Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. История и дипломатия Великой войны (1914 -1918 гг. )↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема № 1. История и дипломатия Великой войны (1914 -1918 гг.) Изучение истории первой мировой войны является важной задачей для историка, во-первых, с точки зрения выявления точки отсчета при установлении хронологических рамок новейшей истории; во-вторых, с позиций определения динамики мирового конфликта (вызревание причин, эскалация международной напряженности, вооруженное противоборство мирового масштаба); в-третьих, в целях осмысления результатов и влияния первой мировой войны на последующее социально-экономическое, политическое и культурное развитие, а также складывающуюся систему международных отношений. Требуют переоценки как общие, так и частные вопросы истории «Великой войны». Вопрос о причинах, по мнению П.В.Волобуева, нередко сводилась к узко трактуемым экономическим империалистическим противоречиям, борьбе за экономический и территориальный раздел мира, при этом недооценивалась роль политических факторов, например, претензий Германии на лидерство в Европе и мире, династических амбиций на Балканах. В контексте комплексного освещения причин первой мировой войны особого внимания заслуживает многофакторная теория «глубинных сил» международных отношений французского историка П.Ренувена, вычленившего материальные факторы (географические, демографические, экономические) и духовные (коллективный менталитет, психология, национальные чувства и национальное самосознание, устойчивые течения общественно-политической мысли). Их изучение во взаимосвязи и взаимодействии и является решающим в выявлении причин мирового конфликта. Требуют внимания исследователя и другие вопросы - стратегические планы сторон, сам ход боевых действий, внутреннее положение в воюющих государствах, международная дипломатия в период войны и т.д. Вопросы, предложенные к семинарским занятиям, позволяют рассмотреть историю «великой войны» как в историографическом, так и в конкретно-историческом аспектах.
План 1. Международные отношения и дипломатия великих и малых стран на рубеже ХIХ-ХХ вв. 2. Причины войны и цели ее участников. Историография вопроса. 3. Июльский кризис 1914 г. 4. Ход военных действий на западном и восточном фронтах (1914-1916 гг.). Вступление в войну Турции, Болгарии, Италии и Румынии. Боевые действия на периферийных фронтах. 5. Состояние экономики и обострение социальных противоречий в воюющих государствах. Февральская 1917 г. революция в России. Вступление в войну США. 6. Ход военных действий и дипломатия в 1917-1918 гг. 7. Основные результаты, характер и значение войны. Отечественная и зарубежная историография вопроса.
Библиографический список Алексеева И.В. Агония сердечного согласия. - М., 1992. Альдрованд М.Л. Дипломатическая война: воспоминания и отрывки из дневника 1914-1919 гг. (Пер. с итал.).- М., 1944. Базанов С.Н. Фронтовые пути русских армий // Военно-исторический журнал 1996.- № 1,4. Виноградов В.Н. Еще раз о новых подходах к истории первой мировой войны // Новая и новейшая история. - 1995.- № 5. Всемирная история/ Под. ред. А.Н.Бадак, И.Е.Войнич.- Минск, 1997.- Т. 19,20. Германская история в новое и новейшее время. - М., 1970.- Т. - 1-2. Готлиб В.В. Тайная дипломатия во время первой мировой войны (пер. с англ.).- М., 1960. Дюпеи Р.Э., Дюпеи Т.Н. Всемирная история войн. - СПб., М. –1997.- Т. 3 История дипломатии. - М., 1965.- Т. 2. История Италии. - М., 1970.- Т. 2-3. История США. - М., 1980.- Т. 2-3. История Франции. - М., 1973. -Т. 2-3. Международные отношения 1870-1918 гг.: Сб. док. - М., 1940. Мировые войны XX века. В 4-х т. М., 2005. Нотович Ф.И. Дипломатическая борьба в годы первой мировой войны. - М., 1947.- Т. 1. Первая мировая война и ее воздействие на историю ХХ века // Новая и новейшая история.- 1994.- № 4-5. Первая мировая война. 1914-1918.- М., 1968. Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории.- М., 1994. Первая мировая война. Пролог ХХ – века. - М., 1998 Писарев Ю.А. Новые подходы к изучению истории первой мировой войны // Новая и новейшая история.- 1993.- № 3. Попова С.С. В плену у союзников. О положении русских солдат и офицеров во Франции // Военно-исторический журнал. - 1996.- № 4. Пронин А.В. «Идя навстречу пожеланиям Франции» // Военно-исторический журнал. - 1994.- № 7,9. Проэктор Д.М. Европа – век ХХ.- Войны. Их уроки. Воля к миру. - М., 1984. Таленский Н.А. Первая мировая война (Боевые действия на суше и на море).- М., 1944. Урланис Б. Войны и народонаселение Европы: людские потери вооруженных сил европейских стран в войнах 17-20 вв. - М., 1960. Фош Ф. Воспоминания (Война 1914-1918 гг.). (Пер. с франц.) – М., 1939. Харботл Т. Битвы мировой истории. Словарь. - М., 1993. Чернин О. Дипломатия мировой войны. Мемуары. (Пер. с нем.)- М. - Пб., 1923. Эрцбергер М. Германия и Антанта. Мемуары. (Пер. с нем.). - М., 1923.
