Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование деятельности монополий
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования. Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: —запрещение договоров о ценах и разделе рынка; —установление контроля за разделом рынка и слияниями; —регулирование наборов предоставляемых доминирующими Направленность действия данных мер связана: а) с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным; б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной. Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обыч-Но реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего илш нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Цель установления «потолка цены» — увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную 208 проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.
Естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, которые характеризуются устойчиво растущей экономией от масштаба производства (трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций). В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти. В случае естественной монополии (рис. 9.7), когда из-за большой Доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRAC ем) на участке ее снижения, уровень LRAC ем всегда будет ниже 209 конкурентных LRACK. Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне QM при цене Рм и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если целью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену PMC, равную предельным издержкам производства LRMCem, что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск QMC,. не обеспечивает эффектив-ности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки субсидированием производства, либо установить «справедливую цену» Рем, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACeM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до QEM при более низких, чем при совершенной конкуренции Рk ценам Р EM.
В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «из- 210 держки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же X-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Важно помнить, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции. Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае введение налога вызовет рост издержек и монополист сократит выпуск и поднимет цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно при спросе низкой эластичности введение налога на продукцию обернется лишь дополнительными потерями совокупного благосостояния. Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен».. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену. •. 2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключи-
211
212 тельные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти. 3. В зависимости от причин формирования монопольной вла 4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист име 5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, 6. Так как решение монополиста об объеме предложения за 7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распо 8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.
Ключевые понятия Монопсония Открытая монополия Потери «мертвого груза» Предложение в условиях монополии Спрос на продукцию монополиста Экономические меры регулирования ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. Какой из факторов следует рассматривать как наиболее существенный 2. Насколько верно утверждение: чем выше монопольная власть, тем боль 3. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной отраслью аб 4. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень при 5. Стремится ли фирма-монополист осуществлять выпуск, эффективный Примеры решения задач Задача 1. Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости средней выручки от объема предложения описывается формулой AR= 12 - q. Если фирма несет 213
214 средние издержки по производству А С = (16 + q 2): q, то какие прибыль 1 (+) или убыток (-) получает фирма, оптимизируя выпуск в краткоcрочном периоде? Решение Экономический результат функционирования фирмы зависит от соотношения уровня выручки от реализации и издержек. В этом смысле такой результат — прибыль или убыток — может быть найден двул способами. Один из них состоит в сопоставлении совокупных издержек из совокупной выручки, когда прибыль представляет собой результат вычитания совокупных издержек из значения совокупной выручки, т.е. П = TR - ТС. Другой способ заключается в сопоставлении средней выручки (цены) и средних издержек, когда прибыль находится как разность между средней выручкой и средними издержками, умноженная на объем выпуска, т.е. П = (AR - AC) q. Любой из них можетбыть использован для решения данной задачи. Проблема состоит лишь в определении оптимального с точки зрения получения максимальной прибыли объема выпуска. Согласно условию максимизации, наибольшая прибыль будет пoлучена фирмой-монополистом при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны предельной выручке. Следовательно, первым шагом к решению задачи является определение функций этих показателей. Так как они представляют собой первые производные от функций совокупных издержек и выручки, то вопрос сводится к определению функций последних. Такие функции легко найти, умножив функции средних издержек и средней выручки на q, поскольку речь идет о взаимозависимости общих и средних величин.
