Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 3. Проблемы экономической реконструкции и политической стабилизации на европейском континенте после Первой Мировой войныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение взаимоотношений между ведущими западными державами в современный период, когда наряду с сохраняющимися противоречиями имеют место процессы интеграции, имеет особое научное и практическое значение. Усиливающееся в настоящее время экономическое соперничество между Соединенными Штатами и европейскими странами, когда, с одной стороны, американские деловые круги с целью обеспечения себе глобального лидерства используют различные методы финансового и политического давления на позиции своих конкурентов, а с другой - пытаются найти компромиссные способы решения общих проблем, повышает интерес к изучению финансово-экономических и дипломатических отношений между США и европейскими государствами в межвоенный период. После первой мировой войны правящие круги США, воспользовавшись ослаблением Великобритании и Франции, поражением Германии, развернули широкое наступление на их позиции в области контроля над международными финансами, мировыми рынками сбыта и источниками сырья, используя в качестве одного из рычагов воздействия на своих союзников их военную задолженность и дезорганизацию их валютно-финансовых систем. На Парижской мирной конференции 1919 г. Соединенные Штаты не сумели добиться признания со стороны европейских стран их глобального лидерства. Поэтому после мирного урегулирования правящие круги США, провозгласившие возвращение к «изоляционизму», взяли курс на финансово-экономическое проникновение в Европу с тем, чтобы участвовать в решении таких проблем континента как репарации, разоружение, европейская безопасность, пересмотр отдельных положений Версальского мирного договора. Важным условием экономической экспансии в Европе правящие круги США считали сохранение политической стабильности и отсутствие угрозы военных конфликтов на континенте. План 1. Парижская мирная конференция 1919 г.: а) расстановка сил накануне и в ходе конференции между ведущими европейскими государствами и США (экономическое и политическое положение после войны); б) цели и задачи основных стран-участниц в ходе конференции; в) итоги и значение. 2. Германия от «плана Дауэса» до «плана Юнга»: а) план госсекретаря США Ч.Хьюза (декабрь 1922 г.) и причины его отклонения; б) Лондонская экономическая конференция 1924 г. и ее решения; в) борьба вокруг «плана Юнга» на Гаагской конференции 1929-1930 гг. 3. Проблемы политического «умиротворения» Европы в связи с Локарнской конференцией 1925 г.: а) Женевский протокол 1924 г. и причины его отклонения; б) Рейнский гарантийный пакт и его значение; в) расстановка сил в Европе в результате Локарнских соглашений; 4. Мировая экономическая конференция в Лозанне (1932 г.): а) объявление моратория Г.Гувера 1931 г. и его значение; б) окончательное решение проблемы военных долгов и репараций.
Библиографический список Архив полковника Хауза. - М.,1939.- Т. 3. Баранцева Н.А. Франция в европейской политике США в 1923-1924 гг. / в сб.: Проблемы внешней политики США в ХХ веке. – Абакан, 1993. Она же. Политика США в отношении Франции в связи с объявлением моратория Гувера на межправительственные долги и репарации (1930-1931 гг.) // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф.Катанова.- Вып. II. Сер.3. История. Право. - Абакан, 2002. Восленский М.С. Из истории политики США в германском вопросе (1918-1919 гг.). - М., 1954. Гинцберг Л.И. Пересмотр плана Дауэса и Парижская конференция экспертов 1929 г. / в кн.: Ежегодник германской истории. 1973. - М., 1974. Джордан В.М. Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-1939 гг. - М., 1945. Европа в международных отношениях 1917-1939. - М., 1979. История дипломатии. - М., 1965.- Т. 3. Ллойд-Джордж Д. Правда о мирных переговорах. - М., 1957.- Т. 1-2. Морозов Г.И. Лига наций: взгляд через полвека // Вопросы истории. – 1992. - № 2,3. Никонова С.В. Очерк европейской политики Германии в 1924-1929 гг. (от плана Дауэса к плану Юнга). - М., 1977. Постников В.Д. США и политика «дауэсизации» Германии (1924-1929 гг.). - М., 1957. Табуи Ж. 20 лет дипломатической борьбы. - М., 1960. Тардье А. Мир. – М., 1949. Турнэс Р. Фош и победа союзников. 1918. - М., 1938. Турок В.М. Локарно. – М.; Л., 1949. Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. - М., 1953.
