Тема № 8. Вторая мировая война (1939 –1945 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8. Вторая мировая война (1939 –1945 гг. )



План

1. Причины, периодизация второй мировой войны.

2. Военные действия и их оценка в 1939-1941 гг.

3. Фашистский «новый порядок». Движение сопротивления в оккупированных странах.

4. Оформление антифашистской коалиции. Военные действия и их результаты в 1942 – первой половине 1944 гг.

5. Завершение второй мировой войны (вторая половина 1944-1945 гг.)

6. Итоги, характер и значение второй мировой войны.

 

Библиографический список

Агрессивная политика держав фашистского блока и происхождение второй мировой войны. Реф. сб. – М: ИНИОН, 1989.

Антифашистское движение сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны./ Под. ред. Б.Л.Бондаренко. - М., 1962.

Бережков В.М. Рождение коалиции. - М., 1975.

Блосфельд Е.Г. К вопросу о характере второй мировой войны // НИНИ. - 1989.- № 6.

Буржуазная историография второй мировой войны. Анализ современных тенденций. /Отв. ред. О.А. Ржешевский. - М., 1985.

Блан Ж. Q-17, истребленный конвой. Из истории союзнических отношений 1942 г. // НИНИ. - 1993.-№ 3.

Виноградов А. Вступление Италии во вторую мировую войну // Вопросы истории. -1992. -№ 10.

Волков Д.В. За кулисами второй мировой войны. - М.,1985.

Волков Ф.Д. Тайное становится явным. Деятельность дипломатии и разведки западных держав в годы второй мировой войны. - М., 1989.

Всемирная история в 24 тт./ А.И. Бадак и др. – М.,1997.- Т. 23-24.

Вторая мировая война. Итоги и уроки. - М.,1985.

Вторая мировая война. Краткая история. - М., 1985.

Вторая мировая война в воспоминаниях У.Черчилля, Ш. де Голля, К.Хэлла, У.Леги, Д.Эйзенхауэра.

Голль де Ш. Военные мемуары. - М.,1996. - Т.1.

Городецкий Г. Канун войны. Сталин и дело Гесса // Вопросы истории.- 1991.- № 11-12.

Движение сопротивления в Западной Европе 1939-1945. Общие проблемы./ Под. ред. Н.П. Комолова. - М.,1990.

Жилин П.А. Критика основных концепций буржуазной историографии второй мировой войны. - М., 1983.

Застольные беседы в ставке Гитлера (июнь 1941-июль 1942 гг.) // НИНИ. - 1992.- № 4.

Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. - М.,1982.

Из дневников Йозефа Геббельса 1945 г. // НИНИ.- 1992.- № 5, 1994.- № 6, 1995.- № 1.

Из дневников Йозефа Геббельса 1945// НИНИ. –1992 -№ 5, 1994.- № 6, 1995.- № 1.

История второй мировой войны 1939-1945 /Гл. ред. А.А. Гречко.- В 12т.- М.,1975.

Кимболл У.Ф. Франклин Рузвельт – главнокомандующий 1941-1945 гг. //НИНИ.- 1993.- № 1.

Командиры второй мировой войны 1939-1945 / Гл. ред. А.А Гречко.- В 12 т.- М., 1975.

Мальков В.Л. Некоторые соображения о политическом характере второй мировой войны// НИНИ. - 1988.-№ 6.

Орлов А.С., Кожанов В.П. Ленд-лиз: взгляд через полвека // НИНИ. - 1994.- № 3.

Рейнолдс Д. Черчилль и «решение» Англии продолжать войну в 1940 г. Правильная политика, ложные причины // Вопросы истории.- 1990.- № 9.

Ржешевский О.А. Война и история. Буржуазная историография США о второй мировой войне.- М., 1984.

Самсонов А.И. Вторая мировая война.- М., 1985.

Секистов В.А. Война и политика. Политические цели войны и характер военных действий в Западной Европе и бассейне Средиземного моря 1939-1945.- М., 1989.

Семиряга М.И. К вопросу о политическом характере второй мировой войны // НИНИ. - 1988.- № 6.

Сиполс В.Я. Тайные документы «странной войны» // НИНИ. - 1993.- № 2,3.

Смирнов В.П. О характере второй мировой войны // НИНИ.- 1989.- № 3.

Сталин, Берия и судьба армии Андерса в 1941-1942 гг. (из рассекреченных архивов) // НИНИ. - 1993.- № 2

Турлейска М. (ПНР). О периодизации и характере второй мировой войны/ Вторая мировая война. Кн. 1. Общие проблемы. - М., 1966.

Тюшкевич С.А. Об оценке характера второй мировой войны //НИНИ. - 1988.- № 4.

Урланис Б.У. Войны и народонаселение Европы: Людские потери сил европейских стран в войнах ХYII-ХХ вв. (историко-статистическое исследование).- М., 1960.

Ширер У. Берлинский дневник // НИНИ. -1991.- № 4, 1992.- № 3, 6.

 

Методические рекомендации

Данную тему предполагается рассматривать в форме собеседований по подгруппам в 6-8 человек. Для этого требуется глубокая самостоятельная проработка источников и специальной литературы по заданной проблематике.

Изложение первого вопроса целесообразно осуществлять в историографическом плане, поскольку на протяжении послевоенного периода оценки причин и периодизации второй мировой войны неоднократно менялись. И в настоящее время в отечественной и зарубежной историографии этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным. На основе предложенного списка литературы и самостоятельно найденных источников и исследований постарайтесь выделить основные концепции по данному вопросу и обосновать каждую из них. Особо следует остановиться на роли США, Англии, Франции и СССР в проведении политики умиротворения стран-агрессоров и в целом в международной кризисной ситуации 1939-1941 гг. При раскрытии проблемы периодизации второй мировой войны обратите внимание на критерии, положенные в ее основу различными авторами. Охарактеризуйте каждый этап. Не следует делать типичную ошибку: смешивать периодизацию второй мировой и Великой отечественной войны.

По второму вопросу выделите специфику боевых действий и дипломатической истории второй мировой войны в 1939-1941 гг. Остановитесь на характеристике стратегических замыслов государств-агрессоров, таких событий как вторжение Германии в Польшу; объявление Великобританией и Францией войны Германии, выясните причины поражения польского правительства. Дайте оценку советской внешней политики в связи с такими событиями как вступление советских войск в Западную Украину и Белоруссию, заключение германо-советского договора о дружбе и границах, соглашения СССР о взаимной помощи со странами Прибалтики, советско-финляндской войной. Раскройте содержание «странной войны» на Западном фронте. Уясните причины быстрого захвата Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии, разгрома Франции. Объясните, что побудило Италию к вступлению в войну. Оцените последствия расширения состава СССР за счет Литвы, Латвии, Эстонии, Бесарабии и Северной Буковины. Раскройте сущность закона США о ленд-лизе. Опишите характер боевых действий в Северной Африке. Охарактеризуйте захват Греции и Югославии. Выявите причины нападения Германии на СССР, дав оценку концепции «превентивной» войны. Дайте оценку военным действиям в 1941 г. Раскройте причины вступления в войну США и стран Азии.

При рассмотрении вышеназванных событий второй мировой войны обратите внимание на тактику и стратегию боевых действий, значение конкретных боевых операций, роль военачальников, социально-экономический и военный потенциал стран-участниц, морально-психологическое состояние армий.

По третьему вопросу раскройте сущность оккупационной политики Германии, Италии и Японии в политической, социально-экономической и культурной областях. Опишите формирование движения Сопротивления оккупированных стран: состав участников, цели, характер, формы и результаты борьбы. Ответьте, какие факторы в его возникновении и углублении сыграли решающее значение – внутренние или внешние? Оцените, какое значение имел роспуск Коминтерна в 1943 г. Охарактеризуйте значение освободительного движения в годы второй мировой войны, приведя конкретные примеры по странам.

Освещение четвертого вопроса предполагает выявление идеологических, военно-политических и экономических основ складывания антигитлеровской коалиции. В этой связи охарактеризуйте содержание и значение Атлантической хартии 1941 г., англо-советского соглашения 1941 г. о совместных действиях против Германии, распространения закона США о ленд-лизе на СССР, декларации ООН, англо-советского союзного договора и советско-американского соглашения о взаимной помощи 1942 гг. Раскройте сущность противоречий в антифашистской коалиции и попытки их преодоления. Попытайтесь ответить на вопрос, почему в первой мировой войне коалиция стран Антанты оформилась до начала мирового конфликта, а антигитлеровская коалиция уже в ходе войны?

