Источники по истории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники по истории Казахстана



Факультет истории и права

Утверждаю

Декан факультета

________ Абулкасова Д.Б.

«___»__________ 2011г.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Источники по истории Казахстана

По кредитной технологии обучения

специальность 5В011400 – история,

5В020300 - «история»

форма обучения - дневная, бакалавриат

 

 

Курс – 3

Семестр – 6

Количество кредитов - 3

Лекции –30 часов

Практические занятия – 15 часов

СРСП – 45 часов

СРС - 45

Экзамен –в 6 семестре

Всего – 135 часов

 

Уральск 2011

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составлен на основании ГОСО РК и типовой учебной программы Источники по истории Казахстана – для студентов специальности 050203 «История». Алматы, 2007г.

3 корпус 409 аудитория.

 

Составитель: к.и.н., преподаватель Тукешева Н.М.

 

 

Рассмотрен на заседании кафедры истории Республики Казахстан

Протокол № ___ от «»_декабря_ 2010 г.

 

Зам.зав. кафедрой ______________ Бактыгулова Б.Н.

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Рассмотрен на заседании учебно-методического совета факультета истории и права __ Протокол № _5_ от «18»_декабря_ 2011 г.

 

Председатель УМС факультета _________ Мырзабаева Б.М.

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составлен на основании ГОСО РК и типовой учебной программы Источники по истории Казахстана – для студентов специальности 050203 «История». Алматы, 2007г.

Программа обучения по дисциплине

Данные о преподавателе

Ф.И.О.: Тукешева Назгуль Мукатаевна преподаватель кафедры Истории РК ЗКГУ им. Утемисова

Офис: кафедра Истории РК

Адрес: ул. Сарайшык, 34 каб. 409

Телефон: 51 04 69

 

1.2 Данные о дисциплине

Источники по истории Казахстана:

Семестры состоят из 15 учебных недель. В 1 семестре 3 кредит-часа, каждый состоит из одного контактного часа (лекция, практика) и 2 часов самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП, СРС).

 

6 семестр

Занятия Время Занятия Время проведения
Контактный час 1 (лекция 1) 50 мин СРСП практическое занятие 50 мин
Контактный час 2 (практика) 50 мин СРСП (практическое занятие) 50 мин
Контактный час 1 (лекция 1) 50 мин СРСП практическое занятие 50 мин

 

 

Количество кредитов – 3

Место проведения: учебный корпус № 3, по расписанию

 

1.3 Выписка из учебного плана

Курс Семестр Кредиты Лекции Семинары СРСП СРС Всего Форма контроля
                Экзамен

 

Введение

Краткое описание курса:

Исторический источник – это результата информационной деятельности, включающий отбор, накопление, переработку и кодирование информации, операции её хранения и передачи. Исторический источник явяляется объектом межсубъективного взаимодействия, т.к. именно он обеспечивает преемственность в истории, выполняет различные функции, среди которых можно выделить целенаправленного воздействия на характер исследования, научной адаптации в системе социальной памяти.

При изучении конкретно-исторических событий истории Казахстана необходимо учитывать мировые реалии, тентендии многовекового развития человеческого общества и достижений мировой источниковедческой науки. Для развития отечественной истории на новой стадии, особенно в изучении, переосмыслении противоречивых реалий исторической дейсвительности и учетом сегодняшнего состояния исторической науки системообразцющее значение имеет выработка научного анализа источников по истории Казахстана.

Цели курса: дать соответсвующие современному уровню развития исторической науки знания о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними, воспринимая источник как памятник определенной исторической эпохи.

- овладение студентами необходимыми методами и приёмами исторического исследования, привитие навыков самостоятельной работы с источниками, их обработки и анализа.

- Изучение природы происхождения источников в исторической науке, причины происхождения источников в конкретно социально-исторических условиях, обращение в объект исследования исторического познания гносеологическую природу источников.

- развитие у студентов навыков свободного изложения собственных взглядов на те или иные проблемы и умения отстаивать свои позиции в форме свободной дискуссии.

- развитие у студентов пространственного мышления, умения сопоставлять и анализировать исторический материал.