Методические рекомендации По первому вопросу необходимо раскрыть сущность изменений, происшедших в результате первой мировой войны в положении ведущих западных государств. Особое внимание следует уделить таким странам как Англия, Франция, США, Германия, Италия и Япония. Нужно показать, какие выгоды извлекли из войны страны-победительницы, с какими программами мирного урегулирования выступили их делегации. При рассмотрении основных вопросов, обсуждавшихся на Парижской мирной конференции, нужно обратить внимание на 1) репарационную проблему (дать определение репараций, указать их отличие от контрибуций, объяснить позиции главных делегаций по ее решению); 2) на проблему мандатов и подмандатных территорий (уяснить, почему страны-победительницы отказались от непосредственного раздела колоний побежденных государств); 3) «русский» вопрос; 4) разоружение; 5) создание Лиги наций; 6) вопрос о виновниках развязывания первой мировой войны. Дайте оценку основным статьям Версальского мирного договора с Германией и соглашениям, заключенным с ее союзниками. Охарактеризуйте итоги Парижской мирной конференции и сделайте вывод, что собой представляла Версальская система послевоенного устройства мира, был ли создан международный правовой механизм по предотвращению вооруженных конфликтов в будущем? Известно, что конгресс Соединенных Штатов отказался ратифицировать Версальский мирный договор. Были ли в дальнейшем урегулированы дипломатические и экономические отношения между США и Германией? Рассмотрение второго вопроса дает ключ к пониманию экономической и политической ситуации на Европейском континенте в 1920-1930-е гг. Именно проблема германских репараций, постоянно грозившая перерасти в вооруженный конфликт, на протяжении долгих лет являлась важнейшим фактором, который влиял на стабильность положения в Европе. Изложение этого вопроса начните с освещения американских планов решения репарационной проблемы, а затем предложений госсекретаря США Ч.Хьюза. Объясните, почему столь противоречивой была реакция на них других заинтересованных сторон. Попытайтесь ответить на вопросы: были ли Соединенные Штаты заинтересованы в сохранении статус-кво в отношении основных статей Версальского мирного договора; почему в августе 1922 г. американские правящие круги отвергли ноту английского министра иностранных дел А.Бальфура о взаимном аннулировании военных долгов и репараций; с чем связано провозглашение в 1922 г. в США внешнеполитической доктрины изоляционизма в отношении Европы? Во второй части вопроса необходимо выяснить, есть ли связь между планом Хьюза и основными решениями, утвержденными Лондонской экономической конференцией 1924 г. Раскройте сущность плана Дауэса и сделайте вывод: какие государства получили наибольшую выгоду от его принятия. Далее приведите обоснования того, почему процесс «дауэсизации» Германии оказался недолгим и, начиная с 1927 г. генеральный агент по репарациям П.Джильберт начал зондировать почву о возможности одобрения европейскими государствами нового репарационного плана Юнга. Раскройте сущность дискуссии заинтересованных держав по главным положениям названного плана. Объясните, почему именно Франция являлась непримиримым противником его утверждения. В заключение сделайте вывод об основных итогах Гаагской конференции. Переходя к освещению третьего вопроса нужно уяснить, что если план Дауэса явился экономической основой стабилизации в Европе, то принятие Рейнского гарантийного пакта Локарнской конференцией 1925 г. стало важной предпосылкой политического «умиротворения» на Европейском континенте. Прежде чем обратиться к рассмотрению проблем безопасности, связанных с Локарно, раскройте сущность дипломатической борьбы европейских государств по Женевскому протоколу 1924 г. Объясните, какой из этих документов в случае принятия – Женевский протокол или Рейнский гарантийный пакт – в большей степени гарантировал бы безопасность стран Европы. Поведите итог, как изменилось соотношение сил на континенте в результате подписания Локарнских соглашений. Изучение четвертого вопроса подводит к логическому завершению проблему финансово-экономических обязательств, порожденных первой мировой войной. Необходимо показать, какие цели преследовала американская администрация во главе с Г.Гувером, объявив в июне 1931 г. мораторий на выплату репараций. Выясните, не входила ли эта мера в противоречие с ранее принятым планом Юнга? Объясните, почему именно Франция, в отличие от большинства европейских государств, отказывалась принять мораторий Гувера; какие предварительные условия ставила французская делегация в ходе переговоров. Сделайте вывод, на каких основах была достигнута международная договоренность по мораторию Гувера, оцените его значение. Почему европейские государства рассматривали его как паллиативную меру? По второй части вопроса постарайтесь понять, чем было обусловлено окончательное решение проблемы военных долгов и репараций Лондонской экономической конференцией 1932 г., что означало «джентльменское соглашение» должников США? Выскажите предположение: был ли опыт решения межсоюзнических обязательств, проистекавших из первой мировой войны, учтен при рассмотрении аналогичных вопросов в ходе процесса мирного урегулирования 1945-1947 гг.?
