Глава 1. Научно-теоретические основы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Научно-теоретические основы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте



СОДЕРЖАНИЕ

 


Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Научно-теоретические основы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте......................................................................................... 5

1.1. Сущность детско-родительских отношений........................................ 5

1.2. Факторы, влияющие на детско-родительские отношения.................. 9

1.3. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте........................................................................................................................ 14

Глава 2. Научно-теоретические основы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений.............................................................................. 19

2.1. Сущность социально-педагогической коррекции.............................. 19

2.2. Методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.................................................................. 23

Глава 3. Исследование влияния социально-педагогической коррекции на детско-родительские отношения младших школьников......................................... 28

3.1. Характеристика базы исследования................................................... 28

3.2. Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования...... 30

3.3. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента  33

3.4. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 43

Заключение……………………………………………………………………….52

Список литературы....................................................................................... 57


ВВЕДЕНИЕ

Нестабильность социально-экономической и политической жизни в современной России значительно расширяет спектр социально-педагогических проблем семей. К таким проблемам можно отнести нарушение структуры и функции семьи, падение ее жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей.

Вышеперечисленные проблемы семьи приводят к тому, что появляется такая категория детей как "ничейные". Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей носят деструктивный характер. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим его социальное и индивидуальное развитие. Кроме этого за последние годы в России увеличилось количество разводов, возросло число неполных семей, где воспитание ребенка осуществляется одной матерью без помощи отца, что так же нарушает гармонизацию детско-родительских отношений.

Одним из путей решения проблемы современной российской семьи является оказание различных видов помощи социально-педагогического характера. К таким видам помощи можно отнести социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.

Проблемы семьи и семейного воспитания изучались зарубежными и отечественными педагогами и психологами в разных аспектах. Так, например классификации стилей семейного воспитания представлены в работах А. Болдуина, Д. Баумринд, Э. Г. Эйдемиллера и др. Экспериментальными исследованиями аспектов детско-родительских отношений занимались А. Я. Варга и В. В. Столин. Значительный вклад в разработку проблемы влияния родительского отношения на развития ребёнка внесли исследователи В. Н. Мясищев, Б. Г.  Ананьев, М.И. Лисина, И.А.  Карпенко, Е.О.  Смирнова.

Вопросам связанным с социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений, посвящено ряд исследований. В первую очередь исследования в этих направлениях носят теоретический характер и раскрывают содержание социально-педагогической коррекции. Такие ученые как Г.В.  Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс,  А.С. Спиваковская и др. изучали психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность. Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин исследовали коррекцию с точки зрения психического развития ребенка.

Несмотря на достаточно изученные проблемы детско-родительских отношений с точки зрения теоретического аспекта, вопросы связанные с практикой коррекции детско-родительских отношений недостаточны представлены в большинстве исследованиях. Исходя из этого, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: "Социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте".

Цель исследования: изучить влияние социально-педагогической коррекции на гармонизацию детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая коррекция позитивно влияет на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1) уточнить понятия "детско-родительские отношения", "социально-педагогическая коррекция";

2) определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте;

3) выявить методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;

4) провести исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений младших школьников;

5) разработать программу для социального педагога по социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, проективные методики, тестирование, наблюдение, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий и формирующий эксперимент.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов: о единстве деятельности и сознания, взаимосвязи общения и деятельности в развитии ребенка (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.С.Макаренко и др.); о роли семьи и ближайшего социального окружения ребенка (А.И. Антонов, В.И. Гарбузов, В.В. Столин, А.С. Спиваковская, B.C. Торохтий, К. Юнг и др.); о значении совместных действий в становлении ценностно-смысловой сферы и развитии личности (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, М.И. Лисина, В.Я. Ляудис и др.).

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы для социального педагога по социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

База исследования:  МОУ "Общеобразовательная средняя школа №77 г. Архангельска".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000. – 184с.

2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков / Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2005.- № 2. – С. 146-166.

3. Антонова Л.Н. Инновации в области социально-педагогической поддержки // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - №1. – С. 25-28

4. Беличева С.А Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005.-№ 1.

5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / / С.А. Беличева.- М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 320 с.

6. Бесплатное приложение к № 32 Psychologies, ноябрь 2008.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 120 с.

9. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 1999. – 440с.

10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. – 310 с.

11. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6-ти тт., Т.4 - М., 1984

12. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. - 2009. - № 3. с.60

13. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

14. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

15. Зимняя И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность / И.А. Зимняя // Социальная работа. – 2004. - № 2-5.

16. Карпенко И.А. Особенности становления позитивных эмоциональных связей между ребенком и родителями// Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - № 2. – С.51-57.

17. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева / П.Ф. Каптерев. - М.: Академия, 2007. - 168 с.

18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. -М.: Академия, 1992

19. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - N1. - С.22-31.

20. Кибирев А.А. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы / А.А. Кибирев.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 97 с.

21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 232 с.

22. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.,1992. – 112 с.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

24. Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка // Социальная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 88-92

25. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

26. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми / О.А.Матвеева. - М., 2001.

27. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

28. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2003.

29. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.Мудрик.– М.: Академия, 2000. – 200 с.

31. Мухина B.C. Возрастая психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.

32. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., Издат. Центр Академия, 2002. – 240 с.

33. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с

34. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. – М.: Университетское, 1992

35. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е. В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 4.- С.71 - 76

36. Практическая психология образования/под ред. Дубровиной.- М.,2000

37. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М.,1990

38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 192 с.

39. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 192 с.

40. Работа с родителями / М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук и др.; Под общ. Ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. – Мн., Экоперспектива, 2003. – 480 с.

41. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992

42. Семейное воспитание: Хрестоматия /Сост.п.А. Лебедев. - М.: Академия, 2010. - 408 с.

43. Словарь по социально педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 368 с.

44. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.: БелЭн, 2001

45. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.- метод. Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.И. Рымашевская, Е.С. Ящук. – Мн.: БГПУ, 2002

46. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: РИПО, 2003

47. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981

48. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. – 145 с.

49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.– М., 1983

50. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А. Беличевой. – Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России". – М., 2001. – 208 с.

51. Ткачева М.С., Хилько М.Е. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Высшее образование», 2008. - 191 с.

52. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и
коррекция неблагополучия/Под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев: Фирма "ВИПОЛ", 2003. - 96 с.

53. Фромм Э. Душа человека. – М., Республика, 1992. – 430 с.

54. Чистякова М.Г. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1993

55. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.В.Шакурова. - М.: Издательский центр Академия, 2010. – 420 с.

56. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. – 1994.- №4. – С.95-112.

57. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1. – С. 69-80

58. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. — 256 с.

59. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социально помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко // Приклад. психология и психоанализ. – 2008. - № 2. – С.15-20

60. Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп./ Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева. - М.: Academia, 2008.-340 с.

61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989

 


Приложение 1

Проективная методика "Рисунок семьи"

Материал. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция. «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняю­щие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, напри­мер: «Можешь рисовать, как хочешь».

Проведение исследования. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Во время рисования записывайте все спонтанные высказы­вания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фик­сируйте последовательность рисования. После того как рису­нок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схе­ме:

1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распреде­ляются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Интерпретация. В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристика­ми рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (срав­нение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особен­ностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле ри­сования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).


 

Приложение 2

Ключ к тесту

- Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

- Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

- Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

- Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

- Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

 

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Приложение 3

«Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской

 

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит, 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 — несомненно, да (очень сильное согласие)

4 — в общем, да

3 — и да, и нет

2 — скорее нет, чем да

1 — нет (абсолютное несогласие)

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаше говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10.Я чувствую, что непоследователен(а) в своих требованиях.

11.В нашей семье часто бывают конфликты.

12.Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13.Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14.Я его (ее) очень редко ругаю.

15.Я стараюсь контролировать все его действия и поступки

16.Считаю, что для него главное — это слушаться меня.

17.Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.

18.Я не разделяю его (ее) у влечений.

19.Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

20.Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.

21.Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22.Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23.Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24.Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25.Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.

26.Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.

27.Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28.Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29.Я всегда сочувствую своему ребенку.

30.Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31.Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.

32.При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33.Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).

34.Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35.Бывает, что копа я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начина­ют упрекать меня в излишней строгости.

36.Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь)

37.Я предъявляю к нему много требований.

38.По характеру я мягкий человек.

39.Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40.Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41.Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42.Мне нравится его (ее) характер

43.Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44.Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю

45.Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46.Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а).

47.Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48.Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).

49.Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет

50.Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы

51.Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52.Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53.Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек

54.Я приветствую его (ее) повеление.

55.Я часто высказываю свое недовольство им (ей)

56.Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57.Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58.Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59.Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.

60.Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства мо­их знакомых.

Ключ к опроснику

  баллы   баллы   баллы   баллы   баллы Сумма по шкале №
1   13 *** 25   37   49   1.
2   14 *** 26   38 *** 50 *** 2.
3 *** 15   27   39 *** 51  

3.

/2

4 *** 16   28   40   52 ***
5   17   29   41 *** 53   4.
6 *** 18 *** 30   42   54 ***

5.

/2

7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55  
8   20   32   44   56   6.
9   21   33   45   57   7.
10 *** 22 *** 34 *** 46 *** 58 *** 8.
11   23   35   47   59   9.
12   24   36   48 *** 60   10.

