Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вместо заключения. Уроки логикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Завершая очерк основных логических проблем – по необходимости краткий, предполагающий активное участие мысли и воображения самого читателя, – сделаем некоторые наиболее общие выводы практического характера. Мышление человека, зарождаясь вместе с трудом и развиваясь во взаимодействии с ним, достигло в своем развитии огромных высот. С его помощью человек постигает все более глубокие и сокровенные тайны природы и общества. Духовному освоению человека все более подвластны видимый нами многообразный мир вещей, окружающий нас, – макромир; недоступный нашим органам чувств и бесконечный вглубь микромир; величественный и необъятный космос, бесконечный вширь, – мегамир. Силой человеческой мысли, словно силой волшебства, вызваны к жизни многочисленные науки, которые продолжают множиться и приносить все более весомые плоды; разнообразные искусства, покоряющие нас, одухотворяющие и украшающие нашу жизнь; сложнейшие технические устройства, облегчающие наш труд и превосходящие в некоторых отношениях саму человеческую мысль. Они образуют другой, особый по отношению к естественному, искусственный мир. В него входят мир понятий, слагающихся в более или менее стройные и сложные, целостные системы знания; мир образов – от самых фантастических до строго достоверных; мир орудий – искусственных органов человека, увеличивающих его физические и духовные возможности. В этом ряду творений человеческой мысли логика стоит как бы особняком. И прежде всего потому, что в ней мышление впервые сделало предметом исследования само себя. В логике оно как бы смотрится в зеркало и изучает через него свой собственный мир. Но именно потому, что логика исследует мышление, она неразрывно связана со всем, что ему доступно и что служит его проявлением. Вот почему логика находит все более широкие практические приложения в науке, искусстве и технике, в повседневной жизни. Можно, вообще говоря, прожить жизнь и без логики, как, впрочем, можно прожить ее и без многого другого. Однако подобно тому как человек стремится не только к материальному богатству – богатству вещей, но и к богатству связей и отношений с другими людьми, так он стремится и к духовному богатству. И здесь логика оказывается ничем не заменимым и важным духовным компонентом. Знание логики не создает способности мыслить – это естественный продукт самой природы и социальной среды. Но логическое знание значительно развивает саму способность мышления, делая ее более совершенной, подвижной и гибкой, увеличивая ее масштабы, позволяя раскрыть в ней новые грани и новые возможности. Логика анализирует и укрепляет мыслительный механизм, помогая устранять в нашем мышлении все нелогичное – неясное, двусмысленное, путаное, противоречивое, бездоказательное. Так мастер‑гранильщик не творит самого алмаза – это продукт взаимодействия природных сил. В процессе огранки он лишь «отсекает» в нем все ненужное, выявляя скрытую в нем кристаллическую структуру, чтобы алмаз засверкал на солнце всеми своими гранями, стал предметом красоты. Так мастер‑скульптор не производит мрамора, но превращает его в произведение искусства, восхищающее нас силой воображения. Сила логики – это не сила науки о мышлении. Это сила самого мышления, самой способности человека логично мыслить. Но благодаря знанию логики как науки природная сила ума значительно возрастает. Логика, демонстрируя свою силу в раскрытии нашей собственной мыслительной способности, тем самым демонстрирует также силу нашего мышления вообще, упрочивает и увеличивает уверенность в его безграничных возможностях, в могуществе человеческого разума. Таким образом, она усиливает познавательный оптимизм. Тем самым укрепляется вера в то, что, несмотря на все тяготы и сложности повседневной жизни, несмотря на зигзаги истории, неизбежно и неуклонно будет совершаться социальный прогресс – процесс восхождения общества на более высокие ступени своего развития. А это означает, что логика усиливает и социальный оптимизм. В качестве эпиграфа ко всей книге мы избрали проникновенные слова нашего великого соотечественника А. Пушкина: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?» На протяжении всего изложения мы стремились нарисовать более или менее широкую панораму строения, функционирования и развития человеческого мышления. А в качестве эпилога воспроизведем поучительные слова другого великого человека – римлянина М. Цицерона: «Нет никакой науки, все возможности которой указывались бы учителем, ибо всякий, кто усвоил ее общие законы в самых главных и основных проявлениях, всего остального прекрасно достигнет сам»[63]. Древние говорили: «Dixi et animam levavi» – «Сказал и тем облегчил свою душу». Этими словами мне и хотелось бы завершить книгу.
