Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 7. Особенности развития мирового рыночного хозяйства и западного общества на современном этапеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При рассмотрении данной темы следует руководствоваться точкой зрения отечественного исследователя-экономиста И.Осадчей, которую она высказала в статье «О цивилизационном подходе к анализу капитализма» («Мировая экономика и международные отношения». - 1991. - № 5.). Она состоит в том, что современный капитализм коренным образом отличается не только от капитализма ХIХ столетия или монополистического капитализма, каким его видел В.И.Ленин на рубеже ХIХ - ХХ вв., но и от того государственно-монополистического капитализма, который сложился в развитых капиталистических странах в 1940-1960-е гг. В процессе своего исторического развития он прошел ряд стадий, в ходе которых претерпел существенную трансформацию как по линии отношений собственности, производственных отношений, так и по линии регулирования социально-экономической жизни. В ходе этой трансформации менялись его социальные структуры, классовый состав, положение человека в системе производства. Серьезные перемены претерпевала позиция государства, оно стало не только важнейшим регулятором социально-экономических отношений, но и арбитром в разрешении политических конфликтов в обществе. 1980-2000-е гг. отличаются возросшими масштабами процессов глобализации мирового сообщества, охватившими не только сферу экономики, но и политики, науки, культуры, правовых систем, религии и т.п. Глобальные масштабы взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран влекут за собой как благотворные, так и разрушительные последствия. Последние, по словам А.Б.Вебера, ложатся главным образом на тех, чье отставание от лидеров технологического прогресса предопределено слабыми позициями в глобальном силовом поле мировой экономики и политики. Сопротивление негативным последствиям глобализации порождает мощные антиглобалистские общественные движения, в основе которых лежит неприятие экспансии западной культуры, подрывающей традиционные культурные ценности не западных цивилизаций. План
1. Смешанная экономика: сущность и особенности эволюции после второй мировой войны: а) основные признаки смешанной экономики; б) роль государства, крупного предпринимательства и немонополизированного сектора в экономике; в) значение транснациональных корпораций; г) роль человеческого фактора в современной экономике; развитие «экономики участия» в развитых зонах современного мира. 2.Социал-реформистские концепции вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь. Государство благосостояния. 3. Теория и практика неоконсерватизма. 4. Глобализация: сущность, отличительные признаки, значение. Антиглобалистские движения. 5. Демографические и экологические проблемы современного мира.
Библиографический список Бирюков Б., Кузнецова Е. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // МЭМО. - 2001.- №12. Бьюкинен Дж. Политическая экономия государства благосостояния // МЭМО. -1996.- №5. Вебер А.Б. Что стоит за так называемым антиглобализмом // МЭМО.- 2001.- №2. Вильховенко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // МЭМО. - 1998. - № 5. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность // Новая и новейшая история. -1995.- №6. Галкин А.А. Консерватизм: теория и практика «социального реванша» // Рабочий класс и современный мир. - 1985. - №2. Гаузнер Н., Иванов Н. Развитие «экономики участия» в передовых странах Запада // МЭМО. - 1990. - №5. Голубович В.И. Экономическая история зарубежных стран. - М., 1999. Государство и экономика развитых стран в 1980-е гг. - М.,1989. Демин А.А ГМК: проблемы, тенденции, противоречия. - Л., 1993. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭМО. - 1997.- №1. Зайченко А.С. Мелкие предприниматели // США: экономика, политика, идеология. - №3. Иванова Н. Инновационная сфера: итоги столетия //МЭМО. - 2001.- №8. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990-х гг. - М., 1995. Лисюткина Л., Патрушев С. Массовые демократические движения: современный облик и тенденции развития // Рабочий класс и современный мир. - 1988.- № 1. Мельянцев В. Информационная революция – феномен «новой экономики» // МЭМО.- 2001.- № 2. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода // МЭМО. - 2000. - №11. Она же. «Новая экономика» в пространстве модерна // МЭМО.- 2001.- № 12 Осадчая И. Кейнсианство сегодня // МЭМО.- 1996.- № 8. Певзнер Я. Конкурентный корпоративно-государственный капитализм // МЭМО. -1990.-№ 3. Перегудов С. Неоконсервативная модель общественных отношений (социально-политический аспект) //МЭМО.- 1990.- № 11. Он же. Социал-демократическая модель общественных отношений // МЭМО. - 1990.- № 5. Он же. Механизм политического управления и концепция государственно-монополистического капитализма // МЭМО.- 1990.- № 6. Он же. «Общество участия» или «демократия собственников» // МЭМО.- 2000.- № 1. Пирогов Г.Г. Структурный кризис и структурно-технологическая перестройка в зоне развитого капитализма // РК и СМ.- 1989.- № 2. Семенов А.О. О «человеческом капитале» и «детейлоризации» // МЭМО.- 1996.-№ 11. Титов К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // МЭМО. -2000. - № 10. Тоштендаль Р. Роль социал-демократии в развитии индустриального капитализма конца ХIХ – ХХ вв. // Новая и новейшая история. - 1997.- № 2. Транснационализация в современной капиталистической экономике: сущность, критерии, тенденции // МЭМО.- 1989.- № 2. Фридман Л., Кузнецова С. Глобализация: развитые и развивающиеся страны // МЭМО.- 2000.- № 10-11. Хаттон У. Капитализм участия // МЭМО.- 2000.-№ 1. Хмельницкая В. Кооперация малых и средних предприятий в Италии // МЭМО.- 2000.- № 1. Чибриков Г. Новый образ международной корпорации // МЭМО.- 1993.-№5. Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в ХХ в. – от упадка к глобализации // МЭМО.- 2001.-№ 8. Он же. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // МЭМО. -2001.- № 2. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // МЭМО.- 2001.- № 12. Юданов Ю. Среднее и мелкое предпринимательство в ФРГ // МЭМО.- 1990.- № 7.
