Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К технологии формирования изобразительной и конструктивной деятельности у детей с особенностями психофизического развития

Поиск

                                 Ю.В. Захарова

 

В настоящее время все более актуальной становится проблема психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации детей особенностями психофизического развития. В соответствии с «Концепцией реформирования специального образования в Республике Беларусь» (2000) каждому ребенку с особенностями психофизического развития обеспечивается право на обучение с учетом его индивидуальных возможностей. В связи с этим основной задачей обучения и воспитания является поиск оптимально приемлемых форм и содержания обучения детей, создание предметно-развивающей среды, внедрение новых технологий, социальная адаптация и интеграция детей данной категории в общество, что позволит перевести образование детей с психофизическими особенностями развития на новую, более высокую степень развития, обеспечивая тем самым их включение в общественно полезную деятельность.

У детей с особенностями психофизического развития отмечаются различные нарушения в области зрительного восприятия, в сенсорном развитии и в двигательной сфере и, как следствие, у них наблюдается очень низкий уровень развития графических навыков. В связи с этим, коррекционно-педагогическая работа с детьми строится не как совокупность упражнений, направленных на тренировку недостающих или неверных умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизни и в систему его социальных отношений.

Овладение детьми с особенностями психофизического развития навыками изобразительной и конструктивной деятельности осуществляется только в условиях специального обучения, которое планируется на основе личностно ориентированного подхода. При этом учитываются двигательные возможности детей и степень их готовности к овладению теми или иными моторными навыками, необходимыми для выполнения определенных приемов деятельности: сформированность двигательных функций рук; способность видеть и узнавать реальные предметы из окружающей действительности, в изображениях; наличие интереса и проявление активности к данным видам изобразительной деятельности.

В образовательном учреждении для детей с особенностями психофизического развития занятия по формированию изобразительной и конструктивной деятельности планируются с учетом требований программ по сенсорному развитию, развитию речи и игры.

Цель изобразительной деятельности и конструирования состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать различные предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать их в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям нарушений психофизического развития.

Эффективность коррекционно-педагогической работы возрастает, если выполняемые детьми задания:

- способствуют всестороннему развитию;

- доставляют радость и чувство удовлетворения;

- соответствуют возможностям детей с комбинаторными нарушениями;

- активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

- позитивно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательную сферы;

- формируют графические умения и навыки;

- предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

- имеют практическое и общественное значение.

Формирование изобразительной и конструктивной деятельности осуществляется в три этапа, что соответствует как основным дошкольным возрастам: младший (3-4 года), средний (5-6 лет) и старший (7-8 лет), так и годам обучения. Организуя деятельность детей, необходимо позаботиться о выработке у них стойкого познавательного интереса, содействующего преодолению интеллектуальной пассивности и формального отношения к процессу изображения предметов.

На первом этапе обучения важно сформировать у детей начальные формы сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений), а также акцентировать их внимание на выделение определенных свойств объектов изображения. Вследствие того, что у детей несформированны предпосылки изобразительной и конструктивной деятельности, то занятия проходят в форме эмоционально привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном сотрудничестве со взрослым. Несформированность предметной деятельности и элементарных изобразительных операционально-технических умений замедляют процесс обучения, поэтому значительное место следует отводить проведению игровых практических заданий, чтобы научить детей выполнять самые простейшие графические действия. Предлагаем примерное содержание таких заданий:

- рисование от руки прямых вертикальных линий. Тематика: забор, трава, дождик.

- Рисование от руки прямых горизонтальных линий. Тематика: дорожка, веревочка.

- Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий. Тематика: лесенки, окошки, качели.

Рисование (на закрепление знаний). «Волшебная линия»

Программное содержание: упражнять детей в рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), используя игровые упражнения. Развивать моторику руки, формировать графические навыки работы с карандашом, путем многократного повторения. Развивать интерес к рисованию, умение находить в нарисованных линиях сходство с предметами. Создавать и поддерживать радостное настроение при решении изобразительных задач.

