Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ школьных учебников историиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание Проанализируйте один из учебников истории и занесите данные результатов анализа в таблицу по следующим направлениям: Автор__________________________________________________ Название учебника_______________________________________ Класс__________________________________________________
Вопросы к заданию: 1. Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разделы, в которых большинство тех или иных текстов. Дате оценку основного текста учебника. 2. Выявите качество методического аппарата учебника. Какие компоненты методического аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить это пробел? 3. Просмотрите аппарат ориентировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента ориентировки? Как учитель на уроках использует это аппарат? 4. Проанализируйте качество иллюстративного материала учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учебника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или несвязанных с текстом. Практическая работа №2 Задание: разработайте фрагмент конспекта урока по истории, продемонстрировав систему работы с учебником на разных этапах урока. Автор__________________________________________________ Название учебника_______________________________________ Класс__________________________________________________ Тема урока______________________________________________ Конспект 1 ЭТАП – орг. момент 2 ЭТАП – проверка домашнего задания 3 ЭТАП – объяснение нового материала 4 ЭТАП – закрепление 5 ЭТАП – домашнее задание
Тема 2.3. Словесный метод в преподавании обществознания Приемы устного изложения
Повествование и описание Устное изложение материала на уроках образовательной области «Обществознание» реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Повествование — рассказ о событиях или явлениях, в котором даются конкретные характеристики времени, пространства, людей. Оно может быть сюжетно-образным и конспективным. В начальной школе используется сюжетно-образное повествование. Это подробный рассказ, имеющий определенный сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе. Такой рассказ имеет сюжетную структуру: завязка — кульминация — развязка. В начальной школе популярны нетрадиционные формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация — форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества. Драматизация — сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или нескольких человек раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи. Описание — рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной и духовной культуры. Описание может быть художественным (картинным) или аналитическим. В начальной школе используется первое. Характеристика — вычленение признаков исторического явления, которые раскрывают его сущность. Характеристика может быть образной, сравнительной или обобщающей. Объяснение — раскрытие внутренней сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними, их оценок, законов общественного развития и т. д. Объясняя, учитель способствует развитию логического мышления учащихся. Рассуждение — логически выстроенная цепь суждений, оценок. Все виды изложения сочетаются и пересекаются друг с другом. Устное слово отличается от печатного тем, что оно не всегда нуждается в развернутых предложениях, потому что речь дополняется интонациями, жестами, мимикой, обстановкой, реакцией на возникающие ситуации. Огромную роль играет темп речи: ускорение, замедление, а также повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональная окраска, выразительность. Желательно, чтобы новые понятия и явления объяснялись через знакомые и доступные детскому восприятию слова и жизненные ситуации. При изложении исторических событий можно также опираться на сказочный материал, былины, легенды. Их используют и как исторический источник, и как некую опору для формирования образов и понятий. Например, слово «государство» мы можем применить в случае, если речь идет о конкретном государстве (древнерусское государство); это понятие воспринимается ребенком как знакомое по сказкам «царство-государство». То есть в данном случае в историческом познании мы отталкиваемся от сказки. Но ребенку совершенно ни о чем не скажет абстрактное значение данного слова, например, в предложении: «Так постепенно у славян начинает складываться государство». Язык сказок, былинного повествования также может быть примером устного изложения материала: простота, доступность, образность, наличие знакомых по фольклору слов-архаизмов, помогающих передать атмосферу, дух эпохи. Не следует стремиться к энциклопедически доскональному изложению материала хотя бы потому, что эти знания ребенок будет получать в средней школе. Самое главное — это заинтересовать ребенка прошлым и настоящим, не отпугнуть сложностью науки (последнее очень распространено). Одна из задач обществознания в начальной школе состоит в том, чтобы показать исторический процесс в виде сменяющих друг друга ярких образов, причем так, чтобы в сознании каждого школьника отразились картины, соответствующие определенной исторической эпохе. Например, чтобы ребенок, слыша об эпохе Ивана Грозного, представлял себе храм Вознесения в Коломенском, или опричника с собачьей головой у пояса и метлой, или изображение на карте Казани, Астрахани и Сибири. Это и есть тот костяк, который постепенно, уже в последующих классах, «обрастет» фактами политической, экономической, социальной истории. Рассказ на уроке Конечно, дети ждут рассказа, который бы возбуждал интерес, помогал рисовать в воображении такие картины, что окружающие забывали бы обо всем и слушали «открыв рты». Выстроить рассказ так, чтобы задействовать воображение школьников, дать им возможность «проникнуть» в другой мир, другую эпоху, эмоционально почувствовать жизнь и проблемы других людей, — вот задача учителя. Приобретению этого умения могут помочь следующие рекомендации. Разобравшись с подробностями и уяснив для себя тему, можно начать работу над рассказом. Попытайтесь подробно описать место действия — так, как будто вы сами его хорошо видите, слышите звуки, чувствуете запахи, можете прикоснуться к чему-либо. Коротко охарактеризуйте ситуацию, которая сопутствовала сюжету рассказа. Чтобы вести в рассказ действующих лиц, нужно дать о них определенную информацию: каковы их чувства, мысли, планы, желания, надежды, мечты; как они выглядят, что носят, какие у них выражения лиц, позы и жесты; как они ведут себя в связи с главной проблемой, поставленной в рассказе, и как ее решают. Используйте прямую речь, голосовую имитацию. Рассказывайте так, как будто действие происходит прямо сейчас. Смотрите в глаза учащимся. Вы увидите ответную реакцию и поймете, что какую-то информацию можно раскрыть подробнее, если есть живой интерес к ней. В другом случае имеет смысл сократить изложение, если чувствуете, что внимание рассеивается. Тогда рассказ, созданный по ходу урока, будет предназначен именно для конкретных учащихся, для конкретного класса. Рассказывая, необходимо использовать жесты и мимику, можно показать любимые позы и жесты исторических деятелей, чувства (страх, разочарование и т. п.), которые они испытывали. Иногда полезно привлечь внимание, обратившись к учащимся с вопросами типа: «Как вы думаете, смог ли герой выполнить свои намерения? Как нужно было поступить герою?» и т. п. Учащиеся с удовольствием откликаются на предложение поучаствовать в обсуждении, становятся соавторами, участниками рассказа. Таким образом, их познавательные возможности увеличиваются. В некоторых случаях имеет смысл записать рассказ на кассету, чтобы в дальнейшем не один раз дать его прослушать ученикам.
