Фундаментальная теорема экономики благосостояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фундаментальная теорема экономики благосостояния



Мы описали необходимые условия достижения эффективности по Парето, но не исследовали о том, может ли реальная экономика «ес­тественным путем» достичь границы возможностей полезности. Дру­гими словами, конкурентная среда автоматически создает механизмы, обеспечивающие эффективное производство и распределение. Стро­гое доказательство теоремы требует сложных математических выкла­док, здесь уместно ограничиться лишь логическими аргументами.

Фундаментальная теорема благосостояния утверждает, что если выпол­няются все условия конкурентного рынка, то экономика будет стремиться к границе доступной полезности, а следовательно, к Парето - эффективно - му состоянию.

Итак, мы должны показать, что в условиях совершенной конку­ренции распределение ресурсов должно быть: 1) потребительски-эф­фективным; 2) производственно-эффективным; 3) эффективным по Парето (MRS = MRT);

1) Эффективность потребления. В условиях нашего примера тот факт, что субъекты обмена приобретают блага по одним и тем же це­нам, означает, что оба платят за буханку хлеба цену Рь и за галлон вина — цену Рu. Основное положение теории потребительского выбо­ра состоит в том, что необходимым условием максимума полезности А является: MRSAVB = Рв: Pv.

Таким же образом и стратегия максимума полезности В характе­ризуется следующим равенством:

MRSBVB=PB: PV

Из данных уравнений следует, что: MRS CAINVB=MRSABELVB

Это условие является требованием потребительской эффектив­ности.

2) Производственная эффективность. В условиях конкуренции фирмы конкурентны как на рынках факторов, так и на рынках про­дукции. Тогда все фирмы сталкиваются с одними и теми же ценами на труд (ω) и капитал (r). Мы знаем, что для минимизации издержек фир-

189


ма по производству хлеба должна сделать свою предельную норму тех-1 нологической замены равной соотношению цен на труд и капитал:

MRTSBKRLEAD = w: r.

Фирма — производитель вина делает то же самое для минимизаЦ ции своих издержек:

MRTSWINEKL = w: r.

Из уравнений получаем:   MRTSBKRLEAD = MRTSWINEKL. Это необходимое условие эффективности производства.

3) Эффективность распределения. Остается показать, что экономика эффективна в отношении распределения, т.е. предельная нора трансформации двух товаров равна предельной норме замены. Вспомним, что максимизирующая прибыль конкурентная фирма производит продукцию на том уровне, при котором предельные издержки и це| на равны:

Р b = МСВ и Р u = MCV, или МСВ: MCV = Рв: Pv.

Тогда получаем: MRSCAINVB = MRSABELVB = MCB: MCV.

Из ранее выведенного соотношения МСВ: MCV = MRTVB.

Тогда имеем: MRSCVABIN = MRSABELVB = MRTVB.

Это и есть необходимое условие эффективности по Парето, что отражено на рис. 8.9.

Парето-эффективное распределение — необязательно справедливое распределение. Существует множество форм распределения, стремящихся решить проблему справедливости, например уравнительное распределение, распределение в пользу беднейших социальных групп и т.п. Решение этой проблемы лежит уже вне сугубо экономического анализа.

Наряду с этим, «чистый» конкурентный рынок встречается крайне редко. К факторам, искажающим и нарушающим законы совершенной конкуренции, относятся, например, монопольная власть продавца (по­купателя), асимметричная информация, внешние эффекты и обще­ственные блага. В дальнейшем мы рассмотрим часть этих факторов.

Проблемы распределения и общественного благосостояния

Одним из достоинств оценки экономической эффективности при помощи критерия Парето является то обстоятельство, что экономи­стам не требуется проводить межличностные сравнения полезности. Этот критерий оценки распределения ресурсов не зависит от измере-190


и сравнения величины полезно­сти, полученной каждым индивидом в отдельности. Единственное, что мы должны знать, — ухудшится ли благосостояние одного индивида, если улучшится благосостояние другого, а вовсе не то, что «заслужи­вает» тот или иной субъект. Тем не менее неясно, обеспечивает ли со­стояние по Парето желаемое распре­деление благ с точки зрения каждо­го субъекта. Для ответа следует еще раз обратить внимание на функцию

