Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Расширение или сокращение отрасли не влияет на цену рыночного равновесия, поскольку она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Это означает, что кривая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой. Такое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на факторы производства. Но так как цены факторов могут изменяться под влиянием спроса на них, то положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение объема производства в отрасли повлияло на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от характера этого влияния различают отрасли: а) с постоянными издержками; б) растущими издержками; в) снижающимися издержками. 1. Отрасль с постоянными издержками (рис. 7.8): Смещение спроса с D 1 до D 2 приводит к росту цены с Р1 до Р2. Реагируя на изменивши- 166 еся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q1 до q 2. Образующаяся при этом экономическая прибыль привлечет в отрасль новые фирмы, что приведет к сдвигу в долгосрочном периоде кривой отраслевого предложения с S1 до S2. Если цены на ресурсы из-за роста спроса на них не изменятся, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при прежней рыночной цене на продукцию отрасли Р1 и объеме Q2, что даст горизонтальное смещение отраслевого предложения (SLR). Поэтому для отрасли с неизменными издержками характерна неизменность цены при увеличении объема предложения. Отрасль с постоянными издержками характеризуется неизменностью цен, а кривая ее долгосрочного предложения представлена горизонтальной линией. 2. Отрасль с растущими издержками (рис. 7.9). При смещении спроса с d1 до D 2 произойдет рост цены с Р1 до Р2. Реагируя на изменившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q 1 до q 2, а кривая долгосрочного отраслевого предложения сместится с S 1 до S 2. Если в связи с ростом отраслевого предложения увеличившийся спрос на ресурсы приведет к повышению цен на них, то издержки действующих в отрасли фирм вырастут — кривая средних долгосрочных издержек фирмы сместится вверх (LRAC 2), а кривая предельных издержек отклонится влево (МС2). Новое долгосрочное равновесие установится при цене Р3 и издержках LRAC 2, что даст новое рыночное равновесие при отраслевом выпуске Q 2. Кривая отраслевого предложения (SLR) оказывается наклоненной вверх. Отрасль с растущими издержками характеризуется ростом цен при увеличении рыночного предложения.
1R7
Отрасль с растущими издержками производства характеризуется ростом цен, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вверх. 3. Отрасль со снижающимися издержками (рис. 7.10). В данном случае мы сталкиваемся с тем же механизмом установления отраслевого предложения, что и в предыдущем случае. Различие лишь в том, что в отрасли со снижающимися издержками расширение объема отраслевого выпуска приводит к снижению цен на производственные ресурсы. Кривые издержек фирмы перемещаются вниз, а новое долгосрочное равновесие отрасли достигается при отраслевом выпуске Q 2, равном долговременным минимальным средним издержкам. Следовательно, отрасль со снижающимися издержками характеризуется снижением равновесной цены при росте отраслевого выпуска. Отрасль со снижающимися издержками производства характеризуется тенденцией цен к снижению, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вниз. Снижение цен на ресурсы вследствие расширения отрасли чрезвычайно редкое явление. (Такая ситуация возможна при вовлечении в производство нового ресурса, когда его цена высока из-за неразвитости рынка. Рост спроса на ресурс может способствовать лучшей организации рынка ресурса (улучшение маркетинга, транспортной сети) и, как следствие, падению цены на него.) Чаще всего снижение цен на продукцию отрасли является результатом применения более совершенных технологий. Поэтому далеко не всякое снижение отраслевых цен следует связывать со снижением цен на ресурсы в результате расширения отрасли. Эластичность предложения Эластичность рыночного предложения по цене показывает ско рость реакции объема производства на изменение рыночной цены. Определяемая как процентное изменение количества предлагаемой продукции в ответ на 1%-ное изменение ее рыночной цены, эластичность предложения выражается уравнением