Оборудование: карандаши, листы бумаги с изображенными сюжетами (зайчик, убегающий от дождя (наклонные контурные линии); лисичка и ежик, которые хотят найти дорогу (горизонтальные контурные линии) домой и т.п.).

Методика проведения. Рассмотреть сюжетные изображения. Показ и объяснение педагога. Напомнить о правилах пользования инструментарием. Самостоятельная деятельность детей (при необходимости, индивидуальная помощь). Поощрять самостоятельность. Рассмотреть с детьми все рисунки, спросить, кто, что рисовал, похвалить детей. Создание педагогом на глазах у детей занимательных фигур, из сочетания вертикальных, горизонтальных и наклонных прямых линий. Называние детьми полученных фигур (лесенка, дерево, елка и т.п.). Порадоваться всем вместе нарисованным изображениям.

- Рисование от руки спиралеобразных линий. Тематика: улитки, мотки ниток, размешивание каши в тарелке.

- Рисование от руки замкнутых круговых линий. Тематика: яблоко, апельсин, орехи.

- Лепка знакомых детям предметов. Тематика: шарики, конфеты, фигурки животных.

- Аппликация. Вырезание педагогом симметричных изображений. Тематика: клоун, грибок, вишни. Выкладывание на фланелеграфе простых фигур из геометрических форм. Тематика: домик, снеговик, ромашка.

- Конструирование простейших построек. Тематика: домик, башня, машина.

На втором этапе по мере приобретения детьми представлений об окружающем мире предполагается их обучение самостоятельной изобразительной деятельности, развитию технических умений. Исследования показали, что наибольшее внимание дети проявляют к уже знакомым предметам, поэтому, используемые объекты в качестве образца для изображения, должны отвечать следующим условиям:

- иметь несложную для воспроизведения конструкцию. Это различного вида детские игрушки, постройки из элементов строительного материала (домики, башни и др.);

- иметь яркую и достоверную раскраску (цыпленок - желтого цвета; собачка – черного, серого цвета или оттенки коричневого цвета и т.п.);

- быть легко узнаваемыми (у утки не бывает косичек; животные не носят одежду и т.д.).

Предлагаем примерное содержание занятий:

Рисование. «Нарисуй понравившуюся игрушку»

Программное содержание: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться краской, правильно держать кисть. Учить детей правилам пользования инструментами для рисования (промывать кисть перед набором другой краски на ворс и по окончанию работы, отжимать излишки воды и краски). Учить радоваться своим рисункам и рисункам сверстников, называть, что нарисовали. Развивать самостоятельность.

Оборудование: краски, листы бумаги. Знакомые игрушки круглой формы (шарик, мяч, неваляшка).

Методика проведения. Обследовать игрушки (взять в руки, ощупать, обвести по форме, рассмотреть детально). Уточнить их форму. Предложить показать в воздухе, как дети будут рисовать круглые предметы. Напомнить о правилах пользования инструментарием. Если потребуется, оказывать индивидуальную помощь. Поощрять самостоятельность. Рассмотреть с детьми все рисунки, спросить, кто, что рисовал. Порадоваться всем вместе нарисованным изображениям.

Аппликация. « Яблоки и вишни на тарелочке»

Программное содержание: закреплять знания о форме предметов (круглые). Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном использовании инструментов для аппликации (клее, кисточке, салфетке). Учить располагать предметные изображения на листе бумаги.

Оборудование: яблоки и вишни или их муляжи (картинки); круг бумаги белого цвета (d = 25 см), кружки зеленого цвета (яблоки) - d = 4-6 см; кружки красного цвета (вишни) - d = 2 см

Методика проведения. Рассмотреть яблоки и вишни или их муляжи (картинки). Уточнить их форму, величину. Предложить разложить предметные изображения по всему листу бумаги. Вспомнить правила аппликации.

Лепка. «Новоселье у мишки (лепка печенья для игры)»

Программное содержание: учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его между ладонями или надавливая его о доску. Воспитывать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки.

Оборудование: пластилин, доски для лепки, тряпочки. Игрушки: мишка, кукла, зайка; кукольная мебель, посуда. Печенье.

