Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому concurrentia , что означает «столкновение», «состязание». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому concurrentia , что означает «столкновение», «состязание».



Раздел 1

Основы теории конкуренции

1. Создание и развитие теории конкуренции

Теоретические основы конкуренции стали закладываться еще в период докапиталистических формаций, однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине 18 века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А.Смиту и Д. Рикардо.

В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, М. Портера и др. (Д.С. Миаль, Дж. Робинсон, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коро­бов, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов и др.).

Рыночная экономика обязательно предполагает, что отношения экономических субъектов складываются в условиях конкуренции.

Таблица 8.1 – Основные признаки классификации видов конкуренции

По видам

Чистая

Совершенная

Эффективная

Возникает, когда многочисленные продавцы и покупатели занимаются куплей-продажей однородного продукта

Представляет собой чистую конкуренцию с дополнительными условиями (абсолютная мобильность ресурсов внутри рынка; отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него; абсолютная доступность информации о рынке для всех его участников)

Потребители и продавцы оперируют независимо друг от друга, конкурентная система открыта и свободна, а ее участники сравнимы

По формам

Предметная

Функциональная

Видовая

Организации выпускают идентичную продукцию (товары), различающуюся лишь качеством или имеющую незначительные отличия

Обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Продукция (товары) или организации, способные удовлетворить эту потребность, являются функциональными конкурентами

Возникает вследствие существования продукции (товаров), предназначенных для одной цели, но различающихся по каким-либо важным параметрам и, соответственно, имеющих разные виды

По методам

Ценовая

Неценовая

Комбинированная

Предполагает продажу товаров или услуг по ценам, более низким, чем у конкурентов

Акцент делается на качестве товаров, сервиса, снижению эксплуатационных затрат и т.д.

Предусматривает сочетание различных методов

По степени интенсивности

Привлекательная

Умеренная

Ожесточенная по отношению к объекту конкуренции

Ожесточенная для субъекта
В данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте

Действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка

Субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента

Объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента

По сфере действия

Внутриотраслевая (региональная)

Межотраслевая (межрегиональная)

Международная

Конкуренция между субъектами отрасли (региона) за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли

Конкуренция между предпринимателями различных отраслей (регионов) за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли

Конкуренция национальных и транснациональных компаний за более выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг) на мировом рынке; получение максимальной прибыли; выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и дешевой рабочей силы

По степени угрозы

Реальная

Потенциальная

Конкуренция, которая вызвана событиями, происходящими на рынке

Конкуренция, обеспечивающая возможность вступления новых организаций на рынок, что позволяет уже действующим на нем субъектам хозяйствования получать высокую прибыль

Таблица Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество фирм, производящих продукт Контроль над ценами Товарная дифференциация Лёгкость входа
Совершенная конкуренция Много независимых фирм, нет контроля над рынками Цены определяются рынком Продукты неразличимы по свойствам и качеству Барьеры для организации бизнеса на товарном рынке отсутствуют
Монополистическая конкуренция Много фирм, производящих сходные товары и услуги Диапазон контроля цен узкий, влияние ограничено возможностью замены Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка Незначительные входные барьеры в отрасль и на рынок
Олигополия Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги Существует влияние «ценового лидера», диапазон цен зависит от уровня согласованности Существенна для отдельных продуктов (напр., автомобиль). Мала для стандартизированных (напр., бензин) Наличие существенных препятствий для организации бизнеса, часто требуются больших инвестиций
Монополия Один продукт и одна фирма Практически полный контроль Уникальная продукция, не имеющая эффективных заменителей Вход в отрасль для других фирм заблокирован

5. Экономические законы рыночных отношений и конкурентоспособности

Закон Трактовка
1. Возвышения потребностей объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения числа видов (наименований, разновидностей) и изменение структуры (в пользу качества) потребительской продукции.
2.Спроса (зависимости между спросом и ценой) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него при неизменном качестве.
3. Предложения (зависимости между предложением и ценой) характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.
4. Зависимости между предложением и спросом позволяет определить рыночное равновесие и равновесную рыночную цену.
5. Возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением
6. Убывающей доходности показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности
7. Экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления любая социально- экономическая или техническая система за свой жизненный цикл проходит сферу производства и потребления
8. Эффект масштаба производства с увеличением программы выпуска продукции или выполнения работы условно-постоянные или косвенные расходы (к которым относятся общецеховые или общезаводские) на единицу продукции уменьшаются
9. Экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости
10. Конкуренции в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (объективный процесс вымывания с рынка некачественной дорогой продукции)

Раздел 2.

