Правила деления. Ошибки в делении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила деления. Ошибки в делении



 

1. Соблюдены ли правила деления в следующих примерах, и если нет, то какие допущены логические ошибки:

 

«Что касается клятв, то здесь следует различать следующие четыре случая: или одна сторона требует клятвы от другой и в то же время принимает также требование от другой стороны; или нет ни того, ни другого; или есть что‑нибудь одно и нет другого, т.е. или требуют клятвы, не принимая сами требования ее, или принимают требование сами, не требуя ее» (Аристотель).

«...Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают...» (И. Тургенев).

«Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват‑доцентов, химиков и других жрецов науки...» (А. Чехов).

«К действующим в настоящее время на территории Российской Федерации кодексам относятся Трудовой Кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс».

«Сделки совершаются устно либо в простой или нотариальной письменной форме» (см. ГК РФ).

«Соучастниками преступления признаются организаторы, исполнители и пособники».

«Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами» (Тр. К. РФ).

«В профессорско‑преподавательском составе кафедры насчитывается всего 10 человек, в том числе 4 профессора, 3 доктора наук, 5 доцентов и 5 кандидатов». Возможен ли подобный математический казус и если да, то в силу какой логической ошибки он может получиться?

 

2. Приведите свои примеры неправильного деления.

 

Обобщение и ограничение понятий

 

 

Обобщение понятий

 

1. Правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

 

«Основной закон государства» – «закон», «гражданин» – «гражданство», «действующее законодательство» –«законодательство», «администрация предприятия»–«предприятие», «заседание Государственной Думы» – «Государственная Дума», «уголовная ответственность» – «ответственность», «таможенное право» – «право».

 

2. Правильно ли построена цепь обобщений в следующих примерах:

 

«гражданское право РФ» – «гражданское право» –«право», «принцип неотвратимости наказания» –«неотвратимость наказания» –«наказание», «декларация о доходах» – «декларация о независимости» – «декларация», «уголовное законодательство» – «законодательство РФ» – «законодательство», «произведения искусства» –«предметы контрабанды» – «контрабанда» – «преступление» – «правонарушение».

 

3. Обобщите следующие понятия:

«государство», «республика», «римское право», «правовое государство», «справедливость», «право», «юрист».

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь обобщений:

 

«государственный орган», «система», «социальный институт», «учреждение», «правоохранительный орган», «прокуратура».

 

5. Постройте цепь обобщений из исходного понятия «Уголовный кодекс РФ».

 

Ограничение понятий

 

1. Правильно ли ограничены понятия в следующих примерах:

 

«планета» – «планета Солнечной системы», «среда» – «природная среда», «политика» – «политический режим», «организация» – «партия», «профсоюз» – «член профсоюза», «русские» – «новые русские», «преступление» – «насильственное преступление», «наказание»– «неотвратимость наказания», «Уголовный кодекс» – «Уголовный кодекс РФ», «процесс» – «арбитражный процесс», «общественные объединения» – «реестр общественных объединений».

 

2. Правильно ли выстроена цепь ограничений понятия в следующих примерах:

 

«растение» – «дерево» – «береза», «дом» – «жилой дом» – «кирпичный жилой дом», «договор» – «коллективный договор» – «коллективные переговоры по поводу коллективного договора», «суд» – «арбитражный суд» – «Высший арбитражный суд» – «Председатель Высшего арбитражного суда РФ», «спор» – «трудовой спор» – «рассмотрение трудового спора» – «орган рассмотрения трудового спора».

 

3. Ограничьте следующие понятия:

 

«государство», «монархия», «съезд», «депутат», «закон», «должностное лицо», «деканат».

 

4. Расположите следующие понятия так, чтобы была цепь ограничений:

 

«новый учебник логики», «книга», «учебник логики», «новый учебник логики для вузов», «учебник», «новый учебник логики для юридических факультетов».

 

5. Постройте цепь ограничений из исходного понятия «слушатель» («студент»).

6. Какая общая логическая ошибка, связанная с ограничением понятий, допущена в следующих примерах:

 

«пот» – «мокрый пот», «нос» – «курносый нос», «дебют» – «первый дебют», «возможность» – «потенциальная возможность», «патриот» – «патриот родины», «основа» – «фундаментальная основа», «начало» – «исходное начало», «сюрприз» – «неожиданный сюрприз», «центральный вопрос» –«самый центральный вопрос», «принципы» – «основные принципы».

 

7. Найдите плеоназмы в следующих выражениях:

 

«преступное правонарушение», «атрибутивное свойство», «изобразительный образ», «самостоятельное творчество», «радостный оптимизм», «крайний предел», «краткий афоризм», «самое универсальное основание», «служба сервиса», «функциональные обязанности», «целостное единство», «благообразный образ», «наиболее универсальная характеристика», «предельный минимум», «конкретная детализация», «самый экстремальный случай», «главный лидер», «непримиримый антагонизм», «самый уникальный», «старейший патриарх», «совместное сотрудничество», «предельно максимальный вариант», «неверующие безбожники», «основной лейтмотив», «констатация факта», «самые свежие новинки», «главные приоритеты», «квалифицированный специалист», «палитра красок», «мелодичная мелодия», «активные действия», «регулятивная норма», «судебный прецедент».

 

8. Приведите примеры плеоназмов.

9. В чем суть плеоназма, выявленного А. Пушкиным в стихах П. Вяземского:

 

«Еще мучительней вдвойне – едва ли не плеоназм».

 

10. Правильны ли примеры плеоназмов, приведенные слушателем:

 

«бессрочное постоянное пользование», «имущественное преступление против собственности», «мировое соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок».

 

 

Раздел второй. Суждение

 

Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чем‑нибудь... Суждение всегда имеет дело с какой‑либо объективной реальностью.

Г. Челпанов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.01 с.)