![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь педагогики с другими наукамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогика неразрывно связана с многими всеми известными науками. Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология, политология и др. Философия и психология являются основой для создания педагогических теорий. Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы развития личности, а их изучением занимается психология. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике для определения возможностей и способностей человека к обучению. Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Социология тоже связана с педагогикой. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии.
Различие педагогической науки и практики
ц Билет№10 «Методы научно-педагогических исследований, их краткая характеристика.» Методы педагогического исследования – это способы изучения пед явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлениях. Существует 3 группы: эмпирические, теоретические, математические и статистические. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – способы исследования реально складывающегося опыта реализации образовательного процесса.
1. Педагогическое наблюдение – восприятие какого либо пед явления в естеств условиях, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Виды: сплошное, выборочное, прямое, косвенное, включенное/невключенное, открытое/скрытое 2. Методы опросы: устный(беседа, интервьюирование), письменный (анкетирование, тестирование) 3. Изучение продуктов деятельности учащихся(тетради, к/р, дневник) 4. Изучение школьной документации 5. Пед эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспит деятельности. (виды: лабораторный/ естественный) ТЕОРИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Теоретич анализ – рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей. 2. Теоретич синтез – соединение отдельных сторон, свойств. 3. Индуктивный метод –движение мысли идет от частных суждений к общему. 4. Дедуктивный метод – движение мысли идет от общего суждении к частному выводу. 5. Методы работы с литературой (библиография/цитирование/аннотирование и др) МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Регистрация – выявление опред качеств у явлений данного класса и подсчетов количества по наличию или отсутствию данного качества.(кол-во успевающих и неусп) 2. Ранжирование – распоряжение собранных данных в опред последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов. 3. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемых хар-ками, чем достигается бооольшая определенность. Билет№11 «О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия «личность» и «человек»» Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек? Понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества. Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.
понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Билет №12 «Основные педагогические категории» педагогические категории - это основные педагогические понятия выражающей научные обобщения
· воспитание - педагогическая управление процессом развития личности(Х.Й Лийметс)
· обучение - это специально организованный,управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленные на усвоение знаний умений и навыков, формирования мировоззрение (Коджаспиров) знания -это отражение человеком объективной действительности форме фактов представлений понятий и законов науки: это система научных понятий о законах развития природы и общества. умения - это способность человека сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта навык - это компонент практической деятельности человека,проявляющееся в автоматизированном выполнения необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнений; это практические умения доведённые до автоматизма.
· образование - это совокупность знаний, полученных в результате обучения(словарь Ожегова)
использовании педагогической междисциплинарных понятий
· личность - это индивид занимающий в обществе определенное положение, выполняющий определенную общественно полезную деятельность, отличающейся своими индивидуальными психологическими особенностями. · социализация - это процесс вхождения человека в жизни в обществе · общение -это взаимодействие двух или более людей, с целью установления и поддержания межличностных отношений, передачи информации, достижения общего результата совместной деятельности. · деятельность -это специфическая форма общественно исторического бытия людей, целенаправленное преобразование или природной социальной действительности
Билет№13 «Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности. Понятие о саморазвитии личности» Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться, или заглушаться и тупеть". Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание. В одном из писем к родным он писал: Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности.
В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность учащихся. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом. Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных отношений, которые и служат определяющим источником его личностного развития. . В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений. Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе. Именно эти задатки позволяют ученикам интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование. Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию. Свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе, с развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.
Билет№14 «Движущие силы и основные закономерности развития личности. Сущность развития личности ребенка. Деятельность как фактор развития. Диагностика развития» Личность – это человек, достигнувший определенного уровня психического развития и социальных функций. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе развития, деятельности. Движущая сила развития – это борьба противоречий: хочу – не могу, знаю – не знаю, можно – нельзя, есть – нет. Основные закономерности развития личности: 1. Наличие прежде качественных, не количественных изменений; 2. Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность. Духовность т.д.); 3. Детерминированность развития; 4. Неравномерность и гетерохронность; 5. Саморазвитие личности. Основой развития личности ребёнка является деятельность, которая рассматривается как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Вне деятельности не и развития. Основные виды деятельности – игра, учение, труд. Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Учение – процесс овладения ЗУН, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Общение – процесс развития контактов между людьми, возникшей в результате потребности совместной деятельности. Диагностика – общий способ получения предварительной информации о предмете или изучаемом. Физиологическое развитие диагностируют с помощью специальных тестов. Билет№16 «Понятие цели воспитания. Факторы формирования цели воспитания.» Цель воспитания представляет собой конечный результат формирования личности. Цель воспитания – осознанный образ предвосхищаемого результата воспитательного процесса, идеальный результат воспитания; это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций, и действий (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) Факторы формирования цели воспитания: 1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания. 2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.
3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации. 4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.
Билет№17 «Процесс становления цели воспитания современной российской школы. Составные части воспитания. Задачи воспитания. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.» Задачи воспитания настолько обширны, что часто называются составными частями(направлениями): физическое воспитание, нравственное воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание и др. Задачи умственного воспитания: Усвоение определенного объема научных знаний; формирование мировоззрения; развитие умственных сил, способностей; развитие познавательных интересов личности; формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки; вооружение учащихся методами познавательной деятельности; формирование опыта творческой деятельности. Задачи физического воспитания: Укрепление здоровья; правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности; развитие основных двигательных качеств; формирование гигиенических навыков; воспитание нравственных качеств; формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым. Задачи нравственного воспитания: Формирование нравственных понятий, суждений, сознания в целом; формирование нравственных чувств и убеждений; формирование нравственных навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Задачи эстетического воспитания: Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследие прошлого; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; прельщением к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты. Задачи трудового воспитания: 1) Моральная подготовка к труду. 2) Практическая подготовка к труду. 3) Профессиональная ориентация обучающихся. Задачи полового воспитания: Воспитание чувства уважения людям; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; формирование убеждения о вреде ранних половых связей.
Билет №18 «Понятие о дидактике. Возникновение и развитие дидактики. Основоположники дидактики. Современные дидакты. Основные категории дидактики. Я.А.Каменский и его труд «Великая дидактика». Современные задачи дидактики.» Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Термин «дидактика» был введен в 1613 году немецким языковедом Вольфангом Ратке. Объект: сфера образования и обучения Предмет: закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.233 (0.014 с.) |