Методика проведения. Предложить детям помочь мишке встретить гостей (куклу и зайку), для этого нужно «испечь» печенье. Показать детям технику выполнения: скатать круглый шарик между ладонями или на доске. Затем сдавить его ладонями или положить его на доску и надавить на него. Детям, которые будут испытывать затруднения в сплющивании шарика, показать на отдельном комочке пластилина или применить прием «совместные действия».

Конструирование. «Гаражи»

Программное содержание: учить детей называть и показывать главные части образца, основные свойства (форма, цвет). Учить подбирать в соответствии с образцом необходимые элементы строительного материала.

Оборудование: Строительный материал (шесть кубиков красного цвета, два пластины синего цвета). Игрушки: машинки.

Методика проведения. Предложить детям построить гаражи для машинок. Показать детям технику выполнения: буквой «П» поставить кубики друг возле друга, на них положить пластины («крыша»). Детям, которые будут испытывать затруднения в создании конструкции, применить прием «совместные действия». Поощрять самостоятельность.

На третьем этапе обучения большое значение отводится выполнению коллективных работ, что способствует развитию общения между детьми. Предлагаем примерное содержание занятий: аппликации «Рыбки в аквариуме», лепки по сказке «Рукавичка».

Аппликация. «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание: закреплять знания о форме предметов (овальные, треугольные, круглые), о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый), протяженности (длинный-короткий). Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном использовании инструментов для аппликации (клее, кисточке, салфетке). Учить располагать предметные изображения на листе бумаги.

Оборудование: рыбки в аквариуме, корм, сачок; готовые формы для аппликации (кружочки коричневого цвета «камешки»; овалы и треугольники синего, желтого и красного цвета «туловища и хвосты рыбок»; полоски зеленого цвета разной длины («водоросли»); клей, кисточки, большой лист бумаги, тряпочки.

Методика проведения. Рассмотреть рыбок, водоросли, камешки в аквариуме. По возможности уточнить их форму, цвет. Предложить разложить предметные изображения по всему листу бумаги. Вспомнить правила аппликации. В случае затруднений, оказать поддержку. Поощрять самостоятельность, умение прийти на помощь. По окончанию работы рассмотреть картину и порадоваться.

Лепка по сказке. «Рукавичка»

Программное содержание: учить изображать несложный эпизод из сказки. Закреплять умение лепить, используя разные приемы. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение. 

Оборудование: пластилин, доски для лепки, тряпочки. Игрушки животных (зайца, лисы, мышки, лягушки). Рукавичка.

Методика проведения. Вспомнить с детьми сказку, в которой говорится о том, как рукавичка стала домом для зверей. Рассмотреть игрушки. Уточнить форму, величину. Предложить слепить персонажей сказки для последующего ее обыгрывания. В процессе занятия направлять действия детей, показывая и уточняя технологию лепки. В случае необходимости прибегать к совместному выполнению приемов лепки.

В комплексе занятий в детском дошкольном учреждении, обучение изобразительному искусству оказывает заметное коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии. Это может быть достигнуто в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности и конструирования детей, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у детей потенциальных возможностей, правильно определяется содержание обучения с перспективой на «зону ближайшего развития».

Занятия по формированию изобразительной и конструктивной деятельности проводит воспитатель; они происходят в группах, сформированных по возможностям детей, как правило, в первую половину дня трижды в неделю. В ходе индивидуальных занятий проведение учителем-дефектологом изобразительных игр и упражнений обеспечивает формирование предметной деятельности у детей и обогащение их жизненного опыта.

Необходимыми условиями для успешной деятельности каждого ребенка, независимо от его моторных возможностей, являются:

- обеспечение разнообразия сенсорных ощущений детей;

- приспособление педагогической среды (мольберты, тетради для рисования, инструментарий для лепки и аппликации, подвижные приспособления для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы);

- упражнения по развитию моторики (проведение упражнений по развитию движений пальцев и кисти руки, трафарет, тренировочное письмо);

- создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, активизирующих психические процессы и познавательную деятельность детей.

