Словарь терминов, встречающихся в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь терминов, встречающихся в тексте



Абилитация – формирование и развитие функциональных систем организма и способностей индивида, естественное становление которых затруднено имеющимися физическими нарушениями в развитии.

Адаптация (от лат. adapto –– приспособляю) –– приспособление органа или организма (физиологическая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если идет речь об активном приспособлении к новым межличностным отношениям, говорят о социально-психологической адаптации. Социальная адаптация –– активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятий целей, ценностей и норм поведения, принятых в обществе.

Аутизм (от греч. аuto –– сам) –– крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. Аутизм связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка. Основными признаками раннего детского аутизма являются: предпочтение своего внутреннего мира; стереотипность в поведении; необычные реакции на сенсорные раздражители; нарушения речевого развития вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая помощь.

Аутостимуляция – постоянное стереотипное получение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела.

Внутриличностный конфликт (англ. inside personal konflikt) – это специфический конфликт, порождаемый стремлениями субъекта. Возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежат негативные психологические состояния личности: внутренние переживания, обиды, разочарования, комплексы неполноценности, завышенная или заниженная самооценка и уровень притязаний, неудовлетворенность, повышенная критичность к поступкам окружающих при низкой самокритичности и др. Всегда сопровождаются переживанием тревоги и тревожностью.

Вокализация – внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов.

Гуманизм – (от лат. humanus – человечный) – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Дети с особенностями психофизического развития –– дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и (или) психического развития и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Особенности психофизического развития детей могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями центральной нервной системы (умственная осталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, ранний детский аутизм, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут выступать в различных сочетаниях. Первичное нарушение –– снижение слуха, зрения, интеллекта и др. –– влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С.Выготский). Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Развитие детей с особенностями психофизического развития подчиняются тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонений в развитии зависят от сроков начала содержания и методов коррекционной работы.

Дефектология (от лат. defectus––недостаток и греч. logos––учение) –– наука о психофизических особенностях развития детей с отклонениями в развитии, закономерностях их обучения, воспитания, коррекции имеющихся нарушений, адаптации и интеграции в общество. Дефектология включает специальную психологию и специальные педагогики (сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию, коррекционную педагогику, педагогику интеграции, педагогику детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, а также с множественными нарушениями). Дефектология ориентирована не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ребенка. Л.С.Выготский отмечал, что «мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечает пудов здоровья». Теоретические основы отечественной дефектологии заложены Л.С.Выготским.

Диалог – разговор двух лиц, обмен репликами.

Дифференцированное обучение детей с особенностями психофизического развития –– организация обучения и воспитания этих детей в различных типах специальных образовательных учреждениях в зависимости от характера и степени выраженности психофизического нарушения. Для каждого типа специальных школ определены сроки обучения, содержание образования, создана система учебников, методических пособий, дидактических материалов.

Задержка психического развития (ЗПР) –– нарушение нормального типа психического развития ребенка. У детей с ЗПР наблюдается: сниженная работоспособность, парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, личностные особенности, незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения, отставание в развитии речи. Они имеют более высокие способности, чем дети с умственной отсталостью, способны использовать помощь, оказываемую во время учебы.

Зона ближайшего развития –– расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого. Понятие введено Л.С.Выготским, который считал, что зону ближайшего развития определяют психические функции, находящиеся в процессе созревания.

Зрительное восприятие – целостное отражение предметов, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности зрительного анализатора.

Изобразительная и конструктивная деятельность – художественная деятельность ребёнка, продуктом, которой является рисунок, лепная поделка и др., что в значительной мере отражает представления ребенка об окружающем и эмоциональное отношение к миру.

Изобразительное искусство – один из видов художественного воспитания детей средствами живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.

Индивидуализация обучения – организация образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Индивидуально-психологические различия ( англ. individual lifferences in behavior) – особенности психических процессов, темперамента, личности, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга.

Индивидуальное развитие – процесс формирования индивида от зарождения до конца жизни.

Индивидуальное обучение – форма (в том числе и занятия) организации психолого-педагогической помощи ребенку, при которой осуществляется развитие, обучение, воспитание вне детского коллектива (на дому) с учетом индивидуальных образовательных потребностей и способностей.

