Классификация по характеру руководства мыслительной деятельности учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация по характеру руководства мыслительной деятельности учащихся.



Объяснительная иллюстративный репродуктивной метод проблемного изложения частично поисковый исследовательный

Классификация по дидактическим задачам.

Методы приобретения знаний, формирование умений навыков, применение полученных знаний на практике, метод закрепления, метод проверки знаний умений и навыков, метод творческой деятельности

Классификация по месту в структуре деятельности

Методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля

Билет№26

«Проблемное обучение и его характеристика. Методы проблемного обучения.»

Сущность проблемного обучения (ПО) состоит в организации системы самостоятельной работы учащихся путем преднамеренного создания цепи проблемных ситуаций и управления репродуктивной и поисковой деятельностью школьников.

Элементы проблемного урока:

1) Создание проблемной ситуации, т.е. такой ситуации, в которой ученик обнаруживает недостаток своих знаний по определенному вопросу, который ему надо решить.

2) Определение проблемы, ее формулировка. На этом этапе должен четко прозвучать проблемный вопрос, что придает процессу усвоение нового материала целенаправленность

3) Проблемно-поисковая деятельность, когда учащиеся пытаются найти решение проблемы, выделяют частные проблемы.

4) Выдвижение гипотезы, т.е. ученики высказывают свои предположения.

5) Доказательство гипотезы, установление истины. Во время доказательства ученик и учатся применять известные методы доказательства, познают новые, приобретают осмысленные знания.

6) Проверка гипотезы, когда учащиеся убеждаются в правильности сделанных выводов.

Методы ПО:

· Проблемное изложение знаний;

· Проблемное изучение материала:

a) Эвристическое изучение (система познавательных задач, заданий и бесед);

b) Исследовательское изучение;

c) Проблемно-программированное изучение.

Разработчики ПО: М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, И.А.Лернер

Билет№27

«Понятие о системе организации обучения. Разнообразие систем организации учебной работы»


Билет 27. Система организации об




 

Билет№28

«Урок как основная форма организации учебной работы при классно-урочной системе обучения. Особенности урока. Современные требования к уроку.Типы уроков. Структурные элементы урока.Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Анализ урока. Критерии эффективности урока.Домашняя самостоятельная работа учащихся, ее виды и значение. Правила домашней учебной работы школьников.Другие формы организации обучения. Педагогические возможности и условия применения. Нестандартные формы учебных занятий.»




 

 


 

Билет№29

«Диагностика качества обучения.  Контроль учебного процесса, его значение и функции. Проверка ЗУН»

Диагностика качества обучения – процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения,выявления его тенденций и динамики.

Функции:

1.диагностическая функция. Выявляются ЗУН и компетенции учащихся для определения возможностей дальнейшего продвижения в изучении материала.

2.обучающая функция. Слушая товарища, учащиеся закрепляют изученный материал

3. контролирующая функция. Выявляются уровень обученности, контролируется эффективность построения процесса обучения(использование методов, приемов обучения),т.е. осуществляется контроль со стороны администрации школы, органов образования за работой учителя.

4.воспитывающая функция. Оценка стимулирует учение,приучает учащегося к целенаправленной систематической работе, дисциплинированности

5.развивающая функция. Развиваются память,мышление, речь,внимание и т.д.

ПроверкаЗУН- процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программам.

Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один ученик отвечает устно, остальные - письменно). Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. Наиболее гибкий метод контроля - устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, даёт возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Осн. формами письменного контроля являются диктанты, изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, а также домашние письменные работы.

 

Билет№30

«Виды, формы и методы контроля. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.»

Виды контроля:

· Предварительный контроль(выявление ЗУН сформированный перед изучением новой темы)

· Текущий контроль.(проверка ЗУН на каждом уроке)

· Тематический.(контроль после изучения темы, раздела)

· Итоговый контроль. (контроль за определенный промежуток времени такие как пол года или год)

· Отсроченный контроль.(контроль ЗУН спустя какое то время.) Проводится в связи с требованием оценки эффективности процесса обучения по конечному результату.

Формы контроля.

Формы контроля обучения - это доступный внешнему восприятию образ осуществления проверки результатов.

По кол-ву выделяют 3 формы:

1) Индивидуальная. Предполагает глубокую и всестороннюю проверку ЗУН. Недостаток данной формы: неэкономичность по времени. Один из вариантов индивидуального контроля выступает- самоконтроль.

2) Групповая. Предполагает проверку учебной работы всей группы. Разновидность группового контроля- взаимоконтроль.

3)Фронтальная форма. Проверка сразу со всеми учащимися класса. Позволяет в короткий срок повторить материал.

Методы контроля успеваемости обучающихся- способы с помощью которых выявляют результат деятельности.

1) Проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Результатом наблюдения становится общая оценка познавательной активности школьника.

2)Методы устного контроля. (опрос, собеседование) существует индивидуальный устный контроль и фронтальный.

3)Методы письменного контроля (диктант, кр) Часто бывают фронтальными.