Задачи курса: является обзор источников по истории Казахстана

- знать конкретные виды источников по истории Казахстана

- иметь представление о принципах классификации источников региональной истории

- способствовать усвоению основ методики источниковедческого анализа

- выработать конкретные навыки при работе над историческими источниками

- выработка самостоятельного осмысления источниковой информации источников по истории Казахстана

 

Пререквизиты История Казахстана, Специальные и вспомогательные исторические дисциплины, архивоведение

Изучение всемирно-исторического процесса, его отдельных сторон или этапов невозможно без источниковедческой работы: сбора, отбора и критики источников – фундамента исторического знания. Это правило обязательно для всех разделов всемирной истории, в том числе и для истории Казахстана. Изучение исторических источников, умение анализировать исторические источники является обязательным условием формирования самостоятельных научных выводов для специалиста-историка.

Постреквизиты Итсория Казхастана, Историография истории Казахстана, теоретическое источниковедение, специальные исторические дисциплины

- овладение студентами необходимых методов и приёмов исторического исследования, привитие навыков самостоятельной работы с источниками, их обработки и анализа.

- развитие у студентов пространственного мышления, умения сопоставлять и анализировать исторический материал.

- овладение методикой анализа внутренней и внешней характерстики источников по истории Казахстана

- умение развивать творческую активность студентов на занятии

- навыки учебно-поисковой работы

Методология курса:

Обучение проводится в основном в виде лекций и практических занятий, а также СРСП, на которых отражается содержание основного учебного материала, и закрепляются практические навыки и умения.

Требования к Вам (студентам): успешное усвоение этого курса невозможно без систематической и постоянной работы, поэтому Вы обязаны посещать все виды занятий, в строго установленные сроки выполнять все виды заданий, принимать активное участие в работе семинаров. На лекции, семинары, СРС-п Вы должны приходить подготовленными в соответствии с темами и вопросами, заданиями данного силлабуса. Ваша оценка по курсу формируется в течении всего семестра и будет складываться за счет баллов, которые Вы получите за все виды работ. Все виды работ являются индивидуальными, и потому баллы будут начисляться индивидуально. За несвоевременное выполнение заданий Вам будут снижены баллы. Не допускается отработки пропущенных занятий, неудовлетворительных оценок. Не допускается пересдача экзаменов с целью повышения балла. За несвоевременную сдачу экзаменов также будут снижаться баллы. Напоминаем: Ваша оценка зависит от того, насколько качественно и своевременно Вы будете выполнять все виды работ по историческому краеведению. Посещение занятий, начисленные баллы будут фиксироваться в журнале учебных занятий. Сотовые телефоны студентов и преподавателей во время занятий должны быть отключены. Любое нарушение кодекса чести студента (списывание с работ другого студента, шпаргалки на экзаменах, использование конспектов другого студента, не проработанная информация из Интернета и электронных учебников и т.д.) наказывается снижением балла за тот вид работы, с которым было связано нарушение кодекса чести.

 

 

1.4 График и содержание занятий

Неделя 1. кредит-час 1.

Тема 1 Вводная лекция

Предмет, цели и задачи источниковедения истории Казахстана. Опре­деление предмета. Связь ее с другими историческими дисциплинами. Вспо­могательные исторические дисци­плины: палеография, историческая хроно­логия, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагис­тика, ге­ральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипло­мати­ка, эпи­графика, историческая география, историография, топонимика, ис­торическая лингвистика. Основные понятия дисциплины.

Становление предмета критического источниковедения. Возник­нове­ние донауч­ного практического источниковедения. Источниковедчес­кая мысль XVIII века. Основные этапы источниковедческой методологии: ра­ционализм, романтизм, позитивизм, культуро­логизм, марксизм, цивилизаци­онно-культурологизм.

СРСП: составитьклассификацию источников в изучении истории Казахстана.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

1. Источники и историография позднесредневекового Казахстана. В кн. Ис­тория Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти т. Т.2. Алматы,: «Атамура», 1997. с.10 - 29.