Анализ и оценка конкурентной среды

1. Рынок как объект исследования. Сегментация рынка и ее факторы

Рынок – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между продавцами и покупателями, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег.

В рыночной деятельности важное значение имеет понятие сегментации, т.е. разделение всей массы покупателей на определенные группы (сегменты), которые характеризуются общностью своих основных требований к товару, а также мотивацией покупки данного товара.

 

В основе рыночной сегментации лежат два основных момента:

- признание неоднородной природы товарных рынков;

-дифференциация продукции и методов ее сбыта.

Для сегментации рынков используются следующие признаки(объективный показатель, устанавливающий принадлежность потребителя к определенной группе, выделяющийся общими, устойчивыми (долговременными) характеристиками, обусловленными более или менее общими условиями жизни):

-для потребительских рынков:

- географический

-психографический

 

-поведенческий

- статус покупателей

- социально-демографический

-для рынков промышленной продукции – географический, поведенческий, статус покупателей, демографический.

2. Анализ рынка. Понятие и оценка интенсивности конкуренции

Для оценки рыночной деятельности и разработки рыночной политики требуется изучение рыночного окружения организации: рынка, на котором работает организация, обслуживаемых сегментов ранка, потребителей, конкурентного рыночного потенциала субъектов рынка и поставщиков.

Анализ рынка предусматривает определение продуктовых, географических границ рынка, субъектов рынка (покупателей, продавцов), оценку емкости рынка, расчет доли хозяйствующих субъектов на рынке, оценку количественных и качественных показателей структуры рынка и анализ рыночного потенциала субъектов рынка.

Продуктовые границы рынка устанавливаются на основе оценки взаимозаменяемости продукции. Мерой взаимозаменяемости служит показатель перекрестной эластичности спроса по цене (исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены другого товара за определенный период). О взаимозаменяемости свидетельствуют устойчивые значения перекрестной эластичности, превышающие 1.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели конкретной группы имеют экономическую возможность приобрести конкретную продукцию и не имеют такой возможности за пределами этой территории. (Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий, оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателям в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка, то такие территории следует относить к другим товарным рынкам).

Емкость рынка определяется общим объемом товарной массы в обороте за определенный период времени в его продуктовых и географических границах.

Структуру рынка характеризуют следующие количественные показатели: - число субъектов рынка (продавцов и покупателей),

-рыночная доля (отношение объема продаваемой (закупаемой) продукции к общей емкости рынка),

-показатели рыночной концентрации.

В процессе оценки концентрации рынка необходимо дать характеристику интенсивности конкуренции на рынке и тем формам, которые она принимает.

Интенсивность конкуренции – уровень противодействия конкурентов в борьбе за потребителя и новые рыночные ниши.

Интенсивность конкуренции зависит от взаимодействия пяти сил конкуренции и усиливается, если спрос на товар растет медленно, если есть возможность использовать разные методы конкуренции, конкурентами предпринимаются сильные стратегических ходы, повышается отдача от успешных стратегических действий и проч.

Уровень интенсивности конкуренции на рынке определяется степенью монополизации рынка и на основе оценки обобщающих показателей интенсивности конкуренции на рынке.

 

Раздел 3.

1. Виды основных рассматриваемых объектов

Конкуренция и конкурентоспособность являются ключевыми категориями в общей системе категорий рыночного хозяйства.

Для определения конкурентоспособности и разработки стратегии ее повышения определим основные объекты исследования.

Объекты исследования рассматриваются в рамках социально-экономических, производственных и технических систем (система представляет собой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образующих определенную целостность и единство).

К социально-экономическим системам относят предприятия и организации различных отраслей, выполняющие функции законодательной и исполнительной власти, охраны окружающей среды, здравоохранения, науки, культуры, транспорта, торговли, бытового обслуживания, предоставляющие финансовые и рыночные услуги и проч.

К производственным системам относят предприятия и организации, осуществляющие производство продукции (промышленной, сельскохозяйственной, строительной, полиграфической и проч.).

