Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы



Совершенно конкурентной фирмой называется фирма, действу­ющая на совершенно конкурентном рынке. В ряду присущих ей спе­цифических черт следует выделить то, что фирма (а) не может воздей­ствовать на рыночную цену и (б) принимает рыночную цену как за­данную. Поэтому при совершенной конкуренции взаимодействие фирм лишено стратегического поведения. Поведение фирмы сводится к при­способлению к складывающейся рыночной цене.

Поскольку продукт совершенно конкурентной фирмы стандар­тизирован, то спрос на ее продукцию абсолютно эластичен, а кривая спроса параллельна оси абсцисс (рис. 7.1а). Это означает, что фирма не сможет продавать по цене выше равновесной рыночной, но может Продать любое количество (в рамках имеющихся у фирмы производ­ственных мощностей) продукта по этой цене. Речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совершенно элас-

159


 


 


тичным, а лишь о том, что он совершенно эластичен в отношении спроса на продукт отдельной фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции.

Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукта задается рынком и, с точки зрения принятия фирмой текущих реше ний, может быть принята в качестве постоянной величины (Р = const).

В этом случае средняя выручка ARf =   и предельная выручка MR=  фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли MR = МС трансформируется в форму р* = МС, поскольку для данного типа фирмы MR = Р*. Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции, что является частным случаем общего принципа.   При этом общая прибыль будет определяться как: П = (P * - AC) x Qf.

Действующие на совершенно конкурентном рынке фирмы не проводят собственной ценовой политики, а лишь приспосабливаются к рыночным ценам.

Предложение в краткосрочном периоде

Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать у влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должеи

160


быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись ры-ночной цене единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяе-мой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены.

1. Случай максимизации прибыли. Руководствуясь принципом
максимизации прибыли, при цене р* фирма будет осуществлять пред­
ложение, равное q 1, получая при этом максимальную прибыль, равную
(Р - AC) q1 затемненная область (рис. 7.2). При этом надо учитывать,
во-первых, что максимальная прибыль получена при объеме выпуска,
Для которого средние издержки (АС) не минимальны, во-вторых вы­
пуск, при котором прибыль максимизируется, не означает получение
максимальной прибыли на единицу продукции; в третьих, показатели
Уровня прибыли и издержек на единицу продукции не являются кри­
териями получения максимальной прибыли. Фирма всегда максими­
зирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельная вы-
Ручка равна предельным издержкам.
До тех пор пока предельная вы-
РУчка превышает предельные издержки (MR > МС), функция
совокупной прибыли будет расти и фирма будет увеличивать предло­
жение.

2. Случай самоокупаемости (Р = АС). При снижении рыночной
Цены до уровня минимальных средних издержек фирма будет продол-

161


жать производство, функционируя на основе самоокупаемости (рис. 7.3). При этом, не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокуп ные издержки минимально превышают совокупную выручку.

3. Случай минимизации убытков. Если рыночная цена упадет ниже средних издержек, то фирма будет нести убытки. Но и в этом; случае она не должна прекращать производство, поскольку, продол­жая его, она компенсирует часть постоянных издержек (рис. 7.4). Толь­ко когда цена снизится до уровня минимальных средних переменных издержек (AVC), фирма вынуждена будет прекратить выпуск, так как при любом дальнейшем снижении цены убытки будут возрастать. Таким образом, фирма всегда минимизирует убытки краткосрочного пе­ риода путем остановки производства, если цена падает ниже средних переменных издержек. В случае прекращения производства убытки фирмы составят величину, равную совокупным постоянным издерж­кам.


В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма осуществля­ет производство при любой рыночной цене, превышающей минимальные значения средних переменных издержек производства фирмы.

Поскольку все точки оптимального объема выпуска лежат на кри-вой предельных издержек (рис. 7.5), то она отражает связь между Це­ной и объемом выпуска. Линия, показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены, называется кривой предложения фирмы.

