Анализ школьных учебников истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ школьных учебников истории



Задание

Проанализируйте один из учебников истории и занесите данные результатов анализа в таблицу по следующим направлениям:

Автор__________________________________________________

Название учебника_______________________________________

Класс__________________________________________________

 

Основные структурные компоненты учебника Ссылки на страницы учебника

ТЕКСТ

- описательно - повествовательной  
- объяснительный  
- обобщающий  
- дополнительный  
- пояснительный  

Методический аппрарат

- вопросы и задания  
- шрифтовые выделения в тексте  
- таблицы  
- инструктивно-методические материалы  

Аппарат ориентировки

- оглавление  
- рубрикации, сигналы-символы  
- указатели  
- рекомендуемая литература  

иллюстрации

- фотографии  
- репродукции современных картин  
- изображения исторической эпохи  
- картосхемы  
- схемы  
- карты  

Вопросы к заданию:

1. Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разделы, в которых большинство тех или иных текстов. Дате оценку основного текста учебника.

2. Выявите качество методического аппарата учебника. Какие компоненты методического аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить это пробел?

3. Просмотрите аппарат ориентировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента ориентировки? Как учитель на уроках использует это аппарат?

4. Проанализируйте качество иллюстративного материала учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учебника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или несвязанных с текстом.

Практическая работа №2

Задание: разработайте фрагмент конспекта урока по истории, продемонстрировав систему работы с учебником на разных этапах урока.

Автор__________________________________________________

Название учебника_______________________________________

Класс__________________________________________________

  Тема урока______________________________________________

  Конспект

1 ЭТАП – орг. момент

2 ЭТАП – проверка домашнего задания

3 ЭТАП – объяснение нового материала

4 ЭТАП – закрепление

5 ЭТАП – домашнее задание

 

 

Тема 2.3. Словесный метод в преподавании обществознания

Приемы устного изложения

 

Повествование и описание

Устное изложение материала на уроках образова­тельной области «Обществознание» реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.

Повествование — рассказ о событиях или явлениях, в ко­тором даются конкретные характеристики времени, простран­ства, людей. Оно может быть сюжетно-образным и конспек­тивным. В начальной школе используется сюжетно-образное повествование. Это подробный рассказ, имеющий определен­ный сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Историчес­кие факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе. Такой рассказ имеет сюжетную структуру: завязка — кульминация — развязка.

В начальной школе популярны нетрадиционные формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация — форма сюжетного повествования, в осно­ве которой лежит история реального или чаще всего вымыш­ленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают воз­можность понять типичные явления жизни общества.

Драматизация — сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или нескольких человек раскры­ваются подробности общественной жизни, социальные кон­фликты эпохи.

Описание — рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной и духовной культуры. Описание может быть художественным (картинным) или аналитическим. В начальной школе используется первое.

Характеристика — вычленение признаков историческо­го явления, которые раскрывают его сущность. Характерис­тика может быть образной, сравнительной или обобщающей.

Объяснение — раскрытие внутренней сущности истори­ческих явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними, их оценок, законов общественного развития и т. д. Объясняя, учитель способствует развитию логического мыш­ления учащихся.

Рассуждение — логически выстроенная цепь суждений, оценок.

Все виды изложения сочетаются и пересекаются друг с дру­гом. Устное слово отличается от печатного тем, что оно не все­гда нуждается в развернутых предложениях, потому что речь дополняется интонациями, жестами, мимикой, обстановкой, реакцией на возникающие ситуации. Огромную роль играет темп речи: ускорение, замедление, а также повышение и по­нижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональная окраска, выразительность.

Желательно, чтобы новые понятия и явления объяснялись через знакомые и доступные детскому восприятию слова и жиз­ненные ситуации. При изложении исторических событий можно также опираться на сказочный материал, былины, ле­генды. Их используют и как исторический источник, и как некую опору для формирования образов и понятий. Напри­мер, слово «государство» мы можем применить в случае, если речь идет о конкретном государстве (древнерусское государ­ство); это понятие воспринимается ребенком как знакомое по сказкам «царство-государство». То есть в данном случае в историческом познании мы отталкиваемся от сказки. Но ребен­ку совершенно ни о чем не скажет абстрактное значение данного слова, например, в предложении: «Так постепенно у славян начинает складываться государство».

Язык сказок, былинного повествования также может быть примером устного изложения материала: простота, доступ­ность, образность, наличие знакомых по фольклору слов-ар­хаизмов, помогающих передать атмосферу, дух эпохи.

Не следует стремиться к энциклопедически досконально­му изложению материала хотя бы потому, что эти знания ребенок будет получать в средней школе. Самое главное — это заинтересовать ребенка прошлым и настоящим, не отпугнуть сложностью науки (последнее очень распространено).

