Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической



 

Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения».

Г. Плеханов

 

1. Определите, какие из следующих высказываний представляют собой логические противоречия, а какие –диалектические формулы:

 

«В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем» (Гераклит).

«Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это» (Гераклит).

«Морская вода – чистейшая и грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна» (Гераклит).

«Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом» (Гераклит).

«Своим упорным трудом он добился недостижимого достижения».

«Так как по большей части случается, что за одним и тем же следует или что‑нибудь хорошее, или что‑нибудь дурное, то еще один топ (заключается) в убеждении или отсоветовании чего‑нибудь, обвинении или защите, восхвалении или порицании на основании его последствий. Напр., (если сказать), что образование влечет за собой нечто дурное: (человек) делается предметом зависти, – и нечто хорошее: он становится мудрым. Итак, не следует быть образованным, ибо не следует быть предметом зависти, однако следует быть образованным, ибо следует быть мудрым» (Аристотель).

«То, что для одного человека пища, для другого – яд» (посл.).

«В письмах Пушкина и меньше и больше того, что дает нам его поэзия» (С. Петров).

«В ближайшем будущем нас может ожидать много неожиданного».

«Письмо это было и приятно и неприятно Нехлюдову. Приятно было чувствовать свою власть над большою собственностью, и неприятно было то, что во время своей первой молодости он был восторженным последователем Герберта Спенсера и в особенности, сам будучи большим землевладельцем, был поражен его положением в «Social statics» («Социальная статика». – Е.И.) о том, что справедливость не допускает частной земельной собственности (Л. Толстой).

«Американец Толстой говорит (о С.П. Жихареве): «Кажется, он довольно смугл и черноволос, а в сравнении с душою его он покажется блондинкою» («Русский литературный анекдот»).

«Разлука ослабляет неглубокие чувства и усиливает большие, подобно тому, как ветер гасит свечи и распаляет костры» (Ф. Ларошфуко).

«Торжественные похороны состоялись на Новодевичьем кладбище».

«То, что у королей называют твердостью характера, у ослов называют упрямством».

«Молчание глупо, если мы мудры, но мудро, если мы глупы» (Ч. Колтон).

«Французские уборные больше всего отвечают вкусам москвичей».

«Дом может стать и раем, и адом» (Э. Рузвельт).

«За окнами сумрак ранний

На свет и на тьму не похож, –

Будто на синем плане

Нового дня чертеж» (С. Маршак).

«В своем произведении он удачно использовал этот неизобразительный образ».

«Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало» (С. Маршак).

«В настоящее время в России сохраняется неустойчивая стабильность».

«Шуршат машины, цепью выбегая На площадь из‑за каждого угла.

Шумит Москва – родная, но другая –

И старше, и моложе, чем была» (С. Маршак).

«Королева Испании – ужасно симпатичная женщина».

«Жизнь не мила и не постыла...

Спасибо, что не полюбила» (В. Сысоев).

«Габровец решил купить квартиру. Когда его спросили, какой она должна быть по площади, габровец ответил:

– Настолько большой, чтобы из‑за домашних дел у жены не оставалось времени торчать у своей матери, и настолько маленькой, чтобы теща не переселилась к нам» («Габровские анекдоты»).

«Ревнив ли я?

и да, и нет!

Не я один люблю тебя –

Все взоры за тобой вослед,

В них робость и мольба» (В. Сысоев).

«Вчера ко мне зашел ненадолго мой заклятый друг».

«Будто придешь, чтоб уйти навсегда

С робким и смелым.

Что ж, воля твоя.

С робким и смелым?

Ну что ж, не беда.

С робким и смелым?!

Да это же я» (В. Сысоев).

«Внешний облик Д.С. отличается необычайной обыкновенностью: это невысокий, долговязый, сухощавый, крайне толстый мужчина с могучими узкими плечами, весьма сутулый шатен, стройный, как тросточка, с густой шапкой прилизанных, черных как смоль курчавых белокурых волос на совершенно лысом черепе. Его курносый профиль, похожий на молодой месяц, напоминает Данте, а узкоскулый монгольский фас, подобно солнцу, зашедшему за тучу, то и дело сурово улыбается. Кожа то бледная, но гладкая, то морщинистая, но румяная» (В. Леви).