ES = (P: QS) ´ (DQS:DP), где Qs — объем предложения. Поскольку (DQS:DP) — величина, обратная наклону кривой предложения, то мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, эластичность предложения в краткосрочном периоде всегда положительна и кривая краткосрочного предложения всегда направлена вверх, причем больше для отрасли с растущими и меньше для отрасли с постоянными издержками, в то время как кривая долгосрочного предложения направлена вверх только в случае с растущими издержками. Во-вторых, в долгосрочном периоде эластичность предложения будет большей по сравнению с эластичностью в краткосрочном периоде (в том случае, если это не касается предложения благ, выступающих в качестве запаса: оборотной тары, макулатуры и т.п.), так как у фирмы меньше ограничений по изменению параметров производства. Для отрасли с постоянными издержками долгосрочное предложение будет абсолютно эластично и примет вид прямой линии. Имеющиеся оценки ценовой эластичности предложения показывают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками, а понижение последних чаще всего есть результат влияния технического прогресса. 168 7.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых обеспечить их эффективное использование. Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптимального с точки зрения общества, т.е. соответствующего структуре его потребностей набора благ. Так как рыночные цены отражают общественную ценность продукта, а предельные издержки его производства — ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствоватьо степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, т.е. эффективности их распределения. Наиболее эффективное распределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издержки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р, так как в этом случае ценность последней единицы продукции для покупателя равна ценности необходимых для ее производства ресурсов. I Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется | при наименьших для существующих технологий издержках. Это означает, что в качестве показателя эффективности использования ресур-, сов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек. Совершенно конкурентный рынок экономически эффективен, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов, и реализации продукции по це нам, равным предельным издержкам производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов. Как мы уже знаем, на совершенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р, а в условиях долгосрочного рыночного равновесия производят с минимальными средними издержками Р = = LRACmin (рис. 7.11). Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка
тветствует положению LRMC = Р = LRACmi т . Следовательно, для «ного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он ияется экономически эффективным. Экономическую эффективность совершенно конкурентных рынков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому надо стремиться. Здесь есть свои ограничения: — во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к сужению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распределения ресурсов; - во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибыли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что становится препятствием на пути научно-технического прогресса. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Производя незначительную часть рыночного объема продук 2. Так как действующие на совершенно конкурентном рынке . 3. Абсолютная эластичность спроса на продукцию отдельной совершенно конкурентной фирмы, отражающая неспособность последней воздействовать на рыночную цену, приводит к совмещению кривой спроса на продукцию фирмы и кривой ее предельной выручки, что обусловливает принятие фирмой рыночной цены в качестве руководства для принятия решений об объеме выпуска. 4. Поскольку в условиях совершенной конкуренции для отдель 5. Оптимизируя выпуск путем выбора объема производства, при 171 172 ществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальным значениям средних переменных издержек производства фирмы. Кривая ее предложения представлена восходящей частью кривой ее краткосрочных предельных издержек производства, лежащей выше кривой средних переменных издержек производства.
6. В долгосрочном периоде, руководствуясь тем же правилом, 7. Поскольку вступление на отраслевой рынок и выход из него 8. В краткосрочном периоде рыночное предложение формиру 9. Для долгосрочного периода кривая предложения фирмы и от 10. Поскольку условия совершенной конкуренции заставляют фирмы функционировать в режиме, обеспечивающем производство на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, и продавать по ценам, равным предельным издерж- кам, то совершенно конкурентные рынки являются абсолютно эффективными, так как обеспечивают, во-первых, осуществление производства наиболее дешевым способом и, во-вторых, наиболее рациональное распределение ресурсов в обществе. Ключевые понятия
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы Отрасль с постоянными издержками Отрасль с растущими издержками Отрасль со снижающимися издержками
