Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития рыночной конкуренции и условия их определяющие
В ХХ веке можно выделить два периода или этапа, для каждого из которых различаются условия конкуренции и основные факторы конкурентоспособности организаций. Первый период длился вплоть до 60-70-х годов ХХ века, а на второй, соответственно, приходится только несколько последних десятилетий. И этот второй период продолжается в настоящее время в ХХI веке. Приведем сравнительную характеристику условий и факторов конкуренции двух выделенных выше этапов. На первом этапе сначала наблюдается жесткое подавление конкуренции, а затем, по мере вступления в действие антимонопольных законов и усиления конкурентных сил, - существенное ограничение конкуренции, снятие ее в отдельных секторах, областях. Такие результаты были обусловлены особенностями условий хозяйствования и, соответственно, особенностями монополии этого периода, модифицирующими конкурентный механизм. Характерным средством конкуренции и, одновременно, монополизации становится захват. Средством конкуренции - так как какой-то объект (ресурс, условие производства и др.) становится недоступным для конкурентов. Средством монополизации - так как это создает возможность влияния на цены и прибыли. Осуществляет ся захват наиболее важных и дефицитных условий производства того времени. Такими важнейшими условиями производства на данном этапе являлись: • новые технологии • источники природного минерального сырья • территории, богатые таким сырьем • крупные финансовые ресурсы • отраслевые рынки сбыта, емкость которых была относительно высока По мере установления контроля над важнейшими и дефицитными условиями производства снижаются стимулы к промышленному соперничеству, усиливается консерватизм фирмы-монополиста, начинает преобладать тенденция к сдерживанию внедрения достижений НТП в производство, обновлению, совершенствованию производства. Особенностью данного периода является также то, что в средство конкуренции превращается укрупнение (концентрация) производства. Оно проявляется в: - укрупнении отдельных предприятий; - горизонтальной интеграции; - вертикальной интеграции. Итак, важными особенностями хозяйствования, предопределившими особенности первого этапа конкуренции в ХХ веке и основные факторы конкурентоспособности фирмы, являются:
* становление индустриального общества, в котором основными отраслями производства являются черная металлургия, добывающие отрасли, тяжелое машиностроение и др., а расширение производства осуществляется преимущественно экстенсивным путем; * так называемое первичное насыщение спроса товарами массового потребления; * экономическая ситуация, при которой важнейшими условиями производства являются финансовые ресурсы, минеральное сырье; территории, богатые сырьем; рынки сбыта; * формирование антимонопольных законодательств, направленных против слияний и поглощений монополистического характера, дискриминации цен и др. Типичная фирма данного периода: - отличается крупными размерами; - опирается на сырьевую, колониальную, финансовую, патентную монополии и монополизацию рынка; - отличается относительно устойчивым монопольным положением, значительным ограничением интенсивности конкуренции; - отличается консерватизмом, предпочитает оборонительную, а не наступательную, пассивную, а не активную конкурентную политику.
Во второй половине ХХ века условия конкуренции стали изменяться. Это было связано с рядом причин, которые сделали невозможным прежний монополистический контроль над рынком. - Контроль над минеральным сырьем стал затруднительным по мере исчерпания ряда источников сырья и все большего удаления источников сырья от мест его потребления. - Важнейшим фактором производства становятся научно-технические знания и информация. Второй этап конкуренции ХХ века начинается по мере перехода классического индустриального хозяйства или нового индустриального общества. в стадию постиндустриализации, реиндустриализации. Наиболее важными особенностями хозяйствования, предопределившими особенности этого этапа конкуренции и основные факторы конкурентоспособности фирмы, являются: * становление информационного, постиндустриального общества, * выдвижение на первый план новых отраслей промышленности * сокращение возможностей использования природных ресурсов,
* изменения в потребительских предпочтениях * превращение научно-технических знаний и информации в важнейшие факторы производства. Типичная фирма данного периода: • может получить преимущества, начиная с малых размеров, но затем расширяется. Крупный размер перестает быть условием достижения высокой конкурентоспособности; • не может обеспечить длительный контроль над важнейшими условиями производства, поскольку они отличаются высокой степенью изменчивости, качественного совершенствования; • опирается на научно-технические разработки, сегментирование рынка, проникновение в смежные отрасли, использование сравнительных преимуществ других стран и др. В таких условиях интенсивность конкуренции возрастает, промышленное и научно-техническое соперничество активизируется, начинает преобладать над торговым соперничеством. Неценовая конкуренция начинает преобладать над ценовой. Появляются новые тенденции фирменного роста - диверсификация и транснационализация (глобализация). 4. Конкурентные рынки и их структура Конкуренция на различных типах конкурентного рынка Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка. Таблица Типы рынков и характер конкуренции
5. Экономические законы рыночных отношений и конкурентоспособности
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.008 с.) |