Психолого-педагогическая характеристика аутистических нарушений . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика аутистических нарушений .



Дети с ранним аутизмом составляют весьма специфичную группу среди детей с особенностями психофизического развития. У них наблюдается прежде всего расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и, как результат, нарушение социальной адаптации. Эти дети могут иметь интеллектуальную недостаточность тяжелой формы или парциальную одаренность, могут быть мутичными или могут произносить продолжительные монологи, насыщенные сложными «взрослыми» фразами и словами. Внешне дети с аутизмом могут производить впечатление плохо воспитанных и вызывать непонимание и осуждение окружающих людей. Все это усложняет адаптацию и социализацию таких детей.

Термин «аутизм» в психологической литературе впервые был предложен Е.Блейлером (1928) при описании особого вида мышления, регулируемого аффектом. Рассматривая аутистический тип мышления, Е.Блейлер указывал на его отдаленность от реальной действительности и логичности жизненных законов. Анализируя аутистическое и рациональное мышление Е.Блейлер сопоставлял их по структуре, процессу и продукту. Он также выделил ситуации, в которых проявляется аутистическое мышление у нормально развивающихся взрослых людей: в вопросах, понимание которых предполагает определенные трудности; в ситуациях, когда в состоянии аффекта чувства преобладают над разумом. Е.Блейлер определил аутизм как состояние изолированности, отгороженности от мира, непроницаемости для внешних обстоятельств.

Под влиянием взглядов Е.Блейлера в зарубежной психологии наблюдалось толкование термина «аутизм» как доминирование чувственного, аффективного над логическим, рациональным. В работах З Фрэйда (1913), Ж. Пиаже (1923)этому понятию был придан генетический смысл, аутизм определялся авторами как начальная стадия индивидуального развития ребенка. Так, З Фрэйд предполагал, что в основе психической жизни на начальном этапе развития младенец «аутичен» и переживает «принцип удовольствия» не зависимо от реакций на внешний мир. Ж.Пиаже считал, что изначально аутистическая детская мысль деформируется под влиянием логических жизненных законов. Невозможность стать на позицию другого, незаинтересованность в понимании другими – эти, подчеркиваемые исследователями, особенности эгоцентризма были подобны описанным Е.Блейлером признакам аутизма. [А.И.Спиваковская ].

    Впервые в науке концепция особого нарушения развития – аутизма – была сформулирована Лео Каннером. В 1943 году он объединил данные своих пятилетних наблюдений за группой аномальных детей, психическое развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза. Каннер обратил внимание на «экстремальное одиночество», стремлением к ритуальным, стереотипным формам поведения этих детей. Наблюдались нарушения или полное отсутствие речи, манерность движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Исследователь сделал выводы о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития. Каннер назвал его «синдром раннего детского аутизма». Он же описал и наиболее характерные черты его клинической картины. Это исследование по сей день находится в основе современных критериев синдрома, который имеет теперь и второе название – синдром Каннера. Поставленная Каннером проблема сразу привлекла внимание многих исследователей, однако наиболее массовое обращение к изучению РДА и поиску способов его коррекции началось с 70-х годов двадцатого столетия.

     Причины аутизма еще недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии аутизма, но механизм наследования не ясен. Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более пятидесяти лет, но для определенных выводов по конкретной локализации поражения накопленного материала пока недостаточно. Большинство российских исследователей (Е.Р.Баенская, В.Е. Каган, В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, О.С.Никольская и др.) считают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой могут лежать следующие причины: врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; органические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов; рано начавшийся шизофренический процесс.

В клинико-психологической структуре аутизма многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический дефект. А при изучении основного дефекта опираются на наиболее обоснованную теорию о сочетании низкого психического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестезии, которую выдвинули К.С.Лебединская и О.С.Никольская. Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстрым пресыщением, и ребенок выхватывает из действительности некоторые не связанные между собой фрагменты. В результате мир предстает перед ним своеобразным «лоскутным одеялом», кажется пестрым и непонятным, и поэтому становится причиной различных страхов. В сенсорной сфере особенно трудно воспринимаются и переносятся ребенком эмоционально насыщенные явления и объекты, в первую очередь человек, его лицо, взгляд. В такой ситуации, когда окружающий мир пугает и служит источником неприятных сенсорных впечатлений и эмоционального дискомфорта, аутистический барьер (уход от общения) надежно защищает ребенка практически от всех трудностей. По выражению Лебединской К.С., «ребенок забирается в аутизм, как улитка в раковину», где ему спокойнее. Но при этом теряется необходимая в его возрасте сенсорная, когнитивная и аффективная информация. Если ему вовремя и правильно не помочь, то вне зависимости от интеллектуального потенциала, ребенок становится как правило, тяжелым психическим инвалидом. Очень важно, что аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекции [К.С.Лебединская]

