Итальянская историография 16 – 18 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итальянская историография 16 – 18 вв.



Последние десятилетия XV в. были свидетелям 

все возрастающих осложнений во внутренней жизни и международном положении Италии. Насильственное подчинение небольших городов-государств крупными и соперничество между последними за преобладание вызывали бесконечные заговоры, восстания, перероты и войны, которые велись силами наемников (кондотьеро» и поглощали огромные средства. Неустойчивость политическ обстановки внутри страны, отсутствие защиты экономических и тересов ее купцов и банкиров во вне снижало деловую активное итальянских предпринимателей, предпочитавших вкладывать в более значительную часть денежных капиталов в земельные имущества. Но особенно катастрофические последствия имело для Италии вмешательство в ее внутренние раздоры сильнейших централизованных государств — Франции и Испании. Политический гнет Испанской монархии, овладевшей в конце концов государствами Северной и Южной Италии. Предвестниками, а в какой то мере и предпосылками упадка". Италии было полное моральное разложение правящих верхов, особенно церковной иерархии во главе с папой. Неудивительно, что лучшие представители гуманистической интеллигенция,, чутко реагируя на первые признаки ухудшения, проникаютс мрачными настроениями. В философских и исторических сочинениях конца XV—начала XVI в. все чаще звучат пессимистические нотки в оценке человеческой природы и творимой человеком истории. Яркие представители Макиавелли и Гвиччардини.

Николо Макиавелли, его три произведения: «Государь» (написан в 1513 г.), «Рассуждения по поводу первой декады Т. Ливия» (написано между 1513 и 1519 гг.), «Флорентийская история» (написана между 1520 и 1525 гг.). В первом обобщены наблюдения Макиавелли над современной ему политической действительностью Италии, последние два являются чисто историческими по характеру. В них он обнаружил замечательное умение связывать опыт прошлого с современностью и делать на этой основе выводы, которые формулированы как исторические закономерности, позволяющие, согласно убеждению автора, понять настоящее и предвидеть будущее.

Организация республик и их сохранение, управление королевствами, военное искусство, суд и т. п. требуют использования исторического опыта: слабость многих итальянских государств проистекает от незнания истории. Макиавелли наглядно показывает огромную роль истории в воспитании будущих государственных деятелей и молодого поколения в целом.

Этот взгляд основан на убеждении Макиавелли в неизменности человеческой природы. Действия людей во все времена определяются двумя аффектами: желанием и страхом. В своих желаниях человек ненасытен; достигнув чего-либо, он стремится к еще большему.По этой причине, а также из страха потерять уже приобретенное, возникает вражда между людьми и войны между государствами. Человек постоянно находится в борьбе: если не по необходимости, то из честолюбия. Таким его создала природа. Человек является силой природы — живущей энергией.

В каждом государстве существует противоположность интересов народа и аристократии Борьба между НИМИ — закон истории, имеющий положительное значение.

 И в других произведениях Макиавелли подчеркивает, что главным, если не единственным, критерием оценок в политике является успех. Высший же закон, которому подчинена жизнь всех государств это неизбежная смена подъемов и падений. История движется по замкнутому кругу; ситуации, которые уже имели место в прошлом, повторяются: идея циклизма.

Такова историческая концепция, которую Макиавелли проводит, обогащая ее новыми соображениями, в своей последней крупной работе — «Флорентийские истории» в восьми книгах, VII).

Значение Макиавелли как историка вовсе не в том,чтоон пустил

в оборот новые материалы или что он дал фактически безупречное изложение событий. Он не подвергает критике свои источники, не сопоставляет их данные. Факты сами по себе не имели значения: они приобретали для него ценность лишь в той мере, в какой из них можно было

сделать выводы. Место, занимаемое Макиавелли в историографии, определяется не фактическим содержанием его работ, а оценками отдельных явлений и общей исторической концепцией, восприятием прошлого и приемами, при помощи которых прошлое ставится на службу интересам настоящего.

Таким образом, причины социальной борьбы и ее последствия интересуют историка в первую очередь. история выступает у него как естественнаяисториялюдей.

Первым критиком Макиавелли был его младший современник Франческо Как и почти все гуманист" Гвиччардини сочиняет длинные речи военных и политических руководителей. У Макиавелли тоже немало таких речей, но он содержат его, так сказать, «философию истории» и не навязывают читателю его понимания и оценки каждого отдельного события, вызвавшего ту или иную речь. Гвиччардини же пользуете этим литературным приемом для того, чтобы таким образом придать больше убедительности своему собственному объяснению причин, следствий и смысла определенного исторического явления, он ненавидел папство и презирал церковную иерархию, Как историк он действительно проявляет боль шую независимость суждений. Важнейшие исторические события нередко объясняются весьма примитивно, интригами отдельных лиц или политически групп, в действиях которых историк видит только своекорыстные мотивы — жажду денег, власти, могущества и т. п. Таким образом, движущими силами истории для Гвиччардини являются только «правители», мотивы их действий — это честолюбие, мимолетные желания, исход политической деятельности определяется игрою случая, «фортуной».

Паоло Джовио. Главный его труд, доставивший ему широкую известность, — «История своего времени» выходил по мере написания, небольшими частями. Кроме того, ему принадлежит ряд биографий, больших и малых («Е, «Комментарии о турецких делах» и несколько более мелких произведений. Джовио больше всего внимания уделял политически событиям, излагая их к тому же довольно поверхностно, без по, пыток выяснить их отдаленные причины и следствия.

Фра Паоло Сарпи, родом из Венеции, монах ордена сервитов, был одним из ученейших людей своего времени. Трактаты Сарпи, направленные против папства, иезуитов и их реакционной политики, доставили ему известность и влияние в протестантских кругах Европы Главную славу Сарпи как борца против папизма и «величайшего историка своей эпохи» (Сальваторелли) составляет его

«История Тридентского собора».

Гвиччардини (1483—1540). В своих «Размышлениях по поводу рассуждений Макиавелли о первой декаде Тита Ливия» и в «Воспоминаниях» Гвиччардини осмеивает манеру Макиавелли устанавливать исторические законы на основании опыта древних римлян. По мнению

Гвиччардини относится с презрением к демократическому образу правления и ненавидит народ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)