 

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:

1. Нетребовательность-требовательность

2. Мягкость-строгость

3. Автономность-контроль

4. Эмоциональная дистанция-близость

5. Отвержение-принятие

6. Отсутствие сотрудничества-сотрудничество

7. Тревожность за ребенка

8. Непоследовательность-последовательность

9. Воспитательная конфронтация в семье

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности роди­теля, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем вы­ше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимо­отношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирую­щее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может прояв­ляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо след­ствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с прояв­лением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоя­тельность.

4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость
ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает пред­ставление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шка­лы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важ­ным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно су­дить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке бли­зости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его при­нятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ре­бенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благопри­ятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может вос­приниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя луч­ше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следстви­ем включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и досто­инств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и де­тей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрос­лую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуа­цию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодей­ствия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен ро­дитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверен­ности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются ав­торитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ре­бенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авто­ритета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то ча­ще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики по­зитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показате­ли по следующей — 10-й шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетво­ренности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельство­вать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице.

Процентили

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 11 7 10,5 14 12 15 11 10 5 13
20 12 9 12,5 16 14 17 13 12 6 15
30 13 10 13 18 15 17 15 15 8 16
40 14 11 14 19 16 18 16 16 9 17
50 14 12 14,5 20 16,5 20 18 17 9 18
60 15 13 15,5 20 17.5 20 19 19 10 19
70 16 14 16 21 18 21 20 20 12 20
80 17 15 17 22 19 22 21 21 14 21
90 18 17 18 23 19,5 23 23 22 17 22
100 23 25 21 25 21,5 25 25 25 25 25



 

 

 

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 


Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Научно-теоретические основы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте......................................................................................... 5

1.1. Сущность детско-родительских отношений........................................ 5

1.2. Факторы, влияющие на детско-родительские отношения.................. 9

1.3. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте........................................................................................................................ 14

Глава 2. Научно-теоретические основы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений.............................................................................. 19

2.1. Сущность социально-педагогической коррекции.............................. 19

2.2. Методы социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.................................................................. 23

Глава 3. Исследование влияния социально-педагогической коррекции на детско-родительские отношения младших школьников......................................... 28

3.1. Характеристика базы исследования................................................... 28

3.2. Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования...... 30

3.3. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента  33

3.4. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента 43

Заключение……………………………………………………………………….52

Список литературы....................................................................................... 57


ВВЕДЕНИЕ

Нестабильность социально-экономической и политической жизни в современной России значительно расширяет спектр социально-педагогических проблем семей. К таким проблемам можно отнести нарушение структуры и функции семьи, падение ее жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей.

Вышеперечисленные проблемы семьи приводят к тому, что появляется такая категория детей как "ничейные". Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей носят деструктивный характер. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим его социальное и индивидуальное развитие. Кроме этого за последние годы в России увеличилось количество разводов, возросло число неполных семей, где воспитание ребенка осуществляется одной матерью без помощи отца, что так же нарушает гармонизацию детско-родительских отношений.

Одним из путей решения проблемы современной российской семьи является оказание различных видов помощи социально-педагогического характера. К таким видам помощи можно отнести социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений.

Проблемы семьи и семейного воспитания изучались зарубежными и отечественными педагогами и психологами в разных аспектах. Так, например классификации стилей семейного воспитания представлены в работах А. Болдуина, Д. Баумринд, Э. Г. Эйдемиллера и др. Экспериментальными исследованиями аспектов детско-родительских отношений занимались А. Я. Варга и В. В. Столин. Значительный вклад в разработку проблемы влияния родительского отношения на развития ребёнка внесли исследователи В. Н. Мясищев, Б. Г.  Ананьев, М.И. Лисина, И.А.  Карпенко, Е.О.  Смирнова.

Вопросам связанным с социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений, посвящено ряд исследований. В первую очередь исследования в этих направлениях носят теоретический характер и раскрывают содержание социально-педагогической коррекции. Такие ученые как Г.В.  Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс,  А.С. Спиваковская и др. изучали психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность. Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин исследовали коррекцию с точки зрения психического развития ребенка.

Несмотря на достаточно изученные проблемы детско-родительских отношений с точки зрения теоретического аспекта, вопросы связанные с практикой коррекции детско-родительских отношений недостаточны представлены в большинстве исследованиях. Исходя из этого, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: "Социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте".

Цель исследования: изучить влияние социально-педагогической коррекции на гармонизацию детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: социально-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая коррекция позитивно влияет на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1) уточнить понятия "детско-родительские отношения", "социально-педагогическая коррекция";

2) определить факторы, влияющие на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.171 с.)