Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование знаний о предметах ближайшего окруженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ю.Н.Кислякова
В современных условиях главным направлением специального образования является обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Лица с психофизическими нарушениями имеют и должны реализовать право на жизнь среди других людей. Они имеют право на самореализацию в обществе, на активное сотрудничество со сверстниками во время учебы и отдыха. Основной задачей воспитательно-образовательного процесса становится подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни, обеспечение оптимальных условий для самореализации личности. Формирование умения обслужить себя, ориентироваться в бытовой сфере, социальной среде, способность решать элементарные задачи реальной действительности является важной предпосылкой для продолжения обучения и развития каждого ребенка. Способ социализации рассматривается как способ развития мышления и приобретения соответствующих социокультурных качеств (В.П.Гриханов, Е.М.Калинина, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская). Современная парадигма образования базируется на признании возможности обучения каждого ребенка с особенностями развития, диагностики его способностей и потенциальных возможностей. Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который ориентируется на возможности каждого ученика и предполагает формирование необходимых для участия в социальной жизни норм поведения и деятельности. Интегративным показателем социально-бытовой компетенции ребенка с интеллектуальной недостаточностью является возможность вести независимый образ жизни, строить правильные взаимоотношения с окружающими людьми и приспосабливаться к условиям социальной и природной среды. Методика обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на основе деятельной концепции, согласно которой главным условием развития является активная деятельность самого ученика. Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности ребенка – общения, предметной деятельности, игры, учения. В образовательном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью могут проводится следующие виды занятий: предметно-ориентированные и тематические. Предметно-ориентированные занятия проводятся по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, чтению, письму, физкультуре, музыке, трудовому обучению. Они проводятся в группах, сформированных по возможностям детей либо индивидуально. В ходе тематических занятий у детей формируются, уточняются и закрепляются знания о постоянных и повторяющихся явлениях окружающей нас действительности: «Времена года», «Покупаем продукты», «Готовим обед», «Моем посуду». Тематические занятия могут проводится как отдельное занятие и могут включаться в структуру других форм организации деятельности детей. Формирование социально-бытовой компетенции детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям: развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать; развитие способности ориентироваться в социальных отношениях, обучение навыкам взаимодействия; формирование способности познавать себя и др. Более подробно остановимся на направлении работы - развитие способности ориентироваться в окружающем предметном мире и адекватно его воспринимать. Определим содержание тематических занятий по обогащению и закреплению знаний в рамках тем «Продукты питания», «Посуда». Первоначально необходимо выявить уровень знаний детей о продуктах питания, предметах посуды, умение их использовать. Педагогом устанавливается: - узнает ли ребенок называемые предметы (двигательная реакция, взгляд, жест, звук, слово, действие); - исследует различные предметы, облизывая, ощупывая их; - ищет пропавший из поля зрения предмет; - использует предметы по назначению; - понимает и выполняет простейшие инструкции (на, дай); - понимает сложные инструкции (вымой руки, садись за стол); - понимает инструкции, в которых употреблены предлоги места, направления: на, в, за, под, над, перед; - понимает простые вопросы и дает правильные по смыслу ответы, может раскрыть значение простых слов («Для чего чашка?» - «Пить»); - реагирует на запрет (нельзя, горячо); - вступает в контакт с любым взрослым или избирательно; - включается в совместную деятельность (легко, трудно, на какое время); - как воспринимает помощь на занятии; - обслуживает себя за столом сам и ест, не требуя особой помощи; - выполняет простые поручения вне дома. Полученные данные педагог использует для определения индивидуальной программы развития ребенка. Формирование знаний о предметах посуды у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется следующим образом. На первом этапе мы знакомим детей с одним предметом посуды (например, чашкой). Даем чашку потрогать, обвести пальцем, определить, какая она на ощупь (холодная, теплая), взяться за ручку, поставить на стол, взять со стола. С целью формирования переноса знаний предлагаем детям выбрать чашку из ряда неоднородных предметов (яблоко, груша, чашка, вилка), затем выбрать из предложенного ряда все чашки (2-3 чашки разной формы, цвета). Отрабатываем способы действия с кружкой (подать, принести пустую, полную чашку, налить в чашку воду, насыпать фасоль, вытереть чашку губкой, тряпкой). Оказываемая помощь взрослого: показ действия, действие по подражанию, по инструкции, совместные деятельность по типу «рука в руку», указательный жест, наводящий вопрос, подсказка, указание на ошибку и т.