Одна из задач обществознания в начальной школе состоит в том, чтобы показать исторический процесс в виде сменяю­щих друг друга ярких образов, причем так, чтобы в сознании каждого школьника отразились картины, соответствующие определенной исторической эпохе. Например, чтобы ребенок, слыша об эпохе Ивана Грозного, представлял себе храм Воз­несения в Коломенском, или опричника с собачьей головой у пояса и метлой, или изображение на карте Казани, Астра­хани и Сибири. Это и есть тот костяк, который постепенно, уже в последующих классах, «обрастет» фактами политичес­кой, экономической, социальной истории.

Рассказ на уроке

Конечно, дети ждут рассказа, который бы возбуждал ин­терес, помогал рисовать в воображении такие картины, что окружающие забывали бы обо всем и слушали «открыв рты». Выстроить рассказ так, чтобы задействовать воображение школьников, дать им возможность «проникнуть» в другой мир, другую эпоху, эмоционально почувствовать жизнь и про­блемы других людей, — вот задача учителя. Приобретению этого умения могут помочь следующие рекомендации.

Разобравшись с подробностями и уяснив для себя тему, можно начать работу над рассказом.

Попытайтесь подробно описать место действия — так, как будто вы сами его хорошо видите, слышите звуки, чувствуе­те запахи, можете прикоснуться к чему-либо.

Коротко охарактеризуйте ситуацию, которая сопутство­вала сюжету рассказа.

Чтобы вести в рассказ действующих лиц, нужно дать о них определенную информацию: каковы их чувства, мысли, планы, желания, надежды, мечты; как они выглядят, что носят, какие у них выражения лиц, позы и жесты; как они ведут себя в связи с главной проблемой, поставленной в рассказе, и как ее решают.

Используйте прямую речь, голосовую имитацию. Расска­зывайте так, как будто действие происходит прямо сейчас.

Смотрите в глаза учащимся. Вы увидите ответную реак­цию и поймете, что какую-то информацию можно раскрыть

подробнее, если есть живой интерес к ней. В другом случае имеет смысл сократить изложение, если чувствуете, что вни­мание рассеивается. Тогда рассказ, созданный по ходу уро­ка, будет предназначен именно для конкретных учащихся, для конкретного класса.

Рассказывая, необходимо использовать жесты и мими­ку, можно показать любимые позы и жесты исторических деятелей, чувства (страх, разочарование и т. п.), которые

они испытывали.

Иногда полезно привлечь внимание, обратившись к уча­щимся с вопросами типа: «Как вы думаете, смог ли герой вы­полнить свои намерения? Как нужно было поступить герою?» и т. п. Учащиеся с удовольствием откликаются на предло­жение поучаствовать в обсуждении, становятся соавторами, участниками рассказа. Таким образом, их познавательные возможности увеличиваются.

В некоторых случаях имеет смысл записать рассказ на кассету, чтобы в дальнейшем не один раз дать его прослу­шать ученикам.

 

Вопросы и задания

  1. Что такое повествование?
  2. Чем повествование отличается от описания?
  3. Назовите нетрадиционные формы сюжетного повествования.
  4. Назовите виды характеристик.
  5. Чем характеристика отличается от описания?
  6. Когда целесообразно использовать объяснение?
  7. Назовите прием устного изложения, который представляет со­бой логически выстроенную цепь суждений, оценок.
  8. Используя учебник для начальной школы либо какую-либо детскую историческую книгу (в прозе), продемонстрируйте разные приемы устного изложения.
  9. Докажите, что приемы устного изложения сочетаются и пересекаются друг с другом.
  10. Чем устное изложение отличается от письменного?
  11.  Проведите работу над рассказом по указанным в тексте парагра­фа рекомендациям. Запишите его. Расскажите его в группе.
  12.  Как вы думаете, в каком случае целесообразно использовать аудиозапись рассказа учителя на уроке?

Беседа на уроке

Беседа

Устная работа на уроке может происходить в про­цессе диалога — совместной работы учителя и учащихся. Диалог — общение двух или нескольких человек (групп), где каждое последующее высказывание зависит от реплик пре­дыдущих собеседников и от ситуации в целом. В диалоге ис­пользуется много вопросов, восклицаний, обращений, меньше сложных синтаксических конструкций, чем в моно­логе. (Варианты диалогового общения: беседа, спор, дискус­сия, "коллективное обсуждение, ролевые игры.)

Самый распространенный традиционный способ совмест­ной работы учителя и учащихся при изучении нового мате­риала по обществознанию — беседа.

Беседа менее экономна по времени, чем устное изложение материала учителем, но она создает условия для вовлечения школьников в активную работу. Беседа активизирует внима­ние, познавательную деятельность, развивает самостоятель­ность мышления, умение расчленять материал на составные части, выделять самое важное, выстраивать доказательства своих оценок и выводов, память, речь, делает знания учащих­ся открытыми, имеет большую воспитательную силу, высту­пает как хорошее диагностическое средство.