Методические рекомендации По первому вопросу следует дать анализ эволюции смешанной экономики в 1940 – 2000-е гг., предварительно связав этот процесс с особенностями трансформации ГМК в первой половине ХХ в. Выделите основные признаки смешанной экономики, свойственные именно социал-реформистской модели, сложившейся в послевоенный период. Выясните, какую роль в смешанной экономике играет государственный сектор, преимущества и недостатки его функционирования. Определите, какая связь существует между долей госсобственности и реальным значением государства в регулировании экономической системы. Охарактеризуйте механизмы деятельности крупного частного бизнеса, способы его взаимодействия с государственным сектором. Уясните, какую роль в смешанной экономике занимает немонополизированный сектор, объясните, вследствие каких причин до 50 % производства и услуг находится в руках мелких и средних предприятий. Обратите особое внимание на последствия структурного кризиса конца 1960- начала 1970-х гг., давшего мощный толчок процессу демонополизации экономики и структурно-технологической перестройке. Раскройте преимущества и негативные моменты в организации деятельности мелкого и среднего частного бизнеса. Определите место в системе мирового рыночного хозяйства транснациональных корпораций и транснациональных банков. Подумайте, правомерно ли говорить о транснационализации как форме интернационализации хозяйственной жизни. Покажите, как соотносится экономическая деятельность государства и ТНК с точки зрения национальных интересов различных стран. Уясните роль «человеческого фактора» в современном производственном процессе, выделите основные категории трудящихся по следующим признакам: характер образования и труда, трудовая и интеллектуальная мобильность, занятость. Раскройте сущность изменений, произошедших в социальной структуре общества в результате структурно-технологической перестройки 1970-1980-х гг. Рассмотрите причины, условия и способы вовлечения трудящихся в предпринимательскую деятельность, то есть охарактеризуйте концепцию «экономики участия» и результаты ее внедрения в практику. Второй вопрос предполагает выяснение причин и условий складывания социал-реформистской модели общественного развития, принципов и сущности ее функционирования. Покажите различные разновидности этой модели: немецкую, австрийскую, шведскую и т.д. Раскройте положительные стороны и издержки деятельности «государства благосостояния», ограничительные факторы в его развитии. По третьему вопросу определите, почему, начиная с середины 1970-х гг. социал-реформистская модель регулирования государством экономической и социальной жизни оказалась несостоятельной, какие рекомендации Д.М.Кейнса устарели в новых условиях. Уясните, насколько обоснованно «государство благосостояния было подвергнуто критике со стороны неоконсерваторов. Покажите, какую альтернативу выхода из экономических и политических затруднений они предложили. Охарактеризуйте различные модели (тэтчеризм, рейганомика и т.д.) и итоги деятельности неоконсервативных правительств в 1970-1980-е гг. Дайте определения таким понятиям как «неопатернализм», «посткорпоративизм». В заключение по второму и третьему вопросам раскройте общее и особенное в функционировании названных моделей общественного развития. По четвертому вопросу выявите различные подходы к дискуссионной проблеме определения понятия «глобализация», выделения его критериев и сущности. Охарактеризуйте источники, периодизацию и признаки глобализации. Определите роль научно-технического прогресса в развитии глобализационных процессов. Раскройте их последствия для развитых и развивающихся стран. Дайте оценку антиглобалистским движениям, выделив их основные требования, признаки, социальный состав, ценностные ориентации, результаты деятельности. Определите их место в массовых демократических движениях 1980-2000-х гг. Рассмотрение пятого вопроса тесно связано с процессами глобализации мирового сообщества, которые придают демографическим и экологическим проблемам универсальный характер и требуют комплексного подхода к их решению. Раскройте демографическую ситуацию в мире. Приведите статистические данные по народонаселению в региональном аспекте, соотношению рождаемости и смертности в различных странах и на континентах, обеспечению населения продовольственными, сырьевыми и прочими ресурсами. Соотнесите доходы, уровень образования и медицинского обслуживания, возможности использования результатов научно-технического прогресса в разных частях земного шара. Сформулируйте демографические проблемы и возможные способы их решения. Охарактеризуйте экологическую ситуацию в мире, выявив те регионы, где нарушение среды обитания вызывает особые опасения. Укажите перечень экологических проблем и мероприятий, проводимых правительствами и мировым сообществом по их преодолению. Дайте оценку движениям «зеленых». В заключение сформулируйте общие выводы по теме семинарского занятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.29 (0.007 с.) |