Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль психосберегающих технологий в сохранении психологического здоровья детей
Психосберегающие технологии, с одной стороны, призваны сконструировать в образовательной и воспитательной среде систему оградительных профилактических социально-психологических условий для успешного развития личности ребенка, а с другой – обеспечить специальные условия, направленные на оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии. Однако, несмотря на повышенную заинтересованность общества в реализации психосберегающих технологий, существуют значительные трудности в их разработке. Прежде всего, сложности заключаются в том, что проблематично при разработке различных психотехнологий учесть множество психосоциальных, экономических, личностных факторов, негативно влияющих на степень адаптированности и развитие личности ребенка. Ребенок не существует изолированно от социально-общественных отношений, которые раскрываются в межличностном взаимодействии с окружающими его людьми. Подобное взаимодействие обусловлено, в первую очередь, личностными характеристиками и психосоциальными стандартами поведения субъектов общения, принятыми в каждой конкретной образовательной и воспитательной среде. При этом ребенок зачастую является ведомым во взаимодействии, принимая те правила, которые ему по существу навязываются социальным окружением, даже если эти правила носят деструктивный характер. В ситуациях, когда ребенок не соответствует этим правилам, либо в некоей мере отклоняется от них, он испытывает значительное давление со стороны окружающих его людей. Степень давления и его интенсивность, с одной стороны, зависят, прежде всего, от носителей и приверженцев существующих норм (родителей, учителей), от их личностных характеристик: чрезмерная авторитарность, жесткость, принципиальность и т.д.; а с другой – от степени восприимчивости самого ребенка, характера реагирования на санкции окружающих. Исходя из этого, психосбережение должно реализовываться, во-первых, в готовности социальной среды к трансформации с целью сокращения дистанции между ею и собственно ребенком. Во-вторых, в нахождении и раскрытии позитивных ресурсов каждого конкретного психосоциального окружения ребенка. В-третьих, в построении такой системы взаимодействия с ребенком, которая способна была бы учитывать особенности каждого конкретного ребенка.
Проблема психосберегающих технологий в первую очередь связана с сохранением психологического здоровья детей. В современных подходах принято дифференцировать такие понятия, как «психическое» и «психологическое здоровье». Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психическое здоровье создает фундамент для психологического здоровья, определяющегося ценностно-смысловым содержанием развития личности Норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического же здоровья норма — это, наоборот, наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию. «Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения… альтернативой норме в случае психического здоровья является болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи». Таким образом, под психологическим здоровьем можно понимать такое психоэмоциональное состояние личности, которое позволяет личности чувствовать себя адаптированно, эмоционально комфортно, как на социальном, так и внутреннем психоэмоциональном уровне. Составляющими компонентами психологического здоровья можно считать социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности. Исходя из этого, показателем психологического здоровья является психосоциальная адаптированность личности. Нарушениями же его выступает дезадаптированность, появление внутренних и внешних конфликтов, реально препятствующих личностному и социальному росту индивида. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Основываясь на таком понимании нормы, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.003 с.) |