Необходимость государственного регулирования конкуренции, создания и поддержания конкурентной среды. Антимонопольное законодательство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость государственного регулирования конкуренции, создания и поддержания конкурентной среды. Антимонопольное законодательство.



Антимонопольное регулирование ─ деятельность государства по реализации комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий рыночной конкуренции, оптимального равновесия на рынке, на недопущение чрезмерной его монополизации, злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов и повышению эффективности общественного производства.

Государственная политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции основывается на следующих основных принципах:

1. принцип равенства в применении норм антимонопольного законодательства - применения антимонопольного законодательства в равной мере и на равных условиях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и места регистрации юридических лиц, гражданства, места жительства (места пребывания), имущественного и должностного положения физических лиц и иных обстоятельств;

2. принцип недопустимости антиконкурентных действий (бездействия) государственных органов - запрета на не допускающие, ограничивающие или устраняющие конкуренцию акты и действия (бездействие) государственных органов, их должностных лиц;

3. принцип обеспечения эффективного контроля за экономической концентрацией - обеспечения эффективного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за сделками, иными действиями, признаваемыми экономической концентрацией, в той мере, в какой это необходимо для защиты и развития конкуренции;

4. принцип эффективности санкций за совершение антиконкурентных действий (бездействие) - наличия эффективных санкций за совершение действий (бездействие), не допускающих, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, применяемых исходя из соразмерности, обеспеченности, неотвратимости и определенности принимаемых решений, и обеспечения контроля за их применением;

5. принцип информационной открытости обеспечения информационной открытости проводимой антимонопольным органом государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, в том числе посредством размещения информации о своей деятельности в средствах массовой информации, на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет;

6. принцип эффективного сотрудничества - осуществления взаимодействия антимонопольного органа с иными государственными органами, уполномоченными органами иностранных государств в той мере, в какой это необходимо для проведения эффективной государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.


Раздел 2.

Анализ и оценка конкурентной среды

1. Рынок как объект исследования. Сегментация рынка и ее факторы

Рынок – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между продавцами и покупателями, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег.

В рыночной деятельности важное значение имеет понятие сегментации, т.е. разделение всей массы покупателей на определенные группы (сегменты), которые характеризуются общностью своих основных требований к товару, а также мотивацией покупки данного товара.

 

В основе рыночной сегментации лежат два основных момента:

- признание неоднородной природы товарных рынков;

-дифференциация продукции и методов ее сбыта.

Для сегментации рынков используются следующие признаки(объективный показатель, устанавливающий принадлежность потребителя к определенной группе, выделяющийся общими, устойчивыми (долговременными) характеристиками, обусловленными более или менее общими условиями жизни):

-для потребительских рынков:

- географический

-психографический

 

-поведенческий

- статус покупателей

- социально-демографический

-для рынков промышленной продукции – географический, поведенческий, статус покупателей, демографический.

2. Анализ рынка. Понятие и оценка интенсивности конкуренции

Для оценки рыночной деятельности и разработки рыночной политики требуется изучение рыночного окружения организации: рынка, на котором работает организация, обслуживаемых сегментов ранка, потребителей, конкурентного рыночного потенциала субъектов рынка и поставщиков.

Анализ рынка предусматривает определение продуктовых, географических границ рынка, субъектов рынка (покупателей, продавцов), оценку емкости рынка, расчет доли хозяйствующих субъектов на рынке, оценку количественных и качественных показателей структуры рынка и анализ рыночного потенциала субъектов рынка.

Продуктовые границы рынка устанавливаются на основе оценки взаимозаменяемости продукции. Мерой взаимозаменяемости служит показатель перекрестной эластичности спроса по цене (исчисляемый как отношение выраженного в процентах изменения объема спроса на один товар к выраженному в процентах изменению цены другого товара за определенный период). О взаимозаменяемости свидетельствуют устойчивые значения перекрестной эластичности, превышающие 1.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели конкретной группы имеют экономическую возможность приобрести конкретную продукцию и не имеют такой возможности за пределами этой территории. (Если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий, оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателям в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка, то такие территории следует относить к другим товарным рынкам).

Емкость рынка определяется общим объемом товарной массы в обороте за определенный период времени в его продуктовых и географических границах.

Структуру рынка характеризуют следующие количественные показатели: - число субъектов рынка (продавцов и покупателей),

-рыночная доля (отношение объема продаваемой (закупаемой) продукции к общей емкости рынка),

-показатели рыночной концентрации.

В процессе оценки концентрации рынка необходимо дать характеристику интенсивности конкуренции на рынке и тем формам, которые она принимает.

Интенсивность конкуренции – уровень противодействия конкурентов в борьбе за потребителя и новые рыночные ниши.

Интенсивность конкуренции зависит от взаимодействия пяти сил конкуренции и усиливается, если спрос на товар растет медленно, если есть возможность использовать разные методы конкуренции, конкурентами предпринимаются сильные стратегических ходы, повышается отдача от успешных стратегических действий и проч.

Уровень интенсивности конкуренции на рынке определяется степенью монополизации рынка и на основе оценки обобщающих показателей интенсивности конкуренции на рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.01 с.)