Тема № 4. Германский фашизм Германский фашизм являлся одной из разновидностей явления, носившего международный характер. Не случайно западногерманский историк Э.Нольте назвал 1920-1930-е гг. эпохой фашизма. Обращение к данной теме позволяет вскрыть целый комплекс проблем в развитии Германии как в период Веймарской республики, так и в условиях существования тоталитарного, нацистского государства. Главная из них, пожалуй, заключается в том, чтобы понять, каковы были исторические корни национал-социализма, уничтожившего «первую немецкую демократию» –Веймарскую республику и приведшего в конце концов, по словам Ф.Майнеке, к «немецкой катастрофе» – поражению Германии во второй мировой войне и расколу немецкого государства. Не меньший интерес представляет изучение персоналий – политических деятелей первой немецкой республики и, безусловно, личности Адольфа Гитлера. План 1. Социально-экономическое и политическое развитие Германии в 1920-х - начале 1930-х гг.: а) особенности партийной структуры и политического развития Веймарской республики; б) Веймарская республика и Версальский договор: истоки национализма; в) социально-экономическое развитие Германии в 1919-1929 гг., мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его влияние на немецкое общество; г) последние годы республики: причины и сущность ее политического кризиса, приход нацистов к власти. 2. Фашизм – движение: а) идеология раннего (до 1929 г.) фашизма; б) организационные формы фашистского движения; в) социальная база раннего фашизма. 3. Фашизм – государство: а) процесс унификации германского общества; задачи и сущность германского тоталитаризма; бюрократизм и фашистское государство; б) экономическая политика фашистского государства; формирование нацистской модели ГМК; в) социальная политика нацистской Германии; меры, направленные на расширение массовой базы фашизма; г) нацизм и милитаризация экономической и общественной жизни; д) идеология фашистского государства. 4. Сущность германского фашизма.
Библиографический список ХIII пленум ИККИ о фашизме (декабрь 1933 г.) / В кн.: Хрестоматия по новейшей истории. - М., 1960. Димитров Г.Д. Избранные произведения. - М., 1957. -Т.1; М., 1963.- Т. 2. Агаев И. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальность и понятия // Полис. - 1995.- № 3. Бахман К. Кем был Гитлер в действительности. - М., 1981. Безыменский Л. Разгаданные загадки третьего рейха. 1933-1941.- М., 1980. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. - М., 1978. Он же. Старый и новый фашизм. - М., 1982. Бровко Л.Н. Конформизм и конфронтация: христианские церкви и нацистское государство// Свободная мысль. - 1993.- № 12. Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть. - Смоленск, 1994. Буханов В.А. Европейская стратегия германского фашизма. 1933-1939.- Свердловск, 1991. Веймарская республика: история, источниковедение, историография. - Иваново, 1987. Винокуров И., Гуртовой Г. Оккультное бюро СС (о феномене А.Гитлера) // Вокруг света. - 1992.- № 11. Галкин А.А. Германский фашизм. - М., 1990. Германия: фашизм, неофашизм и молодежь / Отв. ред. Н.С.Черкасов. - Томск, 1993. Гинцберг Л.И. Тень свастики. Как Гитлер пришел к власти. - М., 1967. Гинцберг Л.И. Франц фон Папен (1879-1969) // Новая и новейшая история. - 1998.- № 6. Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. - М., 1978. Желев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. - М., 1991. Он же. Фашизм: документальное исследование германского, итальянского и испанского фашизма // Философская и социологическая мысль. - 1991.- № 1-2. История фашизма в Западной Европе. – М., 1978. Кершон Я. Адольф Гитлер. – Ростов - на Дону. - 1997. Космач Г.А. Кризис германского либерализма в годы Веймарской республики. - Минск, 1989. Левковский А.И. Мелкая буржуазия: облик и судьба класса. - М., 1978. Макаревич Э. Германия: программирование человека // Диалог. - 1993.- № 4. Марков Г.