Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фундаментальная теорема экономики благосостояния
Мы описали необходимые условия достижения эффективности по Парето, но не исследовали о том, может ли реальная экономика «естественным путем» достичь границы возможностей полезности. Другими словами, конкурентная среда автоматически создает механизмы, обеспечивающие эффективное производство и распределение. Строгое доказательство теоремы требует сложных математических выкладок, здесь уместно ограничиться лишь логическими аргументами. Фундаментальная теорема благосостояния утверждает, что если выполняются все условия конкурентного рынка, то экономика будет стремиться к границе доступной полезности, а следовательно, к Парето - эффективно - му состоянию. Итак, мы должны показать, что в условиях совершенной конкуренции распределение ресурсов должно быть: 1) потребительски-эффективным; 2) производственно-эффективным; 3) эффективным по Парето (MRS = MRT); 1) Эффективность потребления. В условиях нашего примера тот факт, что субъекты обмена приобретают блага по одним и тем же ценам, означает, что оба платят за буханку хлеба цену Рь и за галлон вина — цену Рu. Основное положение теории потребительского выбора состоит в том, что необходимым условием максимума полезности А является: MRSAVB = Рв: Pv. Таким же образом и стратегия максимума полезности В характеризуется следующим равенством: MRSBVB=PB: PV Из данных уравнений следует, что: MRS CAINVB=MRSABELVB Это условие является требованием потребительской эффективности. 2) Производственная эффективность. В условиях конкуренции фирмы конкурентны как на рынках факторов, так и на рынках продукции. Тогда все фирмы сталкиваются с одними и теми же ценами на труд (ω) и капитал (r). Мы знаем, что для минимизации издержек фир- 189 ма по производству хлеба должна сделать свою предельную норму тех-1 нологической замены равной соотношению цен на труд и капитал: MRTSBKRLEAD = w: r. Фирма — производитель вина делает то же самое для минимизаЦ ции своих издержек: MRTSWINEKL = w: r. Из уравнений получаем: MRTSBKRLEAD = MRTSWINEKL. Это необходимое условие эффективности производства. 3) Эффективность распределения. Остается показать, что экономика эффективна в отношении распределения, т.е. предельная нора трансформации двух товаров равна предельной норме замены. Вспомним, что максимизирующая прибыль конкурентная фирма производит продукцию на том уровне, при котором предельные издержки и це| на равны:
Р b = МСВ и Р u = MCV, или МСВ: MCV = Рв: Pv. Тогда получаем: MRSCAINVB = MRSABELVB = MCB: MCV. Из ранее выведенного соотношения МСВ: MCV = MRTVB. Тогда имеем: MRSCVABIN = MRSABELVB = MRTVB. Это и есть необходимое условие эффективности по Парето, что отражено на рис. 8.9. Парето-эффективное распределение — необязательно справедливое распределение. Существует множество форм распределения, стремящихся решить проблему справедливости, например уравнительное распределение, распределение в пользу беднейших социальных групп и т.п. Решение этой проблемы лежит уже вне сугубо экономического анализа. Наряду с этим, «чистый» конкурентный рынок встречается крайне редко. К факторам, искажающим и нарушающим законы совершенной конкуренции, относятся, например, монопольная власть продавца (покупателя), асимметричная информация, внешние эффекты и общественные блага. В дальнейшем мы рассмотрим часть этих факторов. Проблемы распределения и общественного благосостояния Одним из достоинств оценки экономической эффективности при помощи критерия Парето является то обстоятельство, что экономистам не требуется проводить межличностные сравнения полезности. Этот критерий оценки распределения ресурсов не зависит от измере-190 и сравнения величины полезности, полученной каждым индивидом в отдельности. Единственное, что мы должны знать, — ухудшится ли благосостояние одного индивида, если улучшится благосостояние другого, а вовсе не то, что «заслуживает» тот или иной субъект. Тем не менее неясно, обеспечивает ли состояние по Парето желаемое распределение благ с точки зрения каждого субъекта. Для ответа следует еще раз обратить внимание на функцию возможных полезностей UA на рис. 8.11. По определению, все точки на кривой UA есть точки Парето, но они представляют совершенно разное распределение реального дохода между субъектами. Какая же точка наилучшая? Критерий Парето-состояния не предполагает точного определенного выбора среди них. Если мы выбираем только одну точку, то рано или поздно должны будем произвести межличностное сравнение полезностей, для чего потребуется ввести некоторые другие оценочные показатели, и в частности понятие «функция общественного благосостояния», которая отражает взгляды общества на то, «заслуживает» ли каждый экономический субъект в смысле распределения благ. Представим, что, подобно благосостоянию каждого индивида, общественное благосостояние зависит от количества потребляемых обществом товаров и является функцией (W) полезности каждого индивида.
