Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная технология обучения языку в специальной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А.М.Змушко
Язык выступает в качестве того учебного предмета, где наиболее отчетливо прослеживается смена приоритетов современного образования. Реформа языкового образования отражает изменение лингвоцентрической концепции изучения языка на антропоцентрическую. Содержание языкового образования получает личностно ориентированную направленность. Ориентация на антропоцентрическую концепцию в обучении языку требует соответствующих технологий, одной из которых является коммуникативная технология. Проблема оптимальной организации обучения языку в специальной школе является актуальной, поскольку для всех детей с особенностями психофизического развития характерна определенная специфика речевого развития и овладения языком. Такие дети в состоянии принять ограниченный в сравнении с нормой объем информации, особенно вербальной; своеобразно ее перерабатывают, с трудом используют информацию, имеющуюся в их опыте. Для них характерны трудности словесного опосредствования. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка речи и умения общаться. Специфический объект специальной педагогики – дети с особенностями психофизического развития – всегда заставляет искать своеобразные пути их обучения и воспитания. Поэтому достаточно часто технологии обучения, давно известные в специальной педагогике, значительно позже находят свое применение в общей. В частности, эффективность обучения языку как средству общения в сурдопедагогике была доказана более сорока лет назад (С.А. Зыков, 1961). Особенностью коммуникативной технологии является опора на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Главным при коммуникативной технологии обучения оказывается содержание речевого поведения, состоящего из речевых поступков и обусловленного речевой ситуацией. Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения. Ученик спрашивает, подтверждает мысль, побуждает к действию, высказывает сомнение, и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. При этом должна быть обеспечена новизна речевых ситуаций (новая речевая задача, новый собеседник, новый предмет обсуждения и т.д.). Реализация коммуникативной технологии основана на следующих принципах. Принцип деятельностного опосредствования знаний означает, что основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности. В деятельности возникает осознание необходимости общения и потребность использования речи. Деятельность – это активный процесс, в котором формируется соответствующее речевое поведение. В ходе изучения языка в специальной школе, кроме учебной, широко используется игровая (в младших классах), элементы трудовой деятельности. Принцип ситуативности предусматривает использование ситуации как единицы организации процесса обучения языку. С помощью ситуации устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается. Она позволяет мотивировать общение, презентовать речевой материал, приобретать речевые навыки, развивать у учеников активность и самостоятельность в общении. Ситуация является ядром каждого урока, основанного на коммуникативной технологии. Принцип функциональности предполагает такой отбор учебного материала, который служит потребностям учеников, обеспечивает эти потребности. Отбираются речевые конструкции, которые помогут ученикам в общении. Для некоторых возможно использование упрощенной модели речевого общения, даже невербальная его форма. Принцип создания положительного эмоционального фона обозначает, что обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции. Обучение языку организуется таким образом, чтобы оно сопровождалось положительными эмоциональными переживаниями, приносило детям радость. У детей с особенностями психофизического развития нарушено соотношение интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский), долго преобладает аффективный компонент деятельности над интеллектуальным, поэтому эмоциональные стимулы являются для них более значимыми. На уроках, основанных на коммуникативной технологии, широко используются похвала, вознаграждение, «эмоциональное поглаживание», другие средства эмоционального стимулирования. При использовании коммуникативной технологии обучения языку в специальной школе значимым остается принцип коррекционной направленности, который обусловливает применение системы специальных заданий по развитию восприятия, мыслительных операций; выработку интеллектуальных действий; работу по формированию личности ученика. Коррекция осуществляется на каждом уроке и средствами каждого задания. Целью обучения языку в специальной школе с применением коммуникативной