Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Немецкая историография вт пол 19 в. древней истории и средневековьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во вт. пол. XIX в. Германия вступила в период мощного хоз. подъёма: 1) были заложены основы крупной промышленности, использовавшей новейшее оборудование, опыт и достижения британской индустрии. 2) к к. 1860-х гг. завершилось капиталист. переустройство с/х. В политич отношении вт пол XIX в. является временем объединения Германии под эгидой Пруссии.В 1870—1890-х гг. в политике Германской империи на первый план выдвигается подготовка агрессивных войн. Все эти внешние факторы влияли на разв-е немец историч мысли. В этот период в немецких универах наблюдался заметный прогресс в организации историч исследований. В системе преподавания прочно укоренился лекционно-семинарский метод. Студенты приучались работать с первоисточниками, на основе кот писали рефераты и доклады с последующим обсуждением на семинаре. С начала 1860-х гг. в универах была введена специализация по древней, средневековой и новой истории, в связи с чем возник ряд новых историч кафедр и институтов. Крупнейшие универы начали выпускать серийные историч публикации. В 1852 г. был создан Германский Национ музей в Нюрнберге, где за короткое время удалось собрать значительное количество культурно-исторических экспонатов. Начал выходить ряд новых периодич изданий по проблемам истории. Среди них особенно выделялся ведущий орган немец историографии «Исторический журнал»(с 1859 г. в Мюнхене). Но сама структура немецк историч науки оставалась федералистской, в империи не существовало координирующих центров историч исследований. Тем не менее немецкая историч мысль в 1850-1860-х гг. получила сильный толчок, что было связано с вопросом политического объединения Германии. В историографии это привело к формированию двух направлений: малогерманского (сторонники прусской ориентации) и великогерманской (сторонники австрийской ориентации). В то же время во многом под воздействием идей позитивизма в Германии оформляется и историко-экономическое направление. Однако в отличие от других ведущих государств Запада в Германии в академических кругах позитивизм широкого распространения не получил. Кроме того, немец историки постоянно находились в оппозиции по отношению к позитивизму, продолжая развивать идеи и методологические подходы Л.Ранке. Малогерманская историческая школа. Господств. положение в немец буржуазной историографии вт пол XIX в. занимали малогерманские историки, получившие такое название за активное участие в политич борьбе вокруг объединения Германии под руководством Пруссии и после 1871 г. ставшие официозной исторической школой Прусско-Германской империи. Признанные лидеры школы - И.Г. Дройзен, Г. фон Зибель и Г. фон Трейчке. К малогерманцам примыкал и ряд других видных историков, среди которых был и крупнейший исследователь античности Т. Моммзен, в отличие от прочих малогерманцев сохранивший либеральные воззрения и после создания Германской империи. Школа была «политической».На историю её представители смотрели как на средство пропаганды своих политич идей. И. Г. Дройзен (1808-1884) происходил из семьи бедного гарнизонного пастора провинц. городка и уже в детстве в его сознание были заложены сохраненные на всю жизнь идеи лютеранства и пруссачества. Занимался проблемами античности, опубликовал «Историю Александра Великого», затем двухтомная «История эллинизма». Уже в этих первых работах расценивал проведенное военным путем объединение мелких греческих гос-в вокруг Македонии как образец национального объединения. После перехода в Берлинский университет он создаёт свой основной труд «История прусской политики» (14 т., 1855-1886), в кот. преследует чисто политическую цель – доказать провиденциальную роль Пруссии в судьбе Германии не только в новое время, но и в средние века. Ярый противник позитивизма, на первое место в историч. исследованиях выдвигает сознание, с помощью которого историк может понять прошлое. Количественные методы позитивистов он отрицает, заявляя, что никакие законы истории не могут быть выведены ни из статистики, ни из психологии массы, ни из географических условий. Несмотря на использование критич метода, являлся творцом романтической «прусской легенды», ничего общего не имеющего с историей. Великогерманская историч школа. Политическими оппонентами малогерманцев в истории были представители великогерманской школы.