Становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог». Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог». Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.



Билет №1

«Возникновение и развитие педагогической профессии, ее социальные функции. Гуманистическая природа педагогической профессии, как наиболее существенная ее характеристика»

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

 

Педагогическая деятельность выполняет важнейшую функцию:в процессе её не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны. Деятельность учителя социально обусловлена, её успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества.

Основное содержание и функции педдеятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Пед деятельность - это целенаправленное, специально организованное пед взаимодействие, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающего.

Профессия - это особый род занятий трудовой деятельности человека.

Билет№2

«Профессия учителя и ее высокое назначение в обществе. Профессионально и социально значимые качества личности учителя. Профессиограмма учителя»

Основное содержание пед. Профессии составляет взаимоотношения с людьми.

Цель: педагог призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира личности.

1.Гуманистическая функция - функция связана с развитием личности человека, творч. Индивидуальности.

2. Адаптивная функция - связана с приспособлением учащихся к конкретным требованиям социокультурной ситуации и требованиям.

3. Непрофессиональная пед. Деятельность - родители первые учителя ребёнка.

Профессиограмма - документ, в котором дана полная квалификационная

характеристика педагога с позиций требований, предъявляемых к его ЗУН, к его личности, способностям, возможностям и уровню подготовки.

Качества личности, которыми должен обладать педагог:

● Нравственная и Гражданская зрелость

● Общественная активность

● Увлеченность профессией

● Любовь к детям

● Высокая требовательность

● Коммуникативность

● Дружелюбие, вежливость

● Самообладание

● Аккуратность

● Справедливость

 

Билет №3

«Структура педагогической деятельности учителя. Ступени профессионального роста учителя»


 

 

 

 

Билет№4

«Профессиональная компетентность педагога. Педагогическая культура.»

Профессиональная компетентность педагога – характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с помощью профессиональных знаний, опыта, наклонностей и т.д.

 

Сущностные признаки:

 

- имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях

- проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации

 

Слагаемые профессиональной компетентности:

- ключевые – компетентности, проявляющиеся в способности решать профессиональные задачи с помощью знаний, навыков коммуникации и т.д.

- базовые – компетентности, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования

- специальные – реализация ключевых и базовых компетентности

 

Педагогическая культура – важная часть общей культуры педагога, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

 

 

Компоненты профессионально-педагогической культуры:

 

- Аксиологический - (на протяжении своей работы педагоги приобретают свои концепции обучение, которые в итоге становятся ценностями)

- технологический (подтверждение факта о неразрывной связи культуры и деятельности через создание и освоение ценностей и достижений педагогической культуры)

 

Билет№5

«История возникновения педагогики. История педагогики России,РТ»

Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Билет№6

«Педагогика как наука о воспитании человека. Предмет, объект, задачи, функции и проблемы исследования педагогики»

Педагогика -наука о воспитании, обучении и образовании. Свое название педагогика получила от греч.слова «пайдагогас»,которое буквально означает «детоводство».

Воспитание – педагогическое управление процессом развития личности

Объект- сфера образования, обучения и воспитания людей.

Предмет педагогики –Образовательный процесс, который способствует обучению и воспитанию детей.

Функции педагогики:

Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:

1.описательном, или объяснительном,- изучение передового и новаторского педагогического опыта

2. диагностическом- выявление состояния пед.явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление причин и условий,их обеспечивающих.

3.прогностическом – экспериментальные исследования пед.действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

 Технологическая функция

1)проективная

2)преобразовательная

3)рефлексивная, корректировочная

Задачи:

1.изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условиях специально организованного воспитания

2.определние целей и содержания воспитания

3. поиски и научное обоснование методов, средств и форм организации воспитания.

Билет№7

«Основные категории педагогики»

Педагогические категории - основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения

1.Воспитание - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношения, черт, качеств, взглядов, убеждений.

2.Обучение- специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков

Обучение включает:

- знания - отражение человеком объективной деятельсноти в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

- умения - выполнение практичесаких и теоретических действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

-навыки - компоненты практической деятельности человека, проявляющиеся в выполнении необходимых действий. Умения доведенные до автоматизма

4.образование - это совокупность знаний, полученных в результате обучения(словарь Ожегова)

 

5.личность - это индивид занимающий в обществе определенное положение, выполняющий определенную общественно полезную деятельность, отличающейся своими индивидуальными психологическими особенностями.