4)Практический. (применяются на уроках ИЗО, технологии, физики, химии т.е лаб. работы)

5) текстовый контроль. Формы: открытые, закрытые, на соответствие, на установление правильной последовательности.

так же используются компьютерные тесты.

6) Комбинированный или уплетённый контроль. Сочетание устного и письменного контроля.

Билет№31

«Оценка и учет результатов учебной деятельности. «Оценка» и «Отметка». Дидактические требования к проверке и оценке успеваемости. Приёмы привлечения учащихся к организации и анализу процесса и результатов обучения.»

Оценка знаний -определение степени усвоения знаний,умений и навыков.

Под учетом понимается педагогически обобщенный итог работы учащихся и учителя за определенный промежуток времени.

Дидактические требования к оценке:

· Объективность- оценка отражает уровень знаний материала.

· Дифференцированный характер -к примеру,медлительный учащийся,если он проявляет усердие,ему можно поставить высокую оценку.

· Ясность для обучающегося -оценка должна быть прокомментирована.

· Разработанность критерия оценивания -ученик должен быть ознакомлен с ними.

Приемы привлечения учащихся к анализу результатов:

-определить цели занятия,важность материала

-оценить свою работу

-определить свои трудности во время выполения работы

-чему хотели бы научиться на этом уроке

Билет№32

«Критерии оценки ЗУН учащихся. Характеристика 5-балльной системы оценивания в российской школе, ее достоинства и недостатки.Другие системы оценивания результатов обучения.»

В учебных заведениях разных стран системы оценивания знаний различаются. В России в школах, а также высших и средних учебных заведения используется пятибалльная система оценивания.

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся с помощью таких оценок, как:

5 – отлично – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок,

4 – хорошо – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности,

3- удовлетворительно – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки,

2 – неудовлетворительно – свидетельствует о плохом понимании материала и 1. На практике такую оценку, как 1 практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1 свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Критериями оценивания являются уровень знаний учащегося. Число выполненных заданий, развернутость ответа, предмет также влияют на определение конечной оценки. Для письменных и устных ответов также существуют отдельные критерии выбора.

Плюсы

Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим. Поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания.

Также преимуществом является достаточная простота критериев оценки.

Минусы:

В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких оценок, как 2 и Такие оценки говорят о плохом усвоении материала, или же вообще отсутствии знаний по некоторым темам. Поэтому в качестве итоговой оценки не могут быть использованы.

Билет №33

«Теория воспитания как раздел педагогической науки. Сущность воспитательного процесса, его значение и особенности организации в образовательных учреждениях.Основные категории процесса воспитания.»

Воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов и убеждений, способов поведения в обществе.

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояние в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Признаки воспитания:

Воспит процесс является двусторонним.(воспитанник-воспитатель).

Воспит процесс является длительным и непрерывным.

Воспит процесс является многофакторным(на воспитание влияет – среда, наследственность).

Личность человека формируетя вцелом.

Результаты воспитания вариативны и неопределенны.

Воспитание сопровождается самовоспитанием.

Билет№34

«Особенности воспитательного процесса. Движущие силы процесса воспитания. Закономерности воспитательного процесса.Содержание процесса воспитания и его главные идеи.»

Движущими силами процесса воспитания является совокупность внутренних и внешних противоречий, решение которых способствует продвижению к новым целям. К внутренним противоречиям относятся:

1)Противоречие между социально значимыми задачами, которые нужно выполнить воспитаннику, и факторами, мешающими его усилиям;

2) Противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанника (требует такого построения воспитательного процесса, при которой содержание и формы его реализации не вызвали бы сопротивления у учащихся).

Внешние противоречия проявляются в несоответствии между:Воспитательными влияниями семьи и образовательного учреждения (нарушение единства этих воздействий негативно сказывается на формировании личности воспитанника)

Закономерности воспитательного процесса:

1. Единство целей, содержания и методов воспитания.

2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем.

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности ребенка и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

 

Билет№35

«Принципы воспитания и их характеристика»

Принципы воспитания-Это основные исходные требования к воспитанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

1. Воспитание развивающейся личности происходит только

в процессе включения ее в деятельность.

Воспитание — это не разговоры, назидательные беседы и наставления, а включение человека в деятельность.

Чтобы правильно воспитывать, необходимо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности:

•   учебно-познавательную деятельность;

•   патриотическую деятельность (В.А. Караковский);

•   физкультурно-оздоровительную деятельность (Б.П. Никитин); и др.

2. Воспитание — стимулирование активности школьника в организуемой деятельности.

Движущей силой активности являются противоречия. Важно

создавать педагогические ситуации для возникновения у учащих-

ся внутренних противоречий и таким образом стимулировать их

активность в различных видах деятельности.

Пути повышения активности школьника:

1. Уровень активности повышается потребностью.

Потребность — переживание человеком того, чего ему недостает.

2. Активность повышается интересом, т.е. тем, что вызывает

положительные эмоции.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности школьника в сочетании с высокой

требовательностью к нему.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успеха, опираться на положительные качества личности. Необходимо

показать каждому ребенку его возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.045 с.)