2. История изучения древней и средневековой истории Казахстана (VΙΙ век до н.э.- начало XIII в. н. э. по письменным источникам). В кн.История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 4-х т. Т.1. Алматы,: «Атамура», 1996. с.45 - 58.

Неделя 1. кредит-час 2.

Неделя 1. кредит-час 3.

Неделя 2. кредит-час 1.

Неделя 2. кредит-час 2.

Неделя 2. кредит-час 3.

Неделя 3. кредит-час 1.

Неделя 3 кредит-час 2.

Неделя 3. кредит-час 3.

Неделя 4. кредит-час 1.

Неделя 4. кредит-час 2.

Неделя 4. кредит-час 3.

Неделя 5. кредит-час 1.

Неделя 5. кредит-час 2.

Тема 7. Арабские источникиХ-ХII вв.

В начале лекции лектор поднимает проблемы полноты и достоверности источников. Им раскрывается содержание арабских источников Х-ХII вв. Ал-Харизми (Хорезми) («Киша картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»). Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гар­дизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Преподаватель акцентирует внимание сту­дентов на исторических условиях возникновения и обстоятельства создания источников. Раскрывает содержание понятия «авторский текст». Знакомит студентов с проблемами текстологии источников, проблемами достоверно­сти источников с методикой источниковедческого синтеза.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений арабских авторов Х-ХII вв.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

1. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XΙΙΙ - XVIII вв. Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

2. История Казахстана в арабских источниках.В 3-х томах. Алматы, Изд-во «Дайк-Пресс», 2005.

3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 4-х т. Т.1. Алматы,: «Атамура», 1996. с.31 - 44.

4. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. Под ред. Асфендиярова С.Д. Алматы, «Казакстан», 1997. - 383с.

Неделя 5. кредит-час 3.

Неделя 6. кредит-час 1.

Тема 7. Арабские источникиХ-ХII вв. (2ч.)

В начале лекции лектор поднимает проблемы полноты и достоверности источников. Им раскрывается содержание арабских источников 1Х-Х1П вв. Ал-Харизми (Хорезми) («Киша картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»). Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гар­дизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Преподаватель акцентирует внимание сту­дентов на исторических условиях возникновения и обстоятельства создания источников. Раскрывает содержание понятия «авторский текст». Знакомит студентов с проблемами текстологии источников, проблемами достоверно­сти источников с методикой источниковедческого синтеза.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений арабских авторов Х-ХII вв.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

1. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XΙΙΙ - XVIII вв. Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

2. История Казахстана в арабских источниках.В 3-х томах. Алматы, Изд-во «Дайк-Пресс», 2005.

3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 4-х т. Т.1. Алматы,: «Атамура», 1996. с.31 - 44.

4. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сборник 1. Под ред. Асфендиярова С.Д. Алматы, «Казакстан», 1997. - 383с.

Неделя 6. кредит-час 2.

Тема 8. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов. (2ч.)

В ходе лекции автор представляет две группы источников по рассматри­ваемой теме.

Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Та­мерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммеда Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений тюркских источников шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

1. История Казахстана в персидских источниках». Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

2. Прошлое Казахстана в источниках и матрериалах. Сборник 1. Под ред. Асфендиярова С.Д. Алматы, «Казакстан», 1997. - 383с.

3. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстанаи Центральной Азии XIII - XVΙΙΙ вв.: (библиографические обзоры). Алматы, «Дайк-Пресс», 2001. - 426с.

4. Бейсембиев Т.К. Значение персо- и тюркоязычных источников в изучении культурных взаимосвязей Средней Азии и Казахстана с Индией в ХVΙ - ХΙХ вв. Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (до­революционный период). Алма-Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

Неделя 6. кредит-час 1.

Неделя 7. кредит-час 1.

Тема 8. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

В ходе лекции преподаватель представляет две группы источников по рассматри­ваемой теме.

Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Та­мерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммеда Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений персидских источников Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена..

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

1. История Казахстана в персидских источниках». Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

2. Прошлое Казахстана в источниках и матрериалах. Сборник 1. Под ред. Асфендиярова С.Д. Алматы, «Казакстан», 1997. - 383с.

3. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстанаи Центральной Азии XIII - XVΙΙΙ вв.: (библиографические обзоры). Алматы, «Дайк-Пресс», 2001. - 426с.

4. Бейсембиев Т.К. Значение персо- и тюркоязычных источников в изучении культурных взаимосвязей Средней Азии и Казахстана с Индией в ХVΙ - ХΙХ вв. Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (до­революционный период). Алма-Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

 

Неделя 7. кредит-час 2.

Тема 9. Позднесредневековая историческая ли­тература

Лекция знакомит студентов огромным пластом позднесредневековых источников, состоящих из трех групп.В первую группу вошли монгольские источники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи». Проблемы атрибуции и тексто­логии.

Во вторую группу вошли арабские источники. Сочинения арабских ав­торов, вошедших в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари. Ибн Батутты. Ибн Халдуна, Мои Арабшаха и др.). здесь объясняются обстоятельства соз­дания и условия возникновения источников, раскрываются проблемы досто­верности источников, поднимаются текстологические проблемы.

Здесь широкое освещение получают сочинения западноевропейских путе­шественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука и др.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы. Проблемы текстологии.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений монгольских источников. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи».

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Неделя 7. кредит-час 3.

Неделя 8. кредит-час 1.

Тема 9. Позднесредневековая историческая ли­тература

Лекция знакомит студентов огромным пластом позднесредневековых источников, состоящих из трех групп.В первую группу вошли монгольские источники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи». Проблемы атрибуции и тексто­логии.

Во вторую группу вошли арабские источники. Сочинения арабских ав­торов, вошедших в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари. Ибн Батутты. Ибн Халдуна, Мои Арабшаха и др.). здесь объясняются обстоятельства соз­дания и условия возникновения источников, раскрываются проблемы досто­верности источников, поднимаются текстологические проблемы.

Здесь широкое освещение получают сочинения западноевропейских путе­шественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука и др.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы. Проблемы текстологии.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

1. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по ис­то­рии и культуре Казахстана и Центральной Азии в XΙΙΙ - XVIII вв. Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

2. «История Казахстана в персидских источниках». Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

3. «История Казахстана в арабских источниках IX – XVI вв.» В трех томах. Алматы: «Дайк-Пресс», 2005.

4. «Қазақстан тарихы туралы түркі тілдес деректемелері». В пяти то­мах. Алматы: «Дайк-Пресс», 2005. Т.3. «Өтеміс қажының «Шыңғыс-намесі» тілінің индекс создігі».

Неделя 8. кредит-час 2.

Неделя 8. кредит-час 3.

Неделя 9. кредит-час 1, 2

Тема 11. Зарубежная нарративная литература XVIIв. (2ч.)

Лекция знакомит слушателей с источниками на европейских языках. На основе анализа зарубежной нарративной исторической литературы препода­ватель раскрывает значение европейских источников XVII в. для изучения истории Казахстана.

СРСП:: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений зарубежной нарративной исторической литературы для изучения истории Казахстана: труды немецких авторов по истории Казахстана.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

1. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в. в 10 т. Алматы, 2005

Неделя 9. кредит-час 3.

Семинар 9. Устное народное творчество как источник по истории Казах­стана.

План:

1. Казахское устное народное творчество как исторический источник.

2. Шежире (летописание) как исторический источник.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений шежире (на выбор любого рода)

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

Марғұлан Ә. Шежіре. Қазақ шежіресі // Қазақ совет энциклопедиясы. - 1978. - Т.12.-595 б.

Муканов М. Из исторического прошлого: (родословная племени ке­рей и уак). - Алматы, 1998г. - 160 с.

Арғынбаев Х., Мұқанов М., Востров В. Қазақ шежіресі хақында. - Алматы, 2000 ж. - 464 б.

Казахские источники по истории XVIII ­ начала ХХ века. В кн. Исто­рия Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти т. Т.2. Ал­маты,: «Атамура», 1997. с.62 - 76.

Көпейұлы М.Ж. Қазақ шежіресі

Құдайберді ұлы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алматы, 1990.

