Программа социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте



Цель: гармонизация детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте

 

Мероприятие Методы: Ответственный

 

Диагностический этап

Диагностика: 1) внутрисемейных отношений "Рисунок семьи"; 2) родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; 3) взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской; 5) социометрического статуса учащихся.   Тестирование   Психолог, социальный педагог,

Коррекционно – развивающий этап

  Работа с учащимися: 1) проведение классных часов: "О дружбе"   Цель: формирование ценностного отношения к дружбе, способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочению коллектива.   2) проведение занятий: "Конфликты и компромиссы" Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.   3) оказание социально-психолого-педагогической помощи учащимся (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации) Цель: создание доверительных отношений педагогов с ребенком Работа с родителями: 1) родительское собрание "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности"   Цель: способствовать формированию ценности института семьи; продемонстрировать важную роль в семье традиций и ценностей, приобщаться к этим ценностям, закладывать новые и культивировать старые семейные традиции.   2) проведение совместного собрания для родителей и детей "Учимся общению"   Цель: привлечь внимание родителей и детей к проблеме общения друг с другом и другими людьми: побудить к бесконфликтному поведению в наиболее типичных ситуациях, возникающих между родителями и детьми; вызвать стремление у детей и родителей учиться искусству общения; доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, понимать друг друга.   3) оказание социально-психолого-педагогической помощи родителям младших школьников (индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные консультации); 3.1 программа работы с родителями "Школа для родителей" Цель: гармонизация детско-родительских отношений, с помощью ознакомления родителей с новыми способами общения с ребёнком, групповые занятия по разбору 20  распространенных ситуаций. 4) организация совместных дел учащихся и их родителей: 4.1 спортивно-оздоровительная игра "Мама, папа, я – дружная семья!" 4.2 лыжные соревнования 4.3 туристический  поход   Цель: коррекция и гармонизация детско-родительских отношений   5) проведение занятий: 5.1 "Отцы и дети" решение ситуаций   Цель: гармонизация эмоциональных связей в семье     Беседа, мозговой штурм     Ролевые игры     Беседа     Беседа, лекция   Беседа, ролевые игры     Беседа   Деловые и ролевые игры, дискуссия, беседа     Ролевые игры, беседа       Социальный педагог, классный руководитель     Социальный педагог, классный руководитель     Социальный педагог, классный руководитель     Социальный педагог, классный руководитель   Социальный педагог, психолог     Социальный педагог, психолог     Социальный педагог, психолог     Социальный педагог, классный руководитель, учитель физкультуры     Социальный педагог, психолог  

Заключительный этап

Повторная диагностика, анализ результатов реализации программы. Тестирование Социальный педагог

Показателями эффективности социально-педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте являются:

1) повышение социометрического статуса ребенка в группе сверстников;

2) гармонизация детско-родительских отношений.

 


Сводная таблица результатов формирующего эксперимента

п/п

Испытуемый

Рисунок семьи

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина

Опросник И.М. Марковской "Изучение взаимодействия родителей с детьми"

ребенок мама принятие кооперация симбиоз контроль отношение к неудачам требовательность строгость контроль эмоциональная дистанция принятие сотрудничество тревожность последовательность воспитательная конфронтация удовлетворенность отношениями
12. м Бесконфликтное общение членов семьи, позитивное отношение ко всем членам семьи, ощущение собственной значимости.  Бесконфликтное общение, позитивное отношение ко всем членам семьи. 30 5 5 6 2 80 20 75 85 75 75 90 70 100 85
13. д Неконфликтное отношение к семье, чувство значимости в семье. Неконфликтное отношение к семье, отношения стали более теплые, отсутствие чувства агрессии, тревожности. 25 6 5 5 1 70 30 70 75 70 70 75 69 85 80
14. д Неконфликтное отношение к семье, чувство значимости в семье. Неконфликтное отношение в семье, отношения в семье стали более теплые, отсутствие чувства агрессии. 30 7 4 4 2 90 30 90 70 69 75 60 70 85 70
15. м Неконфликтное отношение к семье, чувство значимости в семье. Отношения в семье стали более теплые, отсутствия чувства агрессии и тревожности в семьи. 23 5 4 6 3 70 20 75 95 60 75 65 60 90 85
16. д Бесконфликтное отношение в семье. Бесконфликтное общение членов семьи, эмоциональный контакт сохранен. 29 7 6 7 2 70 25 75 90 60 75 75 50 90 70
17. м Неконфликтное отношение к семье, чувство значимости в семье. Неконфликтное отношение к семье, отношения стали более теплые, отсутствие чувства агрессии, тревожности. 25 5 4 4 1 80 30 50 80 69 70 60 70 85 75
18. м Бесконфликтное отношение в семье. Неконфликтное отношение к семье, отношения стали более теплые, отсутствие чувства агрессии, тревожности. 30 7 5 4 2 75 10 60 70 90 75 70 69 75 80
19. д Неконфликтное отношение к семье в целом. Позитивное отношение к семье, отсутствие чувства агреcсии. 24 7 6 5 1 90 20 90 85 75 70 60 80 100 80
20. м Неконфликтное отношение к семье в целом. Позитивное отношение к семье, отношения стали более теплые. 25 3 6 4 1 69 10 85 75 60 60 50 70 70 70