К техническим системам относят машины, оборудование, др.виды сложной машиностроительной продукции, самостоятельно выполняющие производственные функции или удовлетворяющие личные потребности (электровоз. Автомобиль, самолет телевизор, угольный комбайн для добычи полезных ископаемых и проч). В состав технической системы включают, сооружения и оборудование и проч., без чего не может функционировать системообразующая машина.

В рамках перечисленных систем объектами для оценки конкурентоспособности могут выступать: персонал, продукция (товар, работа, услуга), организация (предприятие) (интеллектуальный капитал – имидж предприятия), отрасль, регион, страна.

Жизненные циклы объектов

Любая организация проходит несколько этапов своей деятельности, на каждом из которых конкурентоспособность ее отличается. Эти этапы составляют жизненный цикл организации.

Жизненный цикл организации – совокупность этапов и стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Суть его этапов следующая.

Возникновение: связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши; включает регистрацию, создание предприятия, поиск необходимых ресурсов для начала деятельности; главная цель фирмы на этой стадии — выживание.

Становление: создание конкурентного преимущества предприятия, инвестиции нужно направить в наиболее значимые элементы, поиск своей ниши рынка, адаптация к внешним условиям; главная цель — обеспечить быстрый рост и захват своей части рынка; опасность — неправильно распорядиться инвестициями.

Развитие: существенное усиление конкурентоспособности за счет увеличения спроса на продукцию и ее продаж, значительные инвестиции в развитие. Но со временем рост замедляется по ряду причин — прибыли привлекли конкурентов, конкуренция усилилась, имеющиеся мощности не бесконечны, издержки и доходы близки к предельным, необходима реконструкция, значительные капиталовложения, уровень рентабельности снизился, но все еще высок.

Высшая точка (зрелость): состояние, когда конкуренция максимальная, все силы предприятия максимально напряжены, все показатели предельные. Во многом обеспечить высшую точку развития помогает случай.

Но уже стали заметны отрицательные тенденции, снижается доля рынка, присутствует отрицательный эффект масштаба производства.

Спад: наступает, главным образом, за счет агрессивной политики соперников и за счет усиливающегося старения всех ресурсов. За ним может последовать реорганизация (если предприятие изыщет необходимые ресурсы, идеи, вовремя займется их разработкой и воплотит) или банкротство.

Групповые

1.1Оценка рыночной составляющей отражает реальную конкурентоспособность отрасли и указывает полноту удовлетворения запросов потребителей в продукции (товарах, услугах) организаций данной отрасли, условий продажи и обслуживания по сравнению с аналогичной продукцией отраслей зарубежных стран. -доля экспорта в общем объеме реализованной продукции; -соотношение экспорта и импорта отрасли -доля отрасли на мировых рынках; -доля отрасли на рынках промышленно-развитых стран
1.2Оценка ресурсной составляющей позволяет выявить уровень достаточности, обеспеченности организаций отрасли соответствующими ресурсами абсолютные и относительные показатели, характеризующие наличие соответствующих видов ресурсов (например, численность занятых в отрасли)
1.3Оценка относительного уровня и динамики эффективности использования ресурсов позволяет определить степень эффективности использования организациями отрасли соответствующих видов ресурсов абсолютные и относительные показатели, характеризующие эффективность использования соответствующих видов ресурсов (например, рентабельность основных фондов)
1.4Оценка стратегического потенциала отрасли - отражает способность специалистов у выдвижению и реализации конкурентоспособных идей - способности организаций отрасли расширять объемы производства с помощью инвестиционной активности, которая позволяет увеличивать объемы производства новой продукции - показатели способности организаций отрасли производить новую продукцию - доля расходов организаций отрасли на НИОК в выручке от реализации продукции - объем инвестиций в основные средства - доля новой продукции в объеме производимой продукции
1.5 Оценка степени взаимодействий и взаимосвязи организаций отрасли производится через показатели кооперирования организаций отрасли с поставщиками сырья, полуфабрикатов - удельный вес потребляемой отраслью продукции собственного производства

Обобщающий

Обобщающий показатель (индекс) характеризует способность анализируемой отрасли (ВЭД) вытеснять конкурентов, сохранять свое положение на зарубежных рынках сбыта продукции в текущий момент и иметь задел на перспективу - индекс конкурентоспособности отрасли по рентабельности реализованной продукции, скорректированной на уровень инфляции -сочетание индекса рентабельности реализованной продукции и рентабельности активов, скорректированных на индекс инфляции (интегральный показатель) - сочетание других показателей эффективности отрасли - и т.п.

