Предложение отрасли в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение отрасли в долгосрочном периоде



Расширение или сокращение отрасли не влияет на цену рыноч­ного равновесия, поскольку она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Это означает, что кри­вая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой. Та­кое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на фак­торы производства. Но так как цены факторов могут изменяться под влиянием спроса на них, то положение долгосрочной кривой предло­жения отрасли будет зависеть от того, в какой степени изменение объе­ма производства в отрасли повлияло на цены факторов производства, используемых отраслью. В зависимости от характера этого влияния различают отрасли: а) с постоянными издержками; б) растущими из­держками; в) снижающимися издержками.

1. Отрасль с постоянными издержками (рис. 7.8): Смещение спро­са с D 1   до D 2 приводит к росту цены с Р1 до Р2. Реагируя на изменивши-

166


еся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производ­ство с q1 до q 2. Образующаяся при этом экономическая прибыль при­влечет в отрасль новые фирмы, что приведет к сдвигу в долгосрочном периоде кривой отраслевого предложения с S1 до S2. Если цены на ре­сурсы из-за роста спроса на них не изменятся, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при прежней рыночной цене на продукцию отрасли Р1 и объеме Q2, что даст горизонтальное смеще­ние отраслевого предложения (SLR). Поэтому для отрасли с неизмен­ными издержками характерна неизменность цены при увеличении объема предложения.

Отрасль с постоянными издержками характеризуется неизменностью цен, а кривая ее долгосрочного предложения представлена горизонтальной линией.

2. Отрасль с растущими издержками (рис. 7.9). При смещении спроса с d1 до D 2 произойдет рост цены с Р1 до Р2. Реагируя на изме­нившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает про­изводство с q 1 до q 2, а кривая долгосрочного отраслевого предложения сместится с S 1 до S 2. Если в связи с ростом отраслевого предложения увеличившийся спрос на ресурсы приведет к повышению цен на них, то издержки действующих в отрасли фирм вырастут — кривая сред­них долгосрочных издержек фирмы сместится вверх (LRAC 2), а кри­вая предельных издержек отклонится влево (МС2). Новое долгосроч­ное равновесие установится при цене Р3 и издержках LRAC 2, что даст новое рыночное равновесие при отраслевом выпуске Q 2. Кривая от­раслевого предложения (SLR) оказывается наклоненной вверх. Отрасль с растущими издержками характеризуется ростом цен при увеличе­нии рыночного предложения.

1R7




 


 


Отрасль с растущими издержками производства характеризуется ростом цен, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вверх.

3. Отрасль со снижающимися издержками (рис. 7.10). В данном случае мы сталкиваемся с тем же механизмом установления отрасле­вого предложения, что и в предыдущем случае. Различие лишь в том, что в отрасли со снижающимися издержками расширение объема от­раслевого выпуска приводит к снижению цен на производственные ресурсы. Кривые издержек фирмы перемещаются вниз, а новое долго­срочное равновесие отрасли достигается при отраслевом выпуске Q 2, равном долговременным минимальным средним издержкам. Следова­тельно, отрасль со снижающимися издержками характеризуется сни­жением равновесной цены при росте отраслевого выпуска.

Отрасль со снижающимися издержками производства характеризуется тенденцией цен к снижению, а кривая ее долгосрочного предложения на­клонена вниз.

Снижение цен на ресурсы вследствие расширения отрасли чрез­вычайно редкое явление. (Такая ситуация возможна при вовлечении в производство нового ресурса, когда его цена высока из-за неразвито­сти рынка. Рост спроса на ресурс может способствовать лучшей орга­низации рынка ресурса (улучшение маркетинга, транспортной сети) и, как следствие, падению цены на него.) Чаще всего снижение цен на продукцию отрасли является результатом применения более совершен­ных технологий. Поэтому далеко не всякое снижение отраслевых цен следует связывать со снижением цен на ресурсы в результате расши­рения отрасли.