Для поддержания у детей интереса к изобразительной и конструктивной деятельности полезно применять следующие методы обучения:

- демонстрация алгоритма действия (визуальное восприятие; совместные действия педагога и ребенка);

- анализ предмета с помощью осязательно-двигательного и зрительного способов обследования, в том числе и в процессе совместных действий;

- изображение натуры по предварительному обследованию, сопровождающееся объяснением, и другие.

Большой коррекционной направленностью обладают приемы, связанные с подготовкой кисти руки и ее функций к выполнению движений, обеспечивающих процессы рисования, лепки, а в последствии – письма:

- постукивание пальцами или ладонью по столу;

- сгибание пальцев в кулак, разжимание их;

- прокатывание карандаша между ладонями или между указательным и большим пальцами руки;

- перекладывание карандаша или кисточки из руки в руку;

- воспроизведение формы изображения предмета рукой с карандашом (кистью) в воздухе;

- размягчение пластилина, глины поочередным сдавливанием куска кистями правой (левой) рук и путем надавливания каждым пальцем;

- отработка движений раскатывания пластилина ладонями на столе, между пальцами, ладонями;

- отщипывание частей от целого куска пластилина;

Для уточнения и обобщения восприятия объектов, расширения представлений об их величине, форме и цвете, закрепления знаний о признаках и свойствах, которые должны стать предметом изображения проводятся разнообразные игры. В качестве примера приведем их описание:

1. Игровые упражнения, имитирующие процесс рисования. Педагог показывает какой-либо предмет (например, мяч) и рукой обводит его контур. Дети следят за действиями педагога, затем повторяют его движения, т.е. «рисуют» предмет в воздухе. Упражнения проводятся в замедленном темпе, чтобы каждый ребенок смог запомнить и точно воспроизвести соответствующее движение.

2. Использование трафаретов или шаблонов. В качестве трафаретов и шаблонов могут быть использованы геометрические фигуры, знакомые детям; вырезанные из плотного картона фигуры овощей, фруктов, ягод, грибов и т.д. Особенно такие упражнения важны для детей, имеющих значительное недоразвитие мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки. При этом надо учитывать, что рука ребенка выполняет большую нагрузку при использовании шаблонов, чем трафаретов.

3. Рисование контуров предметов по опорным точкам. Соединение этих точек дает различные геометрические фигуры и несложные рисунки, например: лесенка, елка, ведро и др. Для некоторых детей это сопряжено с большими трудностями, поэтому можно рекомендовать следующую последовательность отработки зрительно-двигательной координации:

- обведение контура по трафарету;

- обведение контура по шаблону;

- повторное обведение по готовому контуру (цветным карандашом);

- обведение по пунктиру;

- обведение по опорным точкам.

4. Составление несложных предметов из отдельных геометрических фигур с последующим обведением их по контуру, например,

 

 

5. Игры - упражнения на различение и называние предметов (по величине и форме; по цвету; пространственному расположению).

Оборудование: пирамидки, геометрические фигуры разной величины и окраски (плоскостные и объемные), полоски картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов, строительный материал; наборы предметов и предметных картинок.

6. Задания на штрихование, раскрашивание контурных изображений знакомых детям предметов, составление цветных узоров, орнаментов.

7. Пальчиковые игры (Цвынтарный В.В «Играем пальчиками и развиваем речь». – Издательство «Флокс», Нижний Новгород, 1995).

8. Выполнение фигурок из палочек.

9. Координационно-подвижные игры (Боровик Т. «Таря-Маря». – Издательство БелАПДИ – «Открытые двери», Минск, 1997).

10. Гимнастические упражнения для развития движений рук: похлопать ладонью по столу (пальцы вместе, пальцы врозь); постучать согнутыми пальцами по столу; погладить поверхность стола; сжать руку в кулак и разжать ее; согнуть пальцы одновременно и поочередно; раскатывать на доске маленькие комочки глины (пластилина) указательным или средним пальцами; прокатывать карандаш между большим, указательным и средним пальцами; между большим и указательным пальцами, между большим и средним пальцами.

