Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы принятия политических решений
Суть проблемы предоставления общественных благ посредством государства заключается в решении вопроса об объеме и способах финансирования их производства. В рамках анализа этой задачи теория общественного выбора опирается на две посылки. Во-первых, необ ходимость политических институтов, представляющих собой набор правил и процедур принятия решений, как механизма достижения соглашения в условиях коллективного выбора. Во-вторых, доминирова ние индивидуальных интересов при принятии политических решений, предопределенное рациональностью поведения экономических субъектов. Наиболее распространенным способом определения групповых предпочтений является голосование. К настоящему времени оно ста- 306 ло общепризнанным институтом принятия решений по поводу производства общественных благ. Действуя рационально, участвующие в голосовании лица стремятся максимизировать свое благосостояние, сравнивая предельную полезность блага при каждом уровне его выпуска с предельными издержками его производства. Каждый участник предпочитает такой объем производства блага, при котором его предельные выгоды уравниваются с предельными затратами. Так как предельная полезность блага для каждого есть возрастающая функция дохода, то готовность голосовать за тот или иной объем производства блага зависит от доли затрат, которую вынужден будет принять на себя голосующий. Это говорит о том, что склонность поддерживать определенный объем выпуска общественного блага зависит, с одной стороны, от величины средних издержек производства блага, а с другой — от принципа распределения затрат среди участников голосования. Принцип принятия решения путем голосования может быть разным — на основе единогласия или большинства голосов, следствием чего будут разные решения. При условии достоверности предпочтений голосующих и соответствующем им распределении издержек прин цип единогласия потенциально дает большую возможность для достижения максимальной полезности, однако чрезвычайно труден в реализации на практике. В сравнении с ним принцип большинства, когда решения принимаются на основе предпочтений большинства голосующих, более практичен для условий коллективного выбора, несмотря на то, что его применение сопряжено с неравенством и неэффективностью.
Неэффективность голосования Неэффективность голосования по принципу большинства может обнаружиться в самом процессе выявления общественных предпочтений, когда возникает необходимость выбора из нескольких альтернативных вариантов. Допустим, надо принять решение о выборе программы борьбы с бедностью — предоставление денежных пособий, предоставление продуктовых наборов, профессиональная переподготовка. Так как предпочтения отдельных лиц транзитивны, т.е. могут быть ранжированы по степени предпочтительности, то предлагаемые на голосование альтернативные варианты расположатся в соответствии с предпочтениями участников голосования от наиболее приемлемого варианта к наименее приемлемому (табл. 13.1). 307
Для того чтобы определить общую шкалу предпочтений, необходимо провести голосование по каждой паре вариантов, в процессе которого каждый из голосующих, естественно, выберет наиболее предпочтительный для него вариант. При голосовании на основе принципа большинства выявляется, что при выборе между денежными пособиями и продуктовыми наборами предпочтение будет отдано программе денежных пособий — два голоса (А и В) «за» и один (Б) «против». Но в отношении выбора между продуктовыми наборами и профессиональной переподготовкой предпочтение отдается программе продуктовых наборов — два голоса (А и В) «за» и один (Б) «против». При выборе между денежными пособиями и профессиональной переподготовкой предпочтение будет отдано программе профессиональной подготовки — два голоса (Б и В) «за» и один (А) «против». Таким образом, участники голосования предпочитают программу денежных пособий программе продуктовых наборов, программу продуктовых наборов программе профессиональной переподготовки, а программу профессиональной переподготовки программе денежных пособий. Оказывается, в рамках общественного выбора предпочтения не обладают транзитивностью и выявить программу, наиболее предпочтительную с точки зрения общества, т.е. наилучшую для всех голосующих, невозможно. Возникает коллизия, когда голосование по принципу большинства не позволяет достичь согласованного решения, что свидетельствует о неэффективности голосования как способа принятия решений. Парадокс голосования, состоящий в невозможности определения приоритетности общественных предпочтений путем большинства голосов, возникает всякий раз, когда приходится выбирать один из множества различных вариантов.
Более точный анализ показывает, что решение все же может быть принято, если процедура голосования предполагает принятие решения на основе исключения вариантов, не поддержанных большинством. 308 Каким в таком случае окажется решение? Все будет зависеть от очередности рассмотрения предложенных программ. В приведенной ситуации сторонники программы предоставления денежной помощи могут добиться ее принятия, если первоначально поставят на голосование связку «продуктовые наборы или профессиональная переподготовка», а затем — «денежные пособия или продуктовые наборы». Такой порядок голосования устранит в первом туре программу Профессиональной переподготовки и обеспечит победу программы предоставления денежных пособий во втором, что не соответствует приоритетности общественного выбора и приведет к потерям эффективности. Голосование по принципу большинства, допуская манипуляции и не все гда обеспечивая выявление общественных приоритетов, может приводить к принятию решений, не отвечающих общественному выбору. Проблема эффективности принятия решений путем голосования возникает даже тогда, когда предпочтения установлены. В этом случае она ассоциируется с выбором объема производства общественного блага. Принятие решения об объеме выпуска связано с решением о распределении налогов, обеспечивающих возмещение затрат на производство блага. Исходя из индивидуальных интересов, каждый участник голосования будет поддерживать такой объем производства блага, при котором получаемая им предельная выгода от потребления блага равняется его предельным издержкам в виде выплачиваемого налога Т, т.е. при равенстве предельных выгод и налога (MB = Т). Каждый из голосующих найдет предпочтительным такой объем производства блага, за который он готов заплатить. При существовании различий в склонности участников голосования платить согласованный выбор может быть сделан только >при принятии компромиссного решения, отвечающего интересам подавляющей части голосующих. Так, в случае голосования об определении доли государственных расходов на национальную оборону при участии трех лиц из предложенных вариантов 15, 25 и 40%, будет принят второй вариант. Ведь при проведении голосования по принципу исключения только предложение в 25% получит поддержку со стороны избирателей, занимающих крайние позиции. Это говорит о том, что при голосовании по принципу большинства вероятность выбора промежуточного, а точнее, центристского предложения наиболее высока. Теорема избирателя-центриста гласит: при принятии решения большинством голосов результаты выборов определяются предпочтениями избирателя-центриста.