возможных полезностей UA на рис. 8.11. По определению, все точки на кривой UA есть точки Парето, но они представляют совершенно разное распределение реального дохода между субъектами. Какая же точка наилучшая? Критерий Парето-состояния не предполагает точного оп­ределенного выбора среди них. Если мы выбираем только одну точку, то рано или поздно должны будем произвести межличностное сравне­ние полезностей, для чего потребуется ввести некоторые другие оце­ночные показатели, и в частности понятие «функция общественного благосостояния», которая отражает взгляды общества на то, «заслу­живает» ли каждый экономический субъект в смысле распределения благ. Представим, что, подобно благосостоянию каждого индивида, общественное благосостояние зависит от количества потребляемых обществом товаров и является функцией (W) полезности каждого ин­дивида.

Общественное благосостояние = W (UC, UA), где UA уровень по­лезности субъекта А;   U е - В.

Допустим, что стоимость общественного благосостояния растет по мере увеличения UB или UA. Общество в целом достигает большего благосостояния, когда каждый из его членов становится более состоя­тельным. В тех случаях, когда члены общества не способны оценить или классифицировать полезность каждого индивида в отдельности, функция общественного благосостояния даже не будет иметь места. Мы допускаем ее существование.

Подобно тому как функция полезности индивида на товары мо­жет быть представлена семейством кривых безразличия, так и функ­ция общественного благосостояния задается графически в виде кри­вых безразличия, построенных для полезностей разных людей. Типич­ный набор кривых безразличия изображен на рис. 8.11. Отрицательный

191


наклон кривых говорит о том, что, если полезность одного субъекта уменьшается, единственный способ поддержать данный уровень общественного благосостояния заключается в том, чтобы увеличить полезность другого субъекта, и наоборот. Наклоны кривых безразличия представляют собой стоимостные оценки того, как общество заботиться о полезности двух индивидов. Общий уровень общественного благосостояния увеличивается по мере движения вправо вверх, отражая тот факт, что с увеличением полезности каждого индивида растет общественное благосостояние.

Общественное благосостояние и справедливость

На рисунке 8.12 кривые социального безразличия накладываются на кривую полезности UA. Точка а не отражает общественно эффективного распределения в сравнении с точкой Ь, так как точка b расположена на более высоком уровне кривой безразличия, хотя точка а является точкой Парето, а точка b — нет. Таким образом, показатели благосостояния общества в целом, отраженные в функции обществен­ного благосостояния, предпочитают более равномерное распределение реального дохода. При этом ясно, что точка с еще предпочтительнее точек а и Ь, поскольку соответствующее ей распределение более «спра­ведливо».

Основная теорема благосостояния указывает, что конкурентная система с полным набором рынков по всем товарам приведет к рас­пределению благ на уровне, соответствующем линии доступной по­лезности. Вместе с тем нет основания считать, что это будет какая-то особая точка, в которой общественное благосостояние максимально. Именно поэтому, даже если экономика производит распределение ре-

сурсов по Парето, для достижения' «справедливого» распределения по­лезности может возникнуть необхо­димость государственного вмешательства. Следовательно, теория эко­номики благосостояния обеспечивает базу для нормативной работы по,раз-работке основ государственной эко­номической политики в данной обла­сти.

Однако в отношении теории благосостояния, в том ее понимании, которое изложено выше, имеется не­мало спорных вопросов. Прежде все-


го, в ее основу положен крайне индивидуалистический и сугубо ути­литарный взгляд на полезность и людей, и ее максимизацию. Это вид-ло даже по формулировке функции общественного благосостояния. Основная концепция, выраженная в приведенном уравнении функции, заключается в том, что хорошая экономика — это та экономика, в ко­торой все индивидуумы получают для себя максимальную полезность. Но в обществе могут быть и иные цели развития, например максими­зация мощи государства, ликвидация бедности или неравенства, обес­печение условий для духовного развития человека и т.д. Экономика благосостояния не может раскрыть особенности функционирования таких обществ.

Ввиду того что теория экономики благосостояния на первое ме­сто выдвигает предпочтения людей, она требует, чтобы эти предпочте­ния воспринимались и оценивались достаточно точно. Однако такое требование практически невыполнимо, поскольку индивиды не в со­стоянии ответить на вопрос об истинной полезности того или иного блага, и не только потому, что вкусы и критерии оценки постоянно меняются, а потому, что человек может просто ошибаться в оценке полезности, особенно если учитывать значительные временные про­межутки. Кроме того, фирмы-производители зачастую манипулиру­ют нашими вкусами, и мы вынуждены потреблять то, что нам предла­гают, а не то, что нам полезно.

