Тема. История семьи. Моя родословная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. История семьи. Моя родословная



Что общего в написании слов «Родина», «родители», «родственники», «день рождения»? (корень «род»)

Что обозначает слово «род»? (родственники, которые име­ют одного предка)

А знаете ли вы историю своих семей?

Раньше историю семьи рисовали в виде дерева. Почему?

Сколько у вас родителей? А у них? А у родителей ваших родителей? На что похожа эта схема? (на дерево)

Что означает ствол этого дерева?

У обычного дерева ствол — это его основа. А ствол семей­ного древа? Рассказывали ли вам старшие, кто были ваши предки? Известны ли вам имена прадедов и прапрадедов? Чем они занимались?

Что еще может рассказать об истории семьи? (фотогра­фии, старые вещи)

Каким однокоренным словом со словом «род» можно на­звать историю семьи? (родословная)

• Задание. Дома попросите взрослых рассказать о сво­их предках и нарисуйте свою родословную в форме дерева.

► Вопросы и задания

1. Что такое беседа?

2. Плюсы и минусы беседы на уроке.

3. Какие виды беседы существуют?

4. Что такое эвристическая беседа?

5. Назовите этапы эвристической беседы.

6. В чем заключается подготовка к эвристической беседе?

7. Каковы особенности постановки вопросов в эвристической беседе?

8. В чем обычно проявляется кульминация эвристической бе­седы?

9. Как можно повысить эффективность беседы?

10. Какие элементы создают атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает?

11. Составьте эвристическую беседу, проведите ее в группе.

 

Использование художественной литературы

Значение художественной литературы в преподавании обществознания

Приобщение школьников к чтению — одна из важ­нейших задач начальной школы. Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современно­сти. Благодаря литературе мы становимся как бы участни­ками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества»1.

То, на что способно художественное слово, иногда про­сто удивляет и поражает.

События, облеченные в поэтичес­кие образы, воспринимаются порой совершенно неожидан­но и производят глубокое впечатление, по-иному представляя мир.

В настоящее время наблюдается перенасыщение школь­ников информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная сре­да. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значи­тельно увеличили поток и разнообразие получаемой инфор­мации. Но это увеличение информационного количества иногда ведет к потере качества восприятия. Многое из вос­принимаемого ребенком не проходит через его чувственную сферу. Перенасыщенность вербальными, рациональными методами и средствами обучения в современном мире ведет к дисбалансу в удовлетворении рациональных и эмоциональ­ных потребностей ребенка.

В рамках этой проблемы художественная литература име­ет первостепенное значение, так как обращена в первую оче­редь к эмоциональной сфере восприятия человека.

Общественные дисциплины предоставляют большие воз­можности для приобщения школьников к чтению книг. Су­ществует много различных приемов, которые позволяют орга­низовать интересную работу с художественной литературой при изучении элементов обществознания в начальной школе.

 

Рекомендательные списки

В начальной школе рекомендательные списки художе­ственной литературы обычно даются перед летними канику­лами. Но в небольшом объеме литература может быть рекомендована в течение учебного года. Большой список литера­туры часто действует на детей подавляюще. Не нужно пред­лагать книги по всему курсу сразу. Лучше — только по раз­делу, который изучается в данный момент, поскольку лишь в процессе прохождения материала постепенно возникает ин­терес к предмету. Важно, чтобы список литературы учитель составлял с учетом книг, имеющихся в школьной и район­ной библиотеках. Кроме того, педагог может попросить де­тей вместе с родителями подготовить список детской лите­ратуры, имеющейся в домашней библиотеке. Поскольку, в отличие от учителя средней школы, учитель начальной школы занимается с одним классом, такая работа вполне воз­можна. Она будет полезной и результативной применитель­но и к другим предметам (чтению, естествознанию и др.). Работа с дополнительной литературой приобретет новое ка­чество, поскольку рекомендованные книги будут реально до­ступными.

 

Выставка-демонстрация книг

Замечательно, если учитель покажет некоторые книги из списка; в этом случае можно говорить о выставке-демонстрации книг. Если дети рассмотрят обложку, не­сколько красочных иллюстраций и услышат эмоциональ­ные, живые комментарии учителя, возрастет вероятность, что они с интересом обратятся к книге, потратят время на поход в библиотеку и чтение. Не нужно стремиться к боль­шому количеству книг на выставке. Это то же самое, что дать ящик игрушек трехлетнему ребенку: он очень быстро поте­ряет к ним интерес. Это происходит потому, что, когда игру­шек много, ребенок не может сосредоточиться, появляется перенасыщение, и в конце концов интерес быстро иссякает, внимание рассеивается.

Лучший результат будет достигнут, если учитель пока­жет три-четыре книги, но такие, которые содержали бы ин­тересный, доступный, эмоциональный текст и красочные иллюстрации. Когда книга объемная, можно ограничиться прочтением наиболее важной части. Целесообразно реко­мендовать отдельные главы или указывать страницы, ведь в этом случае ребенку не запрещается прочитать больше. Но необходимо учитывать, что школьники постоянно пере­гружены. Хорошо, если работа с книгой научит маленько­го читателя осуществлять собственный выбор, а также по­лучать удовольствие от чтения книг.

Устная рекомендация книги

Нежелательно, чтобы рекомендация книги происходила формально, например, когда учитель по ходу урока говорит, что есть книга, в которой более подробно описываются изу­чаемые события, сообщает ее название и автора. Следует по­казать саму книгу: обложку, иллюстрации. Далее учитель может рассказать о ней или прочитать отрывок, тесно свя­занный с темой урока. Если учитель хочет заинтриговать детей, то можно воспользоваться приемом остановки на са­мом интересном месте: «Тот, кому интересно, может про­читать об этом в книге сам».

Например, рассказывая о храме Василия Блаженного, учитель может использовать отрывок из рассказа «Храм Ва­силия Блаженного».

 «По народным преданиям, жил в Москве нищий скиталец, юро­дивый Василий, просил подаяния и всем, даже царю, говорил правду в глаза… Родился он в Подмосковье, в селе Елохове… и в детстве учил­ся на сапожника. Однако в 10 лет его жизнь изменилась, и он стал жить, юродствуя, на московских улицах и площадях вместе с кале­ками и нищими.

В 1558 г., уже через 6 лет после его смерти, Василий Блаженный был причислен к лику святых.

Василий жил при соборе Покрова на Рву. Когда он умер (1588), обрадовался царь: «Одним смутьяном меньше». Но виду не подал и был в числе тех, кто нес его гроб…

Иван Грозный приглашал его в свои палаты. Однажды он по­дал Василию на пиру кубок с вином и потребовал выпить за здоро­вье царя. А юродивый решил, что вино отравлено, взял да и вылил его в окно…»

А вот что было дальше, вы можете прочитать в указан­ной книге.

 

Опыт многих учителей свидетельствует, что если эмоци­онально передать содержание книги, правильно выбрать от­рывок, то возникает сильная мотивация к чтению и боль­шинство школьников обязательно обратится к этой книге. Впоследствии из этих книг можно взять материал для ро­левых игр учащихся — таким образом, полученные знания будут закреплены в естественной для ребенка игровой фор­ме, что является важным образовательным результатом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.01 с.)