Охарактеризуйте военные действия в период 1942 - первой половины 1944 гг. Осветите начало коренного перелома в войне, приостановку агрессии Японии в Тихом океане, высадку англо-американского десанта в Северной Африке и разгром итало-немецкой группировки. Дайте оценку Сталинградскому сражению, Курской битве, выходу Италии из войны. Уясните содержание Каирской декларации, значение решений Тегеранской конференции для открытия второго фронта в Европе. Раскройте вопрос об англо-американском наступлении в Тихом океане и Азии.

Подведите общие итоги по всему вопросу.

По пятому вопросу необходимо охарактеризовать завершающий этап второй мировой войны (вторая половина 1944-1945 гг.) и осветить ее итоги. Здесь нужно обратить внимание на такие факты как освобождение территории СССР, стран Восточной и Центральной Европы от немецких оккупантов, распад фашистского блока, значение народно-освободительных революций в Восточной Европе. Следует оценить с точки зрения послевоенного устройства значение решений Ялтинской конференции, Учредительной конференции ООН, капитуляции Германии, вооруженного антифашистского восстания в Италии, Потсдамской конференции. Целесообразно остановиться на характеристике освобождения от японской оккупации Филиппин и Бирмы, объявлении независимости Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, применении атомного оружия Вооруженными силами США, вступления Советского Союза в войну с Японией и ее капитуляции.

Далее раскройте дискуссионный вопрос, посвященный характеру второй мировой войны, учитывая как обстоятельства предвоенной политики и дипломатии великих и малых стран, а также и непосредственно самого мирового конфликта. Выделите ключевые признаки этого понятия. Оцените итоги и значение второй мировой войны.

 

Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

 

Примерный образец текущего контрольного среза по истории новейшего времени (30 баллов). Раздел I.

Часть 1.

 

1.О ком идет речь: фюрер 1

2. Укажите партийную принадлежность: Р. Макдональд – 1

3.Выделите президента-изоляциониста: 1

a) В.Вильсон в) К. Кулидж

б) У. Гардинг г) Ф.Д.Рузвельт

4. Отметьте глав делегаций стран — участниц Парижской конференции: 2

1) США

2) Великобритании

3) Франции

а) Ж. Клемансо

б) Т. Рузвельт

в) В. Вильсон

г) Н. Чемберлен

д) Р. Пуанкаре

е) А. Бриан

ж) Д. Ллойд Джордж

5. Расположите в хронологической последовательности события: 2

а) Образование Совета народных уполномоченных

б) Выступление матросов в г.Киле

в) «Спартаковская неделя»

г) «Рождественский кризис»

д) «Кровавая пятница»

е) Принятие Веймарской Конституции.

ж) Гражданская война в Германии

1 - …, 2 - …, 3 - …, 4 - …, 5 - …, 6 - …, 7 - …, 8 - ….

6. Выберите верное: политике изоляционизма США не в полной мере соответствовал (обведите кружком): 2

а) закон об иммиграционных квотах;

б) закон о повышении таможенных пошлин в отношении европейских товаров;

в) закон об урегулировании задолженности США;

г) закон о запрещении займов и кредитов странам, не погашавшим военные долги.

7. Отметьте внешнеполитические события 20-х гг.: 2

а) оккупация Рура Францией и Бельгией

б) ремилитаризация Рейнской зоны

в) подписание Рейнского гарантийного пакта

г) Генуэзская конференция

д) оккупация Японией Маньчжурии

е) установление ограничений на военно-морские вооружения Англии, США, Франции, Италии и Японии

ж) установление ограничений на военно-морские вооружения Англии, США, Франции, Германии, Италии, СССР и Японии

з) подписание 15 странами пакта Бриана — Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики и разрешении всех конфликтов мирными средствами

и) советско-германский договор в Рапалло

к) предоставление США крупных кредитов Германии

л) вступление Германии в Лигу Наций

м) вступление СССР в Лигу Наций

н) продажа СССР КВЖД Японии

о) разрыв Англией дипломатических огношений с СССР

п) разрыв СССР дипломатических отношений с Англией

р) советско-китайский конфликт на КВЖД

8. Определите место страны по уровню падения производства в период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. (от меньшего к большему): 2

