Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность социально-педагогической коррекции
Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях: - положении о социальной ситуации развития Л. С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе; - положении о формах психологических контактов между людьми, разработанном С. Л. Рубинштейном; - положении, разработанном в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения; - положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий [13]. Коррекция (от лат. сorrection – исправление, поправка) – исправление недостатков. Коррекция в социальной педагогике – система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. Педагогическая коррекция определяется как целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) поведения [27]. В других источниках педагогическая коррекция обозначена как совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения [30; 43; 50]. Г. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс, А.С.Спиваковская и др. раскрыли психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность. Авторы видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.
С педагогической точки зрения наиболее оптимальным является следующий вариант определения коррекционно-педагогической деятельности: как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум [18]. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на решение развивающих и образовательных задач. Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами, изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», утрата взаимопонимания, низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем ребенка; переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и др. [18]. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), отмечают, что цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны: 1) формулироваться в позитивной, а не в негативной форме, 2) реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы, 3) привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление их достигнуть, 4) учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом ребенка [13]. А. И. Кочетов выделяет основные функции коррекции [55] такие как: восстановительная, компенсаторная, стимулирующая, исправительная. Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появление дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту; Компенсаторная – формирование у подопечного стремление компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей деятельности; Стимулирующая – активизация положительной социально - полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам; Исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции (убеждение, тренинги, включение в группу поддержки). Сущность социальной – педагогической коррекции проявляется в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка и родителей. С другой стороны – объектом ее внимания выступают дети и родители получившие нежелательный жизненный опыт и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Исходя из этого, коррекция как метод комплексного воздействия на ребенка и родителей для изменения их жизненных установок и навыков поведения предполагает формирование новых конструктивных взаимодействий родителей с детьми [55]. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы: 1) коррекция в социальной педагогике – это система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.; 2) коррекция имеет основные функции, такие как восстановительная; компенсаторная; стимулирующая; исправительная; 3) коррекции направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка, а так же их родителей; 4) социально-педагогическая коррекция имеет ряд принципов реализации, специфику постановки цели в своей деятельности и осуществляется при использовании определенных методов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.01 с.) |