Количественная интерпретация теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина:

I. Шкала "Принятие/отвержение"                                                    II. Шкала "Кооперация"                              III. Шкала "Симбиоз"

низкий – от 0 до 8                                                                               низкий – от 1 до 2                                         низкий – от 1 до 2

средний – от 9 до 23                                                                           средний – от 3 до 5                                       средний – от 3 до 5

высокий – от 24 до 30                                                                         высокий – от 6 до 7                                      высокий – от 6 до 7

 

IV. Шкала "Контроль"                                                                        V. Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

низкий – от 1 до 2                                                                                низкий – от 1 до 2

средний – от 3 до 5                                                                              средний – от 3 до 5

высокий – от 6 до 7                                                                             высокий – от 6 до 7

Количественная интерпретация опросника И.М. Марковской “Изучение взаимодействия родителей с детьми”:

10-30 – низкий уровень

31- 69 – средний уровень

70 -100 – высокий уровень

 

 


Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать следующие выводы (Таблица 2).

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что статус детей в группе сверстников изменился в сторону повышения.

Так, например испытуемые 12М, 16Д, 19Д перешли из статуса "непринятые", в статус "предпочитаемые", т.е. межличностные отношения в группе улучшились. Кроме этого уровень по шкале "отношение к неудачам ребенка" стал низкий, это свидетельствует о том, что неудачи детей родители считают случайными и верят в их будущее, так же установились доверительные отношения с детьми, вследствие этого конфликтное отношение к родителям сменилось бесконфликтным общением. В семьях испытуемых благоприятный эмоционально-психологический климат. Все это свидетельствует  об общей удовлетворенности отношениями между родителями и детьми.

  Испытуемые 13Д, 14Д, 15М, 17М, 18М, перешли из статуса "непринятые", в статус "принятые". Испытуемый 20М перешел из статуса "изолированный", в статус "принятые", т.е. межличностные отношения в группе улучшились. Кроме этого уровень по шкале "принятия" стал высокий. Родители принимают детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность, одобряют интересы, проводят с ними достаточно много времени и не жалеют об этом. В большинстве случаев неудачи детей родители считают случайными и верят в их будущее, но в тоже время родители достаточно требовательны по отношению к детям и ожидают высокого уровня ответственности от них. При этом в семьях испытуемых установились доверительные отношения с детьми, вследствие этого конфликтное отношение к родителям сменилось бесконфликтным общением. Кроме этого родители прививают навыки самостоятельной деятельности детей. У детей появляется желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Дети чувствуют свою значимость и защищенность в семьях. Все это свидетельствует об общей удовлетворенности отношениями между родителями детьми.

  После проведения формирующего эксперимента, по результатам повторного исследования наблюдается положительная динамика в гармонизации детско-родительских отношений. Это подтверждает наше предположение о том, что социально-педагогическая коррекция позитивно влияет на гармонизацию детско-родительских отношений.

 

 

 

                                                 

 

                                       

Вывод по результатам исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы позволил уточнить сущность таких понятий как "детско-родительские отношения", "социально-педагогическая коррекция". "Детско-родительские отношения" — это активное взаимодействие родителя и ребенка, которое имеет ряд характеристик: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях; изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответственности за ребёнка.

На детско-родительские отношения оказывает влияние ряд факторов, а именно: тип семьи; стили воспитания; психолого-педагогическое просвещение родителей. Типичные современные семьи подразделяют по таким признакам как: система родства, состав семьи, психологическое здоровье семьи. Выделяют три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический, попустительский. Типы семей подразделяются на благополучные и неблагополучные семьи: признаки благополучия семьи являются: полная семья, высокий социальный и материальный статус, психологическое здоровье семьи. Кроме этого тип семьи, стиль воспитания, уровень психолого-педагогического просвещения родителей может оказывать, как позитивное, так и негативное влияние на детско-родительские отношения.

  Социально-педагогическая коррекция определяется как система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. Так же социально-педагогическая коррекция включает в себя широкий арсенал методов, таких как: метод наблюдение, внушение, убеждение, педагогическое информирование и др., которые могут реализовываться через использование индивидуальных и групповых форм. Среди этой группы методов, ведущее место занимают: деловые игры, которые направлены на разбор ситуаций, позволяющие переориентировать мышление родителей по отношению к ребенку.

2.  Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить проблемы в детско-родительских отношениях младших школьников. На основе результатов первого этапа исследования было установлено, что не во всех семьях гармонично развиты детско-родительские отношения, поэтому родители не могут активно и позитивно влиять на личностное и социальное развитие младших школьников. На основе результатов исследования была разработана программа социально-педагогической коррекции  детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Программа реализовывалась поэтапно, по определенному алгоритму. После реализации программы была осуществлена повторная диагностика с использованием стандартизированных методик, результаты которой, продемонстрировали, положительную динамику в гармонизации детско-родительских отношений и взаимоотношений детей младшего школьного возраста в учебной группе, что подтвердило выдвинутую гипотезу.