технологии является формирование коммуникативной компетенции учащихся. В самом широком смысле слова это способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция представляет собой единство двух компонентов – лингвистического и социального, связь определенного объема знаний с умениями и навыками общения. Понятие «коммуникативная компетенция» включает четыре компонента: - грамматическая компетенция как владение лингвистическим кодом – способность того, кого обучают, распознавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и свободно манипулировать ими на уровне слова, словосочетания, предложения; - социолингвистическая компетенция – социальные правила использования языка, которые включают понимание роли каждого участника общения, информации, которой они обмениваются, функций их взаимодействия; - компетенция высказывания, которая связана со способностью воспринимать или продуцировать не отдельное предложение, а сверхфразовое единство; - компетенция речевой стратегии, которая используется для компенсации несовершенного знания правил общения, недостаточного владения лексическим запасом или другими средствами языка. Коммуникативная технология требует иной подачи языкового материала. Все языковые явления рассматриваются во взаимосвязи. Основной единицей обучения становится текст. Работа над текстом и предложением является неотъемлемой частью каждого урока. Подача учебного материала осуществляется таким образом, чтобы было понятно, что на уроках изучаются те же единицы речи, которые используются в общении. При организации уроков языка по коммуникативной технологии значительная часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей того или иного возраста. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют речевые ошибки, учатся выражать свои мысли, использовать речь как средство коммуникации и общения. Коммуникативность позволяет организовать обучение так, чтобы оно проходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях. Об учебной ситуации можно говорить, если она отвечает следующим требованиям: воспроизводит условия естественной жизненной ситуации; соответствует реальным коммуникативным потребностям учащихся; информационно насыщена; определены вид речевой деятельности (говорение, письмо), а также форма общения (устная или письменная); стимулирует участников общения к оценке фактов, событий, действий; содержит коммуникативную проблему, которую нужно решить учащимся; соотносится с речевой и языковой компетенцией учащихся, опирается на их умения и навыки речевого общения. Реализация ситуативности возможна лишь при хорошем знании личного опыта, интересов, чувств собеседников и статуса их личности в коллективе класса. Используются естественно возникающие или специально создаваемые учителем проблемные речевые ситуации. Учитель может начать урок следующим образом: -Здравствуйте, ребята! Как прошел праздник? Я слышала, что у вас был концерт. К сожалению, я не смогла прийти к вам на праздник. Все ли у вас получилось так, как хотели? Понравилось ли вашим друзьям? (На основе этой ситуации ученикам предлагается составить заметку в школьную стенгазету). Система специальных упражнений включает упражнения в монологе и диалоге в стандартных и нестандартных ситуациях: диалог на улице, на остановке с целью получения определенной информации, в кино и театре, в поликлинике, на почте, в сбербанке и т.д. Если темы высказываний в предлагаемых речевых упражнениях близки детям, затрагивают их интересы, это вызывает у них потребность в коммуникации, помогает войти в искусственно созданную на уроке речевую ситуацию. Следует стремиться к тому, чтобы учебная деятельность проходила в атмосфере взаимопонимания и оптимизма, чтобы в ней участвовали все учащиеся класса. В коммуникации особенно важны доброжелательность, положительный эмоциональный настрой, живая заинтересованность в общении. Инициатива в общении принадлежит учителю. Чтобы найти в ученике собеседника, ему следует говорить естественно, а не механически, заученно; обращать внимание на реакцию собеседника; не читать свои реплики по плану урока или листочкам; быть искренним, даже тогда, когда субъективные причины мешают этому; следить за выразительностью интонации, жестов, мимики, это дает возможность воздействовать на собеседника; уметь во время общения двигаться, стоять, сидеть: даже от позы собеседника зависит речевая настроенность партнера; быть доброжелательным, что исключает раздраженность, насмешку по поводу ошибок. Но общение – процесс двусторонний. Какими бы умениями общения ни обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики не будут обучены хотя бы элементарным правилам общения на уроке. Необходимо специально показывать приемы общения, объяснять их назначение, учить владению ими. Здесь могут помочь специальные памятки, образцы диалогов, образцы диалогов с пропущенными репликами и т.