Приложение. Практические задания
Введение
Практическая цель изучения логики достигается всего успешнее тогда, когда читатель к изучению системы логических правил присоединяет собственные упражнения в логическом анализе предложений и умозаключений. Предисловие к первому изданию русского перевода книги В. МИНТО «Дедуктивная и индуктивная логика».
Как бы ни относиться к вопросу, возрастают ли наши способности находить верные доводы в результате изучения логики или нет, бесспорно, что в результате изучения логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений... Даже если мы считаем, что сами можем не ошибаться в своих рассуждениях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться (особенно среди несогласных с нами). С. Клини
Как и любая другая отрасль научного знания, логика – это прежде всего теоретическая наука, посредством которой раскрываются объективные закономерности исследуемой области, в данном случае – мышления, выступающего в качестве могучего средства познания действительности человеком. В то же время логика носит глубоко практический характер. Она возникла из насущных практических потребностей людей в познании окружающего мира и общении между собой. «Логика Аристотеля, по ее первоначальному назначению, –подчеркивал английский логик В. Минто, – была таким же практическим руководством, как трактаты о мореплавании или руководства к игре в вист». По его словам, логика была рядом руководств для модной тогда умственной игры – особого вида прений, диалектики, игры в вопросы и ответы, столь полно иллюстрированной в диалогах Платона и связанной с именем Сократа. Современные практические приложения логики – к науке и технике, ко всей общественной жизни – особенно богаты и разнообразны. Без нее невозможно представить себе глубокое своеобразие нынешнего этапа научно‑технического прогресса, переживающего пору революционных преобразований. Особое значение приобретает использование логики в работе всякого юриста вообще. Имея дело непосредственно с правами и обязанностями людей в демократическом обществе, а следовательно, с их интересами и даже судьбами, современный юрист должен обладать мышлением в высшей степени точным, определенным, последовательным и обоснованным. Он обязан в совершенстве владеть всем богатейшим арсеналом логических средств. А это достигается не только глубоким изучением логической теории, но и разнообразными упражнениями по логике, решением логических задач. Лишь таким путем образуется прочный сплав знаний, умений и навыков, составляющих логическую культуру всякого человека. Настоящее пособие служит практическим приложением к моему учебнику по логике и в основном воспроизводит его структуру. Оно предназначено для выработки у читателей необходимых умений и навыков анализа как своих собственных, так и иных мыслей. В целях наиболее полного усвоения учебного теоретического материала в пособии приводится значительное множество заданий самого разнообразного характера. Естественно, что далеко не все из них могут быть выполнены в учебное время – на семинарских занятиях. Многие могут быть рекомендованы в качестве домашних заданий, а некоторые – использованы самостоятельно для углубления своей логической культуры. Предполагается, что задания будут выполняться как в письменной, так и в устной форме. Но, как правило, ответы должны быть так или иначе аргументированы, даже если они принимают форму «да – нет». Причем приводимые задания даются в такой последовательности, чтобы степень активности и самостоятельности слушателя нарастала.
Список сокращений
ВЭД – внешнеэкономическая деятельность ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации пог. – поговорка посл. – пословица РФ – Российская Федерация стар. Посл. – старинная пословица ТК РФ – Таможенный кодекс Российской Федерации Тр. к. РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ – Уголовно‑процессуальный кодекс Российской Федерации ЮЭС –Юридический энциклопедический словарь
Раздел первый. Понятие
Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления... Ф. Энгельс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.007 с.) |