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. Что же совершенного в совершенной конкуренции? 2. Если нововведения затронули большинство фирм совершенно конку 3. Какие из признаков свидетельствуют о достижении долгосрочного от 4. Возможно ли и как сделать вывод о типе отрасли, располагая ценами 5. К каким последствиям приведет на рынке совершенной конкуренции
—ликвидации налога с продаж; —увеличения налога на прибыль; —повышения минимальной заработной платы? Примеры решения задач Задача 1. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен qd = 55 - Р, а предложение qS = 2Р - 5. Определите, при каких цене и объеме выпуска фирма максимизирует прибыль, если у фирмы функция совокупных издержек ТС = 20 - 4 q + S2q? Решение При решении данной задачи мы должны исходить из двух отправных пунктов. Пункт первый: совершенно конкурентная фирма максимизи- 173 рует прибыль в случае равенства ее предельных издержек цене про-' дукции, т.е. при МС = Р. Пункт второй: цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы равна равновесной рыночной цене. Таким обра-, зом, для решения задачи нам необходимо рассчитать рыночную цену : и предельные издержки фирмы. Прежде всего определим рыночную цену, которая сформируется в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Приравняем функции рыночного спроса и рыночного предложения Qd = Qs и решим уравнение относительно Р. Так как QD = 55 - Р, a QS = 2Р - 5, то 55 - Р = 2Р - 5, следовательно, ЗР = 60, а Р = 20. Поскольку цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы не зависит от объема ее выпуска, то фирма будет максимизировать прибыль при цене Р = 20. Для решения вопроса о максимизирующем прибыль объеме выпуска фирмы, в соответствии с принципом максимизации, нам необхо- димо решить уравнение относительно цены и предельных издержек. Цена нами определена. Функцию предельных издержек можно найти, продифференцировав функцию совокупных издержек, которые даны ' в условии задачи. ТС = 20 - 4Q + (S) 2 q 2; МС = -4 + (S)2q, или МС = -4 + q. Далее решаем уравнение МС = Р относительно q: -4 + q = 20, следовательно, q = 24. Таким образом, фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска 24 единицы. Это легко проверить, сравнив разницу между вы-;. ручкой и совокупными издержками и подставив меньшие или большие значения объема выпуска при данной рыночной цене. Так, при максимизирующем прибыль объеме выпуска q = 24 совокупная выручка; (TR = Рх q) составит: TR = 24 х 20 = 480, а совокупные издержки (TС = 20 – 4q + S x q 2), - ТС = 20 - 4 х 24 + S х (24)2= 212. Прибыль (П = TR - ТС) составит: Р = 480 - 212 = 268. Для выпуска в 23 единицы прибыль составит: П = 460 - 192,5 = 267,5; для выпуска 25 единиц: П = 500 - 232,5 = 267,5. Задача 2. Допустим, в совершенно конкурентной отрасли имеются 20 однотипных фирм с постоянными в долгосрочном периоде издерж-ками. Предельные издержки для краткосрочного и долгосрочного периодов у всех фирм одинаковы и задаются уравнением МС = q 2 - 12 q + + 36, где q — выпуск фирмы. Если рыночный спрос для обоих перио-дов задан уравнением Р = 189 - Q, а средние издержки производства фирм минимизируются в краткосрочном периоде — при выпуске q =8 единиц и долгосрочном — при выпуске q = 9 единиц. Находится ли данная отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? К каким результатам приведет проникновение на рынок фирм, которые предложат продукцию по 5 руб..за единицу? Решение Достижение долгосрочного равновесия в совершенно конкурентной отрасли означает, что (1) фирмы производят с минимальными средними долгосрочными издержками и (2) реализуют по цене, равной ве- личине этих издержек. Следовательно, для того чтобы ответить на первый вопрос, необходимо установить, будет ли соответствовать уровень средних долгосрочных издержек фирм отрасли для объема производства, при котором они оптимизируют выпуск? Первоначально определим рыночную цену масла для равновесных условий. По условию задачи, каждая фирма минимизирует средние долгосрочные издержки при выпуске 9 единиц, что даст отраслевое предложение, равное Q = 180 единиц (9 единиц х 20 фирм). Исходя из этого определяем равновесную рыночную цену, использовав обратную функцию рыночного спроса Р = 189 - Q, что даст Р = 9. Теперь следует определить, оптимизируют ли фирмы производство при данном уровне цены? Как мы знаем, условием оптимизации для фирмы является максимизация ею прибыли. Следовательно, ответ на поставленный вопрос связан с решением равенства MR = МС. В нашем случае MR = 9, МС = = q 2 -12 q + 36. Таким образом, 9 = q ' 2 - 12q + 36. Решаем уравнение относительно q и получаем q = 9. Если фирмы оптимизируют свой выпуск при объеме производства, равном 9 единицам, то это соответствует данным в задаче условиям долгосрочного равновесия, для которого LRAC