Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие дидактики.

Поиск

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами прошлого: Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем.

· Я.А. Коменский(чешский педагог, 17 век) впервые в истории педагогической мысли разработал теорию обучения как педагогическую науку. В своем знаменитом труде «Великая дидактика» он говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы, методы и содержание обучения.

· Ж.Ж. Руссо(французский просветитель, 18 век) предложил учебные занятия проблемного, поискового характера. Он говорил о необходимости связи обучения с непосредственными наблюдениями явлений природы.

· И.Г. Песталоцци(швейцарский педагог, 18 – 19 век) разработал систему начального обучения, принцип наглядности обучения.

· К.Д. Ушинский(1824 – 1870) обосновал учение о сущности процесса обучения, принцип народности в образовании, явился основоположником теории начального обучения. По его учебным книгам «Детский мир» и «Родное слово» училось несколько поколений.

Современную дидактику обогатили труды Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и других ученых.

Основоположники дидактики. Я.А. Каменский и его труд «Великая дидактика».

Основателем дидактики был Я. А. Коменский. Как педагог-практик он вошел в историю благодаря своим предложениям по организации школьного обучения, разработкой оригинальных учебных пособий.

Основные категории дидактики.

Воспитание,обучение, ЗУН, образование, личность, социализация, деятельность, общение, преподавание, обучение

Современные задачи дидактики.

-Разрабатывает цель и задачи обучения, смысл обучения(зачем обучать)

-Описывает и объясняет процесс и условия обучения

-исследует общие закономерности и дидактические принципы

-определяет педагогические основы содержания образования(чему учить)

-разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения (как учить)

-система диагностики контроля и оценки образовательных результатов

Билет№19

«Понятие о процессе обучения. Обучение как вид познавательной деятельности человека. Теория познания окружающего мира (гносеология)- философская основа дидактики.»

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения

Обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и обучения.

Преподавание – деятельность учителя, специалиста в процессе обучения.

Учение – деятельность ученика под руководством учителя-специалиста.

Обучение как вид познавательной деятельности.

Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении (сознании) человека, результатом которого является новое знание о мире.

Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

Этапы познания мира:

1) чувственное познание

Самые первые знания о мире человек получает с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Чем больше человек видит, слышит, чем полнее его чувственное познание, тем богаче его внутренний мир, тем легче он приобретает знания;

2) абстрактное мышление

Чувственное познание обеспечивает познание видимых явлений. Но человек учится не только представлять мир, но и понимать его. Абстрактное мышление дает возможность выявить законы изменения и развития природы и общества. Для формирования абстрактного мышления необходимо школьное обучение;

 

3) практика

Это важнейший этап познания окружающего мира, когда на основе абстрактного мышления формируется мировоззрение, убеждения, взгляды человека. На практике проверяется истинность правил, положений, формул и т.п.

Билет№20

«Признаки обучения. Задачи процесса обучения. Закономерности обучения. Движущие силы процесса обучения. Функции процесса обучения. Основа и система развивающего обучения в современной школе. Принципы развивающего обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.»

ОБУЧЕНИЕ — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения (Коджаспирова)

Знания — отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;

Умения — способность человека сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

Навыки — это практические умения, доведенные до автоматизма.

ПРИЗНАКИ ОБУЧЕНИЯ:

· Целенаправленность

· Двусторонний характер

· Совместная деятельность педагога и уч-ся

· Педагогической рук-во

· Планомерная специальная организация и управление

· Целостность и единство

· Соответствие закономерностям возрастного развития уч-ся

· Управление развитием и воспитанием учащихся

ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:

· Передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний

· Организация познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН

· Стимулирование учебно-познавательно деятельности обучающихся;

· Развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

· Выработка нравственно-эстетической культуры

ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения

ВИДЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ:

Общие Частные

1) Закономерность цели. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, возможностей педагогической науки и практики.

1) Дидактические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемыми целей обучения. Результаты обучения зависят от применяемых методов. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

2) Закономерность содержания. Содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно- технического прогресса, возрастных возможностей школьников

2) Гносеологические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться. Продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала

3) Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, времени обучения

3) Психологические закономерности. Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся; продуктивность обучения прямо пропорциональна количеству тренировочных заданий; продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню внимания уч-ся

4) Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, ихобучаемости

4) Кибернетические закономерности. Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить и ее результаты опережают в мозгу саму деятельность

5) Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

 5) Социологические закономерности. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом общении. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды» Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием. Престиж учащегося в классе зависит от позиции, которую он занимает. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Грубое отношение учителя к обучаемым ведет к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

6) Закономерность стимулирования. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения

6) Организационные закономерности Эффективность обучения зависит от организации. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям. Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: 4 часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: борьба противоречий и их разрешение. Противоречия могут быть внутренними и внешними, например, между знаниями и их практическим применением, между знаниями по определенным предметам и формированием целостного научного мировоззрения.

Функции обучения:

- Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами применения знаний на практике. Навык — автоматизированное действие, элемент умения.

- Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

- Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.008 с.)