Халид К. Тауарих Хамса.

http://www.samal.kz.

http://www.history.kz.

Неделя 10. кредит-час 1, 2.

Тема 12. Русские источники по истории Казах­стана (2ч.)

Лекция посвящена русским источникам по истории Казахстана. Внима­ние студентов акцентируется на русских летописях: Строгановская летопись (сер. XYII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XYII в.). Преподаватель анализирует архивные и картографические ис­точники о Казахстане.

Преподаватель рассказывает о делопроизводственной российской документа­ции. Он показывает р азвитие делопроизводства в XYII-ХХ вв., особенности составления и оформления деловых бумаг, знакомит студентов с общими принципами источниковедческой критики делопроизводственной документации, уделяя особое внимание комплексному методу изучения де­лопроизводственной документации.

Особое место в лекции занимает вопрос об архивных фондах органов колониальной администрации Российской империи. Здесь освещаются фонды областных, волостных, уездных правлений, судебных органов, поли­цейских, военных учреждений, фонды учреждений Министерства финансов и Министерства земледелия и государственных имуществ, фонды куль­турно-просветительных и бытовых учреждений.

СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений русских летописей: Строгановская летопись (сер. XYII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XYII в.).

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Литература:

1. История Казахстана в русских источниках ХVI-ХХвеков. Т.1. Алматы, 2005

2. История Казахстана в русских источниках ХVI-XXвеков. Т.2. Русские летописи Алматы, 2005

3. История Казахстана в русских источниках ХVI- XX веков. Т.3. Алматы, 2005

4. История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Т.8. Ч.1,2 Ал­маты, 2006

5. История Казахстана в русских источниках ХVI-ХХвеков. Т.10. Алматы, 2005

6. Исин А. Материалы Посольского приказа Русского государства о Казах­ском ханстве в XVI - начала XVII вв. В кн. Вопросы историографии и источ­никоведения Казахстана (дореволюционный период). Алма - Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

Неделя 10. кредит-час 3.

Семинар 10. Зарубежная нарративная литература XVII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Труды немецких авторов по истории Казахстана.

2. Проблемы истории Казахстана в трудах французских авторов.

3. Англоязычные источники по истории Казахстана.

Литература:

2. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.:в 10 т.. Т.1. Алматы, 2005

3. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в. В 10 т. Т.10. Алматы, 2005

4. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.: в 10 т. Т.2. Алматы, 2005

5. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.:в 10 т. Т.4. Алматы, 2005

6. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.: в 10 т. Т.5. Алматы, 2006

7. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.: в 10 т. Т.6. Алматы, 2006

8. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.: в 10 т.. Т.7. Алматы, 2006

9. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.:в 10 т. Т.8. Алматы, 2006

10. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.: в 10 т. Т.9. Алматы, 2006

11. Есмагамбетов К.Л. Что писали о нас на Западе. Алма-Ата, «Казак университет», 1992. -152с.

12. СРСП: Провести источниковедческий анализ и определить ценность сведений зарубежной нарративной исторической литературы для изучения истории Казахстана: трудов французских авторов. Англоязычные источники по истории Казахстана

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Неделя 11. кредит-час 1.

Неделя 11. кредит-час 2.

Тема 14. Периодическая печать как историче­ский источник.

История развития периодической печати в дореволюционный период. Проблема классификации периодической печати. Их внутренняя структура и жанр. Методика установления идейно-политической направленности изда­ний. Цензурная политика в отношении периодической печати в разные ис­торические периоды.

Правительственные издания. Издания буржуазных партий Формирова­ние местной национальной демократической печати. Газеты «Казах», «Тур­кестан уаялаты», «Дала уаялаты», журнал «Айкап» как исторический источ­ник. Русская периодическая печать о Казахстане: «Вестник Европы», «Си­бирский Вестник», «Записки Русского географического общества», «Рус­ский Вестник» и др.

Нелегальная периодическая печать. Особенности источниковедческой критики периодики как исторических источников.