Эластичность предложения

Эластичность рыночного предложения по цене показывает ско­ рость реакции объема производства на изменение рыночной цены. Оп­ределяемая как процентное изменение количества предлагаемой про­дукции в ответ на 1%-ное изменение ее рыночной цены, эластичность предложения выражается уравнением

ES = (P: QS) ´ (DQS:DP),

где   Qs — объем предложения.

Поскольку (DQS:DP) — величина, обратная наклону кривой пред­ложения, то мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, эластичность предложения в краткосрочном периоде всегда положительна и кривая краткосрочного предложения всегда направлена вверх, причем больше для отрасли с растущими и меньше для отрасли с постоянными издержками, в то время как кривая долго­срочного предложения направлена вверх только в случае с растущими издержками. Во-вторых, в долгосрочном периоде эластичность пред­ложения будет большей по сравнению с эластичностью в краткосроч­ном периоде (в том случае, если это не касается предложения благ, выступающих в качестве запаса: оборотной тары, макулатуры и т.п.), так как у фирмы меньше ограничений по изменению параметров про­изводства. Для отрасли с постоянными издержками долгосрочное пред­ложение будет абсолютно эластично и примет вид прямой линии. Имеющиеся оценки ценовой эластичности предложения показывают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издер­жками, а понижение последних чаще всего есть результат влияния тех­нического прогресса.


168


7.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

Проблема обеспечения рыночной эффективности состоит в том чтобы, во-первых, рационально распределить ресурсы и, во-вторых обеспечить их эффективное использование.

Рациональное распределение ресурсов достигается тогда, когда их распределение между отраслями обеспечивает производство оптималь­ного с точки зрения общества, т.е. соответствующего структуре его потребностей набора благ. Так как рыночные цены отражают обще­ственную ценность продукта, а предельные издержки его производства — ценность используемого для производства данного продукта ресурса, то соизмерение этих показателей будет свидетельствоватьо степени соответствия распределения ресурсов потребностям общества, т.е. эффективности их распределения. Наиболее эффективное рас­пределение ресурсов будет достигаться тогда, когда предельные издер­жки производства продукта будут равны его рыночной цене МС = Р,  так как в этом случае ценность последней единицы продукции для покупателя равна ценности необходимых для ее производства ресурсов. I

Эффективное использование ресурсов достигается тогда, когда производство включенных в оптимальный набор благ осуществляется | при наименьших для существующих технологий издержках. Это озна­чает, что в качестве показателя эффективности использования ресур-, сов должен быть принят уровень долгосрочных средних издержек.

Совершенно конкурентный рынок экономически эффективен, так как действующие на нем рыночные силы принуждают фирмы к производству с минимальными долгосрочными средними издержками, обеспечивая тем самым наилучшее использование ресурсов, и реализации продукции по це­ нам, равным предельным издержкам производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов.

Как мы уже знаем, на совер­шенно конкурентных рынках фирмы всегда осуществляют предложение в соответствии с принципом МС = Р, а в услови­ях долгосрочного рыночного рав­новесия производят с минималь­ными средними издержками Р = = LRACmin (рис. 7.11). Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия со­вершенно конкурентного рынка


тветствует положению LRMC = Р = LRACmi т . Следовательно, для «ного типа рынка выполняются оба условия эффективности, и он ияется экономически эффективным.

Экономическую эффективность совершенно конкурентных рын­ков не следует рассматривать в качестве некоего абсолюта, к которому надо стремиться. Здесь есть свои ограничения:

— во-первых, указанная эффективность достижима только при условии полной стандартизации продукции, а это не только ведет к су­жению товарного ассортимента, а значит, и снижению благосостояния потребителей, но и противоречит условию рационального распреде­ления ресурсов;

- во-вторых, функционируя при нулевой экономической прибы­ли, фирмы оказываются лишенными источника развития, что стано­вится препятствием на пути научно-технического прогресса.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Производя незначительную часть рыночного объема продук­
ции, совершенно конкурентная фирма не может воздейство­
вать на рыночную цену и принимает последнюю как данную,
а суть ее поведения сводится к приспособлению к складыва­
ющимся рыночным условиям.