min достигаются при 9 единицах выпуска. Можем его проверить, подставив полученное значение q в формулу предельных издержек MC = q 2 - 12 q + 36. Получим МС = 81 - 108 + 36 = 9. Следовательно, условие MR= МС также выполняется. Ответ на второй вопрос связан с определением поведения фирм и рынка, обусловленных снижением рыночной цены продукта. Поскольку на совершенно конкурентном рынке фирмы воспринимают цену как данную, то выбор ею объема выпуска зависит от уровня цены и предельных издержек. В то же время фирма осуществляет предложение только при условии покрытия средних издержек для долгосрочного периода и средних переменных издержек для краткосрочного периода, минимальные значения которых являются пределом снижения рыночной цены, при которой фирмы могут осуществлять производство. Поскольку минимальные значения указанных видов издержек есть точки пересечения их кривых с кривой предельных издержек, то для определения значений их минимумов мы можем использовать функцию предельных издержек. Так как в краткосрочном периоде фирмы минимизируют средние издержки при выпуске 8 единиц, то это означает, что минимальное значение их средних переменных издержек составит МС = q 2 - 12 q + 36 = 82 - 12 х 8 + 36 = 4, а в долгосрочном периоде — при 9 единицах, что даст минимальное значение долгосрочных средних издержек, равное 9. Следовательно, при снижении рыночной цены до 5 фирмы продолжат производство в краткосрочном периоде, однако будут вынуждены прекратить его в долгосрочном периоде. Тесты ЛИТЕРАТУРА
1. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в кратко а) часть кривой средних переменных издержек, лежащую ниже крц| б) кривую предельных издержек, лежащую выше кривой средни^ в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой сред* г) кривую предельных издержек. 2. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, co-j а) приведет к снижению рыночной цены продукта; б) не окажет никакого влияния на рынок; в) приведет к росту рыночной цены продукта; г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта. 3. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции а) цена товара равна предельным издержкам его производства; б) цена товара равна средним издержкам его производства; в) цена блага равна его предельной полезности; г) верны а) и б). 4. В отрасли совершенной конкуренции действует 200 фирм, рыноч- : а) увеличение предложения сопровождается ростом цены; б) увеличение предложения сопровождается снижением цены; г) уменьшение предложения сопровождается ростом цены. 5. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже а) выигрыш покупателей, как правило, больше, чем потери продав-: б) продавая прежнее количество, продавцы не понесут потерь; в) благосостояние потребителей может снизиться; г) прибыли производителей обязательно возрастут. Основная Долен Э. Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.7. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 9. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 8, 9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 8, 9. Дополнительная Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 8, 9. ВэрианХ. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 21,22. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 9. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х т. М.: Республика, 1992. Т. 2. Гл. 25. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 11. Хайман ДМ. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 8, 9. 176 ОБЩЕЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ, До сих пор мы рассматривали экономическое поведение субъектов рынка — производителей и потребителей в рамках отдельных рынков (или отраслей производства) относительно однородных благ, являющихся близкими заменителями. Однако в процессе принятия экономических решений экономические субъекты сталкиваются с необходимостью учета более общей информации, в частности о том, как влияет межотраслевое взаимодействие на конъюнктуру в данной отрасли, как распределяются общественные ресурсы на производство того или иного блага, как блага распределяются между потребителями и насколько эффективно такое распределение, В этом же контексте необходимо рассмотреть, возможно ли рыночную экономику рассматривать как потенциальную экономику благосостояния, т.е. проанализировать, каким образом рыночные механизмы могут влиять на достижение экономикой такого эффективного состояния, при котором максимизируется одновременно полезность потребителей и прибыли продавцов. 8.1. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Частичное и общее равновесие. Межотраслевое взаимодействие Рассмотренное выше равновесие, сложившееся в отдельной конкурентной отрасли или на отдельном рынке производства относительно однородного продукта, называется частичным равновесием. Но отдельные отрасли никогда не существуют изолированно. Рынки всех товаров и всех производственных факторов в действительности взаимосвязаны. Так, потребительский спрос на товары и услуги зависит от, вкусов и доходов потребителей. В свою очередь на их доходах отражаются находящиеся в их распоряжении факторы производства и цены на них. Последние зависят от спроса на факторы и их предложения. Спрос на факторы со стороны предприятий зависит не только от ха-| рактера технологии, но и от спроса на конечные товары, является про- 178 изводным от него. А спрос на конечные блага зависит от доходов потребителей, которые зависят от спроса на находящиеся в их распоря-ясении факторы и цен на них. Считается, что отрасли (рынки) связаны вертикально, если продукт одной отрасли.является ресурсом для производства другой отрасли, или связаны горизонтально, когда продукты отраслей заменяют или дополняют друг друга в потреблении. Когда рынки взаимосвязаны, сдвиг кривых предложения и спроса на одном рынке может оказать важное влияние на цену и выпуск на втором рынке. Анализ частичного равновесия воздействия сдвига может быть ошибочным из-за недоучета результатов взаимовлияния, в частности эффекта обратных связей. Равновесие всех отраслей одновременно называется общим равнове сием. Анализ общего равновесия несет смысл того, как отдельные части экономики сочетаются вместе и как экономическая система работает в качестве единого механизма. Механизм установления общего равновесия приведен на рис. 8.1. Предположим, по каким-либо причинам снизилась добыча сырой нефти, что привело к росту ее цены. Тогда на рынке нефтепродуктов (бензина) тоже снизится предложение и поднимутся цены, на рынке автомобилей снизятся спрос и цены, а на рынке альтернативного топлива, например угля, спрос повысится, и цены возрастут. В долгосрочном периоде на рынок сырой нефти подействуют обратные связи — более экономичные технологии снизят спрос на нефть, что приведет к снижению цен и т.д. Обратные связи могут быть несущественными, 179 например влияние цен угля на спрос на нефть. В итоге через ряд итераций в экономике установится новое всеобщее равновесие. Главная проблема, которую пытается разрешить теория общего равновесия, заключается в том, может ли, а если да, то каким образом многосубъектная конкурентная экономическая система приходить в такое состояние, при котором оказывается возможным эффективное распределение экономических ресурсов, а каждый субъект достигает своей собственной экономической цели (максимизирует прибыль, noлезность и т.п.). Теория общего экономического равновесия была разработана Леоном Вальрасом. Он впервые показал, что если на каждом рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то можно найти такую систему цен, при которой все рынки будут одновременно находиться в состоянии равновесия и каждый их субъект максимизирует свою целевую функцию при данных ограничениях. Критерии эффективного функционирования экономики Итак, предположим, что отдельные конкурентные рынки способны приходить в состояние общего координированного равновесия. Однако при этом может возникнуть естественный вопрос — будет ли •! данное состояние экономически эффективным? В дальнейшем будем считать, что конкурентные рынки достигают эффективного состояния, когда выполняются четыре условия: 1) в производстве используются все наличные ресурсы; 2) производители, изготовляя и реализуя продукт, получают мак 3) объем спроса равен объему предложения; 4) весь продукт покупается потребителями так, что они извлека Приведенный выше анализ всеобщего равновесия, использующий кривые спроса и предложения, дает понятие о природе взаимосвязей и обратных эффектов в среде конкурентных рынков, однако он оставляет открытым вопрос о том, что происходит на уровне индивидуального субъекта, принимающего решение. Экономика «Робинзона Крузо» Для начала рассмотрим простую модель достижения состояния эффективности экономики, где один человек при помощи одного фактора производства (например, труда), производит и потребляет один продукт (пшеницу). Данную модель экономики называют «экономи- 180 кой "Робинзона Крузо"» (модель 1x1x1), состоящей из одного потребителя и одной фирмы (например, по производству пшеницы). Наша цель — посмотреть, как возникает всеобщий равновесный уровень цен, и как эти цены координируют потребление и производство. В односубъектной экономике нет торговли, поэтому цены играют в ней своеобразную «оценочную» роль, показывая, насколько «дороги» производителю и потребителю те или иные виды продуктов или ресурсов. На рисунке 8.2 на горизонтальной оси отражены часы досуга работника, а на вертикальной — объемы производства. Точка В на горизонтальной оси показывает располагаемое время, т.