Общественное благосостояние = W (UC, UA), где UA — уровень полезности субъекта А; U е - В. Допустим, что стоимость общественного благосостояния растет по мере увеличения UB или UA. Общество в целом достигает большего благосостояния, когда каждый из его членов становится более состоятельным. В тех случаях, когда члены общества не способны оценить или классифицировать полезность каждого индивида в отдельности, функция общественного благосостояния даже не будет иметь места. Мы допускаем ее существование. Подобно тому как функция полезности индивида на товары может быть представлена семейством кривых безразличия, так и функция общественного благосостояния задается графически в виде кривых безразличия, построенных для полезностей разных людей. Типичный набор кривых безразличия изображен на рис. 8.11. Отрицательный 191 наклон кривых говорит о том, что, если полезность одного субъекта уменьшается, единственный способ поддержать данный уровень общественного благосостояния заключается в том, чтобы увеличить полезность другого субъекта, и наоборот. Наклоны кривых безразличия представляют собой стоимостные оценки того, как общество заботиться о полезности двух индивидов. Общий уровень общественного благосостояния увеличивается по мере движения вправо вверх, отражая тот факт, что с увеличением полезности каждого индивида растет общественное благосостояние. Общественное благосостояние и справедливость На рисунке 8.12 кривые социального безразличия накладываются на кривую полезности UA. Точка а не отражает общественно эффективного распределения в сравнении с точкой Ь, так как точка b расположена на более высоком уровне кривой безразличия, хотя точка а является точкой Парето, а точка b — нет. Таким образом, показатели благосостояния общества в целом, отраженные в функции общественного благосостояния, предпочитают более равномерное распределение реального дохода. При этом ясно, что точка с еще предпочтительнее точек а и Ь, поскольку соответствующее ей распределение более «справедливо». Основная теорема благосостояния указывает, что конкурентная система с полным набором рынков по всем товарам приведет к распределению благ на уровне, соответствующем линии доступной полезности. Вместе с тем нет основания считать, что это будет какая-то особая точка, в которой общественное благосостояние максимально. Именно поэтому, даже если экономика производит распределение ре- сурсов по Парето, для достижения' «справедливого» распределения полезности может возникнуть необходимость государственного вмешательства. Следовательно, теория экономики благосостояния обеспечивает базу для нормативной работы по,раз-работке основ государственной экономической политики в данной области.
Однако в отношении теории благосостояния, в том ее понимании, которое изложено выше, имеется немало спорных вопросов. Прежде все- го, в ее основу положен крайне индивидуалистический и сугубо утилитарный взгляд на полезность и людей, и ее максимизацию. Это вид-ло даже по формулировке функции общественного благосостояния. Основная концепция, выраженная в приведенном уравнении функции, заключается в том, что хорошая экономика — это та экономика, в которой все индивидуумы получают для себя максимальную полезность. Но в обществе могут быть и иные цели развития, например максимизация мощи государства, ликвидация бедности или неравенства, обеспечение условий для духовного развития человека и т.д. Экономика благосостояния не может раскрыть особенности функционирования таких обществ. Ввиду того что теория экономики благосостояния на первое место выдвигает предпочтения людей, она требует, чтобы эти предпочтения воспринимались и оценивались достаточно точно. Однако такое требование практически невыполнимо, поскольку индивиды не в состоянии ответить на вопрос об истинной полезности того или иного блага, и не только потому, что вкусы и критерии оценки постоянно меняются, а потому, что человек может просто ошибаться в оценке полезности, особенно если учитывать значительные временные промежутки. Кроме того, фирмы-производители зачастую манипулируют нашими вкусами, и мы вынуждены потреблять то, что нам предлагают, а не то, что нам полезно. Другой возможной проблемой в экономике благосостояния является ее связь с результатом. Экономические состояния оцениваются в смысле распределения ресурсов, а не так, как было установлено и оформлено это распределение. Свободны ли люди, заключающие контракты? Демократичны ли общественные процессы? В действительности отношение людей к рынкам находится в большой зависимости от факторов, которые имеют мало общего с экономикой благосостояния. Идеология и политика играют важнейшую роль в формировании отношения члена общества к рынку. Например, тот, кто уделяет большое внимание личной свободе, поддерживает идею свободных рынков, в которых индивиды принимают собственные решения и расплачиваются за их последствия. Тот же, кто рассматривает конкурентные системы как неэффективные и несправедливые и приветствует общественные приоритеты в подходах к решению экономических проблем, предпочитает сильное государственное регулирование экономики. Теория экономики благосостояния полезна хотя бы потому, что, с одной стороны, она предоставляет ученым плодотворный материал для научной дискуссии, а с другой стороны — предлагает точный и ясный критериальный подход к проблеме распределения ресурсов.