Главный центр - Вена, где в 1854 г. по образцу французской «Школы хартий» был создан «Исторический институт», занимавшийся критич изучением средневековых архивных документов. Вокруг института сложилась сильная школа источниковедов и палеографов - Т. Зикель, Ю. Фиккер. Другой центр школы - Венская академия наук и Инсбрукский универ, где долгое время был профессором Фиккер. К австрийской великогерманской школе примыкали И.Ф. Бёмер,К. А. Корнелиус, О. Лоренц и др. Так же как и малогерманцы, эти историки были открытыми сторонниками тенденциозного освещения истории и рассматривали историю Германии с позиции апологии Австрии как носительницы средневековых имперских традиций. Самый авторитетный - профессор Инсбрукского университета Ю. Фиккер (1826-1902), работы по истории средневек нем и итальянск права принесли известность благодаря богатству содержавшегося в них фактического материала и тщательности обработки источников. Весьма ценными для своего времени были и его «Очерки по источниковедению». Являлся ревностным приверженцем Габсбургской династии и участвовал добровольцем в войне против Пруссии, считая Австрийскую империю с ее многонациональным составом лучшим гарантом национальных и международных интересов Германии. Наиболее полно свою историч концепцию изложил во время ожесточенной 4х летней дискуссии с Зибелем о значении средневековой Германской империи и её внешней политики для последующей исторической судьбы немцев.Дискуссия Зибеля и Фиккера была не совсем обычным столкновением различных точек зрения, независимо от их политических или научных устремлений. Речь шла о противоборстве двух давних принципиальных тенденций немецкой историографии по проблеме возникновения германского государства. Первая тенденция исходила из чисто националистической позиции: решающее значение в возникновении государства придавалось «немецкому народному духу». Представители второй считали создание гос-ва следствием лишь династической политики, делом рук отдельных правителей, наследниками которых являлись якобы только Габсбурги. Великогерманская школа как политическое направление в историографии утратила смысл своего существования после австро-прусской войны 1866 г. и окончательного исключения Австрии из единой Германии. В качестве её преемников и наследников в к. XIX в. выступили католические историки, в основном группировавшиеся вне Пруссии. Основная идея этой «школы» заключалась в прославлении католической церкви. Наиболее известные из них: мюнхенский историк И. Гёррес, И. Дёллингер, И. Ф. Бёмер. Самым кр предст-м был И. Янсен (1829-1891), католический теолог, затем историк. В 1860 г. принял сан священника. Его основной труд «История германского народа на исходе средних веков» (период с XV в. до начала Тридцатилетней войны). Анализируя историч опыт Реформации и Крестьянской войны, стремится доказать необходимость и полезность католическ идеологии как средства спасения от социальных революций.Осуждает Реформацию как великое бедствие для Германии, отрицает ее связь с интересами крестьянства, доказывает, что немецкие крестьяне, в том числе и крепостные, в XV-XVI вв. жили здоровой патриархальной жизнью, не зная эксплуатации, и что в их среде не могло быть недовольства церковью. Источником такого недовольства считает только города, где жажда наживы, постепенно распространявшиеся и на деревню.Наступило время социальной и моральной деградации. Так образ, источником всех «бед», обрушившихся на Германию в н. XVI в., Янсен в конечном итоге считает городской капиталистический дух. Его работа опирается на широкий материал источников и внешне стоит на реальной почве фактов, она крайне пронизана романтизацией «доброго старого времени». Культурно-историческое направление. Зачинателем нового культурно-исторического направления в немецкой историографии являлся Я. Буркгардт (1818-1897). Был учеником Ранке. Однако Буркгардт не только не воспринял строгого научно-критического подхода Ранке к источнику, но и занял по отношению к нему достаточно враждебную позицию. В противоположность школе Ранке, он выдвигал на первый план не гос-о и политич историю, а историю духовной и отчасти материальной к-ры челов-ва. В ранний период творчества видел суть историч прогресса в раскрытии возможностей личности. Считая, что история представляет собой взаимодействие гос-ва, религии и культуры, особо важную роль он отводил последней, поскольку именно в к-ре человеч дух раскрывался наиболее полно. Подробно такая концепция была изложена в работе «История Ренессанса в Италии». Одним из первых среди историков попытался на основе воссоздания быта и нравов описываемой эпохи, характеристики взглядов её выдающихся представителей выявить свойственный Возрождению и охватывающий все его аспекты тип к-ры. Само возникновение Ренессанса считал загадочным феноменом взлёта человеч духа. Это было связано с его общеисторической концепцией, согласно которой история есть смена культур на основе «высших и непостижимых законов жизни». Историко-правовое направление. Во вт пол XIX в. в немецкой историографии по-прежнему видное место занимала историч школа права. Г.