Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противопоставление предикату суждения
1. Правильно ли произведено противопоставление предикату суждения в следующих примерах (выразите их формулой и проверьте при помощи круговых схем):
«Все преступники наказаны» – «Ни один ненаказанный человек не является преступником». «Ни один свидетель не оказался подкупленным» – «Среди подкупленных не было свидетелей». «Некоторые судьи справедливы» – «Некоторые несправедливые люди не есть судьи». «Некоторые юристы некомпетентны» –«Некоторые компетентные люди – не юристы».
2. Осуществите противопоставление предикату суждения в следующих примерах:
«Все правоохранительные органы – государственные органы». «Ни один таможенник – не коммерсант». «Некоторые депутаты – юристы». «Некоторые депутаты не имеют юридического образования».
Преобразование простых реляционных суждений. Обращение
1. Правильно ли произведено обращение следующих реляционных суждений:
«Демосфен – современник Аристотеля» – «Аристотель – современник Демосфена». «Ф. Бэкон родился значительно позже Аристотеля» – «Аристотель родился значительно раньше Ф. Бэкона». «Москва больше Киева» – «Киев меньше Москвы». «Москва больше Киева, а Киев больше Курска» – «Москва больше Курска. Соответственно, Курск меньше Москвы». «Жена моего брата – не моя жена. Значит, моя жена – не жена моего брата».
2. Приведите примеры обращения реляционных суждений.
Превращение реляционных суждений
1. Правильно ли осуществлено превращение следующих реляционных суждений:
«Демосфен – современник Аристотеля» – «Демосфен не может быть не современником Аристотеля». «Ф. Бэкон родился значительно позже Аристотеля» – «Ф. Бэкон родился (во всяком случае) не раньше Аристотеля». «Капитан по званию ниже майора» – «Капитан (во всяком случае) по званию не выше майора». «Оценка «отлично» престижнее оценки «хорошо» – «Оценка «отлично» (во всяком случае) не менее престижна оценки «хорошо».
2. Приведите примеры превращения реляционных суждений.
Преобразование сложных суждений
1. Правильно ли преобразованы следующие сложные суждения:
«Неверно, что я готовился к экзамену и ездил на экскурсию» – «Я не готовился к экзамену или не ездил на экскурсию».
«Неверно, что все слушатели знают логику и все слушатели знают математику» – «Не все слушатели знают логику и не все слушатели знают математику». «Если я сдам экзамен по логике, то пойду на дискотеку» – «Или я не сдам экзамена, или пойду на дискотеку».
2. Выразите эти преобразования в символической записи. 3. Подыщите примеры преобразования сложных суждений.
Отрицание суждений
Отрицание простых суждений
1. Правильно ли произведено отрицание простых суждений в следующих примерах (выразите их в схематической форме):
«Демократия есть благо» – «Демократия не есть благо». «Демократия есть не благо» – «Демократия не есть не благо». «Демократия не есть благо» – «Демократия есть благо». «Демократия не есть не благо» – «Демократия есть не благо». «Все учебники полезны» – «Неверно, что все учебники полезны». «Все учебники полезны» – «Некоторые учебники не полезны». «Неверно, что все учебники полезны» – «Не неверно, что все учебники полезны». «Некоторые учебники полезны» – «Неверно, что некоторые учебники полезны». «Некоторые учебники полезны» – «Ни один учебник не полезен».
2. Произведите отрицание следующих суждений:
«Все судьи неподкупны». «Ни одно правонарушение не является преступлением». «Некоторые таможни – коммерческие организации». «Некоторые таможенники РФ не являются гражданами РФ».
3. Правильно ли произведено отрицание суждения слушателем:
«Если неверно, что данный товар не прошел таможенного оформления, то он оформлен».
Отрицание сложных суждений
1. Правильно ли осуществлено отрицание суждений в следующих примерах:
«Честь и выгода вместе не живут» – «Неверно, что честь и выгода вместе не живут». «Смерть и налоги неизбежны» – «Смерть и налоги не неизбежны». «Видит око, да зуб неймет» – «Неверно, что видит око, да зуб неймет». «Сегодня будут одни лекции или одни семинары» – «Неверно, что сегодня будут одни лекции или одни семинары». «Если реклама правдива, то она приносит пользу» – «Реклама правдива, но она не приносит пользы».
2. Придумайте примеры отрицания сложных суждений – конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности.
Раздел третий. Умозаключение
Когда я принимаю в соображение, как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания ее принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким‑нибудь умственным трудом, упускает это изучение. Дж. Ст. Милль
Если наши предпосылки верны и мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности. Ф. Энгельс
Глава I. Умозаключение как форма мышления
1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов
1. Из приведенных примеров выделите умозаключения:
«Таможня». «Правоохранительный орган». «Петров». «Таможня – правоохранительный орган». «Петров работает в таможне». «Все таможни – правоохранительные органы. Следовательно, некоторые правоохранительные органы являются таможнями». «Если истинно, что «Все таможни – правоохранительные органы», то ложно, что «Ни одна таможня не есть правоохранительный орган». «Все таможни – правоохранительные органы. Петров работает в таможне. Следовательно, Петров работает в правоохранительном органе».
2. Покажите на этих примерах, чем отличается умозаключение как форма мышления от таких форм, как понятие и суждение. 3. Выявите наиболее общую структуру найденных умозаключений и выразите ее в виде единой формулы. 4. Подберите примеры умозаключений.
2. Умозаключение и связь предложений
1. Какими языковыми средствами выражены следующие умозаключения:
«Ни одна таможня не есть коммерческая организация, следовательно, ни одна коммерческая организация не может выполнять функции таможни». «Если истинно, что «Все таможенники – государственные служащие», то значит ложно, что «Некоторые таможенники – не государственные служащие». «Петров совершил нарушение таможенных правил, а лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Таким образом, Петров несет ответственность за нарушение таможенных правил в соответствии с ТК РФ». «Петров несет ответственность за нарушение таможенных правил, потому что он совершил нарушение этих правил, а все лица, нарушившие эти правила, несут ответственность в соответствии с ТК РФ». «Все лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии с ТК РФ, а Петров нарушил эти правила».
2. Приведите пример умозаключения и выразите его различными языковыми средствами. Чем отличаются эти языковые средства от тех, которые используются для выражения понятий и суждений?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.130.136 (0.013 с.) |