Полученный результат не будет эффективным, так как не учитывает всей совокупности предпочтений голосующих, поскольку каждый 309
из участников голосования обладает только одним голосом, независимо от объема его предпочтений. Когда большинство голосов принадлежит какой-либо группе, независимо от характера рассматриваемого вопроса не существует схемы голосования, которая позволила бы гарантировать эффективность индивидуальных предпочтений, — утверждает теорема Эрроу. Даже при единогласно принимаемом решении эффективность не достигается, потому что в таком случае равновесие будет смещаться в сторону более низких предпочтений. Поэтому на практике при наличии оппортунистического поведения у участников голосования абсолютное единогласие свидетельствует лишь о нахождении компромисса. Голосование по принципу большинства не может обеспечить эффективно сти, так как не учитывает всей совокупности индивидуальных предпочтении.
Теоретически модель избирателя-центриста (рис. 13.6) позволяет обеспечить достижение эффективного объема производства блага только при условии, когда средние издержки производства постоянны, а голосующие уплачивают одинаковый налог Т. В этом случае при N голосующих налог с каждого составит Т = АС: N. При АС = МС оптимальный объем производства достигается при Т = МС: N = S MBi: N. В нашем примере S МВг: N = МВБ. Следовательно, эффективный выпуск равен 2, что соответствует предпочтениям избирателя-центриста, для которого Т = МС: N = МВБ. Причины неэффективности государства Призванное устранять посредством своих политических институтов недостатки рынка государство также не лишено изъянов. Причем суть вопроса состоит не в допущении управленческих ошибок, а в наличии внутренне присущих государству факторов, которые препятствуют достижению эффективности. Есть несколько аспектов, препятствующих принятию оптимальных решений.
Внутренняя неэффективность производства чистых общественных благ, выражающаяся в невозможности достижения эффективно-то объема производства каждого блага, проистекает уже из того, что предоставление общественных благ осуществляется взаимоувязанно, единым пакетом. В отличие от частных благ, набор и количество которых определяет сам потребитель, набор и объемы предоставления общественных благ устанавливаются на основе решения большинства, что сужает возможности потребительского выбора. Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что в противном случае некоторые блага оказались бы вообще недоступными для многих потребителей. Давление электората также служит одной из причин принятия неэфективных решений. Оно выражается в том, что в условиях представительской демократии, когда решения принимаются не самими потребителями, а избранными ими представителями, последние находятся под давлением предпочтений избравших их групп потребителей. Действуя в соответствии со своими текущими интересами (желание быть переизбранными), избранные представители вынуждены при при нятии решений руководствоваться не результатами взвешивания издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей, которая подталкивает к принятию неэффективных решений. Лоббирование как метод обеспечения принятия решения в интересах узкой группы лиц путем взаимосогласованного поведения имеет место всякий раз, когда существует возможность получения выгод незначительной группой лиц за счет большой группы при небольших • для нее потерях. Экономическая база лоббирования (рис. 13.7) — это дополнительная прибыль (А), которая может быть получена заинтересованной стороной в результате принятия того или иного решения. 311
В принципе, заинтересованная в принятии нужного решения сторона может пожертвовать дополнительной прибылью ради гарантий устойчивого получения нормальной прибыли. Лоббирование может быть реализовано взаимной поддержкой (логрол-линг), когда поддержка решения, выгодного одной группе лоббистов, обусловлена аналогичной поддержкой решения, в котором заинтересована другая группы лоббистов. Она может быть осуществлена глобализа цией проблемы, когда не имеющие широкой поддержки среди голосу- ющих проекты объединяются в один, который будет поддержан большинством избирателей. Наконец, есть еще один путь лоббирования — простая скупка голосов. Результативностылоббирования будет зависеть от степени организованности, информированности и напористости группы, объединенной общими интересами. Последствия такой деятельности могут быть разными. Согласованная деятельность может способствовать принятию как эффективного решения, при котором общественные выгоды превысят совокупные издержки, так и наоборот.
Поиск ренты - деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод. Он возникает всякий раз, когда приобретаемые через политические институты выгоды превышают те, которые могут быть получены в результате конкуренции. В этом смысле поиск ренты сопряжен с ограничением конкуренции и получением государственных субсидий. Возникающий при этом спрос на предоставление преимуществ порождает соответствующее предложение, что приводит к кор рупции как среди государственных чиновников, так и среди представителей законодательных органов, поскольку одним из наиболее действенных методов поиска ренты является лоббирование во всех его формах. Бюрократизм государственного аппарата, выражающийся в оп портунистическом поведении чиновничества, не получающего личной выгоды от результатов общественного выбора, также служит одной из причин неэффективности государства. При этом неэффективность возникает не только из-за оппортунизма чиновников, но и вследствие ис- 312 кажения критериев эффективности, субъективно устанавливаемых самими же чиновниками.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.02 с.) |