«Истинная ложь – это лживая истина, но истина – это правда: выходит истинная ложь – лживая правда, а если правда лжива, то какая же это правда?» (В. Сысоев).

«Любовь – наслажденье...

Светла и сладка!

Любовь? Наважденье!

Темна и горька.

Есть взгляд многозначней, чем этот...

А что однозначно на свете?» (В. Сысоев).

«Если совершенству нет предела, то совершенно ли совершенство?» (В. Сысоев).

 

2. Приведите примеры диалектических формул.

3. Как соотносятся диалектические формулы с основными формально‑логическими законами?

4. Как оценить с точки зрения этого соотношения следующее высказывание:

 

«По Священному Писанию, Иисус Христос в своей «Нагорной проповеди» призывал: «Но да будет слово ваше: «Да–да», «нет –нет». А что сверх этого, то от лукавого».

 

5. Правильны ли следующие рассуждения:

 

«Как правило, большинство преступлений совершается либо с умыслом, либо по неосторожности. Однако в некоторых случаях законодатель формулирует состав преступления таким образом, что по отношению к общественно опасному действию или бездействию вина выражается в форме умысла, а по отношению к наступившим последствиям – в форме неосторожности. В такой ситуации возникает сложная или смешанная форма вины» (ЮЭС).

«...Недвусмысленный ответ –«да» или «нет» возможен не всегда. Увы, реальность часто далека от ясности. Вот, к примеру, является ли наше современное российское общество демократическим? Ответить «да» трудно, – какая же это демократия, когда одна ветвь власти уничтожает другую с помощью танков? Сказать «нет» тоже не совсем верно – все‑таки существуют выборы, свобода слова и другие элементы свободы. Трудность здесь чисто объективная, наше общественное устройство еще не приняло определенной формы, оно все еще находится в процессе становления».

 

 

Использованная литература

 

Античные риторики. М., 1978.

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975–1978.

Асмус В.Ф. Логика. М., 1947; он же. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954.

Ахматова А.С. Стихотворения. М., 1977.

БлокА. Собр. соч.: В 8 т. М.–Л., 1960–1963.

Большая книга афоризмов. М. 2001.

Бэкон. Соч. В 2 т. М. 1977‑1978.

Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 т. М., 1998.

Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1999.

Габровские анекдоты. София, 1983.

Гамзатов Р. Г. Клинок и роза. М., 1972.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 1–2. М., 1970–1971.

Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. М., 1976–1978.

Даль В. Пословицы русского народа. В 3 т. М., 1994.

Есенин С. Соч. М., 1994.

Заболоцкий Н. Собр. соч.: В 3 т. М., 1984.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976.

КлиниС.К. Математическая логика. М., 1973.

Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

Конституция Российской Федерации. М., 1999.

Краткий таможенный словарь. М., 1994.

Кристи А. Соч.: В 5 т. М., 1990.

Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес; Алиса в Зазеркалье. М., 1978.

Леви В.Л. Искусство быть другим. СПб., 1993.

Маршак С. Стихотворения и поэмы. М.–Л., 1973.

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914.

Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1901.

Мольер Ж.Б. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994.

Мысли, помогающие нам жить. М., 1992.

«Нет у любви бесследно сгинуть права...» // Легенды о любви и дружбе. М., 1986.

Об ораторском искусстве. М., 1980.

Общая биология. М., 1993.

Пастернак Б.Л. Избр. в 2 т. М., 1985.

Петрянов И.В. К читателям. – Детская энциклопедия. Т. 3. М., 1973.

Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956–1958.

Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. М., 1960.

Пушкин А.С. Собр. соч.: В Ют. М., 1974–1978.

Реформатский А. Введение в языковедение. М., 1996.

Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. М., 1990.

Сысоев В.Д. Исцеление души. М., 1993; он же. Сострадательное око. М., 1995; Ах, любовь, любовь... М., 1997; Месяцеслов. М., 1998; Закон смеху не помеха. М., 1999. Избранное. М., 2001.

Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1999.

Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1979–1995.

Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.

Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1975–1979.

Тютчев Ф.И. Стихотворения... М., 1988.