2. Так как действующие на совершенно конкурентном рынке
фирмы производят идентичную продукцию, то спрос на про­
дукцию отдельно взятой фирмы является абсолютно эластич­
ным, а кривая спроса становится горизонтальной прямой.

. 3. Абсолютная эластичность спроса на продукцию отдельной со­вершенно конкурентной фирмы, отражающая неспособность последней воздействовать на рыночную цену, приводит к со­вмещению кривой спроса на продукцию фирмы и кривой ее предельной выручки, что обусловливает принятие фирмой рыночной цены в качестве руководства для принятия реше­ний об объеме выпуска.

4. Поскольку в условиях совершенной конкуренции для отдель­
ной фирмы значения предельной выручки равны рыночной
цене, то стремящаяся к максимизации прибыли фирма опти­
мизирует свой выпуск в случае равенства рыночной цены
и предельных издержек ее производства.

5. Оптимизируя выпуск путем выбора объема производства, при
котором цена равна предельным издержкам производства, со­
вершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде осу-

171


172


ществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальным значениям средних перемен­ных издержек производства фирмы. Кривая ее предложения представлена восходящей частью кривой ее краткосрочных предельных издержек производства, лежащей выше кривой средних переменных издержек производства.

6. В долгосрочном периоде, руководствуясь тем же правилом,
совершенно конкурентная фирма выбирает объем выпуска,
при котором цена равна долгосрочным предельным издерж­
кам, и осуществляет предложение до тех пор, пока цена на
продукцию выше или равна минимальным долгосрочным
средним издержкам производства. При этом кривая ее пред­
ложения представлена частью кривой ее долгосрочных пре­
дельных издержек производства в этом диапазоне.

7. Поскольку вступление на отраслевой рынок и выход из него
стремящихся к максимизации прибыли фирм обусловлены
возможностью получения экономической прибыли, то изме­
нения рыночного предложения будут зависеть от соотноше­
ния рыночной цены и уровня долгосрочных средних издержек
производства фирм, действующих в отрасли. Следовательно,
равновесие рыночного спроса и рыночного предложения бу­
дет достигнуто тогда, когда рыночная цена станет равной ми­
нимальным долгосрочным средним издержкам производства,
а фирмы и отрасль окажутся в положении долгосрочного рав­
новесия, при котором фирмы отрасли производят с минималь­
ными долгосрочными средними издержками и не получают
экономической прибыли.

8. В краткосрочном периоде рыночное предложение формиру­
ется как горизонтальное суммирование краткосрочных объ­
емов предложения отдельных фирм отрасли для каждого от­
дельного уровня цены.

9. Для долгосрочного периода кривая предложения фирмы и от­
расли будет: 1) горизонтальной прямой, если цены потребля­
емых фирмами отрасли факторов производства остаются не­
изменными; 2) возрастающей кривой, если цены факторов
растут; 3) снижающейся кривой, если цены на факторы сни­
жаются.

10. Поскольку условия совершенной конкуренции заставляют фирмы функционировать в режиме, обеспечивающем произ­водство на уровне минимальных долгосрочных средних из­держек, и продавать по ценам, равным предельным издерж-


кам, то совершенно конкурентные рынки являются абсолют­но эффективными, так как обеспечивают, во-первых, осущест­вление производства наиболее дешевым способом и, во-вторых, наиболее рациональное распределение ресурсов в обществе.

Ключевые понятия

Положение долгосрочного

равновесия отрасли

Рыночное (отраслевое)

предложение

Совершенно конкурентная фирма

Точка безубыточности

Точка закрытия фирмы

(банкротства)

Эластичность предложения

Эффективность конкурентных

рынков

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в долгосроч­ном периоде

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосроч­ном периоде

Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы Отрасль с постоянными издержками Отрасль с растущими издержками Отрасль со снижающимися издержками

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Что же совершенного в совершенной конкуренции?

