки невозможны, в об- 29 ласти ниже линии спроса все покупки не вполне эффективны для покупателя. Известны исключения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью (рис. 2.1, линия D'): 1) парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители); 2) асимметричная информация (низкие цены «сигнализируют» 3) «престижное» потребление (эффект Веблена). Товар в данном 4) эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической не
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.008 с.) |