Факторы, определяющие содержание и направленность советской пе­риодической печати. Состав, группировка и анализ материалов, публикуе­мых в периодической печати. Республиканские и областные газеты и жур­налы. Особенности изучения периодической печати.

СРСП: Состав, группировка и анализ материалов, публикуе­мых в периодической печати.

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Неделя 11. кредит-час 3.

Неделя 12. кредит-час 1.

Неделя 12. кредит-час 2.

Неделя 12. кредит-час 3.

Неделя 13. кредит-час 1,2.

Неделя 13. кредит-час 1.

Неделя 14. кредит-час 1

Тема 18. Данные археологии как исторический ис­точник.

Лекция 1. Данные археологии как исторический источник.

В процессе лекции важно показать значение археологии как науки в изучении проблем истории Казахстана, особенно в «бесписьменный» и средневековый периоды. Следует раскрыть специфику археологических ис­точников, проблемы, связанные с его интерпретацией. Преподаватель ак­центирует внимание студентов на том, что многие выводы, сделанные в ис­торической науке, стали возможны благодаря достижениям археологических исследований.

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, становлению и развитию археологиче­ской науки в нашей стране. Преподавателю надлежит рассказать о первых экспе­дициях на территорию Казахстана и первых трудах об истории Казахстана, о тех, кто стоял у истоков развития археологии как науки в Казахстане. В процессе лек­ции последовательно раскрывается комплекс достижений в развитии археологи­ческого изучения указанного региона.

СРСП: Какую роль играют данные археологии в исторической науке?

1. Какую работу выполняли первые археологические экспедиции на терри­тории Казахстана?

2. Кто стоял у истоков археологического изучения Казахстана?

3. Чем был вызван интерес Российской империи к истории Казахстана?

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Неделя 14. кредит-час 2

Тема 18. Данные археологии как исторический ис­точник.

Лекция 2. История археологического изучения Казахстана в советское время и в Республике Казахстан .

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, в советский период. В ходе лекции преподавателем должно быть полностью раскрыта эволюция археологического изучения в Казахстане. Он рассказывает об экспедициях, организованных в пе­риод с момента установления советской власти до крушения Советского Союза, об ученых и других деятелях, имена которых связаны с археологическим изуче­нием Казахстана в советский период.

СРСП: Задание: самостоятельно изучить вопросы: Культурное наследие, государственные программы, формационный подход, цивилизационный подход, инновации, совремнные технологии

СРС: изучение, аннотация основной и дополнительной литературы

Неделя 14. кредит-час 1.

Неделя 15. кредит-час 1, 2.

Неделя 15. кредит-час 1.

Тематика рефератов

1. Археологические памятники как источник

2. Этнографические памятники как источник.

3. Казахстанские архивы.

4. История казахстанских архивов

5. Шежире (летописание) как исторический источник.

6. Опубликованные источники по истории Казахстана.

7. Древнетюркские письменные памятники истории Казахстана.

8. Сочинения римских и византийских авторов по истории Казахстана.

9. Арабские источники 1Х-Х1П вв. по истории Казахстана.

10. «Моңғол құпия шежіресі» («Сокровенное сказание монголов») как источник по истории Казахстана.

11. «Алтын шежіре» («Золотое сказание») как источник по истории Казахстана.

12. Арабские источники позднего средневековья как источник по истории Казахстана.

13. Древнеперсидские источники по истории Казахстана.

14. Персидские источники по истории позднесредневекового Казахстана.

15. Европейские источники по истории Казахстана.

16. Труды Марко Поло

17. Гильом Рубрук

18. Русские источники по истории Казахстана (ХУИ-ХУШ вв.).

19. Сведения русских летописей по истории Казахстана.

20. Источниковедческий анализ дипломатических документов казахских ха­нов.

21. Картографический материал Российской Империи о казахских землях.

22. Сведения о казахах в фундаментальном труде В.Н.Татищева

23. Проекты И.Кириллова как исторический источник.

24. «Дневник» Тевеклева как исторический источник.

25. П.И.Рычков - исследователь казахского края.

26. Труды участников второй академической экспедиции как исторический источник.

27. Проблемы истории Восточного Казахстана в трудах Андреева.