 

9. Конкурентоспособность региона: цели, факторы и показатели оценки

Конкурентоспособность региона может быть определена как способность создавать условия для его устойчивого развития, обеспечивая производство конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг путем эффективного использования имеющегося экономического потенциала.

Целью повышения конкурентоспособности региона – является постоянное повышение благосостояния жителей региона, которое обеспечивается за счет устойчивого социально-экономического развития региона на основе повышения эффективности его реального сектора экономики.

Направления оценки Свойства Показатели (примерные)
экономическое развитие     инновационное развитие   наличие и структура рабочих мест; уровень эффективности экономики; экономика в развитии; структура экономики субъектов, адекватная рыночной экономике   наличие и квалификация научно-технического персонала; финансовая обеспеченность инновационного процесса; результативность инновационного процесса; применение инновационных технологий; производство инновационной продукции и технологий     ВРП на одного занятого в экономике; чистая прибыль организаций на одного занятого в экономике; доля занятых на малых предприятиях к общей численности занятых в экономике; доля экспорта в продукции обрабатывающих и добывающих производств и сельского хозяйства; уровень безработицы -численность занятых в науке, исследованиях и разработках на тысячу занятых в экономике; - доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП; -объем выполненных научно-технических работ организациями, проводившими научные исследования и разработки; - соотношение затрат на технологические инновации и затрат на научную деятельность и разработки; - удельный вес инновационно активных организаций, осуществляющих затраты на технологические инновации, в общем числе обследованных организаций промышленности. - удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности; -удельный вес машино- и приборостроения в экономике региона; -удельный вес численности работников, использовавших персональные компьютеры (в %) к списочной численности работников; - инвестиции в основной капитал (только затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств); -доля затрат на технологические инновации в валовом региональном продукте.  
качество жизни   :жилищные условия; уровень денежных доходов населения; безопасность; культура; экология; обеспеченность медицинским обслуживанием -номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников; -соотношение доходов населения с бюджетом прожиточного минимума (в %); - распределение населения по соотношению среднедушевых располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума (в %).   -удовлетворенность домашних хозяйств жилищными условиями (полностью удовлетворены), в % к итогу; - ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов на 1000 человек населения, тыс. кв. м; - численность практикующих врачей на 10 000 человек населения; - число посещений театров, соизмеримое с численностью городского населения; - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на одного жителя, кг; -отведение недостаточно очищенных вод, соизмеренное с численностью городского населения, млн. куб. м; - число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения, случаев.    
человеческий потенциал (демографическая и образовательная составляющая) воспроизводство населения; здоровье населения и физическое развитие; культура; уровень образования и профессиональной подготовки -уровень рождаемости на 1000 чел. населения; -ожидаемая продолжительность жизни населения; - число преступлений, совершенных несовершеннолетними на 1000 чел. населения; -заболевание населения алкоголизмом и алкогольными психозами на 100 тыс. человек; -заболеваемость на 100 тыс. человек населения с установленным впервые в жизни диагнозом. -охват детей дошкольным образованием; -выпуск учащихся с аттестатом о среднем образовании на 1000 человек населения; -выпуск квалифицированных рабочих и служащих, соотнесенные с общим числом населения; -выпуск специалистов с высшим образованием, соотнесенный с численностью населения; - численность исследователей с учеными степенями на1000 человек населения.  

10. Конкурентоспособность национальной экономики: сущность, факторы, показатели и методика оценки

Конкурентоспособность страны – это:

-способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках

-степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США)

-экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития)

-способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений.

Конкурентоспособность национальной экономики – это способность открытой для международной конкуренции страны создавать конкурентные преимущества отечественных товаров (работ, услуг) на мировых рынках, способность ее субъектов хозяйствования проектировать, производить, продавать свои товары на основе высокой производительности труда, эффективности использования ресурсов, повышения рентабельности активов

Конкурентоспособность национальной экономики характеризуется степенью развития всех регионов и отраслей, и наиболее высоким уровнем жизни населения среди других стран (ВВП на душу населения).

Критерием конкурентоспособности экономики страны может быть эффективность использования ресурсов, рост общественной производительности труда, повышение экономической и социальной эффективности производства и уровня жизни населения.

Цель повышения конкурентоспособности национальной экономики - обеспечение эффективности национального производства, экономического роста, повышение качества и уровня жизни, доходов и благосостояния населения страны на основе удовлетворения потребностей рынков в товарах и услугах.