Диагностика раннего детского аутизма базируется на выраженных в большей или меньшей степени специфических признаках:

· уход в себя, нарушение коммуникативных способностей;

· проявление стереотипий в поведении;

· различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке;

· боязнь телесного, зрительного контактов;

· характерное особое нарушение развития речи (эхолалии при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи);

· раннее проявление патологии психического развития.

Наиболее значимыми в клинической картине раннего детского аутизма считают следующую триаду симптомов, проявляющуюся уже в первые 30 месяцев жизни: 1) аутизм, 2) стереотипность поведения, 3) особая характерная задержка и нарушение развития речи. Остановимся подробнее на этих симптомах.    

· Аутизм (от лат. authos - сам) проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействие мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и в понимании им состояний других людей. Трудности контакта проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

· стереотипность в поведении, связана со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; увлеченность однообразными действиями – моторными и речевыми, такими как раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же манипуляциям с предметами: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

· особая характерная задержка и нарушение развития речи, и  прежде всего – ее коммуникативной функции. В одной трети, а по некоторым данным даже в половине случаев это может проявляться как мутизм (от лат. mutos – немой). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они тоже не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях. Характерны эхолалии, длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.). Часто речь носит характер штампованности, «попугайности», «фонографичности». Речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи.    

Одним из клинических критериев проявления синдрома РДА является также раннее проявление указанных выше расстройств ( по крайней мере до 2,5 лет), что подчеркивал еще доктор Каннер. Исследования показывают, что, хотя формально раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, оно необычно с самого их рождения. После первого года жизни это становится особенно явным: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития. Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем – самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребенок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, негибкость, социальная наивность. С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся все более явными [К.С.Лебединская].

Приведем в качестве примера описание конкретных детей:

 Вера С., 7 лет. Внешний вид благоприятный. Девочка самостоятельно не одевается, с трудом пользуется ложкой во время еды. Не играет с детьми и с игрушками, все время держится возле педагогов, но на некотором расстоянии. Не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза другому человеку, не говорит, только что-то бормочет. На занятиях задания не выполняет, вскакивает, подпрыгивает и потряхивает кистями рук. В моменты возбуждения эти стереотипные действия усиливаются. Особенно возбуждается на музыкальных занятиях, бегает вприпрыжку по залу, хохочет. На прогулке пытается обнюхивать различные предметы, берет в рот стекло, песок, камни. Панически боится подниматься по лестнице на второй этаж даже с помощью педагога.

Саша Я., 7 лет. Внешний вид благоприятный. Мальчик в быту самостоятельность не проявляет, но себя обслужить может, если педагог подаст ему в руки нужную вещь – брюки, ботинки, шапку. С детьми и игрушками не играет, но интерес к детям заметен, за помощью к педагогам не обращается. Ребенок пуглив, при появлении незнакомых людей в группе детского сада убегает и прячется за шторой. Речевой запас крайне ограничен, о себе говорит в третьем лице: «Саша хочет». Легко возбуждается, быстро пресыщается деятельностью на занятиях. В ситуации неудовольствия и негативизма подпрыгивает, разбрасывает предметы, всегда кричит: «Уедем, уедем на автобусе!».

Даже по этим примерам заметно, что, несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутичные дети значительно отличаются друг от друга. Поэтому насущной проблемой всегда являлась разработка адекватной классификации, дифференциации внутри синдрома детского аутизма.

    Первыми такими попытками были клинические классификации, опирающиеся на этиологию синдрома, различение форм биологической патологии. Эти классификации играют значительную роль в разработке адекватных подходов к оказанию медикаментозной помощи подобным детям.

    Психолого-педагогические задачи требовали других подходов, позволяющих изменять, в зависимости от конкретного случая, стратегию и тактику коррекционной работы. Классификация детей в соответствии с глубиной их аутизма и степенью искажения психического развития, где критериями разделения является доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми была разработана О.С.Никольской (1987) О.С.Никольская выделила четыре группы раннего детского аутизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.009 с.)