6.социализация - это процесс вхождения человека в жизни в обществе

7 .общение -это взаимодействие двух или более людей, с целью установления и поддержания межличностных отношений, передачи информации, достижения общего результата совместной деятельности.

8.деятельность -это специфическая форма общественно исторического бытия людей, целенаправленное преобразование или природной социальной действительности

Билет№8

«Возникновение и развитие   педагогической теории и практики. Основоположники зарубежной и отечественной педагогики. Педагоги-новаторы»

Основные этапы возникновения педагогики:

Фаза 1.Накопление опыта.Устное народное творчество.

Фаза 2.Возникновений концепций(на основе обществ.опыта)

Фаза 3.Возникновение педагогики как науки и ее развитие.

Фаза 1.Сначала существовал только опыт воспитания.Постепенно на основе опыта возникали воспитательные советы(например: «Учение есть основа жизни»)Из советов появлялись притчи.Притчи породили правила(«Чтите волю родителей»)В устном народном творчестве заключены первые пед.мысои:пословицы,поговорки.

Фаза 2.Воспитание носило классовый характер,т.е служило интересам господствующего класса.Воспитание на примере Спарты и Афин.

Спарта.Цель воспитания-подготовить воина,способного держать в повиновениии большую массу людей.Система воспитания:воспитание в семье,воспитание в агелах(гос.учреждениях),военная служба в эфебии.

Афины.Цель воспитания-сформировать человека,красивого телом и душой.Система воспитания:воспитание в семье,обучение в школе грамматиста,обучение в палестре,дети из богатых семей посещали гимнасии,служба в эфебии.

Фаза 3.Развитие педагогики за рубежом.

Зарубежные основоположники:

Основоположник педагогики-Ян Амос Коменский.Выступал за всеобщее обучение,разработал классно-урочную систему и принципы дидактики,140 работ(Великая дидактика)

Джон Локк-разработал методы и способы развития мышления человека.

Жак Жак Руссо-поддерживал идеии труд.и нравственного воспитания.

Песталоцци-создал теорию элементраного обучения.

Дистервег-развивал идеии культуросообразности.

Отечественные:

Ломоносов-был сторонником систематического наглядного обучения.

Радищев-требовал покончить с сословностью в образовании.

Толстой-развивал идеи свободного воспитания.

Ушинский-основатель научной педагогии в России.А также Макаренко,Сухомлинский и тд.

Педагоги-новаторы -Шаталов,Волков,Ильин,Караковский.

 

 

Билет№9

«Система педагогических наук, ее ведущие отрасли. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.»

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании. В систему педагогических наук входят 10 отраслей:

1. История педагогики (изучают развитие теории и практики на разных ступенях развития человеческого общества)

2. Общая педагогика (фундаментальные законы воспитания и образования)

3. Возрастная педагогика

· Преддошкольная (особенности развития детей до 3-х лет)

· Дошкольная (особенности развития детей дошкольного возраста)

· Школьная (особенности развития детей школьного возраста)

· Педагогика высшей школы (особенности образовательного процесса в высших учебных заведениях)

· Андрагогика (специфика образования взрослых)

4. Частные методики (преподавание конкретных дисциплин (методика обучения математики))

5. Отраслевая педагогика (закономерности обучения людей разных отраслей жизнедеятельности)

6. Специальная педагогика

· Сурдопедагогика (для глухих и слабослышащих)

· Тифлопедагогика (для слепых и слабовидящих)

· Олигофренопедагогика (для отсталых)

· Логопедагогика и логопедия (для детей с нарушением в речи)

7. Социальная педагогика (воздействие окружающей среды на воспитание и формирование личности)

8. Сравнительная педагогика (анализ образовательных систем)

9. Этнопедагогика (народная)

10. Превентивная (пути предупреждения социальных отклонений)

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1. Теоретич анализ – рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей.

2. Теоретич синтез – соединение отдельных сторон, свойств.

3. Индуктивный метод –движение мысли идет от частных суждений к общему.

4. Дедуктивный метод – движение мысли идет от общего суждении к частному выводу.

5. Методы работы с литературой (библиография/цитирование/аннотирование и др)

Билет№11

«О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия «личность» и «человек»»

Основной целью воспитания являет­ся формирование личности, ее всестороннее и гармоничное разви­тие.

Проблемы развития личности активно разрабатываются в фило­софии, общей и социальной психологии и других науках.

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяс­нение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек?

Понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и соци­альные (общественные) свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.