Другой возможной проблемой в экономике благосостояния яв­ляется ее связь с результатом. Экономические состояния оценивают­ся в смысле распределения ресурсов, а не так, как было установлено и оформлено это распределение. Свободны ли люди, заключающие кон­тракты? Демократичны ли общественные процессы? В действитель­ности отношение людей к рынкам находится в большой зависимости от факторов, которые имеют мало общего с экономикой благосостоя­ния. Идеология и политика играют важнейшую роль в формировании отношения члена общества к рынку. Например, тот, кто уделяет боль­шое внимание личной свободе, поддерживает идею свободных рын­ков, в которых индивиды принимают собственные решения и распла­чиваются за их последствия. Тот же, кто рассматривает конкурентные системы как неэффективные и несправедливые и приветствует обще­ственные приоритеты в подходах к решению экономических проблем, предпочитает сильное государственное регулирование экономики. Те­ория экономики благосостояния полезна хотя бы потому, что, с одной стороны, она предоставляет ученым плодотворный материал для на­учной дискуссии, а с другой стороны — предлагает точный и ясный критериальный подход к проблеме распределения ресурсов.

193


 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Равновесие, сложившееся в отдельной конкурентной отрас­
ли или на отдельном рынке производства относительно од,;
неродного продукта, называется частичным равновесием.'
Однако рынки всех товаров и всех производственных фак--
торов в действительности взаимосвязаны. Равновесие всех
отраслей одновременно называется всеобщим равновесием^-
Анализ всеобщего равновесия позволяет нам понять, как от­
дельные части экономики сочетаются вместе, как экономи­
ческая система работает в качестве единого механизма.

2. Когда рынки взаимосвязаны, сдвиг кривых предложения
и спроса на одном рынке может оказать важное влияние на
цену и выпуск на другом рынке. Анализ частичного равно­
весия воздействия сдвига может быть ошибочным из-за не­
доучета результатов взаимовлияния, в частности эффекта
обратных связей. Главная проблема, которую пытается раз­
решить теория общего равновесия, заключается в том, ка­
ким образом конкурентная экономическая система прихо­
дит в такое состояние, при котором возможно эффективное
распределение экономических ресурсов и каждый субъект
достигает своей собственной экономической цели (макси­
мизирует прибыль, полезность и т.п.).

3. На примере модели экономики одного человека можно под­
твердить вывод, что рыночные (ценовые) механизмы в со­
стоянии обеспечить общую экономическую эффективность
при условии соблюдения принципов совершенной конку­
ренции.

4. В экономике «чистого» обмена торговля благами между
потребителями обоюдно выгодна только тогда, когда в точ­
ке первоначального распределения благ кривые безразли­
чия не касаются, а пересекаются, т.е. существует возмож­
ность увеличения полезности обменных отношений для од­
ного субъекта по крайней мере без потерь полезности для
другого.

5. Парето-эффективное распределение предполагает такое рас­
пределение благ и ресурсов, что единственным способом уве­
личить благосостояние любого рыночного агента является
только ухудшение благосостояния другого. Перераспреде­
ление ресурсов называется улучшением по Парето, если оно
повышает благосостояние одного человека, не ухудшая
благосостояния другого.

194


 

6. Фундаментальная теорема благосостояния утверждает, что
если выполняются все условия конкурентного рынка, то эко­
номика будет стремиться к границе доступной полезности,
а следовательно, к Парето-эффективиому состоянию.

7. Функция общественного благосостояния отражает взгляды
общества на то, «заслуживает» ли каждый экономический
субъект в плане распределения благ.

8. Хотя основная теорема благосостояния утверждает, что кон­
курентная система с полным набором рынков по всем това­
рам приведет к распределению благ на уровне, соответству­
ющем линии доступной полезности, нет основания полагать,
что это будет какая-то «особая точка», в которой обществен­
ное благосостояние максимально. Именно'поэтому, даже
если экономика производит распределение ресурсов по Па­
рето, для достижения «справедливого» распределения по­
лезности может стать необходимым государственное вмеша­
тельство.