Методические рекомендации По первому вопросу осветите такие аспекты как геополитическая картина мира в последней трети ХIХ - начале ХХ вв.; внешнеэкономические отношения между государствами; международная дипломатия и блоковая политика великих и малых стран; гонка вооружений как важный фактор международной политики; предвоенные кризисы в преддверии 1914 г. Второй вопрос рекомендуется излагать как в историческом, так и в историографическом аспектах, пытаясь дать комплексную характеристику причин первой мировой войны. Выделите исторические школы по странам, отмечая специфику подходов применительно к различным этапам исследования «великой войны». Следует обратить внимание на группы причин, выделенных А.И. Степановым: геоисторические, демографические, социально-экономические и военно-политические. Третий вопрос предполагает выяснение причин, характера и участников убийства в Сараево как прелюдии к развязыванию первой мировой войны. Рассмотрите различные версии Сараевского заговора с целью выявления степени заинтересованности и готовности различных сторон к широкомасштабному конфликту ради осуществления национально-политических целей. Ответьте на вопрос, возможно ли было предотвращение первой мировой войны? По четвертому вопросу необходимо отразить основные этапы войны, выявив соответствующие критерии, и дать им оценку. Характеризуя ход военных действий, следует остановиться на следующих аспектах: планы и замыслы сторон; на чьей стороне находилась стратегическая инициатива; отражение главных сражений и их результатов; применявшаяся техника ведения боя, инновации; морально-психологическое состояние армий; роль военоначальников). Покажите процесс расширения состава воюющих коалиций, появление новых фронтов и последствия вступления в войну Турции, Болгарии, Италии и Румынии. Рассмотрение пятого вопроса важно с точки зрения выявления внутренних условий степени боеспособности и жизнеобеспеченности армий и консолидации военно-политических блоков. Дайте общую характеристику социально-экономического положения в противоборствующих коалициях, подчеркивая специфику в отдельных странах. Раскройте причины вступления в войну Соединенных Штатов Америки, а также предшествовавшие ему дискуссии в американских правящих кругах. Оцените условия предоставления и масштабы материально-технической и финансово-экономической помощи правительства США и частных компаний европейским странам до вступления в войну. Выявите степень участия армии и флота Соединенных Штатов в реализации военно-стратегических планов Антанты. В шестом вопросе следует охарактеризовать ход военных действий и дипломатии в 1917-1918 гг., используя те параметры изложения, которые были предложены в четвертом вопросе. В заключение дайте сравнение обоим этапам. По седьмому вопросу целесообразно осветить отечественную и зарубежную историографию вопроса, а также конкретно-исторический материал. Особо следует обратить внимание на сущность самого термина “мировая война” и определить его критерии. Необходимо также остановиться на вопросе о месте первой мировой войны в истории ХХ века с точки зрения периодизации истории новейшего времени, раскрыть ее значение для внутренней и внешнеполитической жизни европейских стран и США в последующий период.
