Формирование конкурентной среды как условие обеспечения конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование конкурентной среды как условие обеспечения конкурентоспособности



Конкурентная среда представляет собой совокупность рыночных сил и факторов, определяющих функционирование хозяйствующих субъектов региональной экономики и их отношения в ходе конкуренции.

Для оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке определяются:

– продуктовые границы;

– географические границы;

– субъекты рынка (число и состав продавцов и покупателей);

– объем товарного предложения, представленного на рынке (в натуральном и стоимостном выражении);

– уровень и динамика цен;

– количественные показатели структуры (доля хозяйствующего субъекта на рынке, показатели концентрации товарного рынка);

– барьеры входа;

– рыночный потенциал хозяйствующих субъектов.

По результатам анализа делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, о целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.

Основными источниками информации для исследования товарных рынков являются данные государственной статистики о количестве хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, об объемах производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, о ценах на продукцию.

Эффективная рыночная конкурентная среда – это среда наиболее адекватная данному состоянию общественного производства и его рыночному проявлению. Она обеспечивает такое состояние конкурентных отношений, которые находятся в зависимости от соответствующего уровня развития рынка, определяемого полной свободой товаропроизводителей, либо наличием барьеров, порожденных монополистическими отношениями на рынках, либо государственным антимонопольным регулированием.

Структура механизма формирования конкурентной среды включает три основных элемента:

– конкурентный потенциал региона;

– конкурентный климат внешней и внутренней среды региона;

– инвестиционная привлекательность.

Под конкурентным потенциалом региона понимается степень готовность региона к обеспечению нормальной конкуренции и устойчивого ее функционирования в рамках региональных рынков. Оценка формирования и развития потенциала производится по схеме взаимодействия трех групп факторов – институциональных, экономических, социальных на основе диагностического подхода.

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами

Конкурентный климат региона характеризует состояние его внешней и внутренней среды, содействующей или противодействующей конкуренции.

Основанием для анализа и оценки конкурентного климата является модель пяти конкурентных сил М. Портера. Внутренняя среда представлена производителями и потребителями региона. При этом органы власти и управления региона имеют возможность оказывать на нее прямое или косвенное воздействие. Внешняя среда включает в себя хозяйствующие субъекты, которые влияют или могут влиять на экономику данного региона извне. В этом случае органы власти и управления региона не в состоянии воздействовать на субъектов внешней среды, но должны учитывать их влияние при планировании социально-экономического развития региона.

Инвестиционная привлекательность характеризует условия для привлечения и использования финансовых средств инвесторов, предпринимателей и населения для решения проблем региона. С экономической точки зрения инвестиционная привлекательность региона определяется, как внутренними социально-экономическими характеристиками региона, так и условиями доходности инвестиционного капитала

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.005 с.)