193
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Равновесие, сложившееся в отдельной конкурентной отрас 2. Когда рынки взаимосвязаны, сдвиг кривых предложения 3. На примере модели экономики одного человека можно под 4. В экономике «чистого» обмена торговля благами между 5. Парето-эффективное распределение предполагает такое рас 194
6. Фундаментальная теорема благосостояния утверждает, что 7. Функция общественного благосостояния отражает взгляды
8. Хотя основная теорема благосостояния утверждает, что кон Ключевые понятия
Горизонтальная и вертикальная интеграция Граница доступной полезности Диаграмма Эджуорта Контрактная кривая Линия равной прибыли ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. Какие формы распределения благ вы знаете? 2. Как достигается общее равновесие в модели экономики одного чело 3. Каковы критерии экономической и социальной эффективности? 4. Как осуществляется экономический анализ при помощи диаграммы 5. Каковы достоинства и недостатки критерия эффективности Парето? 6. Как представлен принцип альтернативности в кривой производствен 7. В чем заключаются проблема распределения в экономике благососто 8. Как соотносятся общественное благосостояние и справедливость? 195
196 Задача 1. В точке первоначального распределения потребительских' благ предельная норма замещения яблок грушами у школьника равна! 3, а у студента — 1. Эффективно ли такое распределение по Парето и по-J чему? Что можно было бы предложить в подобной ситуации? Решение Распределение не является эффективным по Парето, ибо таковое] предполагает равенство предельных норм замещения. Мы же видим, | что школьник оценивает яблоки в 3 раза выше, чем груши, поскольку! готов отдать 3 груши, чтобы заменить ими 1 яблоко. Студент оценива-1 ет яблоки несколько ниже, отдавая 1 грушу за 1 яблоко. Следователь-! но, улучшение по Парето может быть обеспечено за счет обмена — студент должен отдать школьнику часть имеющихся у него яблок в обмен 1 на груши. Предполагая действие закона убывающей предельной полез-ности, можно сделать вывод о том, что в конце концов предельные нормы уравняются. Предположим, в экономике обмена оба участника имеют одинаковые предпочтения. Будет ли контрактная кривая иметь вид прямой линии? Тесты 1. В отрасли, находящейся в вертикальной связи с данной отраслью,' произошло сокращение предложения. Это должно привести: а) к снижению цен в данной отрасли; б) росту цен в данной отрасли; в) снижению спроса в данной отрасли; г) повышению предложения в данной отрасли. 2. Что является критерием достижения общей экономической эффек-.] тивности: а) использование всех наличных производственных ресурсов; б) реализация всего произведенного продукта; в) получение максимальной полезности потребителями; г) все перечисленное выше? 3. В модели экономики одного человека экономическая эффектив- \ а) не достигается никогда; б) достигается в любом случае; в) достигается при изменении ценовых оценок издержек и резуль-| г) достигается при помощи обмена. 4. Критерий эффективности распределения по Парето предполагает: а) экономически эффективное распределение; б) справедливое распределение; в) равное распределение; г) распределение по собственности на факторы производства. 5. Эффективная экономика отражается на графике производственных а) точкой, лежащей внутри графика; б) точкой, лежащей вне графика; в) точкой, лежащей на границе производственных возможностей; г) эффективность экономики не зависит от производственных воз ЛИТЕРАТУРА Основная Долан Э. Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 19. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 14. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 16. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 12. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 10, 20. Дополнительная Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 6, 7. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 28-30. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 2. Гл. 15, 16, 17.1. Гребенников TIM., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Микроэкономика, СПб.: Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2. Гл. 32, 37. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 18. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. Гл. 16. 197
ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Тем не менее анализ моя дели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным при исследовании рыночного поведения обладающих рыночной власть™ фирм и уяснении причин и целей государственного вмешательств^! в работу рынка, где сильны монопольные проявления. 