Индивидуальность, индивидуум (лат. individuum- неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека.

Индивидуальный подход - принцип учета в педагогической работе индивидуальных особенностей ребенка и его условий жизни.

Интеграция (от лат. integer – целый) в дефектологии: в широком смысле –– это включение индивидуума в жизнь общества и, в особенности, в трудовую деятельность. Интеграция –– в узком смысле ––это включение отдельных учеников или группы учеников с особенностями психофизического развития в обычную школу.

Интегрированное обучение –– это обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития с нормально развивающимися детьми в учреждениях общей системы образования, создавших для совместного обучения надлежащие условия.

Интенсификация (от лат. intensio – напряжение, усиление) – усиление развития за счет технического прогресса и улучшения организации данного процесса.

Коммуникация (от лат. communikatio-сообщение, передача) –– смысловой и содержательный аспект социального взаимодействия. Выделяют вербальную (при помощи речи) и невербальную коммуникации. Последняя может осуществляться с помощью жеста, мимики, мелодии и вещественно-знаковых средств.

Коммуникативная компетенция – способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Компенсация функций ( от лат compensatio––возмещение) –– замещение утраченных или нарушенных функций путем использования сохранных или качественной перестройки частично нарушенных функций. Различают внутрисистемную и межсистемную компенсации. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования защитных механизмов (нервных структур) данной функциональной системы; межсистемная –– путем перестройки функциональной системы и включения в работу механизмов из других, ненарушенных структур. Л.С.Выготский выделял социальную компенсацию, при которой фондом компенсации является социально-коллективная жизнь ребенка (в коллективе с разным уровнем интеллектуального развития его индивидуумов).

Коррекция (от лат. correctio–исправление)–– исправление или ослабление имеющихся нарушений у лиц с особенностями психофизического развития. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы с этими детьми, которая осуществляется с учетом имеющихся отклонений и индивидуальных особенностей ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается нарушение.

Лингвистическая компетенция - способность того, кого обучают, распознавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и свободно манипулировать ими на уровне слова, словосочетания, предложения.

Личностно ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Мутизм – полное отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз.

Навык – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Негативизм – сопротивление, лишенное разумных оснований.

Образовательная интеграция – интеграция детей с особенностями психофизического развития в систему массового образования.

Общение –– взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и (или) эмоционально-оценочного характера. Общение удовлетворяет потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе развития человека оно складывается постепенно: непосредственно-эмоциональное предметно—действенное внеситуативное интимно-личностное. Общение может быть непосредственным или опосредованным, деловым, ролевым.

Парциальный – частичный, относящийся к ограниченной области.

Педагогическая технология (от англ. pedagogical technology) - это 1) системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО); 2) содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса, направленная на систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, призванная оптимизировать систему взаимодействия всех субъектов образовательной среды.

Полевое поведение – неосознанное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно попадающими в его поле зрения, восприятия.

Психологическое здоровье идеальное состояние, выражающееся в хорошем самочувствии человека, позитивной установке по отношению к собственной личности, адекватности восприятия реальности, компетентности в преодолении требований окружающего мира, самодостаточности, автономности и интегрированности.

Психосберегающие технологии – это специфические психолого-педагогические технологии, призванные 1) сконструировать в образовательной и воспитательной среде систему оградительных профилактических социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья ребенка, 2) обеспечить специальные условия, направленные на оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии.

Релаксация (от лат.relaxatio –– облегчение, расслабление) –– общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное расслабление, достигаемое специальными упражнениями и способами (двигательным попеременным напряжением и расслаблением различных мышечных групп, аутогенной тренировкой, гипнозом).

Рефлексия –(англ. reflection) – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, отношений и др.

Сенсорное воспитание – составная часть умственного воспитания ребёнка, целенаправленное развитие его перцептивной деятельности..

Синергетика – (от греч. synergos – совместно действующий) –– термин, обозначающий новую науку, имеющую междисциплинарный характер, исследующий процессы самоорганизации в сложных динамических системах. Особенностью синергетики является построение математических моделей сложных развивающихся систем.

Ситуация общения – совокупность (комплекс) обстоятельств, речевых и неречевых, побуждающих индивида к высказыванию.

Совместная деятельность - организованное взаимодействие индивидов, направлена на достижение определенного результата.