► Вопросы и задания
Беседа на уроке Беседа Устная работа на уроке может происходить в процессе диалога — совместной работы учителя и учащихся. Диалог — общение двух или нескольких человек (групп), где каждое последующее высказывание зависит от реплик предыдущих собеседников и от ситуации в целом. В диалоге используется много вопросов, восклицаний, обращений, меньше сложных синтаксических конструкций, чем в монологе. (Варианты диалогового общения: беседа, спор, дискуссия, "коллективное обсуждение, ролевые игры.) Самый распространенный традиционный способ совместной работы учителя и учащихся при изучении нового материала по обществознанию — беседа. Беседа менее экономна по времени, чем устное изложение материала учителем, но она создает условия для вовлечения школьников в активную работу. Беседа активизирует внимание, познавательную деятельность, развивает самостоятельность мышления, умение расчленять материал на составные части, выделять самое важное, выстраивать доказательства своих оценок и выводов, память, речь, делает знания учащихся открытыми, имеет большую воспитательную силу, выступает как хорошее диагностическое средство. Однако учитель должен помнить о следующих обстоятельствах. Во время беседы учитель часто опрашивает нескольких человек по одному вопросу, при этом бывает так, что неправильный ответ ученик произносит громко с последней парты, а правильный — тихонечко, невнятно звучит с первой. Его почти никто не слышит, и тогда ошибочный ответ зафиксируется в памяти учеников. Чтобы этого не произошло, учитель может как бы эхом повторять правильные ответы за учениками или просить учащегося громко повторить сказанное, т. е. обратить внимание класса на верный ответ. Надо помнить, что для ведения беседы и учителю, и ученикам необходим определенный запас знаний, чтобы разговор не был беспредметным и его участники понимали друг друга.
Аналитическая беседа служит осмыслению пройденного материала, углублению, расширению знаний учащихся. При этом материал темы разбивается на части и по каждой части задается вопрос. Такая беседа обычно проводится при закреплении и поурочном повторении материала. Повторительно-обобщающая беседа, наоборот, объединяет части в целое: показывает развитие явления, охватывает его целиком, дает возможность провести сравнение похожих событий и явлений. Например, после уроков, посвященных Великой Отечественной войне, в повторительно-обобщающей беседе учащихся можно подвести к тому, чтобы они представили эту достаточно долгую войну в целом, оценили ее роль и значение в жизни страны и людей.
Эвристическая беседа Наиболее интересным и развивающим видом беседы является эвристическая. Ее цель — дать возможность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, замечаний учителя ученики систематизируют те знания, которые получили в результате житейского опыта или предшествовавших учебных занятий. Таким образом, они путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и отношений, о которых, может быть, до сих пор и не подозревали. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: а) постановка проблемы учителем (по возможности — с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос; б) решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия; в) подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы. В ходе подготовки учитель четко и доступно формулирует основную проблему беседы, а также открытие, к которому должны прийти учащиеся в результате эвристической беседы. При постановке проблемы учитель может предложить определенный вывод, который должны сделать учащиеся в результате беседы. В этом случае задача учащихся — доказать или обосновать данное положение. Более трудный вариант — когда заключительный вывод должен быть сформулирован самими учащимися в процессе беседы. При этом задача учащихся — объяснение сущности изучаемых общественных фактов или явлений. В эвристической беседе для учителя важно умение правильно ставить вопросы. Они не должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов на вопросы складывается связный рассказ. Вопрос должен быть точным, ясным, чтобы ученик мог сразу понять, о чем идет речь. Тогда он обязательно даст нужный ответ. Этой же цели служит система вспомогательных вопросов. Вопросы беседы могут строиться на основе мыслительных и мнемонических операций: — вспоминания конкретного материала в зависимости от поставленного вопроса; — конкретизации определенных положений; — сравнения; — противопоставления; — анализа фактов и событий; — синтеза, обобщения и систематизации фактов; — доказательств определенных положений и выводов. Элементы обсуждения или спора могут быть кульминацией беседы и имеют очень важное значение. Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, развивает умение оперировать знаниями, повышает интерес к истории. Учитель должен помогать учащимся формулировать мысли, развивать культуру общения, ведения спора. Необходимо добиваться, чтобы все учащиеся класса принимали участие в беседе. Это участие должно включать готовность не только отвечать на вопросы, но и внимательно слушать ответы других учеников, а также вносить исправления и дополнения. Однако запланированную структуру беседы и подготовленные заранее вопросы следует использовать лишь как ориентир. Настоящая живая и интересная для учащихся беседа никогда не повторяет тот вариант, который записан в ходе подготовки, — это всегда экспромт, хотя чаще всего хорошо продуманный. Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средства наглядности — учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки и таблицы, помогающие актуализировать необходимые знания. Важно задействовать все возможные каналы восприятия. Имеет значение и то, насколько для учащихся загадочна и интересна тема беседы, насколько развита в классе культура ведения диалога. Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказываемым учениками мнениям создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.
Пример эвристической беседы на уроках с элементами обществознания в начальной школе
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.015 с.) |