д. На втором этапе мы предлагаем детям соотнести натуральный предмет с его фотографией. На третьем этапе предлагаем детям найти чашку на цветном рисунке. На четвертом этапе знакомим детей с графическим (контурным) изображением чашки. Предлагаем найти вывеску в магазине, на которой нарисована чашка. В ближайшем магазине узнать на витрине, на вывеске чашку. Предлагаем примерное содержание занятий по темам «Посуда», «Продукты питания». Тема: Магазин посуды. Дидактическая задача: Учить выражать просьбу жестами, словами. Игровая задача: Активизировать словарь детей. Способствовать осмыслению практического опыта. Развивать анализ синтез; зрительное внимание. Игровое действие: Покупка и продажа предметов посуды. Оборудование: Реальные и игрушечные предметы посуды, карточки с изображением посуды, вывески с изображением одного предмета посуды, фишки-деньги. Ход занятия: Дети вместе с воспитателем оборудуют магазин. Показывают и называют предметы. В магазине продают чашки, стаканы, тарелки, ложки, чайники и т.д. Выбирается продавец. Остальные дети – покупатели. 1 вариант. В магазин заходит ребенок. В руке у него карточка с изображением тарелки. Он кивает головой – «здоровается» с продавцом и протягивает ему карточку. Продавец дает покупателю предмет, изображенный на карточке. Покупатель благодарит продавца – улыбается, кивает головой. 2 вариант. В магазин заходит ребенок-покупатель. Продавец интересуется, что он хочет купить. Покупатель показывает тарелку с помощью рук (две полусогнутые ладошки плотно соприкасаются друг с другом), указывает месторасположение тарелки на прилавке или на изображение тарелки на вывеске. Продавец дает покупателю товар. Покупатель рассчитывается за покупку и благодарит продавца. 3 вариант. Покупатель-ребенок заходит в магазин. - Здравствуйте, я хочу купить чайник. - Пожалуйста, платите деньги. - Возьмите. - Пожалуйста, возьмите чайник. - Спасибо. В конце занятия – игры дети показывают свои покупки и рассказывают о них «Я купил стакан, ложку, нож и т.д.». Показывают действиями, для чего нужен этот предмет. Тема «Дай – бери».
Цель: Формировать предметную соотнесенность знаний. Учить употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми». Оборудование: игровой персонаж – кукла, стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда – чашка, блюдце, ложка, сахарница, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки; хлеб). Ход занятия: У педагога в руках кукла, у детей в руках предметное изображение посуды или натуральные предметы. Педагог по очереди просит у детей предметы посуды: «Дай скатерть». В ответ на эту просьбу ребенок дает нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» или «Берите скатерть», «Возьмите скатерть». Если у ребенка лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На». Педагог накрывает на стол скатерть. Аналогично ведется работа над другими словами. При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка предметы. Дай салфетки. – Берите (на) салфетки. Дай глубокую тарелку. – Возьмите глубокую тарелку. Дайте хлеб. – Берите хлеб.
Тема: Найди посуду. Дидактическая задача: Способствовать формированию предметной соотнесенности знаний. Закрепить названия предметов посуды. Учить действовать по инструкции. Развивать пространственную ориентировку, двигательную, зрительную и слуховую память. Правила игры: Определить и назвать направление движения. Назвать найденный предмет посуды и показать (сказать), где его нашел. Игровое действие: Поиск предметов посуды. Соревнование «Кто быстрей найдет посуду?» Описание игры: Педагог в разных местах класса /под (на, за) стол, стул, ковер, на подоконник/ прячет знакомые детям предметы Перед началом игры, вызывая одного из детей, учитель говорит и показывает направление движения: Направо пойдешь – чайник найдешь, Налево пойдешь – чашку найдешь, Вперед пойдешь – тарелку найдешь, Назад пойдешь – кастрюлю найдешь. Куда хочешь пойти? В зависимости от возможностей детей учитель сокращает инструкцию. Ребенок выбирает направление движения, показывает (называет) его: «Я иду вперед». Если предмет посуды правильно найден и назван, ребенок показывает и говорит, где его нашел: «Я пошел вперед. Нашел тарелку на столе». Вызываются другие дети, которые выбирают направление поиска предмета. В конце игры дети показывают найденные предметы. Учитель спрашивает: «У кого чайник?». Ребенок показывает предмет и говорит: «У меня». Аналогично уточняются названия остальных предметов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.012 с.) |