Социализация (от лат.socialis – общественный) –– процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с особенностями психофизического развития носит просоциальный характер. Школьник учится быть как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации (внутреннего присвоения) социальных установок и ценностей.

Специальное образование –– дошкольное, общее базовое и общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование лиц с особенностями психофизического развития, для получения которого создаются специальные условия.

Стереотипии – устойчивые формы однообразных действий.

Трафарет – пластина из картона (пластмассы, дерева и т.п.) с отверстием в виде определенной формы.

Тревога (англ. anxiety) – эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием недифференцированной неопределенной угрозы и неосознанностью источника опасности, несвязанные с конкретными событиями. В отличие от страха не конкретизирована, диффузна.

Тревожность – личностная черта, выражающаяся в склонности человека к переживанию тревоги при восприятии значительного спектра ситуаций, как угрожающих статусу и авторитету.

Умственная отсталость –– стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального, обусловленного недостаточностью центральной нервной системы. У детей с умственной отсталостью нарушены прежде всего высшие психические функции.

Фасилитация (от англ. facilitate––облегчать, помогать, способствовать) –– повышение активности индивида при социальном контакте по сравнению с обычным уровнем активности. Роль учителя-фасилитатора заключается в помогающем обучении, в создании ситуации успеха, что проявляется в улучшении ученической деятельности в условиях, когда ученик работает в присутствии учителя или вместе с другими учениками.

Фрустрация (от лат.frustratio––обман, тщетное ожидание) –– психическое состояние, характеризующееся сильными отрицательными переживаниями, которые возникают при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей; проявляется в виде резкого раздражения, отчаяния, разочарования. Длительное и частое пребывание в состоянии фрустрации может привести в формированию и закреплению отрицательных черт характера.

Шаблон – образец плоской фигуры, вырезанный из плотной бумаги (картона, пластмассы и т.п.).

Экстенсификация – (от лат. extensivus – расширяющий, удлиняющий) – развитие, благорадя использованию дополнительных материальных и людских ресурсов, а не за счет технического прогресса.

Эхолалия – непроизвольное немедленные или задержанные повторения услышанных звуков, слов, фраз чужой речи.

         

 


 

                                                Приложение 1

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    При разработке программы использовались рекомендацииА.Р.Маллера, Г.В.Цикото, К.Л.Печоры, Т.А.Процко, Л.Брэдвей, С.П.Ефимовой, Н.Я.Кушнир, Б.Алберс Хил и др.

 

1. Ф.И.О., дата рождения. Дата поступления ребенка в дошкольное учреждение. В каких учреждениях воспитывался? Как проходила адаптация    

в этих учреждениях? Наблюдалась ли динамика психофизического развития?

2. Медицинский диагноз состояния психофизического развития.Данные неврологического обследования. Особенности физического развития ребенка (соматическое состояние, особенности развития моторики и

физических качеств, степень мобильности, наличие жалоб на усталость, головную боль; определение уровня работоспособности;ведущей руки).

 3. Данные о семье ребенка.  

4. Особенности внешнего вида (осанка, походка, жесты, мимика, выражение лица, глаз, наличие слюнотечения т.п.л).

5. Внимание. Легко ли привлекается внимание ребенка? Наличие способности сосредоточиться. Устойчивость внимания. Наличие и характер отвлекаемости. Характер переключения с одного вида деятельности на другой. Какие раздражители привлекают внимание ребенка. Характер зрительного внимания: прослеживание взглядом за предметом, зрительное --сосредоточение, фиксирование взгляда на предмете. Какое внимание преобладает: произвольное, непроизвольное (указать в каких ситуациях).