Е. Взлет и крушение теории – немецкая этнология на рубеже веков. Культурные круги. Культурно-историческая школа. Ф.Гребнер, В.Шмидт // Этнографическое обозрение. - 1999.- № 3. Мельников Д.Е., Черная.Б. Преступник № 1: нацистский режим и его фюрер. - М., 1991. Орлова М.И. Канцлер Брюнинг как консервативная альтернатива Гитлеру. Споры германских историков // Новая и новейшая история. - 1994.- № 2. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. - Смоленск, 1993. Пруссаков Б. Прах Гитлера. - М., 1994. Раушнинг Г. Говорит Гитлер: зверь из бездны. - М., 1993. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. - М.. 1981. Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии. - М., 1959. Он же. Германия под властью фашизма. - М., 1961. Он же. Свастика над Германией. 1933-1939.- М., 1964. Он же. Конец третьего рейха. - М., 1985. Руге В. Как Гитлер пришел к власти. Германский фашизм и монополии. - М., 1985. Тараданов Г., Кибардин В. Под знаком свастики. Азбука фашизма. - М., 1994. Толанд Д. Адольф Гитлер. - М., 1993. - Т.1-2. Тоталитаризм в Европе ХХ в.: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М., 1996. Тоталитаризм как исторический феномен. /Под. ред. А.А.Кара-Мурзы. - М., 1989. Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое фашизм (теория фашизма Р.Гриффина) // Полис. - 1996.- № 1. Фест И.К. Гитлер: Биография. - Пермь, 1993.- Т. 1-3. Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. - М.,1992.
Методические рекомендации Первый вопрос предполагает выяснение обстановки, сложившейся в Германии после ее поражения в первой мировой войне и установления в результате революции 1918-1919 гг. Веймарской республики. Прежде всего следует остановиться на анализе социально-экономических и политических основ Веймарской конституции, а также соотношения сил между ведущими партиями страны, вышедшими на политическую арену (Демократическая партия Германии, Христианско-Демократическая партия, Немецкая Национально-Народная партия, Немецкая Народная партия, Социал-демократическая партия). Необходимо показать, как экономическое и политическое положение Германии в первые послевоенные годы отразилось на социальном составе, программных установках партий, влиянии в отдельных землях. Определите, какое место в истории Германии межвоенного периода заняли такие события как Капповский путч 1920 г., Рурский кризис января 1923 г., образование рабочих правительств в Саксонии и Тюрингии, Гамбургское восстание в октябре 1923 г. Выясняя истоки реваншистских и националистических настроений в Германии, обратитесь к характеристике основных статей Версальского мирного договора (разоружение, экономический и военный контроль, репарации, границы). Охарактеризуйте основные проявления мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в Германии и покажите его влияние на рост нацистской опасности в стране. Уясните особенности политического развития Германии в начале 1930-х гг. в Германии до прихода фашистов к власти: сущность «президентских» или переходных кабинетов; динамику парламентских выборов 1930-1932 гг.; причины провала образования антифашистского народного фронта. Оцените тактику ведущих партий страны в условиях политического кризиса. Определите возможные альтернативы приходу нацистов к власти. Охарактеризуйте итоги и значение мартовских 1933 г. выборов в бундестаг. По второму вопросу необходимо показать зарождение и эволюцию германского фашизма на протяжении 1920-х гг., до того как нацистская партия стала правящей. Первоначально обратитесь к идейным истокам национал-социализма, а также охарактеризуйте такие их составные части как геополитика, расизм, антисемитизм, шовинизм, антимарксизм, антидемократизм, этатизм, фашистская этика, псевдосоциализм, мифологизация истории, оккультизм. Выясните, в каких формах зарождалось нацистское движение, какова была его связь с традиционными националистическими организациями, например, с Пангерманским союзом. Определите, почему именно юг