Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 8. Вторая мировая война (1939 –1945 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План 1. Причины, периодизация второй мировой войны. 2. Военные действия и их оценка в 1939-1941 гг. 3. Фашистский «новый порядок». Движение сопротивления в оккупированных странах. 4. Оформление антифашистской коалиции. Военные действия и их результаты в 1942 – первой половине 1944 гг. 5. Завершение второй мировой войны (вторая половина 1944-1945 гг.) 6. Итоги, характер и значение второй мировой войны.
Библиографический список Агрессивная политика держав фашистского блока и происхождение второй мировой войны. Реф. сб. – М: ИНИОН, 1989. Антифашистское движение сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны./ Под. ред. Б.Л.Бондаренко. - М., 1962. Бережков В.М. Рождение коалиции. - М., 1975. Блосфельд Е.Г. К вопросу о характере второй мировой войны // НИНИ. - 1989.- № 6. Буржуазная историография второй мировой войны. Анализ современных тенденций. /Отв. ред. О.А. Ржешевский. - М., 1985. Блан Ж. Q-17, истребленный конвой. Из истории союзнических отношений 1942 г. // НИНИ. - 1993.-№ 3. Виноградов А. Вступление Италии во вторую мировую войну // Вопросы истории. -1992. -№ 10. Волков Д.В. За кулисами второй мировой войны. - М.,1985. Волков Ф.Д. Тайное становится явным. Деятельность дипломатии и разведки западных держав в годы второй мировой войны. - М., 1989. Всемирная история в 24 тт./ А.И. Бадак и др. – М.,1997.- Т. 23-24. Вторая мировая война. Итоги и уроки. - М.,1985. Вторая мировая война. Краткая история. - М., 1985. Вторая мировая война в воспоминаниях У.Черчилля, Ш. де Голля, К.Хэлла, У.Леги, Д.Эйзенхауэра. Голль де Ш. Военные мемуары. - М.,1996. - Т.1. Городецкий Г. Канун войны. Сталин и дело Гесса // Вопросы истории.- 1991.- № 11-12. Движение сопротивления в Западной Европе 1939-1945. Общие проблемы./ Под. ред. Н.П. Комолова. - М.,1990. Жилин П.А. Критика основных концепций буржуазной историографии второй мировой войны. - М., 1983. Застольные беседы в ставке Гитлера (июнь 1941-июль 1942 гг.) // НИНИ. - 1992.- № 4. Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. - М.,1982. Из дневников Йозефа Геббельса 1945 г. // НИНИ.- 1992.- № 5, 1994.- № 6, 1995.- № 1. Из дневников Йозефа Геббельса 1945// НИНИ. –1992 -№ 5, 1994.- № 6, 1995.- № 1. История второй мировой войны 1939-1945 /Гл. ред. А.А. Гречко.- В 12т.- М.,1975. Кимболл У.Ф. Франклин Рузвельт – главнокомандующий 1941-1945 гг. //НИНИ.- 1993.- № 1. Командиры второй мировой войны 1939-1945 / Гл. ред. А.А Гречко.- В 12 т.- М., 1975. Мальков В.Л. Некоторые соображения о политическом характере второй мировой войны// НИНИ. - 1988.-№ 6. Орлов А.С., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека // НИНИ. - 1994.- № 3. Рейнолдс Д. Черчилль и «решение» Англии продолжать войну в 1940 г. Правильная политика, ложные причины // Вопросы истории.- 1990.- № 9. Ржешевский О.А. Война и история. Буржуазная историография США о второй мировой войне.- М., 1984. Самсонов А.И. Вторая мировая война.- М., 1985. Секистов В.А. Война и политика. Политические цели войны и характер военных действий в Западной Европе и бассейне Средиземного моря 1939-1945.- М., 1989. Семиряга М.И. К вопросу о политическом характере второй мировой войны // НИНИ. - 1988.- № 6. Сиполс В.Я. Тайные документы «странной войны» // НИНИ. - 1993.- № 2,3. Смирнов В.П. О характере второй мировой войны // НИНИ.- 1989.- № 3. Сталин, Берия и судьба армии Андерса в 1941-1942 гг. (из рассекреченных архивов) // НИНИ. - 1993.- № 2 Турлейска М. (ПНР). О периодизации и характере второй мировой войны/ Вторая мировая война. Кн. 1. Общие проблемы. - М., 1966. Тюшкевич С.А. Об оценке характера второй мировой войны //НИНИ. - 1988.- № 4. Урланис Б.У. Войны и народонаселение Европы: Людские потери сил европейских стран в войнах ХYII-ХХ вв. (историко-статистическое исследование).- М., 1960. Ширер У. Берлинский дневник // НИНИ. -1991.- № 4, 1992.- № 3, 6.