6. Речь. Анатомическаясохранность артикуляционного аппарата. Дефекты произношения.Наличие или отсутствие речи (крик, нечленораздельная речь,

отдельные звуки). Речь инициативная или ответная, активность пользования речью. Особенности речевой деятельности: потребность в общении, речи; навязчивые слова и выражения; болтливость; речевые стереотипы; эхолалия; предметная соотнесенность слов, фраз; эмоциональная окраска речи, ее темп и ритм, высказывания строит сам или с помощью.Особенности фонематического слуха: характер звуко-буквенного анализа слов, наличие аграмматизмов. Речевое, неречевое общение (альтернативное: жесты, мимика, знаки и др.)Понимание устной речи: понимание обиходно-бытовой речи, инструкций; умение показать предмет, нужное изображение на

предметной или сюжетной картинке. Особенности продуктивной речи: характер предложений (сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные. умение рассказать о

виденном и услышанном, о знакомых предметах, о выполненной работе,

пересказать сказку, рассказать стихотворение; отвечает на вопросы односложно или полной фразой. Связность речи: правильность грамматического строя речи, построения предложений (согласование, управление, предлоги, придаточные предложения). Объем словаря: активного, пассивного. Качественная характеристика словаря: глаголы, прилагательные, существительные (указать в какой мере ограничен, за счет каких частей речи); особенности морфологической и семантической структуры слова.  

7. Деятельность. Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно

пользоваться туалетными принадлежностями, вымыть руки, умыться, расчесать волосы и т.д.(в какой помощи нуждается); может ли пользоваться ночной вазой, одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки и т.д.; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой, ножом; удерживать пищу во рту, жевать, глотать и т.д.; аккуратно ли это делает. Хозяйственно-бытовые навыки: умеет ли убрать свои вещи и постель; выполняет ли ежедневные трудовые поручения по дому (указать какие). Ручные умения: пользуется ли ножницами, иголкой, карандашом, лопаткой, совком и другими предметами быта; может ли согнуть, порвать, порезать бумагу(картон). 

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам и играм, любимые игры, использование игрушек по назначению (наличие неадекватных действий), наличие стереотипности игровых действий,

доступность понимания правил игры и их выполнение, содержание игры (вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации), роль в коллективной игре, отражает ли свой опыт в игре. Длительность игры, переключение с одной игры на другую, использование предметов-заменителей, комментирование игровых действий и др. Конструктивная: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку; сложить по образцу или по показу простые фигуры их счетных палочек, разрезную картинку, выполнить постройки из кубиков и др. Изобразительная: навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.), элементарного ручного труда. Учебная: знание букв, цифр, умение считать, писать, читать; отношение к отдельным учебным заданиям; механический порядковый счет или выполнение простейших счетных операций;чтение побуквенное, послоговое, слитное, беглое; трудности в овладении новым материалом; результаты работы педагога по преодолению этих трудностей.

Общие особенности деятельности: целенаправленность, способность к подражанию, темп выполнения действия, эмоциональная окраска деятельности; реакция на помощь, замечания, побуждения; преодоление

трудностей, возникающих в процессе деятельности: бросает работу, подглядывает за другими,плачет, переживает и нервничает, обращается к педагогу за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Ориентировка в окружающем мире и особенности мышления.

Особенности ориентировки во времени и пространстве. Охарактеризовать личный опыт (знания и умения) ребенка в пределах условной возрастной нормы. Особенности ощущений, восприятия, представлений(предметных образов. Конкретные и обобщенные представления ребенка о предметах ближайшего окружения (социального и природного), их название и назначение.Представления ребенка о себе: имя, возраст, пол. состав семьи,части своего тела (показать на себе и на кукле, назвать). Знание и правильное называние основных цветов спектра, мер величины, форм, умение осуществить выбор заданного предмета по подражанию, образцу и по словесной инструкции. Умение осуществлять сравнение (сходство, различие), анализ и простейшие классификации(по образцу или слову) по

разным основаниям (кто, где живет? из чего можно попить воды? кто летает, а кто бегает? и т.д.), делать простые обобщения в виде констатирующих умозаключений. Соотносит ли реальные предметы с их изображением на картине? Понимает ли содержание сюжетных рядов и картин, выделяя главное в воспринимаемой информации? Доступно ли понимание содержания текстов? Умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Целенаправленность мышления и критичность.

9. Память. Особенности логической и механической памяти. Быстрота

запоминания. Что лучше запоминает ребенок: цифры, факты, описания,

стихи. Прочность запоминания. Особенности воспроизведения усвоенного материала.