Германии стал центром притяжения нацистских сил. Охарактеризуйте содержание и социально-политическую направленность первой программы НСДАП – «25 пунктов» (февраль 1921 г.). Выясните, какие течения сложились в партии по поводу выполнения этой программы, в частности, ее антикапиталистических пунктов. Определите, почему и по каким вопросам в середине 1920-х гг. в северных и северо-восточных частях Германии сложилась оппозиция официальному нацистскому руководству, как она была преодолена. Дайте оценку вспомогательным организациям, существовавшим при НСДАП – СС, СА, гестапо, военной разведке и т.д. Выявите, кто составлял социальную опору раннего германского фашизма. Объясните, почему средние слои называют его массовой базой. Подумайте, верно ли, что фашизм являлся «феноменом среднего класса»? В заключение сделайте вывод, что собой представлял германский фашизм как общественно-политическое движение. По третьему вопросу предстоит рассмотреть широкий круг проблем, связанных с созданием фашизмом специфического механизма власти, с конкретной политикой в области идеологии, а также социальных и экономических отношений. Охарактеризуйте законодательство в сфере организации власти нацистского государства. Объясните, что позволило первому кабинету А.Гитлера, в котором НСДАП составляла меньшинство, удержаться у власти. Дайте определение и охарактеризуйте процесс унификации германского общества, выявив основные его направления. Выявите, кто и почему выступал с лозунгами «второй немецкой революции», результаты этого движения. Охарактеризуйте причины и последствия «ночи длинных ножей». Определите задачи и сущность тоталитарной власти применительно к нацистскому государству в Германии. Уясните основные направления экономической политики фашистских кабинетов, направленной на формирование нацистской модели смешанной экономики, выделите прямые и косвенные методы регулирования экономических и социальных отношений. Как вы думаете, почему президент «Дженерэл моторз» У.Надсен назвал Германию «чудом ХХ века»? Дайте оценку социальной политике фашистской Германии, обратив особое внимание на меры привлечения на сторону нацистского государства рабочего класса и средних слоев Германии. Объясните, в чем заключалась противоречивость положения средних слоев и их отношения к политике фашистских властей. Охарактеризуйте позицию А.Гитлера и государства в отношении деловых кругов Германии. Определите, какую роль в экономической и политической жизни Германии играл милитаризм. Раскройте сущность мероприятий, направленных на пересмотр статей Версальского мирного договора, связанных с ограничениями в военной области и обеспечением безопасности и неприкосновенностью границ в Европе. Покажите, насколько идеология, проповедовавшаяся в нацистском государстве, изменилась по сравнению с идеологией раннего германского фашизма, какие ее составные части модифицировались, но не подверглись существенным изменениям. Раскройте отличия идеологического воздействия на массы и фашистскую элиту. Охарактеризуйте мировоззренческие основы нацистского государства. По четвертому вопросу попытайтесь ответить, была ли неизбежна победа фашизма в Германии. Дайте оценку точки зрения немецкого историка Д.Пойкерта, утверждавшего, что «фашизм стал результатом общественного кризиса капиталистической системы», симптомом «общей болезни современности». Главную особенность этой болезни Пойкерт видел в дезинтеграции старого общества, что вылилось прежде всего в «восстание средних слоев» накануне прихода нацистов к власти, происходившем на фоне экономического кризиса. В этой ситуации нацизм представлял собой, по сути, доведенную до своего бесчеловечного логического конца попытку интеграции общества тоталитарными средствами. Определите социальную сущность фашизма, аргументируя свою точку зрения доводами, приводимыми в отечественной и зарубежной историографии вопроса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.015 с.) |