а) Франция

б) Германия

в) США

г) Англия

9. Отметьте черты, характерные для социал-реформистской модели развития: 2

а) государственное регулирование экономики

б) преобладание косвенных методов государственного регулиро­вания экономики

в) преобладание прямых методов государственного регулирования экономики

г) крупный государственный сектор в экономике

д) крупные программы социального обеспечения и социальных гарантий

е) сокращение политических прав и свобод граждан

ж) подъем экономики на основе роста военного сектора

з) наступление на социальные права граждан

и) национализация предприятий и банков

к) принудительное синдицирование

л) крупные государственные инвестиции в экономику

м) отказ от золотого обеспечения денег

н) регулируемая государством инфляция как способ государст­венного регулирования экономики

Часть 2.

10. Объедините в группы термины, определите основу классификации, дайте определения: протекционизм, фритредерство 6

11. Перечислите преимущества, которые имели делегации на Парижской мирной конференции 1919 г. - 9

Англия Франция США Япония Италия

12. Выполните задание на выбор:

а) политический портрет 5

б) ситуация исторического выбора 7

в) характеристика исторического явления, процесса 7

 

Примерный образец текущего контрольного среза по истории новейшего времени (30 баллов). Раздел II.

1. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны знаком «+», а с которыми не согласны знаком «- «:5

а) временный режим во Франции просуществовал с 1944 по 1948 гг.

б) Алжирский кризис во многом обусловил падение Четвертой республики во Франции

в) выход Италии из второй мировой войны был связан с операцией «Оверлорд»

г) Ялтинско-Потсдамская система определила итоги второй мировой войны

д) «экономическое чудо» ряда европейских стран было связано с планом Маршалла

2. Итоги и последствия советско-финляндской войны были следую­щие: (выделите один неправильный ответ): 1

а) передача Советскому Союзу Финляндией Карельского перешейка

б) передача Советскому Союзу Финляндией в аренду острова Ханко

в) исключение СССР из Лиги Наций

г) полное уничтожение «линии Маннергейма»

3.Карибский кризис — это: 1

а) конфликт между США и Кубой из-за прихода к власти на Кубе коммунистического правительства Ф. Кастро

б) вооруженный конфликт на Кубе между сторонниками Ф. Кастро и сторонниками проамериканского режима Ф. Батисты, в котором СССР оказывал помощь Ф. Кастро, а США — Ф. Батисте

в) конфликт СССР и США из-за торгово-экономической блокады Кубы со стороны США

г) конфликт СССР и США из-за размещения на Кубе советских ядерных ракет

4. Выделите правильный ответ: 1

Акт о капитуляции Франции 22 июня 1940 г. был подписан правительством:

а) Ш. Де Голля

б) П. Рейно

в) А. Петена

г) Ж. Бидо

5. Установите соответствие: 2

термин страна

А апертуризм 1. Германия

Б тэтчеризм 2. Англия

3. Испания

А-; Б -.

6. Найдите лишнее в ряду: 2

дирижизм, атлантизм, колониализм, реформизм.

7. Название состояния международных отношений конца 1950-х-начала 1960-х гг., которое характеризуют следующие события 2_______________________

а) блокада Западного Берлина со стороны СССР

б) размещение советских ракет на Кубе

в) возникновение реальной угрозы совётско-американского ядерного конфликта

г) уничтожение советскими войсками ПВО американского самолета-разведчика

8. Соотнесите черты политического режима во Франции: 2

1)Четвертой республики; 2)Пятой республики

а) президентская республика

б) парламентская республика

в) выборы в Национальное собрание проходят по пропорци­ональной системе голосования

г) выборы в Национальное собрание проходят по мажоритарной системе голосования

д) президент имеет право распустить Национальное собрание, но само собрание не может контролировать президента

е) центральное место в системе государственной власти принад­лежит парламенту

1-; 2-.

9. О ком идет речь? 3

Лидер революционного движения на Кубе, возглавивший Кубинское государство, чья политика способствовала возникновению Карибского кризиса _____________________

10. Определите термин по его признакам 3 __________________________________

а) «национальное величие»; б) «сильное государство»; в) «ассоциация труда и капитала»

11. Восстановите термин: 3 ___________________________________________

Демократическое государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния при сохранении рыночной экономики.

12. Выявите причины и сущность перехода от Четвертой к Пятой республике. 5

 

ИТОГОВОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.06 с.)