Методические рекомендации Данную тему предполагается рассматривать в форме собеседований по подгруппам в 6-8 человек. Для этого требуется глубокая самостоятельная проработка источников и специальной литературы по заданной проблематике. Изложение первого вопроса целесообразно осуществлять в историографическом плане, поскольку на протяжении послевоенного периода оценки причин и периодизации второй мировой войны неоднократно менялись. И в настоящее время в отечественной и зарубежной историографии этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным. На основе предложенного списка литературы и самостоятельно найденных источников и исследований постарайтесь выделить основные концепции по данному вопросу и обосновать каждую из них. Особо следует остановиться на роли США, Англии, Франции и СССР в проведении политики умиротворения стран-агрессоров и в целом в международной кризисной ситуации 1939-1941 гг. При раскрытии проблемы периодизации второй мировой войны обратите внимание на критерии, положенные в ее основу различными авторами. Охарактеризуйте каждый этап. Не следует делать типичную ошибку: смешивать периодизацию второй мировой и Великой отечественной войны. По второму вопросу выделите специфику боевых действий и дипломатической истории второй мировой войны в 1939-1941 гг. Остановитесь на характеристике стратегических замыслов государств-агрессоров, таких событий как вторжение Германии в Польшу; объявление Великобританией и Францией войны Германии, выясните причины поражения польского правительства. Дайте оценку советской внешней политики в связи с такими событиями как вступление советских войск в Западную Украину и Белоруссию, заключение германо-советского договора о дружбе и границах, соглашения СССР о взаимной помощи со странами Прибалтики, советско-финляндской войной. Раскройте содержание «странной войны» на Западном фронте. Уясните причины быстрого захвата Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, разгрома Франции. Объясните, что побудило Италию к вступлению в войну. Оцените последствия расширения состава СССР за счет Литвы, Латвии, Эстонии, Бесарабии и Северной Буковины. Раскройте сущность закона США о ленд-лизе. Опишите характер боевых действий в Северной Африке. Охарактеризуйте захват Греции и Югославии. Выявите причины нападения Германии на СССР, дав оценку концепции «превентивной» войны. Дайте оценку военным действиям в 1941 г. Раскройте причины вступления в войну США и стран Азии. При рассмотрении вышеназванных событий второй мировой войны обратите внимание на тактику и стратегию боевых действий, значение конкретных боевых операций, роль военачальников, социально-экономический и военный потенциал стран-участниц, морально-психологическое состояние армий. По третьему вопросу раскройте сущность оккупационной политики Германии, Италии и Японии в политической, социально-экономической и культурной областях. Опишите формирование движения Сопротивления оккупированных стран: состав участников, цели, характер, формы и результаты борьбы. Ответьте, какие факторы в его возникновении и углублении сыграли решающее значение – внутренние или внешние? Оцените, какое значение имел роспуск Коминтерна в 1943 г. Охарактеризуйте значение освободительного движения в годы второй мировой войны, приведя конкретные примеры по странам. Освещение четвертого вопроса предполагает выявление идеологических, военно-политических и экономических основ складывания антигитлеровской коалиции. В этой связи охарактеризуйте содержание и значение Атлантической хартии 1941 г., англо-советского соглашения 1941 г. о совместных действиях против Германии, распространения закона США о ленд-лизе на СССР, декларации ООН, англо-советского союзного договора и советско-американского соглашения о взаимной помощи 1942 гг. Раскройте сущность противоречий в антифашистской коалиции и попытки их преодоления. Попытайтесь ответить на вопрос, почему в первой мировой войне коалиция стран Антанты оформилась до начала мирового конфликта, а антигитлеровская коалиция уже в ходе войны? Охарактеризуйте военные действия в период 1942 - первой половины 1944 гг. Осветите начало коренного перелома в войне, приостановку агрессии