Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая средневековая историография

Поиск

Образ-е варварских гос-в на развалинах Зап-Римской империи происходило в условиях значит понижения дух к-ры. Происходит быстрое угасание античной традиции.

 Расцвет историографии в каролингск п-д. Слияние церковн и светских элементов особенно отчетливо. В эпоху Карла Великого упорядочение и объедин-е разл историограф мат-в. В Германии с к. 9 в. вместо королевского развивается локальн монастырское летописание. Историографич активность проявлялась в создании биографий, всемирных хроник, монографич произв-й, особенно житийной лит-ры. С к. 9 в. политич обстановка во Франкском гос-ве ухудшается, тематика мельчает, ухудшается язык и стиль историч произв-й, практически не обращаются к античным трудам. Одним из исключений в Германии Видукинд (919—973), автор «Саксонской истории». Большую часть жизни Видукинд провел в Корвейском монастыре и не имел никакого отношения ни к дипломатии, ни к военным подвигам героев своего исторического повествования Генриха I и Оттона I.

       К к. 10 века влияние каролингского Ренессанса в обл к-ры и историографии было полностью исчерпано.

       В Германии стимулом к оживлению историч работы послужили, с одной стороны, конфликт между империей и пап­ством и обусловленная им внутриполитическая борьба, с дру­гой - агрессия германских феодалов против славян и литовско-латвийских племен Прибалтики с целью завоевания и колониза­ции их земель. При этом в порядке своеобразного разделения труда западногерманские хронисты (Ламперт Герсфельдский, Фрутольф Михельсбергский, Эккегардт из Аура, Оттон Фрейзин­генский и др.) сосредоточили внимание на пер­вой теме, а восточногерманские (Адам Бременский, Гельмольд, Арнольд Любекский) - на второй.

       Ламперт составил «Анналы» в которых события от «сотворения мира» и примерно до сер XI в. изложены очень кратко, главным образом на основании материалов Исидора, Беды и старых анналов Герсфельдского и Фульдского монасты­рей. Язык и и стиль «Анналов», которые отличаются почти классической ясностью и выразительностью, обнаруживая влияние
Ливия, отчасти Аммиана Марцеллина и Саллюстия, привлекли
к этому произведению внимание немецких гуманистов. С этого времени
и почти до конца XIX в. все перипетии борьбы Генриха IV и
Григория VII, в частности знаменитое свидание в Каноссе, излагались по Ламперту. Но уже Ранке показал, что Ламперт
искажалфакты. «Анналы» являются «ско­рее плодом упражнений стилиста, чем историка».

       Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» Первая книга «Деяний» представляет краткий обзор истории восточных германцев от завоевания Саксонии Карлом Великим и до 936 г. У Адама впервые упоминается Винланд- страна на восточном побережье североамериканского континента. На страницах своего сочи­нения присоединил к Германии все без исключения западно­славянские земли, определив тем самым размеры аппетитов гер­манских феодалов. Относится довольно критически к действиям германских феода­лов и проповедников христианства в славянских землях.). Является большим мастером историч портрета.

       Гельмольд (ум. ок. 1177), был менее образованным историком, чем Адам Бременский, но он знал славянский язык и был лучше осведом­лен о характере и методах германской «колонизации» на землях поморских славян. Рисуя картину массового истребления и на­сильственного онемечения и порабощения уцелевших славян, сожжения их деревень, захвата их земель, не скрывает своего отрицательного отношения к подобным методам колониза­ции. Однако это не мешает ему прославлять главных организато­ров этих злодеяний — Генриха Льва и др.

       Известнейший хронист XII в. Оттон, епископ Фрейзингенский (1111 —1158) внук императора Генриха IV и дядей другого германского императора Фридриха I Барбароссы. Выполнял ряд поручений императора и был в курсе всех тогдашних политических и церковных дел. Хроника «О двух государствах». Основн линия труда - противопоставление двух царств: «царства божьего» и царства земного, в основе которого лежит историческая концепция, созданная ранее Августином. Мудрый человек должен удаляться от земных дел и обращать свой взор к неизменному и вечному «государству божьему», ибо существуют два царства: одно - временное, другое - вечное.

       Об античности знает очень мало в отличии от Августина.Е го книга ставит определенную моральную цель - научить людей презирать все радости мира. У него мы находим продолжение и развитие идеи Августина о значении христианского государства, Римской империи как охранительницы церкви. У Оттона  отсутствует представление о начале средневековья. Никакого разрыва между античной историей и средневековьем, как это понимали позднейшие поколения, он не знает. Изложение истории Римской империи ведется непрерывно - от ее начала и до Фридриха Барбароссы.
Он утверждает, что когда прекратилась империя на Западе, она была перенесена на Восток.
       Считал, что происходит «перенесение» империи сначала из Рима в Константинополь, затем - второе «перенесение», из Константинополя к франкам. Правда, после этого следуют упадок и смута во Франкском государстве, но потом империя восстанавливается в восточной части Франкского государства, где жители говорят на «тевтонском языке» и куда переходит светская власть бывшей Римской империи. Так обр, старается доказать, что титул римского императора передается через Константинополь и франков в «Священную Римскую империю германской нации». Поэтому для него весь период, последовавший за падением Рима, и то время, в которое он жил, представляются продолжением Римской империи. Он признает, что эта новая Римская империя кое в чем отличается от старой. Именно когда Константин перенес столицу в Константинополь, он уступил западную часть империи папе. Так обр, римский император передал светскую власть в Риме папе, и папа в течение многих лет обладал полнотой светской власти в городе (т. е. Риме).
       Централ? истории для него является отношение церкви и гос-ва. Отношения между церковью и гос-вом - постепенное ослабление римского гос-ва и неуклонный рост могущества церкви. Самым значительным ударом по могуществу империи и, наоборот, моментом, возвышающим церковь, Оттон Фрейзингенский считает «Константинов дар».
Будущее развитие человечества: Римская империя идет к концу, стало быть, идет к концу и мир, потому что Римская империя — последняя светская империя в мире. Конец Римской империи будет концом земного мира. Мир глубоко стар. Обновление мира мыслит в виде наступления «царства божьего», т. е. царства небесного.
       Существует значительная разница между хроникой и его «Историей императора Фридриха I»,2, где он описывает события либо на основании того, что он сам видел, либо на основании рассказов свидетелей событий. Здесь и язык, и стиль меняются, все изложение делается гораздо живее.
       Нельзя сказать, что у средневековых писателей совершенно отсутствовала критика источников. Иногда они пытались выбирать между одним и другим источником, иногда указывали на малую правдоподобность того или иного повествования, иногда предоставляли читателю выбрать тот или другой вариант излагаемого хода событий. Оттон Фрейзингенский в «Книга о двух государствах» — приводит мнения многих лиц, которые уже в его время, в XII в., задолго до того, как «Константинов дар» был разоблачен Лоренцо Валлой, подвергали сомнению подлинность этого документа. Он излагает даже доказательства своих противников.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.007 с.)