Ключевые понятия

Общее равновесие Общественное благосостояние Оптимальность по Парето Располагаемое время Частичное равновесие Экономическая эффективность

Горизонтальная и вертикальная

интеграция

Граница доступной полезности

Диаграмма Эджуорта

Контрактная кривая

Линия равной прибыли

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какие формы распределения благ вы знаете?

2. Как достигается общее равновесие в модели экономики одного чело­
века?

3. Каковы критерии экономической и социальной эффективности?

4. Как осуществляется экономический анализ при помощи диаграммы
Эджуорта?

5. Каковы достоинства и недостатки критерия эффективности Парето?

6. Как представлен принцип альтернативности в кривой производствен­
ных возможностей?

7. В чем заключаются проблема распределения в экономике благососто­
яния?

8. Как соотносятся общественное благосостояние и справедливость?

195


 


 


 


 


196
Примеры решения задач

Задача 1. В точке первоначального распределения потребительских' благ предельная норма замещения яблок грушами у школьника равна! 3, а у студента — 1. Эффективно ли такое распределение по Парето и по-J чему? Что можно было бы предложить в подобной ситуации?

Решение

Распределение не является эффективным по Парето, ибо таковое] предполагает равенство предельных норм замещения. Мы же видим, | что школьник оценивает яблоки в 3 раза выше, чем груши, поскольку! готов отдать 3 груши, чтобы заменить ими 1 яблоко. Студент оценива-1 ет яблоки несколько ниже, отдавая 1 грушу за 1 яблоко. Следователь-! но, улучшение по Парето может быть обеспечено за счет обмена — студент должен отдать школьнику часть имеющихся у него яблок в обмен 1 на груши. Предполагая действие закона убывающей предельной полез-ности, можно сделать вывод о том, что в конце концов предельные нор­мы уравняются.

Предположим, в экономике обмена оба участника имеют одинаковые предпочтения. Будет ли контрактная кривая иметь вид прямой линии?

Тесты

1. В отрасли, находящейся в вертикальной связи с данной отраслью,'

произошло сокращение предложения. Это должно привести:

а) к снижению цен в данной отрасли;

б) росту цен в данной отрасли;

в) снижению спроса в данной отрасли;

г) повышению предложения в данной отрасли.

2. Что является критерием достижения общей экономической эффек-.]

тивности:

а) использование всех наличных производственных ресурсов;

б) реализация всего произведенного продукта;

в) получение максимальной полезности потребителями;

г) все перечисленное выше?

3. В модели экономики одного человека экономическая эффектив- \
ность:

а) не достигается никогда;

б) достигается в любом случае;

в) достигается при изменении ценовых оценок издержек и резуль-|
татов;

г) достигается при помощи обмена.


4. Критерий эффективности распределения по Парето предполагает:

а) экономически эффективное распределение;

б) справедливое распределение;

в) равное распределение;

г) распределение по собственности на факторы производства.

5. Эффективная экономика отражается на графике производственных
возможностей:

а) точкой, лежащей внутри графика;

б) точкой, лежащей вне графика;

в) точкой, лежащей на границе производственных возможностей;

г) эффективность экономики не зависит от производственных воз­
можностей.

ЛИТЕРАТУРА Основная

Долан Э. Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Гл. 19. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб.

и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 14.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 16. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 12. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.:

Дело и сервис, 2002. Гл. 11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993.

Гл. 10, 20.

Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.:

ЮНИТИ, 2004. Гл. 6, 7. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ,

1997. Гл. 28-30. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 2. Гл. 15, 16, 17.1. Гребенников TIM., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Микроэкономика, СПб.:

Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Гл. 32, 37.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 18. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. Гл. 16.

197


 

Глава 9

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ

Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Тем не менее анализ моя дели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным при исследовании рыночного поведения обладающих рыночной власть™ фирм и уяснении причин и целей государственного вмешательств^! в работу рынка, где сильны монопольные проявления.

9.1. РЫНОЧНАЯ МОНОПОЛИЯ: ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ Источники монопольной власти

Монополия — это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий хороших заменителей, а проникнове ние в отрасль других продавцов заблокировано. Такое положение воз можно только при наличии чрезвычайно высоких, непреодолимый барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является при чиной существования абсолютных монополий. Способствующие фор мированию таких барьеров факторы выступают источниками моно польнои власти.

Монополия — это безусловное доминирование на рынке одного продав-| ца, способного оказывать влияние на рыночную цену.

