Итальянская средневековая историография 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итальянская средневековая историография



Италия раннего средневековья отличалась в экономическом культурном отношениях рядом особенностей, которые наложи отпечаток на ее историографию.

В Италии никогда не замирал пульс городской жизни. По окончании варварских вторжений многие города превратились в оживленные центры торговли и ремесла. Поэтому здесь ранее, началась борьба городов против духовных и светских сеньоров, которая привела к возникновению независимых городских коммун.

В связи с этим находится и сравнительно высокий уровень, которого рано достигла в Италии светская городская культура. Итальянское духовенство не владело монополией на образование, и монастыри не являлись единственными центрами литератур­ной деятельности, существовали частные светские школы, в которых учителя-миряне за плату обучали молодежь грамма­тике, истории, праву и «искусству письма». Этим и объясняется наличие среди авторов итальянских хроник значительного числа мирян-нотариев, судей, учителей, чего не было больше нигде в Европе по крайней мере до середины XIV в.

Развитие историографии в Италии XI—XIII вв. определялось региональными особенностями южных, центральных и северных областей страны. В Южной Италии было сильно влияние визан­тийской и арабской культуры; Для Северной Италии наиболее характерной особенностью являлся ранний экономиче­ский и политический подъем городов, их ожесточенная борьба с германскими королями за свою свободу, а затем внутренняя борьба партий гвельфов и гибеллинов. Средняя Италия, определяющее значение имел Рим, резиденция пап, рели­гиозный центр для католических стран и центр политических интриг во всем тогдашнем мире. Римские хроники принадлежат к числу самых скудных по содержанию и грубых по форме произведений этого рода. «Папская книга» —сборник биографий пап, написанных разными ав­торами начиная с VIII—XI по XII в., для более ранних перио­дов представляет перечень имен и большей частью апо­крифических сведений, Единственный культурный центр Папской области — Монтекассинский монастырь — до середины XI в. не имел даже своей библиотеки.

Лев Марсиканский является автором «Хроники Монтекассинского монастыря», едва ли не единственного произ­ведения конца XI—начала XII в., заслуживающего как истори­ческий источник высокой оценки. Лев значительно расширил поставленную перед ним задачу. Изучая дарственные грамоты и привилегии, в разное

время полученные монастырем от пап, императоров, князей т. д., он втянулся в чисто историческую работу по выяснению: различных обстоятельств, которыми были вызваны те или иные дарения, для чего им были использованы многие не дошедши до нас материалы. При этом он проявил редкую по тем времена добросовестность. По-видимому, даже многочисленные рассказ о «чудесах» он не выдумывал, а списывал из своих источников, его преемнике Петре Диаконе, который довел изложение до 1138 г., заполнив последние две книг_ «Хроники» фальсифицированными документами и многими со­мнительными или просто вымышленными данными. – защита интересов папства. Исключением является Готфрид Витербский, его большие его исторические труды «Пантеон» и «Зерцало царей», написаны прозой пополам со стихами. разныг издания своих трудов то императору, то папе, то обоим вмест (например, «Пантеон» в последней редакции 1187—1190 гг.).

Автор не раз указывает, что он предназначает свои исторические произведения не столько для взрослых,сколько для юношества.                                4

Что касается фактического материала, то большую часть его Готфрид Витербский просто списал у Оттона Фрейзингенского, причем, называя множество мнимых источников, он именно этот, настоящий источник тщательно скрывает. Произведения Готфрида Витербского, получившие к XIII в. широчайшее распространение, являются ярким свидетельством низкого уровня среднеитальянской исторической литературы.92

Несравненно более благоприятное впечатление оставляет про­дукция историков Южной Италии. Здесь в первую очередь дол­жен быть назван Амат, ранее монах Монтекассинского монастыря, его «История норманов» основана главным образом на устной традиции, а для 60—80-х годов XI в. — и на собствен­ных наблюдениях. Изложение начинается справкой о происхождении норманов, которых Амат выводит из «острова Нора»; 93 далее идет рассказ о морских экспедициях норманов вокруг всей Европы, особенно подробный с момента их высадки в Южной Италии, доведенный до смерти князя Капуи Ричарда (1078).

Самым замечательным произведением южноитальянской историографии в XII в. является «Книга о Сицилийском королевстве Гуго Фальканда, Главный интерес его произведения составляет конституция Сицилийского королевства, муниципальный строя - имел доступ к архивам.

Что касается Северной Италии, то именно здесь зародился, как уже отмечалось выше, новый вид исторических произведений городские хроники и анналы, авторы городских хроник, отразили в них не только бурную эпоху ста­новления городских республик и их кровопролитные войны с им­ператорами, феодалами и городами-конкурентами, но и внутрен­нюю классовую и партийную борьбу. Наряду с крупными комму­нами — Миланом, Генуей, Пизой, Венецией, Флоренцией, даже самые мелкие города — Лоди, Пьяченца, Брешия и др., выдви­гают своих местных историков. Анналы и хроники, отражающие новые тенденции развития, появляются в Милане уже в XI в., во Флоренции — с 1110 г., в Пьяченце — с ИЗО г., в Пизе — с 1136 г., в Генуе — с 1152 г. и т. д.

Автор первой миланской хроники диакон Арнульф начинает свое изложение с образа политического правления в Италии X в., главным же содержанием его труда является исто­рия борьбы между высшей знатью и мелкими город­скими феодалами-вальвассорами. «Миланскую историю» Ландульфа, о периоде 1045—1085 гг. Ландульф пишет как очевидец и участниксобытий. С конца XI в. возникают анналы Венеции, Генуи, Пизы, ко­торые легли в основу позднейших городских хроник. Наиболее' замечательна серия анналов, которые по поручению правительства Генуи велись в этом городе непрерывно в течение XII и! XIII вв. Инициатором серии был видный представитель правя­щих кругов Генуи и военный деятель Каффаро. Серию генуэзских анналов закончил в конце XIII в. Джакомо Дориа, который превзошел всех своих предшествен­ников, включая и Каффаро, ясностью мысли, хорошим стилем, интересными данными о политическом устройстве республики, об организации ее войска, флота и финансов. Отмеченные особенности историографии в трех районах Ита­лии получили дальнейшее развитие в XIII столетии.

талантливых историков, но они не стали завоеванием целой школы или направления, не были закреплены в каком-либо тео­ретическом произведении. Поэтому они и не могли стать исход­ным моментом дальнейшего подъема средневековой историогра­фии, ни нарушить ее характерных, типичных особенностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.004 с.)