2. Если нововведения затронули большинство фирм совершенно конку­
рентной отрасли, будут ли они снижать цены на продукцию?

3. Какие из признаков свидетельствуют о достижении долгосрочного от­
раслевого равновесия?

4. Возможно ли и как сделать вывод о типе отрасли, располагая ценами
на ее продукцию за длительный период времени?

5. К каким последствиям приведет на рынке совершенной конкуренции
вмешательство государства в форме:

 

—ликвидации налога с продаж;

—увеличения налога на прибыль;

—повышения минимальной заработной платы?

Примеры решения задач

Задача 1. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли пред­ставлен qd = 55 - Р, а предложение qS = 2Р - 5. Определите, при каких цене и объеме выпуска фирма максимизирует прибыль, если у фирмы функция совокупных издержек ТС = 20 - 4 q + S2q?

Решение

При решении данной задачи мы должны исходить из двух отправных пунктов. Пункт первый: совершенно конкурентная фирма максимизи-

173


рует прибыль в случае равенства ее предельных издержек цене про-' дукции, т.е. при МС = Р. Пункт второй: цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы равна равновесной рыночной цене. Таким обра-, зом, для решения задачи нам необходимо рассчитать рыночную цену : и предельные издержки фирмы.

Прежде всего определим рыночную цену, которая сформируется в точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Прирав­няем функции рыночного спроса и рыночного предложения Qd = Qs  и решим уравнение относительно Р. Так как QD = 55 - Р, a QS = 2Р - 5, то 55 - Р = - 5, следовательно, ЗР = 60, а Р = 20. Поскольку цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы не зависит от объема ее выпуска, то фирма будет максимизировать прибыль при цене Р = 20.

Для решения вопроса о максимизирующем прибыль объеме выпуска фирмы, в соответствии с принципом максимизации, нам необхо- димо решить уравнение относительно цены и предельных издержек. Цена нами определена. Функцию предельных издержек можно найти, продифференцировав функцию совокупных издержек, которые даны ' в условии задачи.

ТС = 20 - 4Q + (S) 2 q 2; МС = -4 + (S)2q, или МС = -4 + q. Далее решаем уравнение МС = Р относительно q: -4 + q = 20, следовательно, q = 24. Таким образом, фирма максимизирует прибыль при объеме вы­пуска 24 единицы. Это легко проверить, сравнив разницу между вы-;. ручкой и совокупными издержками и подставив меньшие или большие значения объема выпуска при данной рыночной цене. Так, при максимизирующем прибыль объеме выпуска q = 24 совокупная выручка; (TR = Рх q) составит: TR = 24 х 20 = 480, а совокупные издержки (TС = 20 – 4q + S x q 2), - ТС = 20 - 4 х 24 + S х (24)2= 212. Прибыль (П = TR - ТС) составит: Р = 480 - 212 = 268. Для выпуска в 23 единицы прибыль составит: П = 460 - 192,5 = 267,5; для выпуска 25 единиц: П = 500 - 232,5 = 267,5.

Задача 2. Допустим, в совершенно конкурентной отрасли имеются 20 однотипных фирм с постоянными в долгосрочном периоде издерж-ками. Предельные издержки для краткосрочного и долгосрочного пе­риодов у всех фирм одинаковы и задаются уравнением МС = q 2 - 12 q + + 36, где q — выпуск фирмы. Если рыночный спрос для обоих перио-дов задан уравнением Р = 189 - Q, а средние издержки производства фирм минимизируются в краткосрочном периоде — при выпуске q =8 единиц и долгосрочном — при выпуске q = 9 единиц. Находится ли данная отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? К каким ре­зультатам приведет проникновение на рынок фирм, которые предло­жат продукцию по 5 руб..за единицу?

