Уроки обобщающего повторения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки обобщающего повторения



Цель, формы, содержание. Осмыслению и обобщению изу­ченного материала служат уроки обобщающего повторения по проблемам, темам, разделам курса и итогового повторения по курсу в целом. Их цель — систематизировать знания и создать целост­ную картину события; раскрыть новые связи и отношения изу­ченных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности — к причинно-следственным связям.

Правильно поставленная цель урока позволяет определить ба­зовое содержание повторения, отобрать основной материал и раз­работать вопросы и задания. За несколько дней до урока учитель сообщает ученикам тему, план проведения занятия, дает вопросы и задания. Содержание предстоящей работы обсуждается вместе с учащимися, а вопросы и задания к уроку вывешиваются в классе. Они могут быть оформлены в виде таблицы:

 

Тема урока Вопросы для повторения
   

Повторительно-обобщающие уроки могут быть в виде практи­ческой работы или беседы. Учитель проводит ее по заранее продуманному плану. Обсуждается каждый пункт плана по вопросам, органически связанным друг с другом. Обсуждение может проходить в ходе развернутых ответов отдельных учащихся.

Сочетание устных и письменных заданий. Повторительно-обобщающий урок может включать в себя не только устные ответы, но и письменные работы учеников: решение задач, выполнение заданий, тестов, заполнение хронологических, синхронистических, систематизирующих таблиц. Для обобщающей работы по теме «Рос­сийская империя в XVIII — начале XIX вв.» целесообразно исполь­зовать следующую таблицу. Приводим ее фрагмент:

 

Четверть века Император Экономическое развитие Внутренняя политика Внешняя политика Рост дворянских привилегий Крестьянские движения Развитие культуры
1700-1725              
1700-1750              

Если на текущих уроках материал изучался в хронологической последовательности, то на повторительно-обобщающем можно провести обобщение по вертикальным столбцам таблицы, напри­мер рассмотреть рост дворянских привилегий на протяжении XVIII в. или развитие культуры.

Вот другой способ обобщения. Накануне повторительно-обобщающего урока ученикам предлагается выбрать из содержания учебника, своих конспектов и записать в хронологической последо­вательности факты упрочения государственной власти в период правления Петра I. На обобщающем уроке ученики коллективно обсуждают свои записи, уточняют и систематизируют их, попол­няют новыми фактами из раздаточного документального матери­ала. Итогом работы по проблемам власти в Петровскую эпоху станет совместно разработанный учениками план-конспект.

Уроки итогового повторения

Цель, требования. Уроки итогового повторения проводят в конце учебного года. Это может быть аналитико-обобщающая беседа. Их цель — закрепить знания важней­ших фактов, обобщить и подытожить изученное, проследить основные процессы от начала до завершения." Таким образом, пройденное повторяется по сквозным проблемам, а не в той по­следовательности, что на текущих уроках истории. Такие уроки вырабатывают у учащихся определенную точку зрения на изучен­ные события истории. Учащиеся применяют знания, работая с таблицами, графиками, логическими схемами. В их выводах и обобщениях содержатся элементы новых знаний. Итог обсуждае­мым проблемам подводится в развернутом резюме учителя.

Итоговое повторение должно содержать важные и трудные для учеников проблемы курса. Необходимо соблюдать тематическое и логическое единство повторения, повторяя не слишком большие темы.

Методика проведения. Проблемы курса станут ясны учени­кам только после неоднократного их рассмотрения. В конце пос­ледней четверти учитель составляет план итогового повторения для каждого класса. Повторение проводится на уроках во время беседы или докладов учеников, использовавших при подготовке доклада специальную научную литературу. Учитель также на урок подбирает из дополнительной литературы факты, цифры, выска­зывания, иллюстративный материал.


Литература (основная)

1. Борзова, Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ [Текст]: учебное пособие для студ.пед.училищ и колледжей /Л.П. Борзова. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2017 – 222с.

2. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. -  М.: Просвещение 2019. – 256 с.

3. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в начальной школе [Текст]: учебник для студ.высш.учеб.заведений /М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд.цент ВЛАДОС, 2018 – 240с.

4. Короткова, М.В., Практикум по методике преподавания истории в школе [Текст]: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений /М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд.цент ВЛАДОС,  2017. - 272с.

 

Литература (дополнительная)

1. Историческое образование в современной России. Справочно-методическое пособие для учителей. - М., 2007. – 178 с.

2. Ильинская, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке /И.А. Ильинская. -  М.: Просвещение,  2015. – 173 с.

3. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях /М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд.цент ВЛАДОС,  1999. – 89 с.

4. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. /Преподавание истории в школе. 2013г. № 4.;

5. Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. М., 2018.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.007 с.)