11. Упражнения с предметами: составить из мозаики различные орнаменты; вынимать из коробочки палочки, фасоль, изюм и т.д.; складывать мелкие предметы в коробку; сжимать маленький мячик из поролона (ваты, меха);

 По окончанию обучения дети имеют определенный изобразительно-практический опыт; умеют обследовать объект перед его изображением и рассказать при минимальной помощи со стороны взрослого о последовательности его воспроизведения; рисуют и конструируют по собственному замыслу, проявляют творчество; достаточно адекватно способны оценить свою работу и сверстников; могут самостоятельно подготовить рабочее место к работе (к занятию или творческой деятельности); овладевают умением общаться при помощи речи и жестов, обращаться с вопросом, просьбой к окружающим людям.

Коррекционно-воспитательная работа оказывается эффективной в том случае, если учитываются положительные потенциальные возможности детей с ОПФР. В этой связи целесообразно использовать основные пути повышения результативности коррекционно-воспитательной работы:

- организация практической и умственной деятельности детей, с учетом коррекционно-развивающих и воспитательных целей;

- выделение в содержании обучения задач, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразительного искусства;

- выбор оптимальной структуры занятия, обеспечивающей динамичность процесса обучения;

- применение наиболее рациональных методов и средств обучения, учитывающих своеобразие психофизического развития;

- осуществление дифференцированного подхода к детям;

- создание благоприятных условий для обучения и воспитания.

Внедряемая технология формирования изобразительной и конструктивной деятельности: расширяет возможности индивидуализированного обучения; повышает потенциал самостоятельной продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет приобщить данную категорию детей, в соответствии с их возможностями, к активному полезному труду, к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к результативной интеграции в социальную среду.

Психосберегающие технологии

В.Б.Пархомович

Введение.

Несмотря на то, что в воспитательной и образовательной среде в настоящее время провозглашены принципы личностно ориентированного подхода и гуманизации, проблема невротизации детей и подростков остается достаточно актуальной. Остро переживаемые детьми и подростками чувства цейтнота, повышенной моральной ответственности, чувства нестабильности и бесперспективности, ожидание худшего, размытое чувство беспокойства, ощущения угрозы внутреннему благополучию, невозможность достичь состояния защищенности и уверенности в себе, страх не соответствовать ожиданиям и всевозрастающим требованиям окружающих – все это способствует развитию неврозов, в основе которых лежит переживание тревоги. Опасность невротизации детей выражается в том, что у ребенка развивается целый комплекс негативной симптоматики, проявляющейся в формировании личности, прежде всего, по тревожному типу, в реструктуризации социальных контактов и снижении социальной компетентности. Невротизация детей и подростков, обусловлена целым рядом социально-психологических факторов:

1. Экстенсификация и интенсификация учебного процесса. Стремясь подготовить школьников к вступлению во взрослую жизнь, в настоящее время предпринимаются попытки интенсифицировать и экстенсифицировать учебный процесс путем ревизии учебных программ, ведущих к увеличению и реорганизации объема их содержания. Сами по себе попытки интенсификации и экстенсификации отражают естественное стремление общества идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Однако подобные мероприятия неизменно приводят к перегрузкам учащихся. Суммарная нагрузка на нервную систему возрастает. Занятый приготовлением многочисленных уроков ребенок начинает жить лихорадочной жизнью, сопровождаемой гиподинамией, нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха. Эти неблагополучные факторы оказывают свое воздействие на появление не только психосоматических заболеваний: гипертонии, болезни желудка, болезни сердца и др., но и на возникновение функциональных расстройств нервной системы, негативно сказывающихся на формировании личности ребенка в целом.

2. Негативное влияние средств массовой информации. Особенно остро это влияние сказывается на подростковой невротизации. Это выражается в том, что телевидение, в первую очередь, и другие средства массовой информации, муссируя жестко очерченные эталоны мужской и женской привлекательности, способствует развитию у подростков комплексов психической недостаточности. Ребенок сравнивает себя, свое тело с эталонами и находит, что его тело недостаточно привлекательно. Это рождает массу комплексов и негативно сказывается на развитии самосознания ребенка. Кроме того, у ребенка формируется упрощенное мировосприятие окружающих людей, которые априорно делятся на «удачливых и неудачливых». А это негативно отражается на всей системе его взаимоотношений с окружающими, которые воспринимаются через эту уплощенную формулу.