Библиографический список
Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме // ПСС. - Т.41.- С.22-29, 93-94. Ленин В.И. Новейшие данные о партиях в Германии // ПСС. - Т. 23.- С. 339-342. Ленин В.И. Чему не следует подражать в немецком рабочем движении // ПСС. - Т. 25.- С.106-110. Ленин В.И. Письмо к немецким коммунистам 14 августа 1921 г.// ПСС. - Т. 41.- С. 88-110. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // ПСС. - Т. 37.- С. 235-338, 487-498. Ленин В.И. Речь на митинге протеста против убийства К.Либкнехта и Р. Люксембург // ПСС. - Т. 37.- С. 434. Ленин В.И. Приветствие Баварской Советской республик // ПСС. - Т. 38.- С. 321-322. Ленин В.И. Речь при открытии I конгресса Коминтерна 2 марта 1919 г. // ПСС. - Т. 37.- С. 489-490. Айзин Б.А. Альтернативы германской истории в конце ХIХ - начале ХХ вв.// Новая и новейшая история.- 1992.- № 4. Он же. Об особенностях назревания революции в Германии в начале ХХ века / Соотношение объективных и субъективных факторов/ // Новая и новейшая история. - 1981.- № 2. Германская история в новое и новейшее время. - М., 1970. - Т. 1-2. Драбкин Я.С. Революция 1918-1919 гг. в Германии. - М., 1958. Он же. Становление Веймарской республики. - М., 1978. Евзеров Р.Я. Социал-демократическая партия Германии в начале ХХ века // Новая и новейшая история.- 2000.- № 1. Кретинин В.С. К.Каутский: опыт переосмысления // Новая и новейшая история. -1995. - № 1-2. Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии. - М., 1962. Люксембург Р. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии // в кн.: О социализме и русской революции. - М., 1991. Ноябрьская революция в Германии. Сборник статей, материалов. - М., 1960. Овчаренко Н.Е. Две жизни Эдуарда Бернштейна // Новая и новейшая история. - 1994.- №3,4,5. Овчинникова Л.В. Ноябрьская революция в современной социал-демократической историографии ФРГ // Новая и новейшая история. - 1979.- № 6. Орлова М.И. Ноябрьская революция в Германии в освещении буржуазной и социал-реформистской историографии ФРГ/ этапы развития и тенденции // Новая и новейшая история.- 1981.- № 6. Петелин Б.В., Кретинин В.С. Германская социал-демократия: уроки истории // Новая и новейшая история. - 1993.- № 3. Руге В. Гинденбург. Портрет германского милитариста. - М., 1981. Хаффнер С. Революция 1918-1919 гг. в Германии. Как это было в действительности. - М., 1983. Методические рекомендации По первому вопросу необходимо объяснить, почему немецкое общество в конце ХIХ - начале ХХ вв. развивалось крайне противоречиво и негармонично: будучи развитым в экономическом отношении, оно являлось отсталым в социально-политической области. В связи с этим нужно дать характеристику социально-классовой и партийно-политической структуры Германии в предреволюционный период с тем, чтобы в дальнейшем проследить расстановку политических сил в ходе ноябрьской революции. Собранный конкретно-исторический материал позволит обратиться ко второму вопросу об основных причинах и задачах революции. Раскройте историографию вопроса, обратив внимание на официальную трактовку событий 1918 г. в западногерманской историографии, отрицавшую сам факт революции в Германии. Охарактеризуйте подходы социал-реформистской и марксистской исторической науки к выявлению возможности реформистского или революционного пути решения проблем германского общества. Уточните, какие нереализованные задачи отделяли первую буржуазно-демократическую революцию 1848 г. от революции 1918-1919 гг., в каком направлении основные социально-политические силы германского общества рассчитывали их разрешать. Здесь особо следует остановиться на либерализации политической системы, необходимости реформ в области сельского хозяйства, военного дела, школьного и высшего образования. В заключение ответьте на вопрос, была ли возможность у правящих кругов Германии во главе с кайзером Вильгельмом II предотвратить революцию путем проведения конституционно-политических реформ сверху. Другими словами, была ли революция в Германии неизбежна? Третий вопрос в значительной мере носит дискуссионный характер. Мнения историков по выделению и обоснованию хронологических рамок важнейших этапов революции расходятся. Постарайтесь найти и объяснить расхождения во взглядах по данной проблеме таких исследователей как Я.С.Драбкин и С.Хаффнер. Обратите внимание на такие основополагающие события ноябрьской революции как: 1) формирование 5 октября 1918 г. правительства М.