Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Понятие как форма мышления
Понятие и предмет
Происхождение и сущность понятия
1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается – предмет (явление), свойство или отношение:
«Земля – планета». «В России проводится экономическая реформа». «Равенство мужчин и женщин закреплено в Конституции РФ». «Свобода печати – важный признак демократии». «Подозрительность всегда преследует тех, чья совесть отягощена виной» (У. Шекспир). «Недоверчивость – мудрость глупцов» (Д. Биллингс).
2. Приведите собственные примеры понятий, в которых отражались бы сами предметы (явления), их свойства, связи и отношения. 3. Какие стороны действительности отражены в следующих понятиях:
«Солнце», «Москва», «суд», «обвиняемый», «обвинение», «вина», «виновность», «презумпция невиновности», «приговор суда».
4. Чем являются все эти стороны действительности по отношению к понятию? Выразите одним словом.
Способы образования понятия
1. Следующие предметы объедините под одним общим для них понятием:
«дуб», «сосна», «береза»; «пальто», «шляпа», «костюм», «рубашка»; «сталевар», «летчик», «таможенник», «преподаватель», «следователь».
2. Какие способы использованы вами в процессе образования этих понятий? 3. Из следующих четырех предметов исключите лишний, а остальные обобщите:
«градусник», «часы», «очки», «весы» (Б. Зейгарник)] «свеча», «керосиновая лампа», «электрическая лампочка», «Солнце» (В. Зейгарник); «ноги», «сапоги», «ботинки», «туфли» (Б. Зейгарник).
4. Правильны ли следующие ответы слушателей на эту задачу:
«Часы», «весы», «очки» – множественное число, «градусник» – единственное число. «Градусник», «часы», «очки» – стеклянные предметы. Исключить «весы». «Исключить «часы», так как остальные предметы можно обобщить как «предметы, используемые в медицине», то есть «медицинские предметы». «Можно исключить электрическую лампочку, так как для освещения керосиновой лампой, свечой и при солнечном освещении не используется электрический ток». «Керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча – женского рода, а Солнце – среднего». «Керосиновая лампа, свеча, Солнце – пламя; исключить электрическую лампочку».
«Исключить Солнце; керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка – продукт деятельности человека». «Керосиновая лампа, свеча, электрическая лампочка –приборы, сделанные людьми, Солнце – часть природы».
5. Можно ли подвести под общее понятие следующие предметы:
«На полу красовались осколки разбитой лампы, лужа керосина и клочья женской юбки» (А. Чехов).
Структура понятия
1. Вычлените содержание и объем понятия «преступление» в следующем высказывании:
«Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (УК РФ).
2. Служат ли все эти признаки преступления необходимыми и достаточными? Почему законодатель счел необходимым вслед за раскрытием содержания преступления дать такое разъяснение:
«Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого‑либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству» (УК РФ).
3. Каковы содержание и объем понятия «любовь» в следующем рассуждении:
«Возьмем слово, которое так часто встречается во всей религиозной литературе: «любовь». Что такое любовь на человеческом уровне? Да все, что угодно, от родной матери до маркиза де Сада... Мы не делаем даже элементарного различия, которое делали греки: между егао и philo, eros и agape. У нас все любовь, будь она бескорыстная или эгоистичная, будь это дружеская симпатия, похоть или безумие убийцы. У нас все любовь, – повторил он. – Идиотское слово! Даже на человеческом уровне оно безнадежно расплывчато. А попробуйте применить его к переживаниям на уровне вечности – последствия будут просто катастрофическими. «Любовь к Богу». «Любовь Бога к нам». «Любовь святого к его братии». Что означает здесь слово «любовь»? И как это связано с тем, что скрывается за ним, когда речь идет о молодой кормящей матери и ее ребенке? Или о Ромео, который пробирается в спальню к Джульетте? Или об Отелло, который душит Дездемону? Или об ученом‑исследователе, влюбленном в свою науку? Или о патриоте, готовом умереть за свою родину– умереть, а до того убивать, красть, лгать, обманывать и пытать ради нее? Да неужто и впрямь есть что‑то общее между тем, что обозначает слово «любовь» в этих случаях, и тем, что подразумевается под ним, например, в рассказах о любви Будды ко всем существам, способным чувствовать? Ответ очевиден: конечно, нет. На человеческом уровне этим словом описывается огромное множество различных состояний сознания и манер поведения. Несходные во многом, они похожи по крайней мере в одном: все они сопровождаются эмоциональным возбуждением и все содержат в себе элемент страсти. Тогда как для состояния просветленности характерны в первую очередь спокойствие и безмятежность. Иными словами, отсутствие возбуждения и отсутствие страстных желаний» (О. Хаксли).
4. «Носить длинные волосы в Лакедемоне считалось признаком свободного человека, ибо «нелегко человеку, носящему длинные волосы, исполнять какую‑либо рабскую работу» (Аристотель). Входит ли признак «наличие длинных волос» в содержание понятия «свободный человек»? Почему? А каков объем этого понятия? 5. Могут ли признаки предмета существовать независимо от самого предмета? Возможна ли ситуация, описанная Л. Кэрроллом в его произведении «Алиса в Стране чудес»:
«Первым исчез кончик его (Чеширского кота. – Е.И.) хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало... Д‑да, – подумала Алиса. – Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала» (Л. Кэрролл).
6. Раскройте содержание и объем следующих понятий: «человек», «общество», «государство», «право», «юрист», «студент». 7. Приведите свои примеры понятий и укажите их содержание и объем. 8. В каком отношении между собой находятся содержание и объем следующих понятий:
«дерево» – «растение», «государство» – «российское государство», «язык» – «газетный язык», «русский» – «новый русский», «студент» – «бедный студент», «таможня» – «правоохранительный орган» – «государственное учреждение», «человек» – «гражданин» – «юрист» – «адвокат» – «адвокат Петров».
9. Как называется в логике закон, раскрывающий это отношение между содержанием и объемом понятия? 10. Покажите на других примерах действие этого закона.
Понятие и слово
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.012 с.) |