8 нашем случае получим: TR = А Rq = (12 - q) q = 12 q - q 2 и ТС = ACq q= 3. Окончательное решение задачи предполагает только подстановку, полученного значения q в формулу определения прибыли П = (A R - AC) q; П = [(12 - q) - (16 + q2): q } q = [(12 q - 2 q 2 - 16): q ] q =12q -2q2 - 16. Подставив значение оптимального объема выпуска q = 3, найдем прибыль, равную П = 2. Полученное значение можем проверить путем определения прибыли как разности между совокупной выручкой и совокупными издержками: П = TR - ТС = (12 q - q 2) - (16 + q 2) = I 2 q -2q2-16=2 Задача 2. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией qd = 40 - 2Р, а восходящий участок кривой долгосрочных предельных издержек LRMC = 2 Q - 4. Если государство установит цену на продукцию монополиста, равную 14, то к каким последствиям это приведет — образуется дефицит (-) или излишек (+)? Каковы были бы цена и объем рыночного предложения на нерегулируемом рынке монополии? Решение Для того чтобы определить последствия регулирования цены, необходимо установить объемы рыночного спроса и предложения монополиста для данной цены. Найти объем рыночного спроса легко, подставив установленный уровень цены в функцию рыночного спроса на продукцию. Так как QD = 40 - 2Р, то QD = 40 - 2 х 14 = 12.' Какой объем предложения обеспечит монополист? Руководствуясь в своей деятельности принципом максимизации прибыли, он оптимизирует производство при объеме выпуска, для которого предельная выручка равна предельным издержкам, т.е. MR = МС. Поскольку по условию задачи цена установлена государством, то в этом случае для монополиста MR = Р. Следовательно, он будет оптимизировать выпуск при Р = МС, т.е. 14 = 2 Q - 4. Решая данное уравнение относительно Q, получаем объем предложения монополиста, равный 2 Q = 14 + + 4, Q = 9. В итоге имеем рыночное предложение объемом 9 единиц при объеме рыночного спроса в 12 единиц. Следовательно, в результате установленного потолка цен образуется дефицит в объеме 3 единиц. Если бы регулирование цены не проводилось, то в такой ситуации монополист осуществлял бы выпуск на уровне, для которого MR = МС. Поскольку для рынка монополии функция рыночного спроса есть функция спроса на продукцию монополиста, то эта функция может быть использована для определения функции предельной выручки. Для этого первоначально определим функцию совокупной выручки TR = Р(Q) х Q нашем случае это 2Р =40 - Q или Р = 20 - S x Q. Отсюда TR =(20 - S х Q) х Q = 20Q - S x Q2. Продифференцировав функцию совокупной выручки, получим функцию предельной выручки MR = 20 - Q. Теперь можем определить объем выпуска монополиста, максимизирующий его прибыль. Решая уравнение MR = МС, 20 - Q = = 2 Q - 4, получаем 3Q - 24, a Q = 8. Подставив значения объема выпуска в обратную функцию рыночного спроса Р = 20 - S x Q, определим рыночную цену, которая будет равна 16. При сравнении полученных результатов можно заметить, что ценовое регулирование способствовало увеличению предложения со стороны монополиста при более низкой цене, которое, однако, сопровождается возникновением дефицита продукции. Тесты 1. В модели монополии предполагается, что: а) продавцы и покупатели принимают цены как данные; б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено; в) поведение продавцов не является стратегическим; г) производится стандартизированный продукт. 215 2. В качестве барьера для проникновения в отрасль новых произво а) патенты и лицензии; б) более низкие издержки крупного производства; в) законодательно оформленные исключительные права; г) все, что перечислено, верно. 3. Так как спрос на продукцию монополии является убывающим, то < а) кривая средней выручки располагается выше кривой предел б) кривая его совокупной выручки постоянно возрастает; в) кривая предельной выручки располагается выше кривой ере, г) кривая предельной выручки и кривая цены совмещаются. 4. Какой из названных хозяйствующих субъектов обладает признак а) нефтедобывающая компания; б) аэропорт; в) электростанция; г) все перечисленное верно? 5. Реализация рыночной власти в условиях монополии означает, чт а) монополист назначает максимально высокие цены; б) цена превышает предельную выручку; в) монополисту гарантирована высокая прибыль; г) монополист не учитывает особенностей спроса. Дополнительная Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд М • ЮНИТИ, 2004. Гл. 10, 18. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ 1997. Гл. 23-24. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 2. Гл. 10. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб: Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 1. Макконнем К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992 Т 2 Гл. 26, 34. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 10. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 2. Гл. 10, 12. ЛИТЕРАТУРА Основная Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 8,16. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб,;! и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 7. • Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. В Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М. I Дело и сервис, 2002. Гл. 5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993.' Гл. И, 14. 