Баденского (оцените предпринятые им меры внутри- и внешнеполитического плана); объясните значение вхождения в кабинет представителей СДПГ; охарактеризуйте смысл легенды «об ударе кинжалом в спину»; 2) восстание матросов в Киле; 3) начало революции в Берлине, избрание 10 ноября 1918 г. Совета народных уполномоченных и исполкома Берлинского совета; 4) соглашение Эберта-Гренера; 5) «кровавая пятница»; 6) Всегерманский съезд Советов (дайте оценку состава его представителей, основных лозунгов и принятых решений; охарактеризуйте «Гамбургские пункты»); 7) «Рождественский кризис» и его последствия; 8) уроки «спартаковской недели»; 9) причины и итоги гражданской войны; 10) опыт провозглашения и уроки поражения Баварской Советской республики; 11) Созыв Учредительного собрания и выработка Веймарской конституции. Сделайте вывод, какие события в наибольшей мере предопределили поражение сторонников углубления революции и победу контрреволюционных сил? Рассмотрение четвертого вопроса важно с точки зрения анализа эволюции основных политических сил Германии в ходе революции, определения перспектив революционного движения и характера образовавшейся Веймарской республики. Здесь необходимо определить, почему именно СДПГ оказалась ведущей силой в революции, какой смысл вкладывается в понятие «партия парламентского типа». Далее следует проанализировать, при каких условиях было возможно единство действий СДПГ и НСДПГ, что оказало решающее воздействие на разрыв коалиции. Далее по статье Р.Люксембург (с.357-378) охарактеризуйте программу КПГ и сделайте вывод, почему основная часть рабочего класса Германии не поддержала немецких коммунистов. Раскройте идейно-политические установки и тактику «революционных старост» и определите, к какому крылу рабочего движения они примыкали. Дайте оценку взаимоотношениям вышеназванных политических сил и ведущих буржуазно-юнкерских партий Германии (католическая партия центра, немецкая демократическая партия, национал-либеральная партия). Пятый вопрос посвящен дискуссионным проблемам германской революции. По первой части вопроса необходимо проанализировать, какой смысл содержит фраза С. Хаффнера: «Германия из страны военной диктатуры превратилась в республику Советов». Посмотрите, нет ли противоречий в анализе состава и характере деятельности Советов у Я.С. Драбкина и в книге «Германская история в новое и новейшее время», с одной стороны, и у С. Хаффнера – с другой. Согласны ли вы с утверждением Э. Кольба, что в начале декабря 1918 г. организация Советов «вполне могла стать в политическом смысле надежным и пригодным инструментом в руках нового правительства и руководства СДПГ, если бы те действительно решились заново строить государство»? Как вы думаете, действительно ли в ходе Всегерманского съезда Советов стояла дилемма: Советы или Национальное собрание? Оцените отношение СДПГ к Советам. Осветите вопрос, были ли в полной мере использованы потенциальные возможности привлечения на сторону революции непролетарских масс – крестьянства и средних слоев? Разграничьте понятия и объясните, как решался вопрос о национализации средств производства и «социализации». По шестому вопросу охарактеризуйте историографию и сформулируйте основные выводы в отношении характера, итогов и значения ноябрьской революции в Германии.
Библиографический список Архив полковника Хауза. - М.,1939.- Т. 3. Баранцева Н.А. Франция в европейской политике США в 1923-1924 гг. / в сб.: Проблемы внешней политики США в ХХ веке. – Абакан, 1993. Она же. Политика США в отношении Франции в связи с объявлением моратория Гувера на межправительственные долги и репарации (1930-1931 гг.) // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф.Катанова.- Вып. II. Сер.3. История. Право. - Абакан, 2002. Восленский М.С. Из истории политики США в германском вопросе (1918-1919 гг.). - М., 1954. Гинцберг Л.И. Пересмотр плана Дауэса и Парижская конференция экспертов 1929 г. / в кн.: Ежегодник германской истории. 1973. - М., 1974. Джордан В.М. Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-1939 гг. - М., 1945. Европа в международных отношениях 1917-1939. - М., 1979. История дипломатии. - М., 1965.- Т. 3. Ллойд-Джордж Д. Правда о мирных переговорах. - М., 1957.- Т. 1-2. Морозов Г.И. Лига наций: взгляд через полвека // Вопросы истории. – 1992. - № 2,3. Никонова С.В. Очерк европейской политики Германии в 1924-1929 гг. (от плана Дауэса к плану Юнга). - М., 1977. Постников В.Д. США и политика «дауэсизации» Германии (1924-1929 гг.). - М., 1957. Табуи Ж. 20 лет дипломатической борьбы. - М., 1960. Тардье А. Мир. – М., 1949. Турнэс Р. Фош и победа союзников. 1918. - М., 1938. Турок В.М. Локарно. – М.; Л., 1949. Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. - М., 1953.
