Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 2. Революция 1918-1919 гг. В ГерманииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение истории революционных событий 1918-1919 гг. в Германии является политически актуальной и важной в научном отношении задачей. Обращение к данной теме обусловлено необходимостью проведения сравнительно-исторического анализа и выявления общего и особенного в революционных процессах, происходивших в Европе и во всем мире в 1918-1923 гг. Особый интерес вызывает рассмотрение вопроса о том, был ли опыт Октябрьской революции в России приемлем для Германии и целесообразно ли сравнивать русскую и немецкую революции В этом смысле плодотворной представляется попытка, предпринятая в 1970-е гг. западно-германскими исследователями социал-демократического направления, рассмотреть историю революции в Германии в русле концепции “третьего пути”. Сущность ее, изложенная в трудах Э.Кольба, П.Ертцена, Р.Рюрупа и других авторов, заключается в том, что социал-демократическая партия Германии, возглавившая революцию в стране, упустила возможность направить преобразование “второго рейха” по среднему пути между социализмом и капитализмом. Это предполагало создание “государства социальной демократии”, которое бы отличалось как от диктатуры пролетариата, навязанной России большевиками, так и от Веймарской республики, приведшей впоследствии к власти фашистов.Основным инструментом создания нового социально-политического устройства Германии названные исследователи считали постепенную парламентаризацию монархии и использование новой формы власти – Советов. Вопросы, предложенные для рассмотрения на семинарском занятии, дают возможность на основе конкретно-исторического материала выяснить степень готовности Германии к революции, определить ее характер и движущие силы, соотношение старых и новых форм власти, что позволит выявить место и значение германской революции в мировом революционном процессе первой половины ХХ века. План 1. Особенности и характерные черты социально-политического и экономического развития Германии в конце ХIХ - начале ХХ в. 2. Причины и главные задачи революции. 3. Основные этапы и общий ход революционного процесса в Германии: а) начало революции, развитие по восходящей линии; б) период равновесия сил и кризиса революции; в) наступление контрреволюции и арьергардные бои. Баварская Советская республика. 4. Характеристика движущих сил революции: а) тактика СДПГ, НСДПГ и группы “Спартак” в ходе революции; б) проблема единства действий левых сил. 5. Основные проблемы германской революции: а) характер и итоги деятельности Советов; б) вопрос о союзе с непролетарскими массами; в) национализация и «социализация» в ходе революции. 6. Характер, итоги и значение революции в Германии.
Библиографический список
Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме // ПСС. - Т.41.- С.22-29, 93-94. Ленин В.И. Новейшие данные о партиях в Германии // ПСС. - Т. 23.- С. 339-342. Ленин В.И. Чему не следует подражать в немецком рабочем движении // ПСС. - Т. 25.- С.106-110. Ленин В.И. Письмо к немецким коммунистам 14 августа 1921 г.// ПСС. - Т. 41.- С. 88-110. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // ПСС. - Т. 37.- С. 235-338, 487-498. Ленин В.И. Речь на митинге протеста против убийства К.Либкнехта и Р. Люксембург // ПСС. - Т. 37.- С. 434. Ленин В.И. Приветствие Баварской Советской республик // ПСС. - Т. 38.- С. 321-322. Ленин В.И. Речь при открытии I конгресса Коминтерна 2 марта 1919 г. // ПСС. - Т. 37.- С. 489-490. Айзин Б.А. Альтернативы германской истории в конце ХIХ - начале ХХ вв.// Новая и новейшая история.- 1992.- № 4. Он же. Об особенностях назревания революции в Германии в начале ХХ века / Соотношение объективных и субъективных факторов/ // Новая и новейшая история. - 1981.- № 2. Германская история в новое и новейшее время. - М., 1970. - Т. 1-2. Драбкин Я.С. Революция 1918-1919 гг. в Германии. - М., 1958. Он же. Становление Веймарской республики. - М., 1978. Евзеров Р.Я. Социал-демократическая партия Германии в начале ХХ века // Новая и новейшая история.- 2000.- № 1. Кретинин В.С. К.Каутский: опыт переосмысления // Новая и новейшая история. -1995. - № 1-2. Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии. - М., 1962. Люксембург Р. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии // в кн.: О социализме и русской революции. - М., 1991. Ноябрьская революция в Германии. Сборник статей, материалов. - М., 1960. Овчаренко Н.Е. Две жизни Эдуарда Бернштейна // Новая и новейшая история. - 1994.- №3,4,5. Овчинникова Л.В. Ноябрьская революция в современной социал-демократической историографии ФРГ // Новая и новейшая история. - 1979.- № 6. Орлова М.И. Ноябрьская революция в Германии в освещении буржуазной и социал-реформистской историографии ФРГ/ этапы развития и тенденции // Новая и новейшая история.- 1981.- № 6. Петелин Б.В., Кретинин В.С. Германская социал-демократия: уроки истории // Новая и новейшая история. - 1993.