  Решение

Достижение долгосрочного равновесия в совершенно конкурент­ной отрасли означает, что (1) фирмы производят с минимальными сред­ними долгосрочными издержками и (2) реализуют по цене, равной ве-


личине этих издержек. Следовательно, для того чтобы ответить на пер­вый вопрос, необходимо установить, будет ли соответствовать уровень средних долгосрочных издержек фирм отрасли для объема производ­ства, при котором они оптимизируют выпуск?

Первоначально определим рыночную цену масла для равновесных условий. По условию задачи, каждая фирма минимизирует средние дол­госрочные издержки при выпуске 9 единиц, что даст отраслевое пред­ложение, равное Q = 180 единиц (9 единиц х 20 фирм). Исходя из этого определяем равновесную рыночную цену, использовав обратную функ­цию рыночного спроса Р = 189 - Q, что даст Р = 9. Теперь следует опре­делить, оптимизируют ли фирмы производство при данном уровне цены? Как мы знаем, условием оптимизации для фирмы является мак­симизация ею прибыли. Следовательно, ответ на поставленный вопрос связан с решением равенства MR = МС. В нашем случае MR = 9, МС = = q 2 -12 q + 36. Таким образом, 9 = q ' 2 - 12q + 36. Решаем уравнение относительно q и получаем q = 9. Если фирмы оптимизируют свой вы­пуск при объеме производства, равном 9 единицам, то это соответству­ет данным в задаче условиям долгосрочного равновесия, для которого LRAC min   достигаются при 9 единицах выпуска. Можем его проверить, подставив полученное значение q в формулу предельных издержек MC = q 2 - 12 q + 36. Получим МС = 81 - 108 + 36 = 9. Следовательно, условие MR= МС также выполняется.

Ответ на второй вопрос связан с определением поведения фирм и рынка, обусловленных снижением рыночной цены продукта. По­скольку на совершенно конкурентном рынке фирмы воспринимают цену как данную, то выбор ею объема выпуска зависит от уровня цены и предельных издержек. В то же время фирма осуществляет предложе­ние только при условии покрытия средних издержек для долгосрочно­го периода и средних переменных издержек для краткосрочного пери­ода, минимальные значения которых являются пределом снижения рыночной цены, при которой фирмы могут осуществлять производство. Поскольку минимальные значения указанных видов издержек есть точки пересечения их кривых с кривой предельных издержек, то для определения значений их минимумов мы можем использовать функ­цию предельных издержек. Так как в краткосрочном периоде фирмы минимизируют средние издержки при выпуске 8 единиц, то это озна­чает, что минимальное значение их средних переменных издержек со­ставит МС = q 2 - 12 q + 36 = 82 - 12 х 8 + 36 = 4, а в долгосрочном пери­оде — при 9 единицах, что даст минимальное значение долгосрочных средних издержек, равное 9. Следовательно, при снижении рыночной цены до 5 фирмы продолжат производство в краткосрочном периоде, однако будут вынуждены прекратить его в долгосрочном периоде.


Тесты


ЛИТЕРАТУРА


 


1. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в кратко­
срочном периоде представляет собой: ]

а) часть кривой средних переменных издержек, лежащую ниже крц|
вой предельных издержек;

б) кривую предельных издержек, лежащую выше кривой средни^
переменных издержек;

в) часть кривой предельных издержек, лежащую выше кривой сред*
них издержек;

г) кривую предельных издержек.

2. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, co-j
кратит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) не окажет никакого влияния на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукта;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.

3. Если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции
то в точке краткосрочного равновесия:

а) цена товара равна предельным издержкам его производства;

б) цена товара равна средним издержкам его производства;

в) цена блага равна его предельной полезности;

г) верны а) и б).