Методические рекомендации По первому вопросу необходимо раскрыть сущность изменений, происшедших в результате первой мировой войны в положении ведущих западных государств. Особое внимание следует уделить таким странам как Англия, Франция, США, Германия, Италия и Япония. Нужно показать, какие выгоды извлекли из войны страны-победительницы, с какими программами мирного урегулирования выступили их делегации. При рассмотрении основных вопросов, обсуждавшихся на Парижской мирной конференции, нужно обратить внимание на 1) репарационную проблему (дать определение репараций, указать их отличие от контрибуций, объяснить позиции главных делегаций по ее решению); 2) на проблему мандатов и подмандатных территорий (уяснить, почему страны-победительницы отказались от непосредственного раздела колоний побежденных государств); 3) «русский» вопрос; 4) разоружение; 5) создание Лиги наций; 6) вопрос о виновниках развязывания первой мировой войны. Дайте оценку основным статьям Версальского мирного договора с Германией и соглашениям, заключенным с ее союзниками. Охарактеризуйте итоги Парижской мирной конференции и сделайте вывод, что собой представляла Версальская система послевоенного устройства мира, был ли создан международный правовой механизм по предотвращению вооруженных конфликтов в будущем? Известно, что конгресс Соединенных Штатов отказался ратифицировать Версальский мирный договор. Были ли в дальнейшем урегулированы дипломатические и экономические отношения между США и Германией? Рассмотрение второго вопроса дает ключ к пониманию экономической и политической ситуации на Европейском континенте в 1920-1930-е гг. Именно проблема германских репараций, постоянно грозившая перерасти в вооруженный конфликт, на протяжении долгих лет являлась важнейшим фактором, который влиял на стабильность положения в Европе. Изложение этого вопроса начните с освещения американских планов решения репарационной проблемы, а затем предложений госсекретаря США Ч.Хьюза. Объясните, почему столь противоречивой была реакция на них других заинтересованных сторон. Попытайтесь ответить на вопросы: были ли Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении статус-кво в отношении основных статей Версальского мирного договора; почему в августе 1922 г. американские правящие круги отвергли ноту английского министра иностранных дел А.Бальфура о взаимном аннулировании военных долгов и репараций; с чем связано провозглашение в 1922 г. в США внешнеполитической доктрины изоляционизма в отношении Европы? Во второй части вопроса необходимо выяснить, есть ли связь между планом Хьюза и основными решениями, утвержденными Лондонской экономической конференцией 1924 г. Раскройте сущность плана Дауэса и сделайте вывод: какие государства получили наибольшую выгоду от его принятия. Далее приведите обоснования того, почему процесс «дауэсизации» Германии оказался недолгим и, начиная с 1927 г. генеральный агент по репарациям П.Джильберт начал зондировать почву о возможности одобрения европейскими государствами нового репарационного плана Юнга. Раскройте сущность дискуссии заинтересованных держав по главным положениям названного плана. Объясните, почему именно Франция являлась непримиримым противником его утверждения. В заключение сделайте вывод об основных итогах Гаагской конференции. Переходя к освещению третьего вопроса нужно уяснить, что если план Дауэса явился экономической основой стабилизации в Европе, то принятие Рейнского гарантийного пакта Локарнской конференцией 1925 г. стало важной предпосылкой политического «умиротворения» на Европейском континенте. Прежде чем обратиться к рассмотрению проблем безопасности, связанных с Локарно, раскройте сущность дипломатической борьбы европейских государств по Женевскому протоколу 1924 г. Объясните, какой из этих документов в случае принятия – Женевский протокол или Рейнский гарантийный пакт – в большей степени гарантировал бы безопасность стран Европы. Поведите итог, как изменилось соотношение сил на континенте в результате подписания Локарнских соглашений. Изучение четвертого вопроса подводит к логическому завершению проблему финансово-экономических обязательств, порожденных первой мировой войной. Необходимо показать, какие цели преследовала американская администрация во главе с Г.Гувером, объявив в июне 1931 г. мораторий на выплату репараций. Выясните, не входила ли эта мера в противоречие с ранее принятым планом Юнга? Объясните, почему именно Франция, в отличие от большинства европейских государств, отказывалась принять мораторий Гувера; какие предварительные условия ставила французская делегация в ходе переговоров. Сделайте вывод, на каких основах была достигнута международная договоренность по мораторию Гувера, оцените его значение. Почему европейские государства рассматривали его как паллиативную меру? По второй части вопроса постарайтесь понять, чем было обусловлено окончательное решение проблемы военных долгов и репараций Лондонской экономической конференцией 1932 г., что означало «джентльменское соглашение» должников США? Выскажите предположение: был ли опыт решения межсоюзнических обязательств, проистекавших из первой мировой войны, учтен при рассмотрении аналогичных вопросов в ходе процесса мирного урегулирования 1945-1947 гг.?