                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема детско-родительских отношений характерна для всех стран мира. Так, результаты исследования, французского психолога Изабель Фийозы, свидетельствует о том, что 80%  высказываний родителей, обращенных к детям, - это указание и запреты. Но такие методы  лишь иногда оправдывают себя, и то - только в краткосрочной перспективе. Дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными. Главное, что родители не умеют реагировать по отношению к ребенку по-другому. Все это приводит к нарушению взаимоотношений родителей и детей. Такие особенности в детско-родительских отношениях характерны и для российских семей. Ранняя коррекция детско-родительских отношений позволяет гармонизировать взаимодействие родителей и детей, а так же ослабляет негативные проявления детей в подростковом возрасте. Исходя  из этого коррекция детско-родительских отношений способствует благоприятному психологическому климату семьи.

Результаты проведённого нами исследования позволили сделать вывод о том, что социально-педагогическая коррекция позитивно влияет на гармонизацию детско-родительских отношений. Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями. Необходимо осуществлять психолого–педагогическое обучение родителей. Так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку. Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к  негативным проявлениям детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица СПб.: Питер; 2000. – 184с.

2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков / Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2005.- № 2. – С. 146-166.

3. Антонова Л.Н. Инновации в области социально-педагогической поддержки // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - №1. – С. 25-28

4. Беличева С.А Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков / С.А. Беличева // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005.-№ 1.

5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход / / С.А. Беличева.- М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. – 320 с.

6. Бесплатное приложение к № 32 Psychologies, ноябрь 2008.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968

8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 120 с.

9. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 1999. – 440с.

10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. – 310 с.

11. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6-ти тт., Т.4 - М., 1984

12. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. - 2009. - № 3. с.60

13. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

14. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

15. Зимняя И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность / И.А. Зимняя // Социальная работа. – 2004. - № 2-5.

16. Карпенко И.А. Особенности становления позитивных эмоциональных связей между ребенком и родителями// Семейная психология и семейная терапия. – 1997. - № 2. – С.51-57.

17. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева / П.Ф. Каптерев. - М.: Академия, 2007. - 168 с.

18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. -М.: Академия, 1992

19. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Ф.И. Кевля //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - N1. - С.22-31.

20. Кибирев А.А. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы / А.А. Кибирев.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 97 с.

21. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 232 с.

22. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.,1992. – 112 с.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

24. Листратенко Н. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка // Социальная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 88-92

25. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

26. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми / О.А.Матвеева. - М., 2001.

27. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр Академия, 2002.

28. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2003.

29. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.Мудрик.– М.: Академия, 2000. – 200 с.

31. Мухина B.C. Возрастая психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.

32. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., Издат. Центр Академия, 2002. – 240 с.

33. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с

34. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. – М.: Университетское, 1992

35. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е. В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 4.- С.71 - 76

36. Практическая психология образования/под ред. Дубровиной.- М.,2000

37. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М.,1990

38. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 192 с.

39. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 192 с.

40. Работа с родителями / М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук и др.; Под общ. Ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. – Мн., Экоперспектива, 2003. – 480 с.

41. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992

42. Семейное воспитание: Хрестоматия /Сост.п.А. Лебедев. - М.: Академия, 2010. - 408 с.

43. Словарь по социально педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 368 с.

44. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Мн.: БелЭн, 2001

45. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб.- метод. Пособие / Ж.И. Мицкевич, Л.И. Рымашевская, Е.С. Ящук. – Мн.: БГПУ, 2002

46. Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов / Под ред. Л.И. Смагиной. – Мн.: РИПО, 2003

47. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981

48. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986. – 145 с.

49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.– М., 1983

50. Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А. Беличевой. – Редакционно-издательский центр консорциума "Социальное здоровье России". – М., 2001. – 208 с.

51. Ткачева М.С., Хилько М.Е. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Высшее образование», 2008. - 191 с.

52. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и
коррекция неблагополучия/Под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев: Фирма "ВИПОЛ", 2003. - 96 с.

53. Фромм Э. Душа человека. – М., Республика, 1992. – 430 с.

54. Чистякова М.Г. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1993

55. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.В.Шакурова. - М.: Издательский центр Академия, 2010. – 420 с.

56. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопросы психологии. – 1994.- №4. – С.95-112.

57. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1. – С. 69-80

58. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. — 256 с.

59. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социально помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко // Приклад. психология и психоанализ. – 2008. - № 2. – С.15-20

60. Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп./ Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева. - М.: Academia, 2008.-340 с.

61. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989

 


Приложение 1

Проективная методика "Рисунок семьи"

Материал. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция. «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняю­щие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, напри­мер: «Можешь рисовать, как хочешь».

Проведение исследования. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Во время рисования записывайте все спонтанные высказы­вания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фик­сируйте последовательность рисования. После того как рису­нок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схе­ме:

1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распреде­ляются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Интерпретация. В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристика­ми рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (срав­нение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особен­ностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле ри­сования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).


 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.101 с.)