216 РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ При анализе таких рыночных структур, как совершенная конкуЯ ренция и абсолютная монополия, мы рассматривали цену в качестве фактора, определяющего выбор потребителя. На практике связанные с приобретением благ издержки являются не единственным фактором,'1! принимаемым во внимание потребителями. Часто качество блага, епи внешний вид, а иногда и престижность могут оказывать более существенное влияние на потребительский выбор, что обусловливает дифференциацию рыночного спроса. Вместе с тем обусловленные особенностями технологии оптимальные размеры предприятия различны для каждой отдельной отрасли, что приводит к различиям в организации отраслевого рынка. Одни отрасли представлены множеством небольших фирм, в то время как другие — несколькими крупными фирмами., Все это приводит к тому, что определяющим содержание конкуренции фактором становится не цена, как при совершенной конкуренции,; а объем продаж. Конкуренция между фирмами за объем продаж называется несовершенной конкуренцией, а покоящиеся на ней модели рынка дают наиболее близкое к действительности представление о механизмах рыночного взаимодействия фирм. 10.1. РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ВЫБОР В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ Характеристика рынка монополистической конкуренции Рынок монополистической конкуренции — это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара ведут конкурентную борьбу за объем продаж. Отличительными особенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта; большое число продавцов; отсутствие отраслевых барьеров; отсутствие стратегического поведения. Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает не-, которую рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спро- 218 са на свою продукцию. Однако наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной (функция от числа конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с монополистической конкуренцией стратегического поведения фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньшее число фирм действует на рынке. На рынке монополистической конкуренции производящие дифференцированный продукт фирмы обладают ограниченной рыночной властью и конкурируют за объем продаж. Равновесие при монополистической конкуренции Сталкиваясь с убывающей кривой спроса на свою продукцию df, фирма, действующая на рынке с монополистической конкуренцией, оптимизирует свое предложение q * f при MRf = МС и цене P * f, что обеспечит ей максимальную прибыль, размер которой отражен затемненным прямоугольником (рис. 10.1). Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукт и уровня ее издержек производства. Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукт эластичен, то она может столкнуться с проблемой низкого спроса d 1 f, не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может минимизировать равные постоянным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издерж- ки фирмы для каждого данного объема выпуска (Р1 f). Если же спрос, настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечивает покрытия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства. Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополистически конкурирующая фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издерж ками. Несмотря на то что принципы принятия решений монополистачески конкурирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, нельзя рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения -фирмы, потому что при убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкую зависимость между ценой и объемом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукт. Как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска в зависимости от особенностей спроса фирма может установить разные цены на свою продукцию. При одной и той же цене она может осуществлять выпуск разного объема. Таким образом, наличие дифференциации продукции не позволяет дать описания зависимостей между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. Не имея комбинаций цены и выработки для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли. Для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спро са и предложения не существуют. Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремясь увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли. Для этого нет никаких препятствий, так как рынок монополистической конкуренции характеризуется отсутствием отраслевых барьеров входа. При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на прежнем уровне (рис. 10.2) вход в отрасль новых конкурентов приведет 220
как к сокращению рыночной доли Отдельной фирмы qf lR, так и к повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долгосрочном периоде будут смещаться влево к началу координат df LR. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится, и она окажется в положении долгосрочного равновесия. Поскольку кривые спроса на продукцию фирм - касательные к их долгосрочным средним издержкам, то это означает, что в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы а) осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам, Pt LR = LRAC и б) не получают экономической прибыли. Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли при монополистической конкуренции В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосрочного рыночного равновесия не обеспечивает условий эффективного производства из - за наличия рыночной власти у фирм и слабой конкуренции. На практике силы установления рыночного равновесия в условиях монополистической конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции, и движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой 221 технологии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции: значительные инвестицщ по разработке, высокие маркетинговые издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В-третьих, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая вд получение небольшой экономической прибыли в долгосрочном периоде, одновременно выполняли бы роль барьера для проникновение в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточное производства. Неэффективность монополистической конкуренции Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополисти ческой конкуренции, последняя обладает существенными отличиями (рис. 10.3). Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными,; что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощ ностей. Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном период де, их цены (РMK) не равны предельным издержкам производства. Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам (РMK) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK - QMK). Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка потребителя из-за рыночной власти (РMK – РK). Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности из - за недоиспользования производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти. Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том,' что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее число фирм могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение числа фирм приведет лишь к росту степени их рыночной власти, что при отраслевом 222 равновесии даст более высокие цены. Так как рыночная власть фирм обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей служит своеобразной платой общества за эту дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько готов потребитель платить за ассортиментную дифференциацию. Так как рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на их продукт, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынка компенсируется ростом благосостояния потребителей, вызванного расширением продуктового ассортимента. Дифференциация продукта может быть использована фирмой в качестве способа увеличения своей рыночной доли, особенно в случае, когда фирма имеет положительную экономию от масштаба производства. Учитывая связь между уровнем дохода и спросом, фирма будет возлагать плату за дифференциацию на потребителей, имеющих более низкую эластичность спроса (рис. 10.4). Если в группе потребителей продукта фирмы есть покупатели с более (рис. 10.4а) и менее (рис. 10.4е) эластичным спросом, то линия спроса на продукт фирмы Da + b будет иметь вид ломаной (рис. 10.46) При данной форме средних долгосрочных издержек LRAC фирма оптимизирует выпуск при объеме Q* и цене Р*. В этом случае ее экономическая прибыль равна нулю. Так как издержки производства убывают, фирма может извлечь дополнительную экономию от масштаба производства, увеличив выпуск до уровня, при котором достигаются Минимальные средние издержки (МС = LRAC). (Для данного примера 223 , издержки взяты как не зависящие от дифференциации. Это вполне обоснованное упрощение, ибо фирмы располагают способами дифференциации, которые несущественно отражаются на издержках. Фирма может ограничиться продажей одного и того же продукта под различными названиями и в разной упаковке.) Может ли фирма при этом достичь равновесия? Может, если установит для покупателей с эластачным спросом цену на уровне Р a = МС (рис. 10.4й), а для покупателеи с неэластичным спросом — цену Pb в соответствии с принципом MR = МС (рис. 10.4е). В этом случае она обеспечивает безубыточность производства на сегменте рынка с эластичным спросом (МС = LRAC), а на сегменте с неэластичным спросом получает экономическую прибыль, размер которой представлен площадью затемненного прямоугольника (рис. 10.4е). К тому же фирма еще и расширяет свою рыночную долю.
Такой подход способствует не только расширению рыночной доли фирмы, но и росту ее совокупной прибыли. Иногда фирмы реализуют одну модель продукта по ценам даже ниже средних издержек, компенсируя потери за счет увеличения цен на другую модель продукта (перекрестное субсидирование). Учитывая, что определяющим моментом рынка монополистической конкуренции являются особые свойства продукта, фирмы стремятся обратить внимание потребителя именно на этот аспект. Поэтому одним из важнейших факторов воздействия на спрос является реклама. 10.2. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК И ЕГО МОДЕЛИ Характеристика олигополистического рынка Олигополия —это тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве признаков, определяющих особенности олигополистического рынка, следует указать такие, как: ограниченное количество фирм; значительная концентрация производства у отдельных фирм; ограниченный доступ в отрасль; стратегическое поведение фирм. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным, так и дифференцированным продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти. В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклон ной кривой спроса, но и действиями конкурентов. На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с дру гом и принимают производственные решения с учетом реакции своих кон курентов.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.114 с.) |