4. В отрасли совершенной конкуренции действует 200 фирм, рыноч- :
ная цена единицы продукции равна 40 дол. Если минимальные сред­
ние издержки отрасли в долгосрочном периоде равны 30 дол., то;
как будут изменяться цена и предложение с приближением отрас­
ли к конкурентному равновесию?

а) увеличение предложения сопровождается ростом цены;

б) увеличение предложения сопровождается снижением цены;
. в) увеличение предложения при сохранении уровня цены;

г) уменьшение предложения сопровождается ростом цены.

5. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже
равновесной цены, то:

а) выигрыш покупателей, как правило, больше, чем потери продав-:
цов;

б) продавая прежнее количество, продавцы не понесут потерь;

в) благосостояние потребителей может снизиться;

г) прибыли производителей обязательно возрастут.


Основная

Долен Э. Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Гл.7. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб.

и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 9.

Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 8, 9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.:

Дело и сервис, 2002. Гл. 6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993.

Гл. 8, 9.

Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.:

ЮНИТИ, 2004. Гл. 8, 9. ВэрианХ. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997.

Гл. 21,22. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 9. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.:

Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х т. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Гл. 25.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 11. Хайман ДМ. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 8, 9.


176



ОБЩЕЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ        Глава 8

До сих пор мы рассматривали экономическое поведение субъек­тов рынка — производителей и потребителей в рамках отдельных рын­ков (или отраслей производства) относительно однородных благ, яв­ляющихся близкими заменителями. Однако в процессе принятия эко­номических решений экономические субъекты сталкиваются с необходимостью учета более общей информации, в частности о том, как влияет межотраслевое взаимодействие на конъюнктуру в данной отрасли, как распределяются общественные ресурсы на производство того или иного блага, как блага распределяются между потребителя­ми и насколько эффективно такое распределение, В этом же контек­сте необходимо рассмотреть, возможно ли рыночную экономику рас­сматривать как потенциальную экономику благосостояния, т.е. про­анализировать, каким образом рыночные механизмы могут влиять на достижение экономикой такого эффективного состояния, при котором максимизируется одновременно полезность потребителей и прибыли продавцов.

8.1. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Частичное и общее равновесие. Межотраслевое взаимодействие

Рассмотренное выше равновесие, сложившееся в отдельной кон­курентной отрасли или на отдельном рынке производства относитель­но однородного продукта, называется частичным равновесием. Но отдельные отрасли никогда не существуют изолированно. Рынки всех товаров и всех производственных факторов в действительности взаи­мосвязаны. Так, потребительский спрос на товары и услуги зависит от, вкусов и доходов потребителей. В свою очередь на их доходах отража­ются находящиеся в их распоряжении факторы производства и цены на них. Последние зависят от спроса на факторы и их предложения. Спрос на факторы со стороны предприятий зависит не только от ха-| рактера технологии, но и от спроса на конечные товары, является про-

178


изводным от него. А спрос на конечные блага зависит от доходов по­требителей, которые зависят от спроса на находящиеся в их распоря-ясении факторы и цен на них.

Считается, что отрасли (рынки) связаны вертикально, если про­дукт одной отрасли.является ресурсом для производства другой от­расли, или связаны горизонтально, когда продукты отраслей заменя­ют или дополняют друг друга в потреблении. Когда рынки взаимосвя­заны, сдвиг кривых предложения и спроса на одном рынке может оказать важное влияние на цену и выпуск на втором рынке. Анализ частичного равновесия воздействия сдвига может быть ошибочным из-за недоучета результатов взаимовлияния, в частности эффекта обрат­ных связей.

Равновесие всех отраслей одновременно называется общим равнове­ сием.

Анализ общего равновесия несет смысл того, как отдельные ча­сти экономики сочетаются вместе и как экономическая система рабо­тает в качестве единого механизма. Механизм установления общего равновесия приведен на рис. 8.1.