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI)

Процесс расчета интегрального показателя, по которому составляется конечный рейтинг стран по конкурентоспособности, включает несколько этапов:

На 1-м этапе необходимо собрать все данные, требуемые для расчета интегрального показателя.

На 2-м этапе следует рассчитать нужные показатели и определить место каждой страны в рейтинге стран по каждому показателю, исходя их экономического смысла последнего.

На 3-м этапе рассчитывается интегральный показатель.

При этом учитывается тот факт, что хотя на экономику любой страны влияют все слагаемые конкурентоспособности, в каждом отдельном случае их воздействие будет различным, что обусловлено тем, что страны находятся на разных стадиях развития: по мере роста уровня ОТ для поддержания высокого дохода должна повышаться ПТ.

Известная экономическая теория о стадиях развития говорит, что на первой стадии развитие экономики обуславливается факторами производства. Поддержание конкурентоспособности в этот период зависит, в первую очередь, от хорошо функционирующих институтов, развитой инфраструктуры, стабильной экономической среды и здоровой рабочей силы, получившей хотя бы базовое образование.

С ростом производительности (а значит, и конкурентоспособности) в стране увеличиваются зарплаты, и актуальность приобретает повышение качества продукции, что возможно при условии повышения эффективности производственных процессов. На данном этапе конкурентоспособность зависит не столько от базовых факторов, сколько от уровня образования трудовых ресурсов, эффективности товарных рынков, развитости финансовых рынков, возможности использования преимущества существующих технологий, большего внутреннего или внешнего рынка. Все это характерно для экономики, цель которой – эффективность.

Когда страны переходят на стадию экономики, движимой инновациями, дальнейший рост зарплат возможен только в том случае, если компании с стране способны производить новые и уникальные продукты. Здесь важно использование самых передовых производственных процессов и внедрение собственных инноваций.

Понятно, что на разных стадиях развития степень важности для страны различных показателей тоже различна.

В таблице указаны веса групп факторов, соответствующих каждой стадии развития. Они были выведены специалистами ВЭФ из регрессии, наиболее тесно связанной с показателем ВВП на душу населения за последние годы.

Таблица Веса трех групп факторов для каждой стадии развития, %

Группа факторов Экономика, движимая факторами Экономика, движимая эффективностью Экономика, движимая инновациями
Базовые условия 60 40 20
Факторы эффективности 35 50 50
Факторы инноваций 5 10 30

 

Для определения стадии развития страны существуют 2 критерия:

-уровень ВВП на душу населения

-доля экспорта сырьевых товаров в общем объеме экспорта товаров и услуг.

Итак, страны делятся по уровню дохода на три группы:

-страны с экономикой, движимой факторами (ВВП на душу населения менее 3000долл.США)

-страны с экономикой, движимой эффективностью (ВВП на душу населения от 3000 до 9000 долл.США)

-страны с экономикой, движимой инновациями (ВВП на душу населения более 17000 долл.США).

Затем следует учесть, что на страны, в значительной степени, зависящие от экспорта сырьевых товаров, большое влияние оказывают базовые факторы.

Так по уровню дохода Россия относится к экономике, движимой инновациями.

Однако, учитывая ее зависимость от экспорта нефти и газа, ее следует отнести к экономике, движимой эффективностью.

Затем рассчитывается интегральный показатель. Последовательность расчет такова:

1.Сначала рассчитываются промежуточные субиндексы как сумма мест в рейтингах показателей, относящихся к соответствующей группе факторов.

2.Затем для каждой страны (с учетом ее стадии развития) рассчитывается интегральный показатель с использованием соответствующих весов.

Например, для страны с экономикой, движимой факторами, формула будет иметь следующий вид:

I = 0,6 х i1+ 0,35 х i2+ 0,05х i3

 

Где I – интегральный показатель

i1 – субиндекс 1

i2 – субиндекс 2

i3 – субиндекс 3

3. После этого составляется рейтинг стран в соответствии с интегральным показателем.

Чем тот показатель ниже, тем выше уровень конкурентоспособности

страны и ее место в списке.


Доп.разделы

Научные подходы к управлению конкурентоспосбностью

1. Научные плдходы к управлению конкурентоспособностью

Таблица 1. Характеристика подходов к управлению конкурентоспсособностью



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.071 с.)