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представлена частью кривой ее предельных издержек, лежа­ щей выше пересечения с кривой средних переменных издержек.

График кривой предложения совершенно конкурентной фирмы зависит от действия ряда факторов: а) количества фирм в отрасли; б) среднего размера фирмы; в) цен переменных ресурсов; г) применяе­мой технологии. Эта кривая, во-первых, имеет наклон вверх, посколь­ку предельные издержки растут по мере увеличения производства; во-вторых, она дает представление о вероятной доле фирмы в рыноч­ном предложении при каждом уровне цены.

7.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ВЫБОР

СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Предложение в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы и даже уйти из отраслевого рынка, а другие фирмы могут войти на ры­нок, чем и определяется механизм установления долгосрочного ры-

163



LRAC


Рис. 7.6. Долгосрочное равновесие совершенно конкурентных

отрасли и фирмы: а) отраслевой рынок; б) фирма


164


ночного равновесия (рис. 7.6). В случае смещения рыночного спроса на продукцию отрасли с D до D1 равновесная цена вырастет до Р1 . Ру­ководствуясь принципом максимизации прибыли, фирмы увеличат предложение до q 1, что будет означать увеличение отраслевого пред­ложения до Q1. Поскольку уровень цены Р1 превышает минимальные средние долгосрочные издержки (LRAC), фирмы отрасли будут полу­чать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые фирмы, что выразится в увеличении отраслевого предложения. Если отрасле­вое предложение увеличится до S1, то рыночная цена упадет ниже ми­нимальных долгосрочных средних издержек, до Р3. Для некоторых фирм производство станет убыточным и они уйдут из отраслевого рынка. Следствием этого станет рост рыночного предложения до S2, что даст равновесную цену Р2. Связанные с изменениями рыночной цены флюктуации предложения в конечном счете приведут к возвра­ту равновесной цены к первоначальному уровню Р и установлению нового долгосрочного рыночного равновесия в точке Q. При цене Р*, равной минимальным долгосрочным средним издержкам, экономиче­ская прибыль репрезентативной фирмы отрасли снова станет нулевой П = (Р - LRAC) x q * = 0 при оптимальном выпуске q *. Отсутствие эко­номической прибыли сделает отрасль непривлекательной, и приток в нее новых фирм прекратится, а фирмы, имеющие средние долгосроч­ные издержки не выше минимальных, не будут уходить из отрасли. Фирма и отрасль оказываются в положении долгосрочного.равновесия. Рост же объема предложения отрасли с Q 1 до Q * означает, что в ней появилось некоторое количество новых фирм, равное (Q* -- Q 1): q *. Положение долгосрочного равновесия фирмы и отрасли оз­начает, что фирмы отрасли производят с минимальными долгосрочны­ми средними издержками и не получают экономической прибыли.


Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена частью восходящего отрезка кривой ее долгосрочных пре­дельных издержек, лежащей выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек.

В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкурен­ции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издерж­ками и не получают экономической прибыли.

Отсутствие экономической прибыли не означает, что фирмы не получают никакой прибыли. Во-первых, функционирование на уров­не минимальных LRAC позволяет фирме получать бухгалтерскую при­быль. Во-вторых, фирмы с более низкими издержками смогут полу­чать даже экономическую прибыль, которая в этом случае выступает в форме «экономической ренты». Причинами последней могут быть более эффективное управление, более совершенная технология, более выгодное географическое положение и т.п. В то же время в процессе анализа механизма, регулирующего количество фирм в отрасли, надо принимать во внимание реалии хозяйственной практики. Так, учиты­вая трудности перелива капитала, данный механизм лучше работает на расширение, чем на сжатие. Даже зная, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль будет нулевой, фирмы могут входить в отрасль по целому ряду причин, таких как: а) стремление получить высокую прибыль в краткосрочном периоде; б) различие в реальных издерж­ках; в) трудность установления долгосрочного равновесия; г) наличие бухгалтерской прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.107 (0.013 с.)