В качестве источника монопольной власти могут выступать ис ключителъные права, предоставляемые производителю на ведение оп ределенного рода деятельности или применение определенного cno соба производства. Такие права обеспечиваются органами государ ственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалите тами — в случае предоставления прав на деятельность в сфере комму нального хозяйства или торговли. Субъектом установления исключи-

198


тельных прав выступает также фирма, например, в случае с франши­зой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осу­ществление определенной деятельности в рамках установленной тер­ритории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограничен­ной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное по­ложение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.

Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства ка­кого-то товара, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

Источником монопольной власти может быть и эффект масш­ таба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.

Иногда источниками монопольной власти могут выступать и предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояль­ность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (под­куп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

Типы монополий

Используя в качестве критерия источники формирования моно­польной власти, выделяют несколько типов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннююю монополию.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное по­ложение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монополь­ной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно вы­соких прибылей, так как предоставление исключительных прав обыч­но сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда об­ладание монопольной властью является результатом авторских до-

199


стижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том  что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с но­вовведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены ил! скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях откры­той монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющую­ся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых при­сутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корре­ляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония представляет собою рыночную структуру, для кото­рой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем,, Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист спосо­бен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем, если' монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист ис­пользует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы осущест­влять покупку по более низким ценам. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупате­ля. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволя­ет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в каче­стве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям со­вершенной конкуренции. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры.

200


9.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ Предложение монополиста в краткосрочном периоде

Определяющая особенность чистой монополии как модели рын­ка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Поэтому важную черту, отличающую фир­му-монополиста от совершенно конкурентной фирмы, составляет принципиальное различие в ценовой эластичности спроса на их про­дукт. Спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластич­ным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса), а кривая предельной выручки будет располагать­ся ниже кривой средней выручки. Это означает, что в условиях моно­полии предельная выручка не равна цене продукта (рис. 9.1).

Являясь единственным продавцом, монополист способен оказы­вать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не про­извольно. Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на про­дукцию монополиста будет функцией от объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема предложения. Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, что­бы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения QM, для которого MR = МС, что при спро­се на продукцию монополиста Dм даст цену Р M (рис. 9.2). Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, в краткосрочном периоде моно-

201


полист осуществляет предложение до тех пор, пока имеет место некой торое превышение цены над средними переменными издержками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположен ной ниже кривой средних переменных издержек D1, не существует оптимального объема выпуска. При соответствующем спросе на про дукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек! прибыль монополиста составит: П = [ AR (PM) - AC (QM) x QM] - затем­ненный прямоугольник на рис. 9.2,

Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен DM, то, во-первых, назначаемая монопо­листом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что свидетельствует о реализации рыночной власти, и, во-вторых, выбираемый им объем выпуска мень­ше оптимального, что говорит о неэффективности производства.

Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкуренции, и мо­нополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом опти­мизации предложения MR = МС, при аналогичных функциях произ­водства и спроса результат будет разным. Монопольная цена Рм за единицу продукции выше конкурентной Рк, а объем предложения моно­ полиста Q м меньше конкурентного предложения QK. -Наличие у моно­полиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка на предель­ные издержки устанавливается им произвольно. Устанавливая цену, он руководствуется общим правилом для всех обладающих рыночной властью фирм (см. главу 6).

P=

202


Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки произ­водства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать непра­вильного ее понимания:

—во-первых, даже обладание большой рыночной властью не оз­
начает, что монополист взимает максимально возможную цену, по­
скольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему мак­
симальной прибыли;

—во-вторых, само обладание рыночной властью не является га­
рантией получения прибыли, которая зависит не только от цены, но
и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании
(в случае падения спроса) может принести убытки;

—в-третьих, само по себе монопольное положение на рынке
не есть свидетельство получения высокой прибыли. Даже при отсут­
ствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства
уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких при­
былей.

Кроме того, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации его рыночной власти. Это опасения, связанные с приме­нением антимонопольных мер при получении чрезмерно высоких при­былей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти, чтобы сохранить высокие барьеры проникновения в отрасль и, следовательно, свое мо­нопольное положение. Есть ограничения и со стороны спроса, обу­словленные ростом противодействий потребителя по мере того, как усиливается проявление рыночной власти монополии (переход к то­варам-заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.101 с.)