Л. фон Маурер (1790-1874). Главным исследованием, в котором Маурер излагает свою марковую теорию, является 12-ти томная работа, посвящённая строю немецкой марки, двора, села и города..Марковая, или общинная теория, в создании которой, помимо Маурера, принимали участие и другие историки и экономисты (Ганссен, Рошер, Зибель), легла в основу тех представлений о происхождении феодализма и развития аграрных отношений в средние века, которые на несколько десятилетий сделались господствующими в западноевропейской историографии.
29. Малогерманская историческая школа. Господств. положение в немец буржуазной историографии вт пол XIX в. занимали малогерманские историки, получившие такое название за активное участие в политич борьбе вокруг объединения Германии под руководством Пруссии и после 1871 г. ставшие официозной исторической школой Прусско-Германской империи. Признанные лидеры школы - И.Г. Дройзен, Г. фон Зибель и Г. фон Трейчке. К малогерманцам примыкал и ряд других видных историков, среди которых был и крупнейший исследователь античности Т. Моммзен, в отличие от прочих малогерманцев сохранивший либеральные воззрения и после создания Германской империи. Школа была «политической» в том смысле, что она открыто требовала от историков политической тенденциозности. На историю её представители смотрели как на средство пропаганды своих политич идей. И. Г. Дройзен (1808-1884) происходил из семьи бедного гарнизонного пастора провинц. городка и уже в детстве в его сознание были заложены сохраненные на всю жизнь идеи лютеранства и пруссачества. Став профессором в Кильском университете, обратился к изучению нового времени и создал двухтомные «Лекции по освободительным войнам». После перехода в Берлинский университет он создаёт свой основной труд «История прусской политики» (14 т., 1855-1886), в кот. преследует чисто политическую цель – доказать провиденциальную роль Пруссии в судьбе Германии не только в новое время, но и в средние века. Ярый противник позитивизма, на первое место в историч. исследованиях выдвигает сознание, с помощью которого историк может понять прошлое. Количественные методы позитивистов он отрицает, заявляя, что никакие законы истории не могут быть выведены ни из статистики, ни из психологии массы, ни из географических условий. Несмотря на использование критич метода, являлся творцом романтической «прусской легенды», ничего общего не имеющего с историей. Яркий Генрих фон Зибель (1817-1895). Он родился в Дюссельдорфе в семье крупного прусского чиновника, учился в Берлинском университете у Савиньи и Ранке. В 1875 г. его пригласили в Берлин на должность директора Прусского гос. архива. Был членом Баварской Академии наук и с 1859 г. гл ред созданного им первого общегерманского «Историч журнала». Будучи признанным вождем малогерманской школы, он в некоторых вопросах занимал более прогрессивные позиции, чем такие ее представители, как Дройзен и Трейчке. Начал свою деятельность как медиевист, но затем под влиянием событий 1848 г. и последующей политич борьбы переключился на сюжеты новой истории. С к. 1830-х годов активно участвовал в политической жизни. Для Зибеля история всегда была полем боя, на котором решались спорные вопросы современной политики. Отвергая объективизм Ранке. Однако он не хотел видеть связи между политической тенденцией историка и его классовой идеологией. В отличие от ортодоксальных ранкеанцев, сближал историю в смысле ее познавательных возможностей с естественными науками, считая, что она также «способна достичь точного знания». Вместе с тем гораздо отчетливее, чем позитивисты, видел различия между историком и естествоиспытателем. Он правильно заметил, что в отличие от натуралиста историк имеет дело не только с материальными явлениями, кот поддаются чувственному восприятию, но также с настроениями, мыслями и поступками людей, да еще живших в далеком прошлом, которые не могут быть предметом непосредственного чувственного опыта исследования. Обо всем историк узнает из свидетельств третьих лиц, часто недостаточно достоверных, т. к. они страдают субъективностью, а иногда и прямо лживы. Зибель в отличие от Ранке, признавал наличие в истории общей объективной закономерности. Как и позитивисты признавал закон всеобщей эволюции и общественного прогресса, но понимал его также чисто идеалистически, как прогресс политических форм, вершиной которого он считал прусскую