Японии в Тихом океане, высадку англо-американского десанта в Северной Африке и разгром итало-немецкой группировки. Дайте оценку Сталинградскому сражению, Курской битве, выходу Италии из войны. Уясните содержание Каирской декларации, значение решений Тегеранской конференции для открытия второго фронта в Европе. Раскройте вопрос об англо-американском наступлении в Тихом океане и Азии. Подведите общие итоги по всему вопросу. По пятому вопросу необходимо охарактеризовать завершающий этап второй мировой войны (вторая половина 1944-1945 гг.) и осветить ее итоги. Здесь нужно обратить внимание на такие факты как освобождение территории СССР, стран Восточной и Центральной Европы от немецких оккупантов, распад фашистского блока, значение народно-освободительных революций в Восточной Европе. Следует оценить с точки зрения послевоенного устройства значение решений Ялтинской конференции, Учредительной конференции ООН, капитуляции Германии, вооруженного антифашистского восстания в Италии, Потсдамской конференции. Целесообразно остановиться на характеристике освобождения от японской оккупации Филиппин и Бирмы, объявлении независимости Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, применении атомного оружия Вооруженными силами США, вступления Советского Союза в войну с Японией и ее капитуляции. Далее раскройте дискуссионный вопрос, посвященный характеру второй мировой войны, учитывая как обстоятельства предвоенной политики и дипломатии великих и малых стран, а также и непосредственно самого мирового конфликта. Выделите ключевые признаки этого понятия. Оцените итоги и значение второй мировой войны.
Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Примерный образец текущего контрольного среза по истории новейшего времени (30 баллов). Раздел I. Часть 1.
1.О ком идет речь: фюрер 1 2. Укажите партийную принадлежность: Р. Макдональд – 1 3.Выделите президента-изоляциониста: 1 a) В.Вильсон в) К. Кулидж б) У. Гардинг г) Ф.Д.Рузвельт 4. Отметьте глав делегаций стран — участниц Парижской конференции: 2 1) США 2) Великобритании 3) Франции а) Ж. Клемансо б) Т. Рузвельт в) В. Вильсон г) Н. Чемберлен д) Р. Пуанкаре е) А. Бриан ж) Д. Ллойд Джордж 5. Расположите в хронологической последовательности события: 2 а) Образование Совета народных уполномоченных б) Выступление матросов в г.Киле в) «Спартаковская неделя» г) «Рождественский кризис» д) «Кровавая пятница» е) Принятие Веймарской Конституции. ж) Гражданская война в Германии 1 - …, 2 - …, 3 - …, 4 - …, 5 - …, 6 - …, 7 - …, 8 - …. 6. Выберите верное: политике изоляционизма США не в полной мере соответствовал (обведите кружком): 2 а) закон об иммиграционных квотах; б) закон о повышении таможенных пошлин в отношении европейских товаров; в) закон об урегулировании задолженности США; г) закон о запрещении займов и кредитов странам, не погашавшим военные долги. 7. Отметьте внешнеполитические события 20-х гг.: 2 а) оккупация Рура Францией и Бельгией б) ремилитаризация Рейнской зоны в) подписание Рейнского гарантийного пакта г) Генуэзская конференция д) оккупация Японией Маньчжурии е) установление ограничений на военно-морские вооружения Англии, США, Франции, Италии и Японии ж) установление ограничений на военно-морские вооружения Англии, США, Франции, Германии, Италии, СССР и Японии з) подписание 15 странами пакта Бриана — Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики и разрешении всех конфликтов мирными средствами и) советско-германский договор в Рапалло к) предоставление США крупных кредитов Германии л) вступление Германии в Лигу Наций м) вступление СССР в Лигу Наций н) продажа СССР КВЖД Японии о) разрыв Англией дипломатических огношений с СССР п) разрыв СССР дипломатических отношений с Англией р) советско-китайский конфликт на КВЖД 8. Определите место страны по уровню падения производства в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. (от меньшего к большему): 2 а) Франция б) Германия в) США г) Англия 9. Отметьте черты, характерные для социал-реформистской модели развития: 2 а) государственное регулирование экономики б) преобладание косвенных методов государственного регулирования экономики в) преобладание прямых методов государственного регулирования экономики г) крупный государственный сектор в экономике д) крупные программы социального обеспечения и социальных гарантий е) сокращение политических прав и свобод граждан ж) подъем экономики на основе роста военного сектора з) наступление на социальные права граждан и) национализация предприятий и банков к) принудительное синдицирование л) крупные государственные инвестиции в экономику м) отказ от золотого обеспечения денег н) регулируемая государством инфляция как способ государственного регулирования экономики Часть 2. 