Продуктовые границы товарного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктовые границы товарного рынка



Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товар) на основе мнения покупателей, а при монопсонии – мнения продавцов (как физических, таки юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Это мнение определяется на основе сплошного или выборочного опроса покупателей (продавцов) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей (продавцов), дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара. розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара

1.Потребительские свойства товара:

-функциональное назначение

-физические параметры (вес, габариты и проч.)

-технические и эксплуатационные показатели

-цена товара

2.Условия потребления или эксплуатации товара покупателями:

-обеспеченность электроэнергией

-обеспеченность водоснабжением

-обеспеченность услугами по сборке, транспортировке

-обеспеченность техническим обслуживанием

3.Способы (условия) реализации товара

-через систему оптовой, мелкооптовой торговли

- через систему розничной торговли, в т.ч. фирменные магазины организаций-изготовителей

-по прямым договорам между продавцами и покупателями, в т.ч. посредством бартерных сделок.

Выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции.

При этом необходимо учитывать 2 аспекта взаимозаменяемости товаров:

- с точки зрения их использования -взаимозаменяемость по потреблению (спросу)

-с точки зрения их производства – взаимозаменяемость по производству.

Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является показатель перекрестной эластичности спроса по цене, исчисляемый как отношение изменения объема реализации товара X (в %) к изменению цены товара Y (в %) за определенный период.

Спрос на товар X при увеличении цены на товар Y может и возрастать, и убывать в зависимости от отношения покупателя к совместному использованию того и другого товара. Т.о. перекрестная эластичность может быть и положительная и отрицательная.

Если К > 0 (имеет положительное значение), то товары X и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный К, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Если К =0, то товары X и Y не заменяемы.

Отрицательная перекрестная эластичность характерна для взаимодополняющих товаров (например, рост цен на бензин должен снижать спрос на автомобили). На практике, как правило прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров – экспертным оценкам. Интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.

Критериями взаимозаменяемости являются также:

- функциональная взаимозамеянемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей.

Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно.

-сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных и ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.

Для определения взаимозаменяемости товаров, с точки зрения потребителя, рекомендуется использовать следующие характеристики:

-относительные цены

-затраты фирмы на внедрение новой продукции в производственном процессе

-функциональная взаимозамеянемость

-мнение покупателей.

Если не существует другого товара, функционально эквивалентного рассматриваемому, - у такого товара не заменителя. Считается, что он сам представляет товарный рынок.

 

Пример определения взаимозаменяемости товара, с точки зрения покупателей: покрышки для легковых автомобилей (не существует товара, функционально эквивалентного данному)

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

При выявлении географических границ рынка учитываются следующие факторы:

— возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т. е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

— незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу (при существенных различиях стоимостных и потребительских качеств товаров и уровней рентабельности операций на товарных рынках эти величины могут отличаться друг от друга и, как правило, колеблются от 5 до 10 %).

Источники информации для определения границ товарного рынка

Стадии определения Продуктовые границы Географические границы
1.Предварительное определение Договоры Нормативные акты Классификаторы Район деятельности Место нарушения Товаропотоки
2.Определение альтернативы Экспертные оценки Соседи по классификатору Анализ свойств Мнение хозсубъектов Республиканский /региональный/местный уровень Близлежащие регионы
3.Окончательное определение

ТГМ

Анализ ценообразования

Расчет эластичности

Район продаж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.009 с.)