Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Каждый возрастной период ребенка характеризуется определенными особенностями детско-родительских отношений. Для того чтобы взаимоотношения родителей с ребенком были гармоничные, необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода онтогенеза личности. Возрастные особенности младшего школьного возраста связаны с изменением ситуации социального развития. Первый и самый важный момент - это начало обучения в школе, который совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [7]. Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников [31]. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки в своем развитии по-прежнему опережают мальчиков [31]. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями [7]. Происходят изменение в структуре межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок- ребенок". Отношения "ребенок – учитель" начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, учитель оценивает качества учебной работы. От того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится, а так же ребенок чувствует, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют [51]. Для детей младшего школьного возраста характерным является период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие—думающим" [11, с 40]. Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей. Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия [31]. В рамках классического психоаналитического подхода возраст 6-10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными [31]. Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Родительские позиции и отношение к детям в этом возрасте могут положительно или отрицательно повлиять на их установки. Подкрепление родителями данных позиций ребенка будут способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Родители, которые обращают внимание на успехи ребенка, положительно подкрепляют его достижения - воспитают успешную личность. Прививая интерес к новому, уделяя ребенку столько внимания, сколько ему требуется в этом возрасте и, не препятствуя его общению со сверстниками - родители воспитают в ребенке познавательный интерес, коммуникативность, умение общаться. Очень важно, в этом возрасте, советоваться с ребенком, решать вместе как учебные, так и домашние дела, это подтверждение взрослости ребенка и значимости для родителей [55]. Родители, которые не замечают успехов ребенка, а только ругают его за проступки, заостряют внимание только на ошибках, приводит к тому, что ребенок теряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового - ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется неуверенность в себе, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь. Таким образом, детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей, а именно: 1) для детей младшего школьного возраста характерна изменяющая ситуация социального развития: изменение социального статуса, структуры межличностного отношения: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок-ребенок", учебная деятельность становится ведущей, меняется система ценности; 2) в младшем школьном возрасте характерным является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, а именно таких как память, восприятие, мышление, внимание; 3) на развитие личности младшего школьника влияют положительные и отрицательные родительские позиции, с одной стороны позитивное отношение родителей к ребенку, его успешность, взаимопонимания в процессе конструктивного общения влияет на мотивацию достижения успеха, а с другой стороны негативное отношение к ребенку, его не успешность, в процессе деструктивного общения влияет на мотивацию боязни неудачи; 4) стиль семейного воспитания может позитивно и негативно влиять на успешное развитие младших школьников, с одной стороны гармоничные детско-родительские отношения характеризуются взаимным принятием, высокой мотивационной совместной деятельностью, этому свидетельствует успешное развитие личности ребенка, с другой стороны дисгармоничные детско–родительские отношения характеризуются дефицитом позитивного эмоционального контакта, недоверием к родителям, напряженностью и конфликтностью в отношениях - это свидетельствует о нарушение детско-родительских отношений, которые предполагают социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |