Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь педагогики с другими науками
Педагогика неразрывно связана с многими всеми известными науками. Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология, политология и др. Философия и психология являются основой для создания педагогических теорий. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы развития личности, а их изучением занимается психология. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике для определения возможностей и способностей человека к обучению. Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Социология тоже связана с педагогикой. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии.
Различие педагогической науки и практики
ц Билет№10 «Методы научно-педагогических исследований, их краткая характеристика.» Методы педагогического исследования – это способы изучения пед явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлениях. Существует 3 группы: эмпирические, теоретические, математические и статистические. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – способы исследования реально складывающегося опыта реализации образовательного процесса.
1. Педагогическое наблюдение – восприятие какого либо пед явления в естеств условиях, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Виды: сплошное, выборочное, прямое, косвенное, включенное/невключенное, открытое/скрытое 2. Методы опросы: устный(беседа, интервьюирование), письменный (анкетирование, тестирование) 3. Изучение продуктов деятельности учащихся(тетради, к/р, дневник) 4. Изучение школьной документации 5. Пед эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспит деятельности. (виды: лабораторный/ естественный) ТЕОРИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Теоретич анализ – рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей. 2. Теоретич синтез – соединение отдельных сторон, свойств. 3. Индуктивный метод –движение мысли идет от частных суждений к общему. 4. Дедуктивный метод – движение мысли идет от общего суждении к частному выводу. 5. Методы работы с литературой (библиография/цитирование/аннотирование и др) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Регистрация – выявление опред качеств у явлений данного класса и подсчетов количества по наличию или отсутствию данного качества.(кол-во успевающих и неусп) 2. Ранжирование – распоряжение собранных данных в опред последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов. 3. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемых хар-ками, чем достигается бооольшая определенность. Билет№11 «О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия «личность» и «человек»» Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек? Понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Билет №12 «Основные педагогические категории» педагогические категории - это основные педагогические понятия выражающей научные обобщения
· воспитание - педагогическая управление процессом развития личности(Х.Й Лийметс)
· обучение - это специально организованный,управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленные на усвоение знаний умений и навыков, формирования мировоззрение (Коджаспиров) знания -это отражение человеком объективной действительности форме фактов представлений понятий и законов науки: это система научных понятий о законах развития природы и общества. умения - это способность человека сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта навык - это компонент практической деятельности человека,проявляющееся в автоматизированном выполнения необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнений; это практические умения доведённые до автоматизма.
· образование - это совокупность знаний, полученных в результате обучения(словарь Ожегова)
использовании педагогической междисциплинарных понятий
· личность - это индивид занимающий в обществе определенное положение, выполняющий определенную общественно полезную деятельность, отличающейся своими индивидуальными психологическими особенностями. · социализация - это процесс вхождения человека в жизни в обществе · общение -это взаимодействие двух или более людей, с целью установления и поддержания межличностных отношений, передачи информации, достижения общего результата совместной деятельности. · деятельность -это специфическая форма общественно исторического бытия людей, целенаправленное преобразование или природной социальной действительности
Билет№13 «Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности. Понятие о саморазвитии личности» Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться, или заглушаться и тупеть". Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание. В одном из писем к родным он писал:
Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности. В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность учащихся. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом. Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, которые и служат определяющим источником его личностного развития. . В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений. Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе. Именно эти задатки позволяют ученикам интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование. Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию. Свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе, с развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.
Билет№14 «Движущие силы и основные закономерности развития личности. Сущность развития личности ребенка. Деятельность как фактор развития. Диагностика развития» Личность – это человек, достигнувший определенного уровня психического развития и социальных функций. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе развития, деятельности. Движущая сила развития – это борьба противоречий: хочу – не могу, знаю – не знаю, можно – нельзя, есть – нет. Основные закономерности развития личности: 1. Наличие прежде качественных, не количественных изменений; 2. Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность. Духовность т.д.); 3. Детерминированность развития; 4. Неравномерность и гетерохронность; 5. Саморазвитие личности. Основой развития личности ребёнка является деятельность, которая рассматривается как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Вне деятельности не и развития. Основные виды деятельности – игра, учение, труд. Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Учение – процесс овладения ЗУН, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Общение – процесс развития контактов между людьми, возникшей в результате потребности совместной деятельности. Диагностика – общий способ получения предварительной информации о предмете или изучаемом. Физиологическое развитие диагностируют с помощью специальных тестов. Билет№16 «Понятие цели воспитания. Факторы формирования цели воспитания.» Цель воспитания представляет собой конечный результат формирования личности. Цель воспитания – осознанный образ предвосхищаемого результата воспитательного процесса, идеальный результат воспитания; это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций, и действий (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) Факторы формирования цели воспитания: 1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.
2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций. 3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации. 4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.
Билет№17 «Процесс становления цели воспитания современной российской школы. Составные части воспитания. Задачи воспитания. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.» Задачи воспитания настолько обширны, что часто называются составными частями(направлениями): физическое воспитание, нравственное воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание и др. Задачи умственного воспитания: Усвоение определенного объема научных знаний; формирование мировоззрения; развитие умственных сил, способностей; развитие познавательных интересов личности; формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки; вооружение учащихся методами познавательной деятельности; формирование опыта творческой деятельности. Задачи физического воспитания: Укрепление здоровья; правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности; развитие основных двигательных качеств; формирование гигиенических навыков; воспитание нравственных качеств; формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым. Задачи нравственного воспитания: Формирование нравственных понятий, суждений, сознания в целом; формирование нравственных чувств и убеждений; формирование нравственных навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Задачи эстетического воспитания: Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследие прошлого; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; прельщением к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты. Задачи трудового воспитания: 1) Моральная подготовка к труду. 2) Практическая подготовка к труду. 3) Профессиональная ориентация обучающихся. Задачи полового воспитания: Воспитание чувства уважения людям; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; формирование убеждения о вреде ранних половых связей.
Билет №18 «Понятие о дидактике. Возникновение и развитие дидактики. Основоположники дидактики. Современные дидакты. Основные категории дидактики. Я.А.Каменский и его труд «Великая дидактика». Современные задачи дидактики.» Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Термин «дидактика» был введен в 1613 году немецким языковедом Вольфангом Ратке. Объект: сфера образования и обучения Предмет: закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.038 с.) |