10. Эмоционально - волевая сфера и личность.  Адекватность моциональных реакций. Активность или пассивность в разных видах деятельности. Наличие или отсутствие инициативы. Уступчивость,раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми. Застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение: веселое, грустное. Поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное. Интересы ребенка: отсутствуют, слабо выражены, имеют определенную направленность (игра, труд, музыка, рисование, лепка, танцы и др.). Особенности контроля и самоконтроля, регулирование собственного поведения в соответствии с определенной ситуацией и принятыми правилами. Проявление волевых усилий в деятельности.

Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям. Чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д. Умение подчиняться требованиям взрослых.Аккуратность, чистоплотность. Адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

 

                                                      Приложение 2

                                          А Н К Е Т А

                                     для опроса родителей

1. Состав семьи (указать номер ответа): 1) мать; 2) отец; 3) дедушка; 4) бабушка; 5) дети (указать возраст и количество); 6) другие родственники (указать).

4. Образование (указать номер ответа): мать, отец......, 1) высшее;

2) среднее; 3) незаконченное среднее; 4) незаконченное высшее; 5) начальное и др. варианты.

6. Как Вы оцениваете характер отношений между членами Вашей семьи

(указать номер ответа): 1) семья дружная; 2) семья не очень дружная; 3) в семье каждый сам по себе; 4) допускается в отношениях бестактность, грубость друг к другу; 5) другие факты (указать).

10. Посещает ли Ваш ребенок дошкольное учреждение: да, нет (нужное подчеркнуть).

12. Как относится к выполнению режимных моментов дома Ваш ребенок? (нужное подчеркнуть): при кормлении (хорошо, отрицательно, не очень хорошо); при одевании (хорошо, не очень хорошо, отрицательно); при укладывании спать (хорошо, не очень хорошо, отрицательно); при умывании (хорошо, не очень хорошо, отрицательно);при возвращении с прогулки (хорошо, не очень хорошо, отрицательно).

14. Как Вы перевоспитываете вредные привычки? (указать)

15. Какие отклонения в психофизическом развитии Вы заметили у ребенка? (указать номер ответа)............: 1) нарушения зрения; 2) нарушения слуха;

3) нарушения речи; 4) умственное недоразвитие; 5) задержка психического развития; 6) нарушения опорно-двигательного аппарата; 7)частые простудные заболевания; 8) травмы, в том числе - мозга; 9) др.нарушения (указать степень выраженности имеющихся отклонений в развитии).

17. Единодушны ли члены семьи в использовании по отношению к ребенку поощрений (да, нет); запрещений (да, нет); разрешений (да, нет). Нужное подчеркнуть.

21. Уделяете ли Вы внимание закаливанию и физическому воспитанию

ребенка? (указать номер ответа).1) утренняя гимнастика (подчеркнуть): регулярно, нерегулярно, не проводится; 2) водные процедуры: регулярно, нерегулярно, не проводятся; 3) прогулки (сколько времени в сутки?.....); 4) др. варианты (указать)

24. Как Ваш ребенок вступает в общение?(указать номер ответа): 1) по своей инициативе; 2) по инициативе со стороны взрослых, детей;3) др.варианты.

25. Какие трудности испытывает ребенок в общении с детьми и взрослыми? (указать номер ответа)......1) очень застенчивый, неуверенный в себе, самостоятельно в контакт не вступает; 2) очень самолюбивый, старается подчинить себе сверстников, любит лидировать; 3) грубит, по его вине вспыхивают конфликты с детьми; 4) любит проводить время в одиночестве; 5) другие варианты (указать)

27. Читаете ли Вы ребенку книги рассказываете ли сказки? (указать номер ответа).......1) систематически; 2) иногда.

30. Любит ли Ваш ребенок задавать вопросы? Да. Нет. (подчеркнуть)

32. Какие постоянные поручения выполняет Ваш ребенок в семье?(указать)

33. Какие навыки самообслуживания удалось привить ребенку? (указать): 1) при умывании:............; 2) при кормлении:..........; 3) при одевании:............; 4) другие навыки:............

35. Новую книгу, игрушку ребенок рассматривает, как правило, вместе со взрослым или самостоятельно? (нужное подчеркнуть).

38. Какие трудности испытывает ребенок в игре? (нужное подчеркнуть): 1) рассматривает игрушку, но не знает как играть с ней (знакомой, незнакомой); 2) нет в игре сюжета; 3) не играет с другими детьми; 4) производит однообразные действия с игрушкой; 5) не проявляет интереса к игрушке и др. (указать).

