Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская историография всеобщей истории вт. п. 19 в.
В области профессиональных исторических исследований, в частности по проблемам новой истории, ведущая роль принадлежала либеральному течению. Русская либеральная историография новой истории складывалась на методологической основе позитивизма. Впоследствии это сказалось в повышенном интересе к материальным условиям исторического процесса. Оставаясь идеалистами в объяснении истории в целом, русские либеральные ученые обращали преимущественное внимание на сферу социально-экономических отношений, подчеркивали их важную роль в жизни общества. Высшим достижением в методологических поисках русских либеральных историков стало усвоение некоторыми из них I отдельных положений материалистического понимания истории. Главной была проблема революционных движений на Западе, в особенности история великой фр.революции. Новая история как науч. дисциплина складывалась в России преимущественно как история западноевроп. революций. При этом особое внимание уделялось социально-экон. стороне процесса революции, прежде всего аграрным отношениям. С деятельностью ведущего в русской либеральной ист-фии всеобщей истории соц-эк направления были связаны наиб. значит.успехи в изучении новой истории, выдвинувшие русскую науку на мировой уровень. Главными центрами изучения новой истории в России во второй половине 19 века являлись университеты. Зачинатели систематического изучения и преподавания новой истории в русских университетах принадлежали преимущественно к либеральному течению в историографии. Первым среди них должен быть назван профессор Харьковского университета Михаил Назарьевич Петров (1826—1887), преподаватель, испытавший известное влияние прогрессивных идей своего времени, Петров выступил несомненным новатором в науке. Свидетельство тому — его докторская диссертация «Новейшая национальная историография в Германии и Ангдии_ и Франции». Это был первый систематический критический анализ западноевропейской историографии XIX в., пронизанный убеждением в неразрывной связи истории и жизни. Отмечая, что в историографии отражаются господствующее настроение, характер времени и нации, Петров подчеркивал, что в оценке исторических явлений «более чем где-нибудь заметно направление общества, его желания, цели и идеалы». Автор сделал немало метких наблюдений, обнаруживающих понимание социальной обусловленности исторического познания и активной роли истории в идейно-политической жизни общества. Такова, например, его оценка романтической историографии как дворянской реакции на идеи Просвещения и Французской революции. Явственно проявившийся у Петрова интерес к революционным движениям как переломным моментам истории особенно рельефно обнаруживается в его очерке «Томас Мюнцер. Великая крестьянская война». Петров усматривал в ней кульминационный пункт «немецкой революции XVI в.», а Т. Мюнцера называл «самым оригинальным и даровитым» из ее вождей. С обращения к этой переломной в истории Германии эпохе начинаются изучение и преподавание новой истории и в Петербургском университете. Василий Васильевич Бауэр «Стал здесь читать курсы по новой истории, уделяя особое внимание Реформации и Германии. В лекционном курсе «История германо-романского мира в XV и XVI столетиях. Реформационная эпоха» и монографии «Так называемая „Реформация императора Фридриха III». Политический памфлет конца XV столетия», опубликованных в первом томе его «Лекций по новой истории», Бауэр обосновывал оригинальную концепцию Реформации, основывающуюся на признании ёё закономерного характера и всемирно-исторического значения. Вместе с тем он не скрывал своего враждебного отношения к народным движениям в этот период, усматривая в их «необузданности» «все несчастье Германии». В соответствии с таким пониманием новой истории интересы названных ученых сосредоточивались главным образом на исследовании социально-экономических отношений, а также на таких событиях, имевших мировое значение, как европейская Реформация, Английская революция XVII в. и в особенности Великая фран-цузская революция, ставших важнейшими вехами в процессе ликвидации феодализма, и утверждения буржуазных отношении..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.004 с.) |