Уголовно‑процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002 Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» №101 ФЗ от 15.07.95.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» №10 ФЗ от 12.01.96.

Хаксли О. Через много лет... М., 1994.

Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1996.

Чехов А.П. Собр. соч.: В 8 т. М., 1970–1973.

Экономика. М., 1996.

Энгельс Ф. Анти‑Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

 


[1] Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 209.

 

[2] Аль‑Фараби. Философские трактаты. Алма‑Ата, 1970. С. 128.

 

[3] Попов П. С. Некоторые основные вопросы логики... //«Ученые записки» Московского областного педагогического института. Т. XXIII. Труды кафедры философии. Вып. 1. М., 1954. С. 186–187.

 

[4] Цицерон М. Указ. соч. С. 114–115.

 

[5] Там же. С. 260.

 

[6] Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С.13.

 

[7] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963‑1966. Т. 3. С. 83.

 

[8] Там же. С. 214.

 

[9] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Соч.: В 3 т. М., 1974–1977. Т. 1. С. 96.

 

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2‑е изд. Т. 20. С. 366–367.

 

[11] Там же. С. 367.

 

[12] Там же. С. 19.

 

[13] Там же. С. 138.

 

[14] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т. III. С. 81.

 

[15] Там же. С. 83.

 

[16] См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290.

 

[17] См.: Аль‑Фараби. Указ. соч. С. 119–124.

 

[18] См.: Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. 4‑е изд. М, 1901. С. XVIII– XIX.

 

[19] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974–1977. Т. 1. С. 115.

 

[20] Цицерон М. Указ. соч. С. 150.

 

[21] Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова, В. Я. Колдина. М., 1990. С. 9.

 

[22] Там же. С. 33.

 

[23] Там же. С. 25.

 

[24] Прутков Козьма. Соч. М., 1976. С. 117.

 

[25] Там же. С. 117, 120, 125, 128, 132.

 

[26] Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960. С. 40.

 

[27] Сергеич П. Указ. соч. С. 40.

 

[28] Там же.

 

[29] Там же.

 

[30] См.: Сергеич П. Указ. соч. С.46.

 

[31] См., например: Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997; Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997.

 

[32] Античные риторики. М., 1978. С. 105.

 

[33] Сергеич П. Искусство речи на суде. С. 97.

 

[34] Сергеич П. Указ. соч. С. 91.

 

[35] Пушкин А. С. Собр. соч. в 10 т. М. 1974‑1978. Т. VI. С. 285.

 

[36] Версия. 2002. 8 июля.

 

[37] Пушкин А.С. Там же. С. 286.

 

[38] Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 186.

 

[39] Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 250–251.

 

[40] Тимирязев К. Соч. Т. I. М. 1937. С. 253.

 

[41] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 53.

 

[42] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1966. С. 342.

 

[43] Ницше Ф. Соч.: В 12 т. Спб., 1912. Т. 1. С. 427.

 

[44] Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. С. 432.

 

[45] Цит. по: Философская энциклопедия. Т. 3. Ст. «Ньютон».

 

[46] Дарвин Ч. Автобиография. М. 1957. С. 150.

 

[47] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2‑е. С. 555.

 

[48] Менделеев Д. Основы химии. Т. 1. М., 1947. С. 150–151.

 

[49] Тимирязев К. Соч. Т. 2. С. 31.

 

[50] См.: Кэрролл Л. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 127.

 

[51] Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1.М., 1975. С. 12.

 

[52] См.: Бекон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М, 1978. С. 14.

 

[53] Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес... М., 1978. С. 74.

 

[54] Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1957. Т. 3. С. 240.

 

[55] Аристотель. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 125.

 

[56] Там же. Т. 2 С. 276.

 

[57] Аристотель. Соч. Т. 1. С. 141.

 

[58] Там же. Т. 2. С. 257.

 

[59] Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1984. С. 377.

 

[60] Философские науки. М., 1992. № 1. С. 7.

 

[61] Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. М. Шолохов. М., 1991. С. 329.

 

[62] Подробнее о них см.: Иванов Е. А. О соотношении законов формальной и диалектической логики в процессе оперирования понятиями. М., 1963.

 

[63] Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1974. С. 143.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.076 с.)