понятие «личность» характеризует общественную сущность че­ловека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, ко­торые он вырабатывает у себя прижизненно.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

 

Билет №12

«Основные педагогические категории»

педагогические категории - это основные педагогические понятия выражающей научные обобщения

 

· воспитание - педагогическая управление процессом развития личности(Х.Й Лийметс)

 

· обучение - это специально организованный,управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленные на усвоение знаний умений и навыков, формирования мировоззрение (Коджаспиров)

                знания -это отражение человеком объективной действительности форме фактов представлений понятий и законов науки: это система научных понятий о законах развития природы и общества.

              умения - это способность человека сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта

            навык - это компонент практической деятельности человека,проявляющееся в автоматизированном выполнения необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнений; это практические умения доведённые до автоматизма.

 

· образование - это совокупность знаний, полученных в результате обучения(словарь Ожегова)

 

использовании педагогической междисциплинарных понятий

 

· личность - это индивид занимающий в обществе определенное положение, выполняющий определенную общественно полезную деятельность, отличающейся своими индивидуальными психологическими особенностями.

· социализация - это процесс вхождения человека в жизни в обществе

· общение -это взаимодействие двух или более людей, с целью установления и поддержания межличностных отношений, передачи информации, достижения общего результата совместной деятельности.

· деятельность -это специфическая форма общественно исторического бытия людей, целенаправленное преобразование или природной социальной действительности

 

 

Билет№13

«Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности. Понятие о саморазвитии личности»

Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности

Идеи мыслителей прошлого о развитии личности.

Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться, или заглушаться и тупеть".

Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия и дурное воспитание. В одном из писем к родным он писал:
Все это вплотную подводило к научному осмыслению проблемы развития и формирования личности.

Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности.

В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность учащихся.

В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом.

Как видим, сам человек создает общественную среду и богатство социальных и духовных

отношений, которые и служат определяющим источником его личностного развития.

. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений.

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные в нашей стране и за рубежом опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали.

Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе. Именно эти задатки позволяют ученикам интенсивно развиваться в соответствующих видах искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

Третье. Не меньшее значение для педагогики имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию. Свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе педагогу всегда необходимо исходить, говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической гипотезы, верить в творческие силы учащихся, искать пути к их развитию и совершенствованию.

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Как показано в первой главе, с развитием технического базиса производства и усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

 

Билет№14

«Движущие силы и основные закономерности развития личности. Сущность развития личности ребенка. Деятельность как фактор развития. Диагностика развития»

Личность – это человек, достигнувший определенного уровня психического развития и социальных функций. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе развития, деятельности.

Движущая сила развития – это борьба противоречий: хочу – не могу, знаю – не знаю, можно – нельзя, есть – нет.

Основные закономерности развития личности:

1. Наличие прежде качественных, не количественных изменений;

2. Разнонаправленность и взаимосвязанность направлений, сфер развития (тело, психика, личность. Духовность т.д.);

3. Детерминированность развития;

4. Неравномерность и гетерохронность;

5. Саморазвитие личности.

Основой развития личности ребёнка является деятельность, которая рассматривается как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Вне деятельности не и развития.

Основные виды деятельности – игра, учение, труд.

Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Учение – процесс овладения ЗУН, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Общение – процесс развития контактов между людьми, возникшей в результате потребности совместной деятельности.

Диагностика – общий способ получения предварительной информации о предмете или изучаемом.

Физиологическое развитие диагностируют с помощью специальных тестов.

Билет№16

«Понятие цели воспитания. Факторы формирования цели воспитания.»

Цель воспитания представляет собой конечный результат формирования личности.

Цель воспитания – осознанный образ предвосхищаемого результата воспитательного процесса, идеальный результат воспитания; это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществлённые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций, и действий (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров)

Факторы формирования цели воспитания:

1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации.

4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

 

Билет№17

«Процесс становления цели воспитания современной российской школы. Составные части воспитания. Задачи воспитания. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.»

Задачи воспитания настолько обширны, что часто называются составными частями(направлениями): физическое воспитание, нравственное воспитание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание и др.

Задачи умственного воспитания:

Усвоение определенного объема научных знаний; формирование мировоззрения; развитие умственных сил, способностей; развитие познавательных интересов личности; формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки; вооружение учащихся методами познавательной деятельности; формирование опыта творческой деятельности.

