Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи, методы и методики эмпирического исследования



Цель исследования: изучить влияние социально-педагогической коррекции на детско-родительские отношения младших школьников.

Задачи исследования:

1) подобрать методы исследования по изучению особенностей детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;

2) провести диагностическое исследование с целью выявления особенностей детско-родительских отношений;

3) провести количественный и качественный анализ результатов исследования;

4) разработать программу социально–педагогической коррекции детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

В исследовании использовались следующие методы и методики.

1 ) Биографический метод – cпособ исследования, диагностики и коррекции жизненного пути личности. Использование биографического метода предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п. В данном исследовании биографический метод использовался для выявления типа семьи и социально-экономического статуса семей испытуемых.

2) Социометрия – метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах для решения следующих задач:

1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Метод состоит в том, что основным измерительным приёмом является вопрос, отвечая на который каждый член группы проявляет своё отношение к другим. Результаты заносятся на социограмму, либо в таблицу. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный – дезорганизующие тенденции в поведении личности [9].

3) Тестирование – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально – психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков [40].

3.1 Проективный тест "Рисунок семьи" - данная методика является полифункциональной. Она проводится с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "Рисунок семьи" можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я - образа" ребенка, его половой идентификации.

Данная методика использовалась с целью выявления особенностей детско-родительских отношений: наличия конфликтных ситуаций, особенностей эмоциональных связей и семейного общения между родителями и детьми.

3.2 Тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношении к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятии личности ребенка. Тест опросника включает 5 шкал: принятие – отвержение ребенка; кооперация; симбиоз; контроль; отношение к неудачам ребенка.

3.3  Опросник И.М. Марковской "Изучение взаимодействия родителей с детьми". Методика позволяет определить такие аспекты детско-родительских отношений как нетребовательность-требовательность; мягкость-строгость; автономность-контроль; эмоциональная дистанция-близость; отвержение-принятие; отсутствие сотрудничества - сотрудничество; тревожность за ребенка; непоследовательность-последовательность; воспитательная конфронтация в семье; удовлетворенность отношениями с ребенком. Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми.

   

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.006 с.)