10. Объедините в группы термины, определите основу классификации, дайте определения: протекционизм, фритредерство 6 11. Перечислите преимущества, которые имели делегации на Парижской мирной конференции 1919 г. - 9 Англия Франция США Япония Италия 12. Выполните задание на выбор: а) политический портрет 5 б) ситуация исторического выбора 7 в) характеристика исторического явления, процесса 7
Примерный образец текущего контрольного среза по истории новейшего времени (30 баллов). Раздел II. 1. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны знаком «+», а с которыми не согласны знаком «- «:5 а) временный режим во Франции просуществовал с 1944 по 1948 гг. б) Алжирский кризис во многом обусловил падение Четвертой республики во Франции в) выход Италии из второй мировой войны был связан с операцией «Оверлорд» г) Ялтинско-Потсдамская система определила итоги второй мировой войны д) «экономическое чудо» ряда европейских стран было связано с планом Маршалла 2. Итоги и последствия советско-финляндской войны были следующие: (выделите один неправильный ответ): 1 а) передача Советскому Союзу Финляндией Карельского перешейка б) передача Советскому Союзу Финляндией в аренду острова Ханко в) исключение СССР из Лиги Наций г) полное уничтожение «линии Маннергейма» 3.Карибский кризис — это: 1 а) конфликт между США и Кубой из-за прихода к власти на Кубе коммунистического правительства Ф. Кастро б) вооруженный конфликт на Кубе между сторонниками Ф. Кастро и сторонниками проамериканского режима Ф. Батисты, в котором СССР оказывал помощь Ф. Кастро, а США — Ф. Батисте в) конфликт СССР и США из-за торгово-экономической блокады Кубы со стороны США г) конфликт СССР и США из-за размещения на Кубе советских ядерных ракет 4. Выделите правильный ответ: 1 Акт о капитуляции Франции 22 июня 1940 г. был подписан правительством: а) Ш. Де Голля б) П. Рейно в) А. Петена г) Ж. Бидо 5. Установите соответствие: 2 термин страна А апертуризм 1. Германия Б тэтчеризм 2. Англия 3. Испания А-; Б -. 6. Найдите лишнее в ряду: 2 дирижизм, атлантизм, колониализм, реформизм. 7. Название состояния международных отношений конца 1950-х-начала 1960-х гг., которое характеризуют следующие события 2_______________________ а) блокада Западного Берлина со стороны СССР б) размещение советских ракет на Кубе в) возникновение реальной угрозы совётско-американского ядерного конфликта г) уничтожение советскими войсками ПВО американского самолета-разведчика 8. Соотнесите черты политического режима во Франции: 2 1)Четвертой республики; 2)Пятой республики а) президентская республика б) парламентская республика в) выборы в Национальное собрание проходят по пропорциональной системе голосования г) выборы в Национальное собрание проходят по мажоритарной системе голосования д) президент имеет право распустить Национальное собрание, но само собрание не может контролировать президента е) центральное место в системе государственной власти принадлежит парламенту 1-; 2-. 9. О ком идет речь? 3 Лидер революционного движения на Кубе, возглавивший Кубинское государство, чья политика способствовала возникновению Карибского кризиса _____________________ 10. Определите термин по его признакам 3 __________________________________ а) «национальное величие»; б) «сильное государство»; в) «ассоциация труда и капитала» 11. Восстановите термин: 3 ___________________________________________ Демократическое государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния при сохранении рыночной экономики. 12. Выявите причины и сущность перехода от Четвертой к Пятой республике. 5
ИТОГОВОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.015 с.) |