Тема № 4. Германский фашизм Германский фашизм являлся одной из разновидностей явления, носившего международный характер. Не случайно западногерманский историк Э.Нольте назвал 1920-1930-е гг. эпохой фашизма. Обращение к данной теме позволяет вскрыть целый комплекс проблем в развитии Германии как в период Веймарской республики, так и в условиях существования тоталитарного, нацистского государства. Главная из них, пожалуй, заключается в том, чтобы понять, каковы были исторические корни национал-социализма, уничтожившего «первую немецкую демократию» –Веймарскую республику и приведшего в конце концов, по словам Ф.Майнеке, к «немецкой катастрофе» – поражению Германии во второй мировой войне и расколу немецкого государства. Не меньший интерес представляет изучение персоналий – политических деятелей первой немецкой республики и, безусловно, личности Адольфа Гитлера. План 1. Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 1920-х - начале 1930-х гг.: а) особенности партийной структуры и политического развития Веймарской республики; б) Веймарская республика и Версальский договор: истоки национализма; в) социально-экономическое развитие Германии в 1919-1929 гг., мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его влияние на немецкое общество; г) последние годы республики: причины и сущность ее политического кризиса, приход нацистов к власти. 2. Фашизм – движение: а) идеология раннего (до 1929 г.) фашизма; б) организационные формы фашистского движения; в) социальная база раннего фашизма. 3. Фашизм – государство: а) процесс унификации германского общества; задачи и сущность германского тоталитаризма; бюрократизм и фашистское государство; б) экономическая политика фашистского государства; формирование нацистской модели ГМК; в) социальная политика нацистской Германии; меры, направленные на расширение массовой базы фашизма; г) нацизм и милитаризация экономической и общественной жизни; д) идеология фашистского государства. 4. Сущность германского фашизма.
Библиографический список ХIII пленум ИККИ о фашизме (декабрь 1933 г.) / В кн.: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1960. Димитров Г.Д. Избранные произведения. - М., 1957. -Т.1; М., 1963.- Т. 2. Агаев И. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальность и понятия // Полис. - 1995.- № 3. Бахман К. Кем был Гитлер в действительности. - М., 1981. Безыменский Л. Разгаданные загадки третьего рейха. 1933-1941.- М., 1980. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. - М., 1978. Он же. Старый и новый фашизм. - М., 1982. Бровко Л.Н. Конформизм и конфронтация: христианские церкви и нацистское государство// Свободная мысль. - 1993.- № 12. Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть. - Смоленск, 1994. Буханов В.А. Европейская стратегия германского фашизма. 1933-1939.- Свердловск, 1991. Веймарская республика: история, источниковедение, историография. - Иваново, 1987. Винокуров И., Гуртовой Г. Оккультное бюро СС (о феномене А.Гитлера) // Вокруг света. - 1992.- № 11. Галкин А.А. Германский фашизм. - М., 1990. Германия: фашизм, неофашизм и молодежь / Отв. ред. Н.С.Черкасов. - Томск, 1993. Гинцберг Л.И. Тень свастики. Как Гитлер пришел к власти. - М., 1967. Гинцберг Л.И. Франц фон Папен (1879-1969) // Новая и новейшая история. - 1998.- № 6. Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. - М., 1978. Желев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. - М., 1991. Он же. Фашизм: документальное исследование германского, итальянского и испанского фашизма // Философская и социологическая мысль. - 1991.- № 1-2. История фашизма в Западной Европе. – М., 1978. Кершон Я. Адольф Гитлер. – Ростов - на Дону. - 1997. Космач Г.А. Кризис германского либерализма в годы Веймарской республики. - Минск, 1989. Левковский А.И. Мелкая буржуазия: облик и судьба класса. - М., 1978. Макаревич Э. Германия: программирование человека // Диалог. - 1993.- № 4. Марков Г.Е. Взлет и крушение теории – немецкая этнология на рубеже веков. Культурные круги. Культурно-историческая школа. Ф.Гребнер, В.Шмидт // Этнографическое обозрение. - 1999.- № 3. Мельников Д.Е., Черная.Б. Преступник № 1: нацистский режим и его фюрер. - М., 1991. Орлова М.И. Канцлер Брюнинг как консервативная альтернатива Гитлеру. Споры германских историков // Новая и новейшая история. - 1994.- № 2. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. - Смоленск, 1993. Пруссаков Б. Прах Гитлера. - М., 1994. Раушнинг Г. Говорит Гитлер: зверь из бездны. - М., 1993. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - М.. 1981. Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии. - М., 1959. Он же. Германия под властью фашизма. - М., 1961. Он же. Свастика над Германией. 1933-1939.- М., 1964. Он же. Конец третьего рейха. - М., 1985. Руге В. Как Гитлер пришел к власти. Германский фашизм и монополии. - М., 1985. Тараданов Г., Кибардин В. Под знаком свастики. Азбука фашизма. - М., 1994. Толанд Д. Адольф Гитлер. - М., 1993. - Т.1-2. Тоталитаризм в Европе ХХ в.: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М., 1996. Тоталитаризм как исторический феномен. /Под. ред. А.А.Кара-Мурзы. - М., 1989. Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое фашизм (теория фашизма Р.Гриффина) // Полис. - 1996.- № 1. Фест И.К. Гитлер: Биография. - Пермь, 1993.- Т. 1-3. Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. - М.,1992.
Методические рекомендации Первый вопрос предполагает выяснение обстановки, сложившейся в Германии после ее поражения в первой мировой войне и установления в результате революции 1918-1919 гг. Веймарской республики. Прежде всего следует остановиться на анализе социально-экономических и политических основ Веймарской конституции, а также соотношения сил между ведущими партиями страны, вышедшими на политическую арену (Демократическая партия Германии, Христианско-Демократическая партия, Немецкая Национально-Народная партия, Немецкая Народная партия, Социал-демократическая партия). Необходимо показать, как экономическое и политическое положение Германии в первые послевоенные годы отразилось на социальном составе, программных установках партий, влиянии в отдельных землях. Определите, какое место в истории Германии межвоенного периода заняли такие события как Капповский путч 1920 г., Рурский кризис января 1923 г., образование рабочих правительств в Саксонии и Тюрингии, Гамбургское восстание в октябре 1923 г. Выясняя истоки реваншистских и националистических настроений в Германии, обратитесь к характеристике основных статей Версальского мирного договора (разоружение, экономический и военный контроль, репарации, границы). Охарактеризуйте основные проявления мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в Германии и покажите его влияние на рост нацистской опасности в стране. Уясните особенности политического развития Германии в начале 1930-х гг. в Германии до прихода фашистов к власти: сущность «президентских» или переходных кабинетов; динамику парламентских выборов 1930-1932 гг.; причины провала образования антифашистского народного фронта. Оцените тактику ведущих партий страны в условиях политического кризиса. Определите возможные альтернативы приходу нацистов к власти. Охарактеризуйте итоги и значение мартовских 1933 г. выборов в бундестаг. По второму вопросу необходимо показать зарождение и эволюцию германского фашизма на протяжении 1920-х гг., до того как нацистская партия стала правящей. Первоначально обратитесь к идейным истокам национал-социализма, а также охарактеризуйте такие их составные части как геополитика, расизм, антисемитизм, шовинизм, антимарксизм, антидемократизм, этатизм, фашистская этика, псевдосоциализм, мифологизация истории, оккультизм. Выясните, в каких формах зарождалось нацистское движение, какова была его связь с традиционными националистическими организациями, например, с Пангерманским союзом. Определите, почему именно юг Германии стал центром притяжения нацистских сил. Охарактеризуйте содержание и социально-политическую направленность первой программы НСДАП – «25 пунктов» (февраль 1921 г.). Выясните, какие течения сложились в партии по поводу выполнения этой программы, в частности, ее антикапиталистических пунктов. Определите, почему и по каким вопросам в середине 1920-х гг. в северных и северо-восточных частях Германии сложилась оппозиция официальному нацистскому руководству, как она была преодолена. Дайте оценку вспомогательным организациям, существовавшим при НСДАП – СС, СА, гестапо, военной разведке и т.