9.1. РЫНОЧНАЯ МОНОПОЛИЯ: ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ Источники монопольной власти Монополия — это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий хороших заменителей, а проникнове ние в отрасль других продавцов заблокировано. Такое положение воз можно только при наличии чрезвычайно высоких, непреодолимый барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является при чиной существования абсолютных монополий. Способствующие фор мированию таких барьеров факторы выступают источниками моно польнои власти. Монополия — это безусловное доминирование на рынке одного продав-| ца, способного оказывать влияние на рыночную цену. В качестве источника монопольной власти могут выступать ис ключителъные права, предоставляемые производителю на ведение оп ределенного рода деятельности или применение определенного cno соба производства. Такие права обеспечиваются органами государ ственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалите тами — в случае предоставления прав на деятельность в сфере комму нального хозяйства или торговли. Субъектом установления исключи- 198 тельных прав выступает также фирма, например, в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии. Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства какого-то товара, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара. Источником монопольной власти может быть и эффект масш таба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки. Иногда источниками монопольной власти могут выступать и предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.). Типы монополий Используя в качестве критерия источники формирования монопольной власти, выделяют несколько типов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннююю монополию. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли. Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских до- 199 стижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены ил! скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность. Монопсония представляет собою рыночную структуру, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем,, Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем, если' монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы осуществлять покупку по более низким ценам. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории. Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры. 200 9.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ Предложение монополиста в краткосрочном периоде Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Поэтому важную черту, отличающую фирму-монополиста от совершенно конкурентной фирмы, составляет принципиальное различие в ценовой эластичности спроса на их продукт. Спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса), а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой средней выручки. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене продукта (рис. 9.1). Являясь единственным продавцом, монополист способен оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не произвольно. Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией от объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема предложения. Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки. Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения QM, для которого MR = МС, что при спросе на продукцию монополиста Dм даст цену Р M (рис. 9.2). Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, в краткосрочном периоде моно- 201 полист осуществляет предложение до тех пор, пока имеет место некой торое превышение цены над средними переменными издержками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположен ной ниже кривой средних переменных издержек D1, не существует оптимального объема выпуска. При соответствующем спросе на про дукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек! прибыль монополиста составит: П = [ AR (PM) - AC (QM) x QM] - затемненный прямоугольник на рис. 9.2, Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен DM, то, во-первых, назначаемая монополистом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что свидетельствует о реализации рыночной власти, и, во-вторых, выбираемый им объем выпуска меньше оптимального, что говорит о неэффективности производства. Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкуренции, и монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения MR = МС, при аналогичных функциях производства и спроса результат будет разным. Монопольная цена Рм за единицу продукции выше конкурентной Рк, а объем предложения моно полиста Q м меньше конкурентного предложения QK. -Наличие у монополиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка на предельные издержки устанавливается им произвольно. Устанавливая цену, он руководствуется общим правилом для всех обладающих рыночной властью фирм (см. главу 6). P= 202 Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать неправильного ее понимания: —во-первых, даже обладание большой рыночной властью не оз —во-вторых, само обладание рыночной властью не является га —в-третьих, само по себе монопольное положение на рынке Кроме того, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации его рыночной власти. Это опасения, связанные с применением антимонопольных мер при получении чрезмерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти, чтобы сохранить высокие барьеры проникновения в отрасль и, следовательно, свое монопольное положение. Есть ограничения и со стороны спроса, обусловленные ростом противодействий потребителя по мере того, как усиливается проявление рыночной власти монополии (переход к товарам-заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.).
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.101 с.) |