28. Казахстан в проектах Конституции России, составленные декабристами.

29. А.И. Левшин и его книга о Казахстане.

30. Н.И. Бичурин - переводчик китайских источников по истории народов Цен­тральной Азии.

31. В.В.Вельяминов - Зернов как источниковед по истории Касимовских ца­рей и царевичей.

32. Создание и исследовательская деятельность Оренбургской Ученой архив­ной комиссии.

33. Исследовательская деятельность Туркестанского кружка любителей архео­логии.

34. Материалы, собранные казахстанскими отделениями Русского Император­ского Географического общества как исторический источник.

35. Материалы статистических экспедиций конца XΙX - ХХ века как историче­ский источник.

36. Асфендияров как публикатор источников по истории Казахстана.

37. Казахстанские архивы.

38. История казахстанских архивов.

39. «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи.

40. «Родословная тюрков» Абулгази.

41. «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати.

42. «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы.

43. «Родословная» Шакарима Кудайберды-улы.

44. «Бабур-наме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухам мада Бабура.

 

 

Список литературы

1. Абиль Е. История государства и права РК. Астана «Фолиант», 2003.

2. Абиль Е.А. Историческая наука и синергетика: методологические про­бле-мы. Костанай, 2008.

3. Абусеитова М.Х., Жапбасбаева Ж.М. Значение археографических экспе­диций для источниковедения истории Казахстана. В кн.Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (дореволюционный пе­риод). Алма - Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

4. Абусеитова М.Х., Баранова Ю.Г. Письменные источники по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в XΙΙΙ - XVIII вв. Алматы,: «Дайк-Пресс», 2005.

5. Акишев К.А., Аргынбаев Х.А., Алимбаев Н. Археологическое и этно­гра-фическое изучение Казахстана. В кн. Историческая наука совет­ского Каза-хстана (1917 - 1960 гг.). Очерки становления и развития. Алма-Ата «Гы-лым», 1990. - 270.

6. Акишев К.А. Археологические исследования в Казахстане.

7. Атабаев. Қ. "Мәдени мұраның" маңызды мәселесі. Алматы, 2008

8. Атабаева Қ. Типтік оқу бағдарламасы.Теориялық деректану Алматы 2002 Атабаев К. Қазақ баспасәзі. Қазақстан тарихының дереккөзі. (1870-1918жж.). Алматы, 2000. - 101б.

9. Арғынбаев Х., Мұқанов М., Востров В. Қазақ шежіресі хақында. - Алматы, 2000 ж. - 464 б.

10. Археологическая карта Казахстана. Алматы, 1960

11. Бекхожин Х. Қазақ баспасөзінің даму жолдары. Алматы, 1960.- 75 б.

12. Варшавчик М.А. Источниковедение истории КПСС. М., «Высшая школа», 1976.

13. Восстание в 1916 г. в Казахстане. Документы и материалы. Алматы, 1947 г.

14. Восстание 1916 года в Средней Азии и в Казахстане. Сб. док. М., 1960.

15. Волкова Т.П. К изучению и использованию данных дореволюционной бюджетной статистики казахских хозяйств. В кн. Вопросы историогра­фии и источниковедения Казахстана (дореволюционный период). Алма - Ата, Изд-во «Наука», 1988. - 264с.

16. «Дунху. Гаучы». Алматы, «Санат», 1999./ Сост.К.Салгараулы.

17. Есімов. Қ. Қазақстан тарихы деректануы. Қарағанды, 1999.

18. Есмагамбетов К.Л. Что писали о нас на Западе. Алма-Ата, «Казак универ­ситет», 1992. -152с.

19. «100 құжат». Алматы, «Санат», 1998./ Сост.К.Салгараулы.

20. Историческая наука советского Казахстана (1917 - 1960 гг.). Очерки ста­новления и развития. Алма-Ата «Гылым», 1990. - 270с. с.231-246.

21. История Казахстана в арабских источниках Алматы, 2005.

22. История Казахстана в западных источниках XII-XX в.в.:в 12 т..

23. История Казахстана в персидских источн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.226 с.)