Предположим, по каким-либо причинам снизилась добыча сырой нефти, что привело к росту ее цены. Тогда на рынке нефтепродуктов (бензина) тоже снизится предложение и поднимутся цены, на рынке автомобилей снизятся спрос и цены, а на рынке альтернативного топ­лива, например угля, спрос повысится, и цены возрастут. В долгосроч­ном периоде на рынок сырой нефти подействуют обратные связи — более экономичные технологии снизят спрос на нефть, что приведет к снижению цен и т.д. Обратные связи могут быть несущественными,

179


например влияние цен угля на спрос на нефть. В итоге через ряд ите­раций в экономике установится новое всеобщее равновесие.

Главная проблема, которую пытается разрешить теория общего равновесия, заключается в том, может ли, а если да, то каким образом многосубъектная конкурентная экономическая система приходить в такое состояние, при котором оказывается возможным эффективное распределение экономических ресурсов, а каждый субъект достигает своей собственной экономической цели (максимизирует прибыль, noлезность и т.п.).

Теория общего экономического равновесия была разработана Леоном Вальрасом. Он впервые показал, что если на каждом рынке выполняются условия совершенной конкуренции, то можно найти та­кую систему цен, при которой все рынки будут одновременно нахо­диться в состоянии равновесия и каждый их субъект максимизирует свою целевую функцию при данных ограничениях.

Критерии эффективного функционирования экономики

Итак, предположим, что отдельные конкурентные рынки способ­ны приходить в состояние общего координированного равновесия. Однако при этом может возникнуть естественный вопрос — будет ли •! данное состояние экономически эффективным? В дальнейшем будем считать, что конкурентные рынки достигают эффективного состояния, когда выполняются четыре условия:

1) в производстве используются все наличные ресурсы;

2) производители, изготовляя и реализуя продукт, получают мак­
симальную прибыль;

3) объем спроса равен объему предложения;

4) весь продукт покупается потребителями так, что они извлека­
ют из его потребления максимальную полезность.

Приведенный выше анализ всеобщего равновесия, использующий кривые спроса и предложения, дает понятие о природе взаимосвязей и обратных эффектов в среде конкурентных рынков, однако он остав­ляет открытым вопрос о том, что происходит на уровне индивидуаль­ного субъекта, принимающего решение.

Экономика «Робинзона Крузо»

Для начала рассмотрим простую модель достижения состояния эффективности экономики, где один человек при помощи одного фак­тора производства (например, труда), производит и потребляет один продукт (пшеницу). Данную модель экономики называют «экономи-

180


кой "Робинзона Крузо"» (модель 1x1x1), состоящей из одного по­требителя и одной фирмы (например, по производству пшеницы). Наша цель — посмотреть, как возникает всеобщий равновесный уро­вень цен, и как эти цены координируют потребление и производство. В односубъектной экономике нет торговли, поэтому цены играют в ней своеобразную «оценочную» роль, показывая, насколько «дороги» про­изводителю и потребителю те или иные виды продуктов или ресурсов. На рисунке 8.2 на горизонтальной оси отражены часы досуга ра­ботника, а на вертикальной — объемы производства. Точка В на гори­зонтальной оси показывает располагаемое время, т.е. то время, которое работник может потратить, по своему усмотрению, на работу или от­дых. Линия В—В представляет собой кривую производственных воз­можностей экономики. Выпуклость этой линии от начала координат говорит о том, что производство подвержено уменьшающейся предель­ной отдаче. Совместим карту безразличия Ult U 2 и U 3 с кривой В—В на рис. 8.2. При данной технологии производства (выраженной кривой В—В) и данных потребительских предпочтениях (выраженных кри­выми безразличия) наша задача состоит в том, чтобы найти такие цены на продукт (пшеницу) и досуг (т.е. уровень заработной платы), кото­рые позволяют:

1) максимизировать полезность соответственно имеющемуся
бюджетному ограничению;

2) максимизировать прибыль;

3) уравнять предложение и спрос на рынках труда и продукта.