д. Для успешной реализации технологии коммуникативного обучения необходимо наличие: педагога, понимающего важность проблемы и владеющего средствами ее решения; соответствующего учебного и методического обеспечения образовательного процесса; благоприятного психологического климата в классном коллективе. Коммуникативная технология предполагает использование следующих форм обучения: парной, групповой, коллективной. Работа в парах как наиболее естественная форма общения уместна на уроках формирования лексических и грамматических навыков, при работе над текстом, при обучении диалогической речи. Групповое общение осуществляется группами из трех-пяти человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания. Данная форма более уместна на уроках совершенствования речевых навыков. Одна из наиболее естественных форм общения – парная. Ценность ее в том, что увеличивается время говорения каждого, повышается активность, взаимопомощь. Дети учатся друг у друга. В то же время общение находится под контролем учителя. Желательно, чтобы пару себе выбирали сами ученики. Необходимы опоры для собеседников (на карточке или на доске, разделенной пополам и содержащей опоры для обоих собеседников). Учитель занимает позицию не наблюдателя, а активного помощника, который при необходимости тактично направляет разговор. Обучению парной работе самих учеников помогает отработка с ними специальных правил. Они могут выглядеть следующим образом. Учимся вместе. 1. Тактично и доброжелательно помоги товарищу, если нужно. 2. Не стесняйся обратиться за помощью к товарищу. Не обижайся, если он исправит твои ошибки. 3. Главное правило: ты в ответе за него, он – за тебя. Полезны, на наш взгляд, и следующие правила, которые могут постоянно находиться в классе. Учимся общению. Говори четко и понятно, спокойно и уважительно. Смотри в глаза собеседнику. Слушай внимательно, не перебивай говорящего. Посочувствуй человеку, если ему плохо. Порадуйся его успехам. Более сложна для организации и проведения в условиях вспомогательной школы групповая форма работы. Речевая группа состоит, как правило, из 3–5 человек. Она создается учителем и самими учащимися временно, для выполнения учебного задания. При организации группы учитывается: уровень обученности; интересы, симпатии и антипатии;коммуникабельность; умение выполнять соответствующее задание; работоспособность; эмоциональность. Возможно создание однородных и разнородных групп в зависимости от задания и цели работы. Например, с целью помощи слабым учащимся можно организовать разнородную группу, где слабые получат возможность лучше справиться с заданием при поддержке товарищей. Группа может существовать и длительное время (например, четверть) в случае, если учащиеся работают по своему плану с постоянными выходами с результатами на класс. Групповая работа уместна там, где требуется коллективное творчество, взаимопомощь. Она – промежуточное звено между парным и коллективным общением. План работы в группе может быть следующим: объявление задания учителем; организация групп; распределение заданий, инструктаж учеников-консультантов (инструктаж может быть устным или письменным); выполнение заданий (заданий); наблюдение за работой, помощь (при необходимости); взаимопроверка, решение, кто выступит от имени группы; оценка знаний представителя с согласованием оценки с группой; подведение итогов, дополнение (если необходимо). Групповая работа достаточно трудная, но полезная форма организации учащихся вспомогательной школы, так как развивает способность к общению, учит лучше понимать и оценивать друг друга, обеспечивает обмен знаниями, разнообразит урок. Высока воспитательная ценность такой организации работы на уроке. Для более рационального подбора членов групп учитель проводит анкетирование учащихся. В анкете могут быть такие вопросы: «С кем бы ты хотел заниматься в первую, во вторую, третью очередь?»; «С кем бы ты не хотел заниматься?» (три выбора). Учеников с низким статусом популярности лучше определить в те группы, где отношение к ним нейтрально, так как в процессе совместной деятельности нейтральные отношения превращаются в положительные. Фронтальная форма работы позволяет непосредственно управлять деятельностью класса; учащиеся объединены одной задачей, имеют возможность проявить себя. Но следует учитывать, что ученики в классе отличаются по способностям, по уровню работоспособности, прилежания, а потому учителю требуется хорошее знание классного коллектива, умение организовать работу таким образом, чтобы она приносила пользу всем членам