- № 3. Руге В. Гинденбург. Портрет германского милитариста. - М., 1981. Хаффнер С. Революция 1918-1919 гг. в Германии. Как это было в действительности. - М., 1983. Методические рекомендации По первому вопросу необходимо объяснить, почему немецкое общество в конце ХIХ - начале ХХ вв. развивалось крайне противоречиво и негармонично: будучи развитым в экономическом отношении, оно являлось отсталым в социально-политической области. В связи с этим нужно дать характеристику социально-классовой и партийно-политической структуры Германии в предреволюционный период с тем, чтобы в дальнейшем проследить расстановку политических сил в ходе ноябрьской революции. Собранный конкретно-исторический материал позволит обратиться ко второму вопросу об основных причинах и задачах революции. Раскройте историографию вопроса, обратив внимание на официальную трактовку событий 1918 г. в западногерманской историографии, отрицавшую сам факт революции в Германии. Охарактеризуйте подходы социал-реформистской и марксистской исторической науки к выявлению возможности реформистского или революционного пути решения проблем германского общества. Уточните, какие нереализованные задачи отделяли первую буржуазно-демократическую революцию 1848 г. от революции 1918-1919 гг., в каком направлении основные социально-политические силы германского общества рассчитывали их разрешать. Здесь особо следует остановиться на либерализации политической системы, необходимости реформ в области сельского хозяйства, военного дела, школьного и высшего образования. В заключение ответьте на вопрос, была ли возможность у правящих кругов Германии во главе с кайзером Вильгельмом II предотвратить революцию путем проведения конституционно-политических реформ сверху. Другими словами, была ли революция в Германии неизбежна? Третий вопрос в значительной мере носит дискуссионный характер. Мнения историков по выделению и обоснованию хронологических рамок важнейших этапов революции расходятся. Постарайтесь найти и объяснить расхождения во взглядах по данной проблеме таких исследователей как Я.С.Драбкин и С.Хаффнер. Обратите внимание на такие основополагающие события ноябрьской революции как: 1) формирование 5 октября 1918 г. правительства М.Баденского (оцените предпринятые им меры внутри- и внешнеполитического плана); объясните значение вхождения в кабинет представителей СДПГ; охарактеризуйте смысл легенды «об ударе кинжалом в спину»; 2) восстание матросов в Киле; 3) начало революции в Берлине, избрание 10 ноября 1918 г. Совета народных уполномоченных и исполкома Берлинского совета; 4) соглашение Эберта-Гренера; 5) «кровавая пятница»; 6) Всегерманский съезд Советов (дайте оценку состава его представителей, основных лозунгов и принятых решений; охарактеризуйте «Гамбургские пункты»); 7) «Рождественский кризис» и его последствия; 8) уроки «спартаковской недели»; 9) причины и итоги гражданской войны; 10) опыт провозглашения и уроки поражения Баварской Советской республики; 11) Созыв Учредительного собрания и выработка Веймарской конституции. Сделайте вывод, какие события в наибольшей мере предопределили поражение сторонников углубления революции и победу контрреволюционных сил? Рассмотрение четвертого вопроса важно с точки зрения анализа эволюции основных политических сил Германии в ходе революции, определения перспектив революционного движения и характера образовавшейся Веймарской республики. Здесь необходимо определить, почему именно СДПГ оказалась ведущей силой в революции, какой смысл вкладывается в понятие «партия парламентского типа». Далее следует проанализировать, при каких условиях было возможно единство действий СДПГ и НСДПГ, что оказало решающее воздействие на разрыв коалиции. Далее по статье Р.Люксембург (с.357-378) охарактеризуйте программу КПГ и сделайте вывод, почему основная часть рабочего класса Германии не поддержала немецких коммунистов. Раскройте идейно-политические установки и тактику «революционных старост» и определите, к какому крылу рабочего движения они примыкали. Дайте оценку взаимоотношениям вышеназванных политических сил и ведущих буржуазно-юнкерских партий Германии (католическая партия центра, немецкая демократическая партия, национал-либеральная партия). Пятый вопрос посвящен дискуссионным проблемам германской революции. По первой части вопроса необходимо проанализировать, какой смысл содержит фраза С. Хаффнера: «Германия из страны военной диктатуры превратилась в республику Советов». Посмотрите, нет ли противоречий в анализе состава и характере деятельности Советов у Я.С. Драбкина и в книге «Германская история в новое и новейшее время», с одной стороны, и у С. Хаффнера – с другой. Согласны ли вы с утверждением Э. Кольба, что в начале декабря 1918 г. организация Советов «вполне могла стать в политическом смысле надежным и пригодным инструментом в руках нового правительства и руководства СДПГ, если бы те действительно решились заново строить государство»? Как вы думаете, действительно ли в ходе Всегерманского съезда Советов стояла дилемма: Советы или Национальное собрание? Оцените отношение СДПГ к Советам. Осветите вопрос, были ли в полной мере использованы потенциальные возможности привлечения на сторону революции непролетарских масс – крестьянства и средних слоев? Разграничьте понятия и объясните, как решался вопрос о национализации средств производства и «социализации». По шестому вопросу охарактеризуйте историографию и сформулируйте основные выводы в отношении характера, итогов и значения ноябрьской революции в Германии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.012 с.) |