Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 4. Наглядность на уроках элементами обществознания

Поиск

Значение и виды наглядности

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать». Это правило как нельзя лучше подходит к методике обучения общественным дисциплинам в начальной школе. Не секрет, что детям младшего школь­ного возраста нельзя преподносить учебный материал толь­ко словесным методом, необходимо использование наглядного и практического методов, затрагивающих все виды анализаторов и опирающихся на различные виды вос­приятия. Использование наглядного и практического методов позволяет детям усваивать материал большей сложности, от простого воспроизведения переходить к выполнению за­даний поискового, творческого характера. К сожалению, не­смотря на то что эта истина уже давно известна, в школе часто господствуют вербальные способы подачи информации (речь учителя и учащихся). Тому есть несколько причин. Bo-первых, нередко в распоряжении школ имеется очень мало на­глядных средств, во-вторых, работа с наглядностью на уроках требует от учителя и интеллектуальной, и иногда большой подготовительной работы, более детального проду­мывания организации процесса обучения; третья причина — это недостаточное количество методических разработок по использованию наглядности на уроках с элементами обще­ствознания. Кроме того, сейчас многие средства обучения морально и физически устарели. Например, это, к сожале­нию, относится к диафильмам, которые раньше активно использовались учителями. А новые технологии достаточно сложно входят в школьную жизнь. Компьютерами в основном и учителя, и ученики пользуются на уроках информатики.

Наглядность, с которой предстоит работать на уроках по темам компонента обществознания, подразделяется по харак­теру наглядного материала на 3 вида: а) предметная (она пред­ставлена макетами, моделями, музейными экспонатами и т. п. материальными объектами); б) изобразительная (картины, иллюстрации, рисунки, аппликации, слайды, фильмы и пр.); в) условно-графическая (карты, картосхемы, схемы, графи­ки, диаграммы, опорные сигналы, пиктограммы и т. п.).

 

Работа с изобразительной наглядностью

Титы учебных картин

1. Событийные картины — дают представление о конкретном единичном событии, воссоздавая какую-то важную его часть. По деталям событийной картины можно с точностью сказать, что это именно то событие, а не какое-либо другое.

Примерами таких картин являются: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков), «Конец Бородинского сражения» (худ. В.В. Верещагин), «Военный совет в Филях» (худ. А.Д. Кившенко), «Восстание на Сенатской площади» (худ. К.И. Кольман) и др.

2. Типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи. К этому типу относятся из­вестные полотна художника В.И. Лебедева: «Полюдье», «Продажа крепостных крестьян» и др.

3. Исторические картины — воссоздают облик города, населенного пункта или его части, интерьер жилища, знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры. К таким картинам можно отнести известные полотна A.M. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III» и др.

4. Портреты — изображения исторических и политичес­ких деятелей, представителей науки и культуры. Множество портретов, изображающих знаменитых людей, написано изве­стными художниками, например: В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», Ф.С. Рокотов «ЕкатеринаII», В.А. Голике «Портрет Николая I». Во многих учебниках представ­лены портреты А.В. Суворова, М.В. Ломоносова, Е. Пугачева и др.," они помогают сформировать у учащихся представления об облике того или иного исторического деятеля.

Необходимо заметить, что одно и то же произведение иногда можно отнести к разным типам в зависимости от того, на чем заостряет внимание учитель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.008 с.)