Объем производства



По определению, это будет набор цен всеобщего равновесия, по­тому что при таких ценах производитель и потребитель не имеют сти­мулов для изменения своего поведения. Стратегия поиска всеобщего равновесия проста: мы рассматриваем производственные цены и про­веряем, согласуется ли это с тремя приведенными условиями. Если не согласуется, то система цен изменяется.

Предположим, что цена 1 единицы продукта составляет Р b,   а став­ка заработной платы — w денежных единиц в час. Тогда, обозначив за п часы досуга, получим оценку издержек производства ТС = w х (В - п), где (В - п) — время производства (труда). Если производство пшени­цы составляет величину Ь, то общая выручка может быть определена как R = Рь х b, а прибыль — как П = R - ТС = Рь х b - w х (В - п).

Для поиска объема производства и соответствующих затрат тру­да, при которых прибыль достигает максимума, воспользуемся изве­стной методикой построения «линий уровня». Линией равной прибыли называется линия, которая выражает все комбинации досуга и про­дукта, при которых прибыль достигает определенной фиксированной величины. Например, линия равной прибыли для величины прибыли П = 500, будет иметь вид: 500 = Pb x b - w х (В - п). Мы можем постро­ить строго определенную линию прибыли, связанную с любым фик­сированным уровнем прибыли. Заметим, что любая линия равной при­были имеет наклон w: Рь, они все параллельны друг другу и линии, которые отражают большие уровни прибыли, располагаются выше от начала координат. Для любого соотношения цен продукта и труда су­ществует семейство линий равной прибыли. В целях максимизации последней производитель будет стараться достигнуть наивысшей ли­нии прибыли, которая соответствует его производственным возможно­стям В. На рисунке 8.3 прибыль максимальна в точке l 1, где произво­дится b1 единиц пшеницы и затрачивается (В. – n1) часов труда.

Теперь оценим данного человека в роли потребителя. Его бюд­жетная линия совпадает с максимальной линией равной прибыли, так как его расходы «финансируются» за счет тех средств, которые он за­работал в качестве директора фирмы-производителя. Но при оптиму-ме производства l 1 бюджетная линия (линия F) касается соответству­ющей кривой безразличия в точке l 2, относительно которой человек максимизирует свою потребительскую полезность. С таким бюджет­ным ограничением наиболее предпочтительным уровнем потребления будет l 2, который состоит из п2 часов досуга и Ь2 единиц пшеницы. При данной заработной плате в час и цене пшеницы объем спроса на продукт меньше его предложения, а объем спроса на труд превыша­ет предложение труда. Так как величины спроса и предложения не рав-

182


ны, то имеет место неравновесие. При том что имеется излишек пред­ложения вина и излишний спрос на труд, мы ожидаем, что цена труда (заработная плата) повысится относительно цены продукта, соотно­шение w: РВ изменится. Получится новый набор линий равной прибы­ли, которые круче тех, что были изображены на рис. 8.3, находится новая точка оптимума производителя и проверяется, насколько она оптимальна для потребителя.

В конечном итоге набор цен всеобщего равновесия должен быть набором, определенным наклоном линии G на рис. 8.4. При таком со­отношении цен оптимумы производства и потребления совпадают в точке L *. Таким образом, точка l * является точкой всеобщего равно­весия в экономике одного человека. В данной модели сама система сво­бодного ценообразования регулирует стратегии производства и потреб­ления. Цены содержат всю информацию, требующуюся для координа­ции (регулирования) экономической деятельности.

8.2. РАВНОВЕСИЕ В «ЭКОНОМИКЕ ЧИСТОГО ОБМЕНА» Описание модели «экономики чистого обмена»

Модель экономики одного человека не позволяет понять, как именно возникают и достигают эффективного состояния отношения обмена, как рынок организует торговые связи. Предположим перво­начально, что объемы предложения благ фиксированы. В этом случае

183




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.108 с.)