Задачи физического воспитания:

Укрепление здоровья; правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности; развитие основных двигательных качеств; формирование гигиенических навыков; воспитание нравственных качеств; формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым.

Задачи нравственного воспитания:

Формирование нравственных понятий, суждений, сознания в целом; формирование нравственных чувств и убеждений; формирование нравственных навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Задачи эстетического воспитания:

Формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследие прошлого; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; прельщением к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты.

Задачи трудового воспитания:

1) Моральная подготовка к труду.

2) Практическая подготовка к труду.

3) Профессиональная ориентация обучающихся.

Задачи полового воспитания:

Воспитание чувства уважения людям; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей; формирование убеждения о вреде ранних половых связей.

 

Билет №18

«Понятие о дидактике. Возникновение и развитие дидактики. Основоположники дидактики. Современные дидакты. Основные категории дидактики. Я.А.Каменский и его труд «Великая дидактика». Современные задачи дидактики.»

Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Термин «дидактика» был введен в 1613 году немецким языковедом Вольфангом Ратке.

Объект: сфера образования и обучения

Предмет: закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Билет№19

«Понятие о процессе обучения. Обучение как вид познавательной деятельности человека. Теория познания окружающего мира (гносеология)- философская основа дидактики.»

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения

Обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и обучения.

Преподавание – деятельность учителя, специалиста в процессе обучения.

Учение – деятельность ученика под руководством учителя-специалиста.

Билет№20

«Признаки обучения. Задачи процесса обучения. Закономерности обучения. Движущие силы процесса обучения. Функции процесса обучения. Основа и система развивающего обучения в современной школе. Принципы развивающего обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.»

ОБУЧЕНИЕ — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения (Коджаспирова)

Знания — отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;

Умения — способность человека сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

Навыки — это практические умения, доведенные до автоматизма.

ПРИЗНАКИ ОБУЧЕНИЯ:

· Целенаправленность

· Двусторонний характер

· Совместная деятельность педагога и уч-ся

· Педагогической рук-во

· Планомерная специальная организация и управление

· Целостность и единство

· Соответствие закономерностям возрастного развития уч-ся

· Управление развитием и воспитанием учащихся

ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:

· Передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний

· Организация познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН

· Стимулирование учебно-познавательно деятельности обучающихся;

· Развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

· Выработка нравственно-эстетической культуры

ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ – объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения

ВИДЫ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ:

Общие Частные

1) Закономерность цели. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, возможностей педагогической науки и практики.

1) Дидактические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемыми целей обучения. Результаты обучения зависят от применяемых методов. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

2) Закономерность содержания. Содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно- технического прогресса, возрастных возможностей школьников

2) Гносеологические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться. Продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала

3) Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, времени обучения

3) Психологические закономерности. Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся; продуктивность обучения прямо пропорциональна количеству тренировочных заданий; продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню внимания уч-ся

4) Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, ихобучаемости

4) Кибернетические закономерности. Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом. Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить и ее результаты опережают в мозгу саму деятельность

5) Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

 5) Социологические закономерности. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом общении. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды» Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием. Престиж учащегося в классе зависит от позиции, которую он занимает. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Грубое отношение учителя к обучаемым ведет к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

6) Закономерность стимулирования. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения

6) Организационные закономерности Эффективность обучения зависит от организации. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям. Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: 4 часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ: борьба противоречий и их разрешение. Противоречия могут быть внутренними и внешними, например, между знаниями и их практическим применением, между знаниями по определенным предметам и формированием целостного научного мировоззрения.

Функции обучения:

- Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение — это владение способами применения знаний на практике. Навык — автоматизированное действие, элемент умения.

- Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.

- Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).

Билет№21

«Основные этапы овладения ЗУН. Руководство познавательной деятельностью школьников»

1)Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками.

1. Восприятие учащимися изучаемого материала. Восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

2. Осмысление изучаемого материала. Процесс осмысления изучаемого материала, т.е. мыслительной деятельности по раскрытию сущности познаваемых предметов и явлений и образованию теоретических понятий, отличается большой сложностью.

Этот процесс включает в себя следующие мыслительные операции:

а) анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях, по степени их важности для раскрытия сущности этих предметов и явлений,

 б) логическую группировку существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений,

в) “мысленное” постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей,

г) проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

В конечном итоге результатом осмысления учащимися изучаемого материала являются его понимание, осознание причин и следствий познаваемых предметов, явлений, процессов и формирование понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.162 с.)