Подсчет и обработка результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подсчет и обработка результатов



Подсчитывается общее количество баллов по каждой шка­ле, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обрат­ные утверждения переводятся в баллы таким образом:

ответы 1 2 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Посколь­ку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммар­ная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Ка­ждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). На­пример, к 1-й шкале относятся утверждения: 1,13,25, 37,49; к 10-й шкале: 12,24, 36,48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д.

Ключ к опроснику

  баллы   баллы   баллы   баллы   баллы Сумма по шкале №
1   13 *** 25   37   49   1.
2   14 *** 26   38 *** 50 *** 2.
3 *** 15   27   39 *** 51  

3.

/2

4 *** 16   28   40   52 ***
5   17   29   41 *** 53   4.
6 *** 18 *** 30   42   54 ***

5.

/2

7 *** 19 *** 31 *** 43 *** 55  
8   20   32   44   56   6.
9   21   33   45   57   7.
10 *** 22 *** 34 *** 46 *** 58 *** 8.
11   23   35   47   59   9.
12   24   36   48 *** 60   10.

 

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:

1. Нетребовательность-требовательность

2. Мягкость-строгость

3. Автономность-контроль

4. Эмоциональная дистанция-близость

5. Отвержение-принятие

6. Отсутствие сотрудничества-сотрудничество

7. Тревожность за ребенка

8. Непоследовательность-последовательность

9. Воспитательная конфронтация в семье

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности роди­теля, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем вы­ше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2 шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимо­отношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирую­щее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может прояв­ляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо след­ствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с прояв­лением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоя­тельность.

4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость
ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает пред­ставление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шка­лы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важ­ным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно су­дить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке бли­зости к нему ребенка.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его при­нятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ре­бенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благопри­ятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может вос­приниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6 шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя луч­ше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следстви­ем включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и досто­инств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и де­тей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрос­лую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуа­цию в семье.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодей­ствия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен ро­дитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверен­ности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются ав­торитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ре­бенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авто­ритета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то ча­ще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики по­зитивности-негативности отношений ребенка к родителю, как и показате­ли по следующей — 10-й шкале.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетво­ренности отношениями между родителями и детьми, — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельство­вать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице.

Процентили

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 11 7 10,5 14 12 15 11 10 5 13
20 12 9 12,5 16 14 17 13 12 6 15
30 13 10 13 18 15 17 15 15 8 16
40 14 11 14 19 16 18 16 16 9 17
50 14 12 14,5 20 16,5 20 18 17 9 18
60 15 13 15,5 20 17.5 20 19 19 10 19
70 16 14 16 21 18 21 20 20 12 20
80 17 15 17 22 19 22 21 21 14 21
90 18 17 18 23 19,5 23 23 22 17 22
100 23 25 21 25 21,5 25 25 25 25 25



 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.023 с.)