е. то время, которое работник может потратить, по своему усмотрению, на работу или отдых. Линия В—В представляет собой кривую производственных возможностей экономики. Выпуклость этой линии от начала координат говорит о том, что производство подвержено уменьшающейся предельной отдаче. Совместим карту безразличия Ult U 2 и U 3 с кривой В—В на рис. 8.2. При данной технологии производства (выраженной кривой В—В) и данных потребительских предпочтениях (выраженных кривыми безразличия) наша задача состоит в том, чтобы найти такие цены на продукт (пшеницу) и досуг (т.е. уровень заработной платы), которые позволяют: 1) максимизировать полезность соответственно имеющемуся 2) максимизировать прибыль; 3) уравнять предложение и спрос на рынках труда и продукта. Объем производства По определению, это будет набор цен всеобщего равновесия, потому что при таких ценах производитель и потребитель не имеют стимулов для изменения своего поведения. Стратегия поиска всеобщего равновесия проста: мы рассматриваем производственные цены и проверяем, согласуется ли это с тремя приведенными условиями. Если не согласуется, то система цен изменяется. Предположим, что цена 1 единицы продукта составляет Р b, а ставка заработной платы — w денежных единиц в час. Тогда, обозначив за п часы досуга, получим оценку издержек производства ТС = w х (В - п), где (В - п) — время производства (труда). Если производство пшеницы составляет величину Ь, то общая выручка может быть определена как R = Рь х b, а прибыль — как П = R - ТС = Рь х b - w х (В - п). Для поиска объема производства и соответствующих затрат труда, при которых прибыль достигает максимума, воспользуемся известной методикой построения «линий уровня». Линией равной прибыли называется линия, которая выражает все комбинации досуга и продукта, при которых прибыль достигает определенной фиксированной величины. Например, линия равной прибыли для величины прибыли П = 500, будет иметь вид: 500 = Pb x b - w х (В - п). Мы можем построить строго определенную линию прибыли, связанную с любым фиксированным уровнем прибыли. Заметим, что любая линия равной прибыли имеет наклон w: Рь, они все параллельны друг другу и линии, которые отражают большие уровни прибыли, располагаются выше от начала координат. Для любого соотношения цен продукта и труда существует семейство линий равной прибыли. В целях максимизации последней производитель будет стараться достигнуть наивысшей линии прибыли, которая соответствует его производственным возможностям В. На рисунке 8.3 прибыль максимальна в точке l 1, где производится b1 единиц пшеницы и затрачивается (В. – n1) часов труда. Теперь оценим данного человека в роли потребителя. Его бюджетная линия совпадает с максимальной линией равной прибыли, так как его расходы «финансируются» за счет тех средств, которые он заработал в качестве директора фирмы-производителя. Но при оптиму-ме производства l 1 бюджетная линия (линия F) касается соответствующей кривой безразличия в точке l 2, относительно которой человек максимизирует свою потребительскую полезность. С таким бюджетным ограничением наиболее предпочтительным уровнем потребления будет l 2, который состоит из п2 часов досуга и Ь2 единиц пшеницы. При данной заработной плате в час и цене пшеницы объем спроса на продукт меньше его предложения, а объем спроса на труд превышает предложение труда. Так как величины спроса и предложения не рав- 182 ны, то имеет место неравновесие. При том что имеется излишек предложения вина и излишний спрос на труд, мы ожидаем, что цена труда (заработная плата) повысится относительно цены продукта, соотношение w: РВ изменится. Получится новый набор линий равной прибыли, которые круче тех, что были изображены на рис. 8.3, находится новая точка оптимума производителя и проверяется, насколько она оптимальна для потребителя. В конечном итоге набор цен всеобщего равновесия должен быть набором, определенным наклоном линии G на рис. 8.4. При таком соотношении цен оптимумы производства и потребления совпадают в точке L *. Таким образом, точка l * является точкой всеобщего равновесия в экономике одного человека. В данной модели сама система свободного ценообразования регулирует стратегии производства и потребления. Цены содержат всю информацию, требующуюся для координации (регулирования) экономической деятельности. 8.2. РАВНОВЕСИЕ В «ЭКОНОМИКЕ ЧИСТОГО ОБМЕНА» Описание модели «экономики чистого обмена» Модель экономики одного человека не позволяет понять, как именно возникают и достигают эффективного состояния отношения обмена, как рынок организует торговые связи. Предположим первоначально, что объемы предложения благ фиксированы. В этом случае 183
|