монархию. Культурно-историческое направление. представителем историко-культурного направления создавшим свою школу являлся Карл Лапрехт (1856-1915). Первоначально занимался хоз историей, затем под влиянием идей Бокля, Тэна, Дарвина он поставил своей задачей поднять историю до уровня подлинной науки, устанавливающей непреложные законы развития. Его труд «Немецкая история» в 12 томах. Вся история немецкого народа как последовательная смена определённых «социально-психологических типов». Обществен. разв-ие проходит стадии: 1) символическую (доклассовое общество), 2) типическую (раннее средневековье), 3) конвенциональную (позднее средневековье), 4) индивидуалистическую (эпоха Ренессанса и Просвещения), 5) субъективную (эпоха Романтизма), после чего наступает эпоха «социально-психологическая», обусловленная промышленной революцией. Важность социально-психологических исследований в истории он подчёркивает в другой своей работе «Новая историческая наука», в кот заявляет, что история не что иное, как прикладная психология, поэтому для понимания историч развития очень важной составной явл теоретическая психология. Историко-экономическое направление. С 1870-х гг. в немецк историографии начинает усиливаться историко-экономическое направление, в центре внимания которого оказались процессы, происходившие в базисе общества. Его формирование было обусловлено ростом социальной борьбы и распространением марксизма. Марксистская концепция соц-экон разв-я общ-а была призвана доказать извечность частной собственности и обосновать такое понимание исторического процесса, по которому капитализм представал как завершение истории человечества. Представители этого направления выступали как сторонники реформ для смягчения обострившихся соц противоречий. Во имя сохранения капитализма они пропагандировали активную соц политику и усиление прямого гос вмешательства в экономич сферу деятельности. Для распространения своих взглядов они создали в 1872 г. Союз социальной политики, просуществовавший до первых лет фашизма. Во многом оно было близко к позитивизму, но вместе с тем находилось и под заметным влиянием традиционной для немецкой историографии идеи органического развития общества, почерпнутой из арсенала исторической школы права. В исследованиях ученых этой школы подчеркивалось особо важное значение экономики как спец предмета научного изучения. Впервые попытались дать периодизацию истории по экономич критерию. Сделал это еще представитель старой школы Б. Хильдебранд, разделивший всю историю на три периода, исходя из типа хозяйства: натуральное, денежное и кредитное хозяйство. Историко-экономическое направление имело своим предшественником «историческую школу в политэкономии», которая возникла в Германии в 40-е годы XIX в. и выступила с критикой классич буржуазной политич экономии А. Смита. Густав Шмоллер (1838-1917)рук-м Союза соц политики, официальным придворным историографом Бранденбурга, инициатором и руководителем издания знаменитой серии исследований и документов по администр и социально-экономич истории Пруссии - «Прусские акты». Создал «Ежегодник по вопросам законодательства, управления и народного хозяйства». В трудах подробно разработал легенду о «социальной миссии» Гогенцоллернов. Легенда сводилась к тому, что главной причиной перехода от феодального застоя XVI в. к ускоренному развитию капитализма с начала XIX в. была социально-экономич и торговая политика прусских правителей. Видным ученым историко-экономического направления был лейпцигский профессор Карл Бюхер (1847-1930), которому принесла широкую известность работа «Возникновение народного хозяйства» - теоретическая книга, в которой разработал экономическую периодизацию истории, выделив три периода по типу хозяйств: домашнего, городского и народного. Домашним называл полностью обособленное натуральное хозяйство (первобытное, рабовладельческое общество и средневековье на стадии вотчинного хоз-ва). Когда в средние века с развитием городов обмен принимает регулярный, устойчивый характер, наступает период городского хоз-ва. С укреплением политической централизации разобщенные городские хоз-ва превращаются в единое народное хозяйство, которое охватывает уже всю страну. Разработал и периодизацию промышлен производства, в развитии которого различал пять стадий: 1)домашнее производство,2) ремесленное производство по индивидуальным заказам, 3) ремесло, рассчитанное на рынок, 4) домашняя промышленность и 5) фабричное производство. Экономическая периодизация Бюхера в к. XIX –н. ХХ вв. получила широкое распространение в историч и не только немецкой лит-ре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.013 с.) |