Сущность социально-педагогической коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социально-педагогической коррекции



 

Коррекция как особая форма психолого-педагогического воздействия теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях:

- положении о социальной ситуации развития Л. С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

- положении о формах психологических контактов между людьми, разработанном С. Л. Рубинштейном;

- положении, разработанном в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;

- положении, разработанном Д. Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий [13].

Коррекция (от лат. сorrection – исправление, поправка) – исправление недостатков.

Коррекция в социальной педагогике – система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.

Педагогическая коррекция определяется как целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) поведения [27].

В других источниках педагогическая коррекция обозначена как совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения [30; 43; 50].

Г. В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс, А.С.Спиваковская и др. раскрыли психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность. Авторы видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

С педагогической точки зрения наиболее оптимальным является следующий вариант определения коррекционно-педагогической деятельности: как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум [18].

Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами, изменением социальной ситуации, сменой нравственных ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму.

Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», утрата взаимопонимания, низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем ребенка; переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и др. [18].

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), отмечают, что цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны: 1) формулироваться в позитивной, а не в негативной форме, 2) реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы, 3) привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление их достигнуть, 4) учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом ребенка [13].

А. И. Кочетов выделяет основные функции коррекции [55] такие как: восстановительная, компенсаторная, стимулирующая, исправительная.

 Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появление дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;

 Компенсаторная – формирование у подопечного стремление компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере жизни успехом в увлекающей деятельности;

 Стимулирующая – активизация положительной социально - полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;

 Исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции (убеждение, тренинги, включение в группу поддержки).

     Сущность социальной – педагогической коррекции проявляется в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка и родителей. С другой стороны – объектом ее внимания выступают дети и родители получившие нежелательный жизненный опыт и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Исходя из этого, коррекция как метод комплексного воздействия на ребенка и родителей для изменения их жизненных установок и навыков поведения предполагает формирование новых конструктивных взаимодействий родителей с детьми [55].

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1) коррекция в социальной педагогике – это система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.;

2) коррекция имеет основные функции, такие как восстановительная; компенсаторная; стимулирующая; исправительная;

3) коррекции направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка, а так же их родителей;

4) социально-педагогическая коррекция имеет ряд принципов реализации, специфику постановки цели в своей деятельности и осуществляется при использовании определенных методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.01 с.)