д. Выявите, кто составлял социальную опору раннего германского фашизма. Объясните, почему средние слои называют его массовой базой. Подумайте, верно ли, что фашизм являлся «феноменом среднего класса»? В заключение сделайте вывод, что собой представлял германский фашизм как общественно-политическое движение. По третьему вопросу предстоит рассмотреть широкий круг проблем, связанных с созданием фашизмом специфического механизма власти, с конкретной политикой в области идеологии, а также социальных и экономических отношений. Охарактеризуйте законодательство в сфере организации власти нацистского государства. Объясните, что позволило первому кабинету А.Гитлера, в котором НСДАП составляла меньшинство, удержаться у власти. Дайте определение и охарактеризуйте процесс унификации германского общества, выявив основные его направления. Выявите, кто и почему выступал с лозунгами «второй немецкой революции», результаты этого движения. Охарактеризуйте причины и последствия «ночи длинных ножей». Определите задачи и сущность тоталитарной власти применительно к нацистскому государству в Германии. Уясните основные направления экономической политики фашистских кабинетов, направленной на формирование нацистской модели смешанной экономики, выделите прямые и косвенные методы регулирования экономических и социальных отношений. Как вы думаете, почему президент «Дженерэл моторз» У.Надсен назвал Германию «чудом ХХ века»? Дайте оценку социальной политике фашистской Германии, обратив особое внимание на меры привлечения на сторону нацистского государства рабочего класса и средних слоев Германии. Объясните, в чем заключалась противоречивость положения средних слоев и их отношения к политике фашистских властей. Охарактеризуйте позицию А.Гитлера и государства в отношении деловых кругов Германии. Определите, какую роль в экономической и политической жизни Германии играл милитаризм. Раскройте сущность мероприятий, направленных на пересмотр статей Версальского мирного договора, связанных с ограничениями в военной области и обеспечением безопасности и неприкосновенностью границ в Европе. Покажите, насколько идеология, проповедовавшаяся в нацистском государстве, изменилась по сравнению с идеологией раннего германского фашизма, какие ее составные части модифицировались, но не подверглись существенным изменениям. Раскройте отличия идеологического воздействия на массы и фашистскую элиту. Охарактеризуйте мировоззренческие основы нацистского государства. По четвертому вопросу попытайтесь ответить, была ли неизбежна победа фашизма в Германии. Дайте оценку точки зрения немецкого историка Д.Пойкерта, утверждавшего, что «фашизм стал результатом общественного кризиса капиталистической системы», симптомом «общей болезни современности». Главную особенность этой болезни Пойкерт видел в дезинтеграции старого общества, что вылилось прежде всего в «восстание средних слоев» накануне прихода нацистов к власти, происходившем на фоне экономического кризиса. В этой ситуации нацизм представлял собой, по сути, доведенную до своего бесчеловечного логического конца попытку интеграции общества тоталитарными средствами. Определите социальную сущность фашизма, аргументируя свою точку зрения доводами, приводимыми в отечественной и зарубежной историографии вопроса.
Библиографический список Бирюков И.Д. Ольстер: кризис британской империалистической политики, 1968-1984.- М., 1985. Бурджалов Ф.Э. Государственно-монополистическая политика доходов: концепции и практика. - М., 1979. Великобритания./ Отв. ред. И.П.Фаминский/. - М., 1990. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М., 1983. Датт П. Кризис Британии и Британской империи. - М., 1959. Журков А.А., Фаминский И.П. Великобритания и проблемы западноевропейской интеграции. - М., 1970. Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные материалы о выступлении У.Черчилля 5 марта 1945 г. // Новая и новейшая история. - 2000.- № 2. История Ирландии. - М., 1980. Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики (60-80-е гг.).- М., 1988. Матвеев В.А. Британия вчера и сегодня. - М., 1989. Он же. Британская монархия: искусство выживания// Новая и новейшая история.- 1993.- № 6. Морозова М.А. Английские лейбористы и создание Европейского совета в 1949 г. // Проблемы британской истории. 1987. - М., 1987. Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - М., 1994. Павлов М.А. Лейбористская партия и формирование стратегии Социалистического Интернационала в колониальном вопросе (50-е гг.). – Там же. Рыжиков В.А. Британский лейборизм сегодня: теория и практика. Политика послевоенных лейбористских правительств Великобрита
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.016 с.) |