41. Охотно ли играет ребенок с игрушками: вместе со взрослым (да, нет); самостоятельно (да, нет)? (нужное подчеркнуть).

42. Как Вы поступаете с игрушкой, если ребенок отказывается с ней играть, потеряв к ней интерес? (указать номер ответа): 1) выбрасываете; 2) складываете в ящик с игрушками и предлагаете ребенку эту игрушку спустя некоторое время; 3) ругаете за то, что попросил купить, а играть с ней не хочет; 4) показываете, как можно с ней играть; 5) др.варианты.

44. Есть ли у ребенка определенное место для игры и игрушек (да, нет);

складывания одежды (да, нет); для сна (да, нет). (Нужное подчеркнуть)

50. Какие трудности Вы испытываете в воспитании ребенка?

 


 

Литература

Акатов Л.И.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской.- М.: Педагогика, 1982. - 128 с.

Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр.// Отв. Ред. Л.А. Пергаменщик. – Мн.: НИО, 1999. – 188 с.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997. – 197 с.

Варенова Т.В. Программы индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. – Мн.: НМцентр, 1998 – 32 с.

Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. Основы дефектологии/Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика, 1982. – Т.5.

Выкладанне беларускай мовы ў школе / М.Г.Яленскі, Л.С.Васюкевіч, І.М.Саматыя і інш.; Пад рэд. М.Г.Яленскага.-Мн.: Нар.асвета,1994.-239 с.

Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнага ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця: Праграма.— Мн. НМЦэнтр, 2000. – 93 с.

Гаврилушкина О.П.. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. -- М., Просвещение, 1991.– 92 с.

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педгогическое воздействие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

Грабчикова Е.С. Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения русскому языку. – Мн.: НИО, 1998. – 168 с.

Григорьева Т.А. Педагогические технологии: современный взгляд// Дэфекталогiя/- № 2. 2000. – С.3-17.

Демьяненок Т.В. Педагогическое проектирование социальной адаптации учащихся с тяжелой формой умственной отсталости /Дэфекталогiя/- № 1. 2002. – С.3 – 19.

Жаврид Ю.В. Изобразительное искусство: Программы для подготовительного класса вспомогательной школы. - Мн.: НМЦентр, 2000.- С.3-8.

Жаврид Ю.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: Программа и методические рекомендации: Мн.: НИО, 2000. – 73 с.

Закон об образовании детей с особенностями психофизического развития (специальном образовании), 18 мая 2004 г.

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.

Интегративные тенденции современного специального образования. – М.: Полиграф сервис, 2003. -- 284 с.

Калинина Е.М.. Методические принципы ранней социализации детей с нарушениями психофизического развития /Ранняя сацыялiзацыя дзяцей дашкольнага узросту з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця: Зборнiк дакладаў Мiжрэспублiканскай навукова-практычнай канфэрэнцыi. Маладзечна, 22-24 снежня 1997 г.- Мн.: БЦГЦ, 1997.- С. 56-63.

Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Універсітэцкае, 2001. – 124 с.

Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом. – Мн.: 2000. – 74 с.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.: ил.

Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.

Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Воронеж, 1998. – 165 с.

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения. - М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 1997. – 365с.

Лещинская Т.Л., Коноплева А.Н. Коррекционная работа в контексте интегрированного обучения и воспитания //Теоретические и программно-методические аспекты коррекционной работы в условиях интегрированного обучения и воспитания. – Мн., ВАЦ Минобразования, 1997. – С.4-7.

Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в спец-х учр-х. – М.: Педагогика, 1987. – С.3-42.

Мойра Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ При участиии Сью Кернс. – Сидней, Москва: Университет Маккуэри, 1997. – 82 с.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997. – 342 с.

Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. – Мн.: НИО. 1994. – 160 с.

Пархоменко В.П. О методологических и методических аспектах формирования индивидуальности у учащихся//Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения. – Мн.: ИПК образования, 1997. – С. 455–460.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- 2-е изд.- М.: Просвеіение, 1991.- 223 с.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М.: Флинта, 2000. – 63 с.

Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – 720 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 240 с.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 1999. – 304 с.

Шпек Отто. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание. М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 432 с.

Яленскі М.Г. Лінгвадыд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.104 с.)