В связи с этим наибольшую актуальность в медицинской, педагогической, психологической литературе представляет собой проблема разработки и внедрения психосберегающих технологий в систему воспитания и образования.

 Проблема определения понятия «педагогическая технология».

Понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. Включение данного понятия в педагогический лексикон открыло не прекращающуюся до настоящего времени дискуссию о сущности, предмете, концепциях, парадигмах, источниках развития педагогической технологии.

Мнения в педагогической и психологической литературе по поводу правомочности употребления этого термина самые разнообразные: от принятия этого понятия в педагогический тезаурус, до полного его отрицания. Так, представители экзистенциально-феноменологического подхода в образовании и психологии говорят об абсолютной неправомочности употребления этого термина относительно обучения и воспитания ребенка. Представители данного направления апеллируют к тому факту, что этот термин слишком технократичен и не может быть использован в гуманитарных науках применительно к человеку. Сам образовательный технологический процесс является нонсенсом, поскольку технология предполагает некий стандартизированный набор приемов и средств, без учета индивидуальных психологических особенностей ребенка. При этом образовательная технология выступает как осовремененный вариант традиционного образования, при котором личность ученика воспринимается как объект педагогического воздействия. В педагогическом взаимодействии ученик должен выступать в роли полноправного субъекта, который, наряду с учителем, должен формировать наиболее приемлемое для себя образовательное поле, адекватное его способностям, направленности, интересам, личностным качествам. Технология предполагает некоторую заданность, отсутствие спонтанности, объект-объектные отношения Всякий учебный процесс складывается, не просто из того или иного воздействия, но, прежде всего, из взаимодействия, и никакое взаимодействие не может быть вписано в строго алгоритмизированный технологический процесс.

Между тем, не смотря на протесты, понятие «педагогическая технология» все больше завоевывает авторитет в педагогическом мире, приобретая все новые и новые значения в своем семантическом поле.

Своих сторонников термин «педагогические технологии» находит благодаря идее о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить эффективную единую систему обучения, обеспечивающую функции школы в отношении всех или подавляющего большинства учащихся.

Педагогическая технология - понятие комплексное, включающее в себя все ступени образовательного процесса: от педагогического проектирования до завершающих его фаз контроля и сличения имеющихся результатов с идеализированным стандартом. 

На основе анализа множества определений В.П. Беспалько выделил основные аспекты, обозначаемые понятием «педагогическая технология»:

– содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

– систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;

– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

– деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;

– рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса».

В научной литературе нет единых взглядов на проблему использования педагогических технологий и принципы их построения. Основные споры ведутся между представителями различных методологических направлений не только в педагогике, но и психологии, философии и других гуманитарных науках. Поиск методологических оснований педагогической технологии представлен, прежде всего, представителями двух направлений: сторонниками гуманистического и технологического течений в современной науке.

 Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствии с его потребностями и интересами.

В свою очередь, сторонники технологического подхода считают, что классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только почувствуют себя свободными от педагогических требований.

И все же анализ существующих педагогических технологий позволяет обнаружить, что большинство из них ориентируются в своих методологических основаниях именно на гуманистические подходы в образовании:

- принцип единства бытия и становления человека. Этот принцип требует от учителя отношения к ученику как к равному, понимания того, что ребенок «не готовится жить, а уже живет», он ничуть не менее человек, чем сам учитель; требует уважения индивидуальности ребенка, осознания его права самостоятельно принимать решения относительно своей жизни;

- принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие закономерности психического развития проявляются у каждого человека своеобразно и неповторимо;

- принцип гуманизма и педагогического оптимизма находит выражение в требовании «Не навреди!». Образовательная технология и последующее ее осуществление должны помочь развитию ребенка, а не тормозить его.

- принцип коммуникативной направленности деятельности. Взаимодействие учителя с учеником должно строиться не на жестко структурированной иерархичной системе, а на партнерском начале в виде совместной деятельности, опосредованной осознанием общих интересов и проблем;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.019 с.)