коллектива. Особое значение здесь приобретает принцип индивидуализации, о котором говорилось выше. При оценке эффективности использования коммуникативной технологии в обучении языку в специальных школах проверяются умения и навыки учащихся в четырех видах речевой деятельности: аудировании (слушании), говорении, чтении, письме. Например, на первоначальных этапах овладения белорусским языком как вторым учащиеся вспомогательной школы овладевают следующими умениями. Аудирование: узнавание по звучанию белорусской речи, выполнение несложных инструкций учителя, высказанных на белорусском языке; прослушивание произведений малого фольклора, игровых правил; небольших текстов разных жанров; создание ситуации по устному описанию. Чтение: узнавание по написанию белорусскоязычного текста, чтение слов, предложений, текстов, инструкций к упражнениям, чтение в лицах диалогов. Говорение: ответы на вопросы, участие в диалогах, рассказывание считалок, потешек, стихотворений, пересказ сказок и текстов, активное участие в речевых ситуациях, обращение с инициативой к собеседнику; озвучивание производимых действий. Письмо: письмо букв, слов, предложений; списывание с рукописного и печатного текста; списывание узоров каллиграфического письма. Коммуникативно ориентированная программа обучения предусматривает формирование следующих умений, необходимых для общения: воспринимать на слух чужую речь и говорить самому в нужном темпе, ритме, с соблюдением необходимой интонации, громкости; понимать значения слов и выражений, правильно употреблять их; формулировать свою и воспринимать чужую мысль в диалоге, тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы, правильно реагировать на реплики, рационально использовать невербальные средства общения; пересказывать услышанное, прочитанное, увиденное. В качестве одного из методических приемов реализации коммуникативной технологии рассматривается работа с диалогами, в том числе дополнение неоконченных диалогов. Выделяют диалоги следующих видов: этикетного характера (умение поздороваться и ответить на приветствие, познакомиться, рассказать о себе; поблагодарить, попросить прощения; поздравить и высказать пожелания; начать, поддержать и окончить разговор; вежливо переспросить, отказаться, согласиться; попрощаться), диалог-расспрос (спрашивать и сообщать нужную информацию с использованием вопросов кто?, что?, кого?, кем?, чем?, где?, когда? и т.д. и отвечать на них), диалог-побуждение к действию (умение обратиться с просьбой и передать готовность ее выполнить или отказаться выполнять, пригласить к взаимодействию и согласиться или не согласиться участвовать в нем), диалог-обмен мнениями (высказывание эмоциональных реакций – радости, огорчения, положительного или отрицательного отношения, желания или нежелания). На 1 этапе работы по коммуникативной технологии (младщие классы) предлагается осваивать диалоги этикетного характера и диалоги-расспросы. Приведем примеры таких диалогов: полных и с пропущенными репликами. Диалог 1. - …? - Меня зовут Павлик. - …? - Моя фамилия Михалевич. - …? - Я живу в Минске. Диалог 2. - …? - Да, я только что с улицы. - …? - Нет, не очень. Я катался на коньках, и мне даже жарко. Диалог 3. - Привет. - Привет. - Давай познакомимся. Ты не против? - Я не возражаю, давай. - Меня зовут Лера. А тебя? - Очень приятно. А меня Оля. - Мне тоже очень приятно. Диалог 4. - Таня, у тебя есть любимое занятие? - Да, конечно. - Чем ты увлекаешься? - Я много что люблю делать: люблю танцевать, петь, но больше всего мне нравится вышивать - А кто тебя научил этому? - Я научилась этому на уроках труда. На 2 этапе (старшие классы) ведется работа над диалогами-побуждениями к действию и диалогами-обменом мнениями. Приведем примеры таких диалогов с пропущенными репликами и с заданиями к диалогам. Диалог 1. Послушайте, что говорит один из участников диалога. Представьте, сто этот мальчик или девочка учатся не в вашем классе. Поддержите разговор с ним (ней). - Сегодня у нас урок белорусского языка. А вы изучаете белорусский язык? - …. - Мне нравятся эти уроки. Они у нас проходят интересно. Даже не хочется, чтобы урок кончался. А вам тоже интересно на уроках белорусского языка? - …. - Нашу учительницу белорусского языка зовут Татьяна Николаевна. Она и у вас ведет уроки белорусского языка? - …. Диалог 2. Прочитайте неоконченный диалог. Подумайте, кто его участники. - …? - На первое был суп, на второе – котлета с макаронами. А запивали все компотом. - Понравился ли вам обед? - …! Диалог 3. Прочитайте, что говори дочь, придя со школы, своей матери. - Мамочка, я сегодня на рисовании получила пять! - …? - Мы рисовали портреты своих мам. - …? - У меня получился красивый рисунок. Посмотри, мама, похоже на тебя? - …. Подумайте, что говорит мама дочери. Прочитайте диалог в лицах. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложений. Назовите вид каждого предложения в диалоге. Выпишите выделенные слова. Какие это слова? Обозначьте в них корень. Диалог 4. Прочитайте, что говорит один из участников беседы. Подумайте, как бы вы поддержали разговор. - У моей бабушки в деревне много цветов. Все лето у нее одни за другими цветут разные цветы. - …? - Пионы, лилии, флоксы, георгины, гладиолусы, хризантемы. - …? - Очень красиво. Я срезаю цветы и делаю из них букеты. Дополните диалог. Прочитайте его в лицах. Видели ли вы цветы, упоминающиеся в тексте? Рассмотрите рисунок и скажите, где какой цветок. В названиях цветов найдите сначала парные звонкие согласные, а потом – непарные глухие согласные. Диалог 5. Прочитайте, что говорит один из участников разговора. - Мама, давно не было дождя. Не завянут ли наши цветы? - …. - Я полью цветы, хорошо? - …. Предлагаете ли вы свою помощь мамам? Подумайте, что ответила мама. Дополните разговор. Прочитайте его в лицах. Диалог 6. Прочитайте неоконченный диалог. - Павлик, сходи, пожалуйста, в магазин. - …? - Купи хлеб, батон, молоко и сметану. - …. - Возьми деньги, они лежат на кухне в шкафу. Можешь купить себе мороженое. - …! Подумайте, согласился ли мальчик идти в магазин. Понятно ли, кто просит мальчика сходить в магазин? Дополните диалог словами мальчика. Прочитайте диалог в лицах. На 3 этапе работы, в старших классах, учащиеся могут в диалогах отрабатывать достаточно сложные темы и понятия. Приведем пример диалога «Моя Беларусь». - Где ты живешь, Лена? - Я живу в Беларуси. - Это большая страна? - Нет, Беларусь небольшая страна. В ней живет около 10 миллионов человек. - В Беларуси жарко или холодно? - Летом у нас тепло. - А какая у вас зима? - Зима у нас морозная, снежная. - Есть ли в вашей стране горы, моря, озера, реки? - Гор и морей у нас нет, но зато есть много озер, рек и лесов. - Какие животные живут в лесах Беларуси? - В наших лесах водятся лисы, волки, лоси и зубры. - А кто проживает в Беларуси? - В нашей стране живут белорусы, украинцы, русские, евреи, поляки. Наконец, на завершающих этапах обучения, в 9-10 классе вспомогательной школы, желательна отработка диалогов, относящихся к сфере делового общения. В таких диалогах оговариваются ситуации, которые могут возникнуть на производстве. Приведем несколько примеров диалогов данного вида. Диалог 1. - Иван Петрович, у меня не работает станок. Что мне делать? - Сейчас я вызову механика. - А я могу поработать на другом станке? - Да, переставь свои детали на фрезерный станок, пока отремонтируют твой. - Но я токарь и не умею работать на фрезерном станке. - Хорошо, тогда я попрошу тебя выйти завтра во вторую смену и будешь работать на свободном станке. Сможешь? - Хорошо, я согласен. Диалог 2. - Здравствуйте, Иван Петрович! - Здравствуйте, я вас слушаю. - Я хотел бы попросить у вас отпуск в июне. - А когда ты был в отпуске в прошлом году? - Тоже летом. - Извини, но я не могу выполнить твою просьбу, ты уже второй год подряд будешь отдыхать летом. Надо дать такую возможность другому. Могу предложить тебе отпуск в апреле или мае. - Хорошо, я согласен идти в отпуск в мае. - До свидания. - До свидания. Диалог 3. - Иванов, зайдите ко мне в кабинет. - Я слушаю Вас. - Если вы не будете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о вашем увольнении. - Извините, пожалуйста, Иван Петрович. Я обещаю Вам, что такое больше не повторится. - Хорошо, посмотрим. Диалог 4. - Иван Петрович, у меня закончились заготовки. - Ты был на складе? Оставил заявку? - Да, сказали, что их не привезли. - Сдай свои детали контролеру, а я тебе дам пока другую работу. - Хорошо. Диалог 5. - Здравствуйте. Иван Петрович. - Добрый день, по какому вопросу вы пришли? - Я бы хотел попросить у Вас отгул на 20 февраля, так как работал в субботу во вторую смену. - Сейчас я не могу тебе дать отгул, потому что есть срочная работа. Возьмешь в другой день, неделькой позже. - Хорошо, спасибо.
Экспериментальная работа по использованию коммуникативной технологии обучения языку во вспомогательной школе показала высокую эффективность данной технологии. Дети стали более доброжелательными, лучше взаимодействуют в коллективе друг с другом с помощью словесных инструкций, повысился уровень сопереживания, исчезла скованность при необходимости общения с людьми, повысилась потребность в общении и желание проявить свои возможности. Коммуникативная технология имеет значительный воспитательный потенциал, так как именно во взаимодействии с другими людьми в значительной мере формируется личность человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.013 с.) |