Кластеры и конкурентное преимущество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кластеры и конкурентное преимущество



В экономической политике, направленной на повышение конкурентоспособности, важную роль должна сыграть региональная интеграция расположенных в регионах предприятий и организаций, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), и объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников этого процесса, где наиболее правильной формой их объединения будет кластер.

Кластер как социально-экономический феномен представляет собой сеть сконцентрированных в регионе и взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, услуг, инфраструктур, научных и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер – представляет совокупность юридически независимых организаций, интегрированных на основе сходства своих миссий, целей создания, функционирования и развития, объединенных, как правило, традиционно или виртуально вокруг ядра кластера.

Целью создания кластеров является обеспечение конкурентоспособности региона на основе внедрения новых технологий; снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т.д.; обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга; консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

Создание кластеров позволяет получить дополнительные синергетические резервы повышения конкурентоспособности организаций.

Условия реализации целей кластеров:

-формирование вокруг организации – ядра кластера, выпускающего конечную продукцию, технологически однородных предприятий

-территориальная локализация предприятий в целях минимизации транспортных и складских расходов

-территориальная и отраслевая специализация и кооперирование входящих в кластер предприятий

-свободный и взаимовыгодный обмен знаниями, технологиями, капиталами, ценностями, трудовыми ресурсами между предприятиями кластера

-повышение организованности решений, работ и процессов внутри каждого предприятия кластера, так и между ними в целях получения синергетического эффекта

-разработка совместных эффективных брендов; прогрессивных новшеств и др.

-корпоративные (партнерские) взаимоотношения между членами кластера, в том числе в условиях реформирования и аутсортинга

-мониторинг и оптимизация цепочек получения добавленной стоимости по всем стадиям жизненного цикла продукции кластера

-информационная и финансовая открытость всех структур кластера

-обучение персонала всех структур кластера теории, методике и практике ведения конкуренции и управления конкурентоспособностью.

В качестве основных предпосылок в создании региональных кластеров могут выступать:

— территориальная близость участников;

— взаимосвязи взаимовыгодного сотрудничества в направлении достижения общей цели;

— постоянный обмен информацией и активизация взаимодействия участников кластера в целях достижения положительного эффекта от их деятельности;

— наличие критической массы, т. е. необходимо наличие достаточного количества участников с тем, чтобы их взаимодействие оказывало значительное воздействие на деятельность компаний.

Кластеры влияют на конкурентную борьбу тремя способами:

1) посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей:

-доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе

-доступ к информации

-взаимодополняемость

-доступ к организациям и общественным благам

-стимулы и измерение производительности

2) путем повышения способности к инновациям (и таким образом к повышению производительности)

3)с помощью стимулирования новых бизнес-образований, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

 

Находясь в рамках кластера, компании получают 3 основных преимущества:

· повышение производительности,

· расширение возможностей для инноваций

· расширение возможностей для расширения бизнеса

Классификация кластеров:

-по стадиям жизненного цикла и возраста кластера - (эмбриональные – до 25 лет; развитые – 25-100 лет, зрелые – свыше 100 лет)

-по уровню развития (сильные, устойчивые, потенциальные, латентные)

-по экономической значимости (растущие, уменьшающиеся, стабильные)

-по границам локализации (городской, региональный, национальный. международный)

-по глубине (глубокие, охватывающие весь воспроизводственный цикл; мелкие – неопределенной глубины)

-по специализации (индустриальные, инновационные, сервисные)

-по характеру ядра (централизованные, диффузные, с множеством малых фирм)

-по организационно-хозяйственной форме (холдинговые верикально интегрированные с единым органом управления и перекрестным владением акциями; традиционные с юридически самостоятельными фирмами с отношениями сетевого характера)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.008 с.)