Однако учитель должен помнить о следующих обстоятель­ствах. Во время беседы учитель часто опрашивает несколь­ких человек по одному вопросу, при этом бывает так, что не­правильный ответ ученик произносит громко с последней парты, а правильный — тихонечко, невнятно звучит с пер­вой. Его почти никто не слышит, и тогда ошибочный ответ зафиксируется в памяти учеников. Чтобы этого не произош­ло, учитель может как бы эхом повторять правильные отве­ты за учениками или просить учащегося громко повторить сказанное, т. е. обратить внимание класса на верный ответ. Надо помнить, что для ведения беседы и учителю, и учени­кам необходим определенный запас знаний, чтобы разговор не был беспредметным и его участники понимали друг друга.

 

 


 

Аналитическая беседа служит осмыслению пройденного материала, углублению, расширению знаний учащихся. При этом материал темы разбивается на части и по каждой части задается вопрос. Такая беседа обычно проводится при зак­реплении и поурочном повторении материала.

Повторительно-обобщающая беседа, наоборот, объединя­ет части в целое: показывает развитие явления, охватывает его целиком, дает возможность провести сравнение похожих событий и явлений. Например, после уроков, посвященных Великой Отечественной войне, в повторительно-обобщающей беседе учащихся можно подвести к тому, чтобы они предста­вили эту достаточно долгую войну в целом, оценили ее роль и значение в жизни страны и людей.

 

Эвристическая беседа

Наиболее интересным и развивающим видом беседы яв­ляется эвристическая. Ее цель — дать возможность детям ре­ализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

В такой беседе с помощью вопросов, заданий, замечаний учителя ученики систематизируют те знания, которые по­лучили в результате житейского опыта или предшествовав­ших учебных занятий. Таким образом, они путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и отноше­ний, о которых, может быть, до сих пор и не подозревали.

Эвристическую беседу можно разделить на три этапа:

а) постановка проблемы учителем (по возможности — с уча­стием школьников), иногда сообщение учителем дополни­тельных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос;

б) решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия;

в) подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.

В ходе подготовки учитель четко и доступно формулирует основную проблему беседы, а также открытие, к которому должны прийти учащиеся в результате эвристической беседы.

При постановке проблемы учитель может предложить оп­ределенный вывод, который должны сделать учащиеся в ре­зультате беседы. В этом случае задача учащихся — доказать или обосновать данное положение. Более трудный вариант — когда заключительный вывод должен быть сформулирован самими учащимися в процессе беседы. При этом задача уча­щихся — объяснение сущности изучаемых общественных фактов или явлений.

В эвристической беседе для учителя важно умение пра­вильно ставить вопросы. Они не должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов на вопросы скла­дывается связный рассказ. Вопрос должен быть точным, яс­ным, чтобы ученик мог сразу понять, о чем идет речь. Тогда он обязательно даст нужный ответ. Этой же цели служит сис­тема вспомогательных вопросов.

Вопросы беседы могут строиться на основе мыслительных и мнемонических операций:

—  вспоминания конкретного материала в зависимости от поставленного вопроса;

—  конкретизации определенных положений;

—  сравнения;

—  противопоставления;

—  анализа фактов и событий;

—  синтеза, обобщения и систематизации фактов;

— доказательств определенных положений и выводов.

Элементы обсуждения или спора могут быть кульминаци­ей беседы и имеют очень важное значение. Даже краткая дис­куссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, развивает умение оперировать знаниями, повышает интерес к истории. Учитель должен помогать учащимся формулировать мысли, развивать культуру общения, ведения спора. Необхо­димо добиваться, чтобы все учащиеся класса принимали учас­тие в беседе. Это участие должно включать готовность не только отвечать на вопросы, но и внимательно слушать ответы других учеников, а также вносить исправления и дополнения.

Однако запланированную структуру беседы и подготов­ленные заранее вопросы следует использовать лишь как ори­ентир. Настоящая живая и интересная для учащихся беседа никогда не повторяет тот вариант, который записан в ходе подготовки, — это всегда экспромт, хотя чаще всего хорошо продуманный.

Эффективность беседы будет выше, если учитель исполь­зует средства наглядности — учебные пособия, карты, кар­тины, меловые рисунки и таблицы, помогающие актуализи­ровать необходимые знания. Важно задействовать все возможные каналы восприятия. Имеет значение и то, на­сколько для учащихся загадочна и интересна тема беседы, насколько развита в классе культура ведения диалога.

Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказы­ваемым учениками мнениям создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.

 

Пример эвристической беседы на уроках с элемента­ми обществознания в начальной школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.028 с.)